Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

СК "ФАРМАЦИЯ" ОТВЕТИЛА НА ОБВИНЕНИЯ ДЕПУТАТОВ О ЗАВЫШЕННЫХ ЦЕНАХ


28 марта 2014, 14:16 | 1 220 просмотров



СК «Фармация» в своем официальном комментарии для kursiv.kz решило разъ¬яснить свою позицию по поводу звучащих обвинений о завышении цен на лекарства в рамках гарантированного объема меди¬цинской помощи и рассказать о ситуации на рынке лекарств в рамках гарантирован¬ного государством объема медицинской помощи. На наши вопросы ответила глава службы по связям с общественностью СК «Фармация» Инкар Мирьякупова.

Единый дистрибьютор по закупу лекарств в рамках гарантированного государственного объема медицинской помощи СК «Фармация» в последнее время была в центре обществен¬ной критики и свое недовольство работой ТОО выражали, в том числе, депутаты мажилиса парламента Казахстана. Kursiv.kz в материале от 14 марта 2014 года «Депутаты разглядели завышенные цены лекарств CK «Фармация» мы представили точку зрения парламентариев на проблему закупки лекарственных препара¬тов и отметили, что надеемся и на ответ са¬мого единого дистрибьютора, так как затрону¬тые депутатами темы касаются значительной части казахстанских граждан. Напомним, что предметом опасений парламентариев стали завышенные цены на покупку лекарств со сто¬роны СК «Фармация». В частности депутаты партии «Ак жол» в ходе заседания в парла¬менте заявили, что направили запрос в Гене¬ральную прокуратуру с просьбой проверить его деятельность на предмет непрозрачности покупок лекарственных средств, осуществляе¬мых единым дистрибьютором.

Например, мажилисвумен Меруерт Казбе¬кова, отметила, что Казахстан относится к ре¬гиону с высокой эпидемичностью распростра¬нения вирусных гепатитов и ежегодно только официально регистрируются от 13 до 30 тыс. фактов заболевания. В рамках реализации го¬спрограммы «Саламатты Казахстан» выделя¬ется по 3,5 млрд тенге. Гарантированный объ¬ем бесплатной медицинской помощи включает противовирусную терапию гепатита. В партии «Ак жол» напомнили, что, в Грузии также есть национальный дистрибьютор, который за¬нимается закупом препаратов для больных острыми заболеваниями, в том числе гепати¬том, но этот закуп в несколько раз дешевле, чем у СК «Фармация». Депутаты привели и другие конкретные примеры. В 2013 году СК «Фармация» закупила 9 аппаратов для гепа¬тообследования у ТОО «Дельрус РК» на сум¬му свыше 300 млн тенге, за каждый аппарат государство заплатило 35 млн тенге. Хотя, как показала проверка - эти аппараты отпускались по цене 19 млн тенге за штуку. Депутаты также выяснили, что уже выявленные факты разни¬цы между ценой, по которой закуплена медтех¬ника «СК-Фармацией», и их рыночной стоимо¬стью составила свыше 144 млн.

Представитель СК "Фармация" Инкар Мирьякупова отметила, что следует сразу же оговориться, что многие вопросы, касающие¬ся всего фармацевтического рынка страны, не входят в компетенцию Единого дистрибьюто¬ра. СК «Фармация» может говорить лишь о вопросах, касающихся только закупа лекар-ственных средств и изделий медицинского на¬значения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, закупаемых через систему единой дистрибуции. Единый дистрибьютор является оператором по закупу, хранению и поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной меди¬цинской помощи. Основными задачами Едино¬го дистрибьютора являются бесперебойность лекарственного обеспечения, экономия бюд¬жетных средств и поддержка отечественного производства.

- Как девальвация казахстанской ва¬люты может отразиться на бесплатном лекарственном обеспечении больных в Ка¬захстане?

Создавшаяся в стране ситуация, вызван¬ная колебанием курса доллара, наглядно продемонстрировала преимущества действу¬ющей системы единой дистрибуции. Нала¬женные за годы работы процедуры позволили значительно снизить риски срывов поставок и перебоев в лекарственном обеспечении насе-ления, гарантированного государством в рам¬ках бесплатной медицинской помощи.

