Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

РЕБЕНОК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ


16 мая 2014, 11:36 | 1 607 просмотров



Рождение ребенка – это радость, забота и тревога родителей о том, чтобы он рос здоровым, умным, сооб¬разительным. Раннее детство – это воз¬раст, когда закладываются основы его физического и психического здоровья.

Как будет развиваться ребенок, ког¬да он станет старше, каким будут его отношения с окружающими людьми? Все это во многом зависит от того что уже воспитано у малыша, или возникнет необходимость наверствовать упущен¬ное, «ломать» закрепившие нежелатель¬ные нормы поведения.

Эмоциональная ущербность, воз¬никшая при неправильном воспитании в первые годы жизни ребенка, сохраня¬ется долго. Дети, обойденные в раннем детстве лаской, вырастают обидчивыми, вспыльчивыми, замкнутыми. Воспитание начинается с первых дней его жизни. В первые годы при правильной организа¬ции жизни ребенок растет, прибавляет в весе, обладает разнообразными дви¬жениями, начиная с умения «владеть» собственным телом. Естественно, неко¬торые дети опережают указанные сроки, а другие овладевают движениями не¬сколько позже. Разница в 2-4 недели не имеет значения. Причина в том, что кро¬ме условий воспитания, имеют значение особенности нервной системы: удетей со слабыми нервными процессами, а так¬же у медлительных формирование того или иного движения более растянуто во времени, чем у шустрых и уравновешен-ных. Развитию движений на первом году жизни способствуют массаж и гимнасти¬ка. На протяжении второго года совер¬шенствуется ходьба. Чтобы движения ребенка стали ловкими не надо слишком опекать его:пусть сам залезает на диван, где пролезет под сто¬лом, заберется на стул. Совершенствуются и движения рук. С 2-х лет надо приучать ре¬бенка делать утреннюю гимнастику. На протя¬жении трех лет надо создавать условия для проявления детьми двигательной активно¬сти. Это способствует формированию смело¬сти, настойчивости, со¬образительности.

Параллельно физическому развитию идет развитие речи и умственных способно¬стей ребенка. Отстава¬ние в развитии речи в раннем возрасте может иметь неблагоприятные последствия в дошкольные и школьные годы. С появле¬нием речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, вообра¬жения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой отставание в развитии психики ребенка. Замедленное разви¬тие речи может быть вызвано разными причинами, установить которые могут врач или логопед. Однако чаще всего это результат недостаточного внимания взрослых к этому вопросу или неумело¬го воспитания. Большое значение имеет жизненная обстановка, в которой вос¬питывается ребенок- уход окружающих взрослых, их бережное, доброжелатель-ное отношение обеспечивает развитие ответных подражательных реакций. Без этого невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь. Правильное чередование сна, питания позволяет планомерно проводить рабо¬ту по развитию речи и всех психических функций ребенка. Разговаривая с ма¬лышом надо следить, чтобы речь была четкой, выразительной. С полутора лет ребенка надо приучать полоскать и чи¬стить зубы. Рот полощут утром, вечером и после каждого приема пищи. Вначале зубы чистят лишь мокрой зубной щеткой и лишь потом, если малыш будет по-ложительно к этому относиться, можно чистить и детской зубной пастой утром и вечером перед сном. В этом же возрас¬те надо следить, чтобы ребенок не сосал пальцы, следить за состоянием ногтей рук и ног, прививать навыки правильного поведения во время еды. Питание детей раннего возраста имеет свои акценты, которые зависят от анатомо-физио¬логических особенностей: ускоренные темпы роста и увеличение массы тела, дифференцировка центральной нервной системы, иммунной системы, совершен-ствование пищеварительного аппарата.

