Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ЛОМАТЬ – НЕ СТРОИТЬ, ДУША НЕ БОЛИТ


28 марта 2014, 14:33 | 4 057 просмотров



СТАРЫЙ СИМВОЛ ГО¬РОЖАНЕ ЛЮБИЛИ...

Каким будет Талдыкорган через 35 лет? Архитекторы представили новый генеральный план областного центра. Реакция горожан была неоднозначной.

В конце минувшего года в Талды¬коргане был презентован новый гене¬ральный план градостроительства, так как в нынешнем году истекает срок дей¬ствия старого, разработанного еще при переносе областного центра из Алматы в Талдыкорган.

Разработчики подошли к новому проекту с перспективой на будущее, включив в эту перспективу и масштаб¬ные помпезные объекты.

Горожане к фантазиям архитекторов отнеслись неоднозначно. Что-то в новом варианте застройки вызвало одобрение, а что-то определилось как необоснован¬ная трата бюджетных средств. В процес¬се общественных слушаний была выска¬зана масса пожеланий и рациональных предложений.

Но будет ли учтено мнение обще¬ственности? Трудно сказать. Два года назад, когда принялись возводить архи¬тектурную композицию на въезде в город, народ тоже был против, но его глас не был услышан.

БОЛЬНИЦА, БАНЯ, АЭРО¬ПОРТ

В новом проекте генплана, рассчитанного на 35 лет, талдыкорганцы на ура восприняли идею появления в городе больничного и банно-оздоровительного комплек¬сов. Своевременно, по мнению горожан, запланировано и строительство зданий железнодорожного вокзала и аэропорта. Специалисты, работавшие над проектом, уверены, что существующий аэропорт опасен для жите¬лей.

– Здание аэропорта и взлетно-посадочная полоса должны находиться не менее чем в десяти километрах от города, а заход на посадку не должен проходить над жилыми строениями, – сказала представитель проек¬тно-градостроительной фирмы Любовь НЫСАНБАЕВА. – Существующий аэропорт не выдерживает этих норм, а высота, на которой самолет пролетает над городом, не превышает 740 метров, и ее можно назвать риско¬ванной.

Проектом предусмотрена застройка восточной и осо¬бенно юго-западной части, которая расширит существующие границы города. Там уже возводятся жилые массивы, в их архитектурный ансамбль должны вписаться стадион и велотрек с большой универсальной ареной, плавательный бассейн и новая библи¬отека, Дворец школьников и даже драмтеатр и ТЮЗ. Вокруг намечено создать зоны отдыха с тротуарами и фонтанами.

Зачем нам шесть мостов!

Особый вопрос – транспортная инфраструктура. Тут предполагается строи¬тельство шести мостов и кольцевой объездной дороги, а также новая планировка существующей улично-дорожной сети. Вот в этом месте возникла масса вопросов. Например, как расширять улицы центра города, если вдоль них стоят жилые дома, ад¬министративные и торговые центры? Пару лет назад уже расширяли проезжую часть на некоторых улицах, но тогда под топор пошли сотни деревьев. Строения же просто так не “вырубишь”…

...А НОВЫЙ СРАЗУ ОБЛЕЗ

И зачем нам шесть мостов, когда и два вполне справляются с транспортным пото¬ком, задавались вопросом талдыкорганцы. Лучше на эти деньги качественно отремон¬тировать асфальтовое покрытие не только на центральных улицах, но и на окраинах!

Для людей или престижа ради?

Вопросов люди задавали много. И предложения выдвигали дельные. Только вот услышат ли их чиновники, или пренебрегут, как не раз бывало?

Вспомнить хотя бы, как учитывалось общественное мнение при строительстве но¬вой стелы на западном въезде в город…

…В апреле 2012 года на кольце демонтировали стелу, которая давно уже стала визитной карточкой Талдыкоргана. Против строительства нового сооружения восстала общественность. Неравнодушные горожане считали, что 48 миллионов тенге, выде¬ленные на помпезную стройку, лучше потратить на качественный ремонт дорог, ас¬фальтирование окраинных улиц, обустройство детских дворовых площадок, установку наружного освещения – в городском коммунальном хозяйстве немало дыр, которые надо бы залатать. Как весомый аргумент приводили слова Президента: “Деньги, что выделяются акиматам, должны на¬правляться на первостепенные социаль¬ные нужды людей, а не на дорогостоя¬щие объекты, возводимые лишь ради престижа и доклада начальству!”.

Но начальник Талдыкорганского от¬дела архитектуры и градостроительства Каби БАУЛЫКОВ тогда заявил, мол, ста¬рая стела, построенная еще в 1978 году, олицетворяла союз 15 респуб¬лик, а нашему краю нужен новый символ. И он будет!

Наверное, чистым совпадением сто¬ит считать, что из 50 работ комиссией было выбрано два проекта и оба – ав¬торства самого Каби Баулыкова. Сейчас композиция “Жетысу” венчает западное кольцо города. В ночное время при цве¬товом освещении она смотрится впечат¬ляюще, а вот днем являет собой жалкое зрелище, несмотря на планируемую величественность, – потеки от осадков и выхлопа машин, известковый налет, которые ничем не замаскируешь на свет¬лом камне…

Автор:
Евгения АЛЕКСАНДРОВА