В первую очередь, это заблаговременное проведение тендерных процедур. Договоры на поставку лекарственных средств и изделий ме¬дицинского назначения были заключены Еди¬ным дистрибьютором в тенге еще в 2013 году. На момент девальвации 40% закупленной про¬дукции на 2014 год уже находились на складах Единого дистрибьютора.

За счет собственных средств Единого дис¬трибьютора сформирован неснижаемый стра¬тегический запас лекарственных средств для лечения социально-значимых заболеваний, что также значительно снижает риск перебоев в лекарственном обеспечении.

- Программа по развитию фармацев¬тической промышленности РК рассчи¬тана на 5 лет и реализуется с 2010 года. Одним из важных индикаторов отрасли является обеспечение внутреннего рынка отечественными лекарственными препа¬ратами на 50% уже к концу текущего года. Насколько реализуемы эти планы?

Способствование развитию отечествен¬ной фармацевтической индустрии – одно из ключевых направлений деятельности Едино¬го дистрибьютора. Для осуществления этой задачи предусмотрены преференции, предо¬ставляемые отечественным производителям в целях реализации Программы по развитию отечественной фармацевтической отрасли в рамках государственной программы форси¬рованного индустриального инновационного развития. Это предоставление приоритета в тендерных процедурах, когда в случае участия в тендере отечественных производителей, за¬явки от других поставщиков даже не рассма-триваются; а также заключение долгосрочных договоров поставки сроком на 7 лет. С 2009 по 2014г. Единым дистрибьютором заключено 15 долгосрочных семилетних договоров с 14 отечественными товаропроизво¬дителями на поставку 998 наиме¬нований лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Благодаря этим мерам за 5 лет продукция отечественного произ¬водства закуплена на сумму 58,3 млрд. тенге, а ее доля в рамках ГОБМП в натуральном выражении на сегодняшний день уже достигла 75%.

Отметим, что в рамках госу¬дарственной программы по раз¬витию фармацевтической отрас¬ли с задачи, поставленные перед Единым дистрибьютором в части обеспечения стабильного рынка сбыта продукции отечественной фармацевтической продукции и за¬ключения долгосрочных договоров поставок с производителями, вы¬полнены.

Что в свете девальвации будет с лекарствами для тяже¬лобольных людей, которые как правило завозятся в Казахстан за доллары, для диабетиков, онкобольных, планируется ли повышение цен на такие лекар¬ства?

Как уже говорилось, система единой дистрибуции позволила обезопасить население страны от перебоев с поставками препаратов для бесплатного лекарственного обеспечения. Это касается и препаратов для лечения социально-значимых заболеваний, таких как диабет, онкология, ВИЧ, туберкулез, заболевания крови и т.д. Кроме того, нами за счет собственных средств Единого дистри¬бьютора сформирован неснижаемый страте¬гический запас именно по этим заболеваниям.

Также для обеспечения бесперебойности поставок в компании разработан эффектив¬ный механизм планирования закупа и поста¬вок, позволяющий осуществлять онлайн-мони¬торинг исполнения договорных обязательств, соблюдения надлежащих условий хранения и транспортировки лекарственных средств, и соблюдения остаточного срока годности. Как уже говорилось выше, благодаря тому, что процедуры закупа лекарств производятся за¬благовременно, договоры на поставку лекар¬ственных средств были заключены еще в 2013 году, и порядка 40% продукции по всему спи¬ску Единого дистрибьютора уже отгружено на склады.

Каком в свете девальвации представ¬ляется судьба «СК-Фармация» и казах¬станских лекарственных препаратов?

Государственная программа по развитию фармацевтической отрасли, разработанная в рамках ГП ФИИР, разработана именно с целью обеспечения лекарственной безопас¬ности страны. По результатам ее реализации 50% потребности государства в лекарственных средствах на будут обеспечиваться за счет от-ечественной продукции. Это позволит Казах¬стану избежать импортозависимости в обла¬сти лекарственного обеспечения. Касательно закупа продукции отечественного производ¬ства отметим, что за 5 лет продукция отече¬ственного производства закуплена на сумму 58,3 млрд. тенге, а ее доля в рамках ГОБМП в натуральном выражении на сегодняшний день уже достигла 75%. Значительного снижения при закупе в 2014г. по сравнению с итогами 2013г. нет, как вы понимаете, говорить об ито¬гах закупа на 2014г. слишком преждевременно, предварительно на 2014г. запланирован закуп отечественной продукции на уровне предыду¬щего года. По результатам же закупов преды¬дущих лет, наблюдалось планомерное увели¬чение сумм закупа продукции отечественного производства. Что касается системы единой дистрибуции лекарственных средств в свете возникшей в связи с изменением курса тенге ситуации, как уже говорилось выше, в вопро¬сах лекарственного обеспечения населения в рамках гарантированного государством бес¬платного объема медицинской помощи, ее бесперебойности и целесообразности, систе¬ма доказала свою эффективность.