От 1-го года до 1,5 лет дети про¬должают получать 5-ти разовое питание с постепенным переходом к 3-м годам к 4-х кратному питанию. Кулинарная обра¬ботка от 1,5лет до 3-х лет: разваренные каши, овощи и крупы в виде запеканок, тушенные овощи, салаты мелко наре¬занные, мясные котлеты паровые, реже жаренные, рагу мелкими кусками. Нормы продуктов в день: молоко 700 мл, творог 35-40 гр, мясо, рыба 80 гр, яйца 25 гр,(1/2 яйца), сливочное масло 15-20 гр, сахар 30-40 гр.

Закаливание – одно из эффектив¬ных средств профилактики заболеваний. Оно способствует лучшему приспособле¬нию организма к холоду, жаре, повыша¬ет устойчивость к вирусам и бактериальным заражени¬ям. Солнце, воздух и вода –главные факторы закали¬вания. Закаливание водой разной температуры явля¬ется во всех возрастах од¬ним из действенных видов закаливания. Однако не¬обходимо помнить, что во¬дные процедуры, особенно в раннем возрасте, нужно применять особенно осто¬рожно. Прежде чем начать водные процедуры необхо¬димо провести курс сухих обтираний. Куском чистой мягкой ткани растирайте все тело ребенка до тех пор, пока не появится крас¬нота кожи. Курс составляет 2-3 недели. Обтирание во¬дой лучше всего проводить по утрам, как только ребе¬нок проснется смоченным в воде и отжатым полотен¬цем. Температура воды должна быть 32- 33 градуса с последующим снижением на 1 градус каждые 2-3 дня, постепенно сни¬жая до комнатной температуры. Обтира¬ние начинается с ручек, затем грудь и животик, спинку, ягодицы и ножки. После обтирания насухо вытирают и растирают мягким полотенцем до легкого покрасне¬ния и накрывают ребенка одеяльцем. Вся процедура длится 5-6 минут и про¬водится в течении 2-3 недель. Наиболее сильнодействующей закаливающей во¬дной процедурой является обливание. Воду выливают на тело, минуя головку.

Душем пользоваться в раннем воз¬расте не следует, так как струи воды с большой силой падая на тело, могут вызвать раздражение кожи и через нее воздействуют на нервную систему, что может принести вред здоровью ребенка. К хорошим закаливающим средствам относятся умывание прохладной водой, ходьба босиком, полоскание рта и зева прохладной водой, а затем и холод¬ной.

В период вспышки гриппа и в период резкого колебания темпера¬туры воздуха (осень, весна) с профи¬лактической целью необходимо дома проводить полоскание рта и зева настоем трав: шалфей, череда, эв-калипт, ромашка. Обязательно раз в год показывайте ребенка стома-тологу и ЛОР врачу, чтобы вовремя выявить очаг инфекции и пролечить.

Правильный уход и воспита¬ние, естественное вскармливание и дальнейшее рациональное пита¬ние, свежий воздух, закаливание, бодрое, активное и жизнерадостное поведение ребенка – вот те условия, которые помогают его организму вырабатывать защитные вещества против различных микроорганизмов.

Пассивный иммунитет выра¬батывается у ребенка и искусствен¬но посредством вакцинации, то есть прививок, которые тоже приводят к выработке антител. Хороший резуль¬тат получается только после полного проведения курса прививок. Дли¬тельность искусственно приобретен¬ного иммунитета против разных бо¬лезней различна – от 1 года до 5-7 лет. По истечении срока прививки делают по¬вторно, повторная прививка называется ревакцинацией. К сожалению, родители не всегда приводят вовремя детей на прививку, что ведет к слабой иммуниза¬ции.

Необходимо держать тесную связь с поликлиникой, чтобы сохранить здо¬ровье ребенка, наблюдать за его разви¬тием, состоянием и вовремя принимать меры в случаях отклонения от нормы.

Пусть наши дети растут здоровы¬ми, жизнерадостными, счастливыми!

Автор:
Б.Б. ЖАНАДИЛОВА врач-педиатр, высшей категории РГКП «Республиканский центр реаби¬литации «Бурабай» МЗ РК Акмолинская обл., Бурабайский р/н, п.Бурабай.