Все процедуры Единого дистрибьютора разработаны именно в целях обеспечения бесперебойности поставок. Подавляющее ко¬личество нареканий относительно перебоев в поставках приходится на начало деятельности Единого дистрибьютора, когда логистический процедуры не были отработаны в полной мере. Кроме того, компания проводит постоян¬ную работу по их совершенствованию.

- Насколько помогает в разрешении проблем с лекарствами наличие систе¬мы централизованного госзакупа лекар¬ственных препаратов. Помогает ли это?

Для медицинских организаций система единой дистрибуции предоставила целый ряд преимуществ.

Одно из стратегических направлений деятельности Единого дистрибьютора – это экономия бюджетных средств. Централиза¬ция закупа и закупочные процедуры позволяет добиваться значительного снижения цен на лексредства как за счет объемов закупа, так и благодаря самим процедурам. С 2009 по 2014 годы общая экономия при закупе Едино¬го дистрибьютора составила порядка 27 млрд. тенге. Эти деньги остаются в бюджете страны. Медицинские организации могут направить сэкономленные средства как на дополнитель¬ный закуп лекарств, так и на другие статьи рас¬ходов. Также одно из преимуществ системы единой дистрибуции – это бесперебойность поставок. Поставки лекарств на склады Еди¬ного дистрибьютора от поставщиков осущест¬вляются заблаговременно, так что на наших складах всегда есть трехмесячный запас для оперативного реагирования даже на неожи¬данно возникшую потребность. Региональные склады позволяют осуществлять более бы¬струю доставку. В компании внедрена единая фармацевтическая информационная система, которая позволяет не только отслеживать дви¬жение продукции от поставщиков до медицин¬ских организаций, но и осуществлять монито¬ринг срока годности лекарственных средств, условий их хранения и транспортировки, а также осуществлять управление запасами ле¬карственных средств и изделий медицинского назначения, что позволяет, в случае необхо¬димости, перенаправлять лекарственные за¬пасы со складов в разных регионов в регион, испытывающий острую потребность в продук¬ции. Единый дистрибьютор осуществляет до¬ставку лекарственных средств даже в самые удаленные уголки страны – по любому адресу, который в договоре указывает медицинская организация в качестве места поставки. Из собственных средств Единого дистрибьютора сформирован неснижаемый стратегический запас лекарственных средств по социально- значимым заболеваниям.

- Справедливо ли обвинение, что СК "Фармация" завышает цены на покупае¬мые лекарства в два-три раза, о чем сооб¬щали депутаты в ходе правительствен¬ного часа?

Нужно отметить, что Единый дистрибью¬тор самостоятельно не влияет на цены закупа. Экономия при закупе лекарственных средств обеспечивается благодаря процедурам за¬купа Единого дистрибьютора. Деятельность Единого дистрибьютора регламентируется «Правилами организации и проведения заку¬па лекарственных средств, профилактических, иммунобиологических, диагностических, де¬зинфицирующих) препаратов, изделий меди¬цинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию гаран¬тированного объема бесплатной медицинской помощи», утвержденных Постановлением Правительства РК №1729 от 30 октября 2009г. Согласно Правилам, Единый дистрибьютор организует закуп согласно Списку лекарствен¬ных средств и изделий медицинского назначе¬ния, подлежащих закупу у Единого дистрибью¬тора, также включающему предельные цены закупа по каждому наименованию, который ежегодно утверждается Министерством здра¬воохранения РК. Нужно отметить, что список лекарственных средств, подлежащий закупу у Единого дистрибьютора, ежегодно фор¬мируется формулярной комиссией, в состав которой входят специалисты министерства здравоохранения, ученые, практические меди-цинские работники организаций здравоохране¬ния, представители неправительственных ор¬ганизаций, обладающие необходимым опытом работы и квалификацией для согласования и рассмотрения научных, медицинских аспектов исследований по использованию лекарствен¬ных средств. По результатам анализа вну¬треннего фармацевтического рынка страны, а также рынков референтных стран, уполно¬моченный орган в области здравоохранения формирует предельные цены закупа по каждо¬му наименованию списка Единого дистрибью¬тора. После утверждения списка уполномо¬ченным органом в области здравоохранения, Единый дистрибьютор проводит заявочную процедуру, для определения объемов потреб¬ности медицинских организаций, после чего объявляется тендер на закуп лекарственных средств и изделий медназначения. Согласно Правилам, при закупе Единый дистрибьютор проводит процедуры закупа с помощью двух-этапных процедур. На текущий момент это наиболее открытые и прозрачные процедуры, позволяющие потенциальным поставщикам на первом этапе в случае наличия замечаний к тендерной документации дополнить заявки в соответствии с требованиями. Экономию бюджетных средств при закупе через систе¬му единой дистрибуции обеспечивает второй этап тендерных процедур – аукцион на по¬нижение цены, когда потенциальные постав¬щики предлагают цены на понижение, исходя из предельных цен Единого дистрибьютора, утвержденных Министерством здравоохра¬нения. Согласно процедурам, утвержденным Правилами, Единый дистрибьютор не имеет каких-либо дополнительных рычагов влияния на дополнительное снижение цены. Цена за¬купа формируется на основании предельной цены, установленной для Единого дистрибью¬тора, и скидки, предоставленной поставщиком во время аукциона на понижение цены.

Что касается вопроса по ценовой разнице при госзакупе пегилированных интерферонов по сравнению с Украиной и Грузией, озвучен¬ной депутатами партии «Ак-Жол» в ходе пра¬вительственного часа, позвольте обратить Ваше внимание на целый ряд факторов. В первую очередь, отметим, что предельные цены на закуп через систему единой дистри¬буции на пегилированные интерфероны для лечения гепатита С на 2014 год формирова¬лись в начале 2013г., когда в Грузии и Украине госпрограммы по лечению вирусного гепатита С еще не были запущены.

Пегилированный интерферон на 2014год был закуплен единым дистрибьютором 17 сен¬тября 2013 года в рамках тендера с использо¬ванием двухэтапных процедур по закупу ле¬карственных средств на 2014 год (190 лотов), в то время как в Грузии закуп пегилированных интерферонов состоялся лишь 27 декабря 2013 года для осуществления государственной программы общественного здравоохранения для антивирусного лечения 1000 пациентов в пенитенциарной системы.

Необходимо подчеркнуть, что согласно Правилам Единый дистрибьютор закупает препараты, зарегистрированные в Республике Казахстан. По состоянию на текущий момент в республике зарегистрированы и разрешены к применению препараты пегинтерферон альфа 2-а (Пегасис) и пегинтерферон альфа 2-б (Пе-гИнтрон). Препарат пегинтерферон альфа-2 пегферон в Республике Казахстан не зареги¬стрирован.

Отметим также, что в Грузии распростра¬ненность вирусными гепатитами составляет 6-9%, в Украине, согласно пояснительной записке к Государственной программе – 3% населения. В связи с неблагополучной эпи¬демиологической обстановкой по гепатитам в этих странах введены государственные программы, согласно которым данное забо¬левание вынесено в список приоритетных, в связи с чем правительствами этих стран со¬вместно с международными и общественны¬ми организациями, а также производителями пегилированных интерферонов – компаниями Hoffmann La Roche и Merck Sharp and Dohme, разработан комплекс мер для осуществления этих программ, в том числе и направленных на снижение стоимости лечения. Заметим также, что упоминаемый в статье «национальный дистрибьютор Грузии, который занимается закупом препаратов для больных острыми за¬болеваниями, в том числе гепатитом» в пере¬говорном процессе по снижению цен закупа на эти препараты, не участвует.

Отметим, что правительством Республики Казахстан в качестве приоритетных социаль¬но-значимых нозологий, для которых разрабо¬таны государственные программы, являются онкология, болезни системы кровообращения, туберкулез, сахарный диабет, а также мате¬ринство и детство. На данный момент лечение вирусного гепатита С в Казахстане проводится в рамках государственной программы «Сала¬матты Казахстан».

Хотелось бы также прокомментировать ряд вопросов, поднятых в статье, опублико¬ванной на сайте kursiv.kz, где критиковалась работа СК «Фармация».

«Президент ассоциации «ФармМед-Инду¬стрия Казахстана» Серик Султанов также об¬ращал внимание на ситуацию с закупом пре¬паратов для больных гепатитом, в том числе с препаратом «Гепадиф», который много лет за¬купался у ТОО «Абди Ибрахим Глобал Фарм» почти на 600 млн. тенге. Однако, неожиданно этот препарат единый дистрибьютор решил сменить на иностранный, достаточно дорогой аналог, не объяснив причин такого решения».

Необходимо отметить, что согласно Пра¬вилам, Единый дистрибьютор осуществляет закуп лекарственных средств согласно Спи¬ску, по международному непатентованному наименованию, в случае с «Гепадифом» его МНН – Карнитина оротат (в т. ч. кислоты оро¬товой и карнитина), антитоксическая фракция экстракта печени (в т. ч. цианкобаламин), пиридоксина гидрохлорид, цианкобаламин, аденина гидрохлорид, рибофлавин. Согласно Правилам, Единый дистрибьютор не может принимать решение о замене препарата на аналог – торговое наименование закупаемого препарата определяется лишь по результатам тендера. К слову отметим, что по данному наи¬менованию на 2014г. Единым дистрибьютором закуплен именно препарат «Гепадиф», и имен¬но у компании у ТОО «Абди Ибрахим Глобал Фарм», выступающей в этом случае в качестве дистрибьютора данного препарата.

«Таким образом, СК «Фармация» все чаще становится объектом критики со сторо¬ны как специалистов фарминдустрии, так и чиновников, которые обвиняют ТОО в непро¬зрачности и самое интересное, что единый дистрибьютор, в том числе на своем офици¬альном сайте не раскрывает своей финансо¬вой отчетности».

В основу Правил закупа Единым дис¬трибьютором легли принципы надлежащей практики закупа лекарственных средств, пред¬усматривающих целый ряд значительных пре¬имуществ таких процедур. Первый этап, пред¬усматривающий проверку на качественное соответствие заявленной продукции всем тре¬бованиям. Он также обеспечивает прозрач¬ность и гласность процесса закупа благодаря предоставляемой заявителям возможности исправить погрешности в представленной до¬кументации. А второй этап, аукцион на пониже¬ние цены, позволяет значительно сэкономить бюджетные средства и обеспечить добросо¬вестную конкуренцию. В тендерную комиссию привлекаются эксперты из заинтересованных отраслей, а наблюдать за процедурами при¬глашаются представители самых разных структур, от правоохранительных органов до неправительственных организаций. Ре¬зультаты тендеров публикуются на сайте СК- Фармация, информация об объемах закупа, экономии и затраченных на лекарственное обеспечение бюджетных средствах регуляр¬но публикуются в прессе. Таким образом, все процедуры закупа Единого дистрибьютора аб¬солютно прозрачны, и соответствуют между¬народным стандартам.

«В частности президент Ассоциации «ФармМедИндустрия» Серик Султанов счи¬тает, что все это делалось для того, чтобы отвлечь внимание от реальной проблемы, а именно от того, что продолжает сокращаться закуп казахстанских препаратов, а единый дистрибьютор лоббирует интересы иностран¬ных производителей».

Еще раз подчеркнем, что одно из ключе¬вых направлений деятельности Единого дис¬трибьютора – способствовать развитию отече¬ственной фармацевтической промышленности. Для этого при закупе через систему единой дистрибуции отечественным производителям предоставляются значительные преферен¬ции. С отечественными производителями за¬ключаются долгосрочные договоры поставки сроком на 7 лет – обязательным условием при заключении таких договоров является модер¬низация существующего или строительство нового производства фармацевтической про¬дукции в соответствии с международными стандартами. Отечественным производите¬лям предоставляется приоритет и в тендерных процедурах. Если в тендере участвует отече¬ственный производитель со своей продукцией, заявки от других поставщиков даже не рассма¬триваются.

Автор:
Аскар МУМИНОВ