Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

РАЗОБЛАЧАЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ


1 марта 2014, 12:44 | 1 468 просмотров



Заявление мажилисвумен Дариги На¬зарбаевой о необходимости упразднения Ми¬нистерства здравоохранения взбудоражило общество. Думаю, это было сказано в сердцах, как реакция на попытки министра Салидат Ка¬ирбековой снять с себя ответственность за не¬довольство граждан системой медуслуг. Сло¬ва эти нельзя понимать буквально, а, скорее, как некую эмоциональную метафору того, что министерство работает неэффективно и вы¬зывает большое недовольство населения. Но доля истины, и надо сказать немалая, в этих словах всё же есть…

За годы независимости казахстанская ме¬дицина потеряла очень много драгоценного времени. Реформы, которые проводили в этот период, можно охарактеризовать как «шаг вперёд, два назад». Система здравоохране¬ния судорожно металась: от государственной к обязательному медицинскому страхованию, затем от него до нынешней смешанной систе¬мы.

В период, когда в бюджете появились деньги и здравоохранение получило финан¬совые средства, оно стало вкладывать их не в профилактическую медицину, а в стацио¬нарную. То есть началась покупка дорогосто¬ящего оборудования, которое, как правило, годами простаивало из-за отсутствия специ¬алистов и влекло за собой дорогой ремонт, строительство образцово-показательных ме¬дицинских центров для демонстрации успехов отечественной медицины. Вполне возможно, что это делалось не только по неведению, но и для «поддержки штанов» нечистых на руку чиновников. Проводимые реформы не учиты¬вали возможности системы оказания медуслуг и информированность, участие и поддержку гражданского общества.

Да и сегодня подчас медики продолжа¬ют демонстрировать всему миру то, что, по сути, является не чем иным, как недально¬видностью, поверхностным подходом и даже нерациональным использованием народных средств. Например, у нас в стране сегодня около 17 тыс. бесплодных браков. Государ¬ство тратит большие деньги на решение этой проблемы путём выделения средств для ЭКО – стоимость одной попытки которого обхо¬дится государству в 1 млн тенге. Чиновники гордятся тем, что ежегодно осваиваются всё больше средств на эти дорогостоящие проце¬дуры.

С одной стороны, это разрешение проблемы. Но в то же время по количеству калечащих здо¬ровье абортов Казахстан опережает Европу в 4–5 раз. Это можно было бы решить за счёт обе¬спечения недорогими контрацептивами всех женщин детородного возраста за счёт государства. В Казахстане обеспеченность контрацептивами женщин детородного возраста составляет 38,3%, в то время как по стандартам ВОЗ этот показатель охвата должен достигать 70%. А что такое контрацептивы? Это профилактика не только абортов, но и бесплодия, хронических заболеваний, разводов, человеческих драм. То есть мало того, что медики борются с последствиями вместо того, чтобы заниматься профилактикой, так они ещё возводят это в ранг достижений!

Много победных слов было в связи с операцией по пересадке сердца. Не спорю, вещь очень нужная. Она относится к области передовых и очень дорогостоящих технологий. А не выгоднее ли было вложить больше средств вначале в пропаганду органного донорства и в уменьшение необхо¬димости пересадки сердца, то есть в массовую профилактику сердечно-сосудистых заболеваний?

Посмотрите, в каком состоянии находится амбулаторно-поликлиническая сеть: очереди, от¬сутствие своевременного бесплатного лекарственного обеспечения, физическая нехватка медра¬ботников. А ведь это передовая линия и самый главный в вопросах профилактики и ранней диа¬гностики участок медицинского фронта.

В излишней централизации, которая сегодня имеет место, есть большой минус: подавляется инициатива нижестоящих руководителей, формируется «армия оловянных солдатиков» без права голоса, на которых всегда можно списать промахи и ошибки. Например, создание единого дис¬трибьютора «СК Фармация» для централизованного закупа большого количества лекарств, на мой взгляд, отстранило руководителей лечебных учреждений от этого процесса, и, соответственно, они сняли с себя какую-то часть ответственности. Возможно, результатом всего этого и является то, что сегодня в новой редакции проектов Уголовного и Административного кодексов есть много не¬доработанных статей, напрямую касающихся медицинского сообщества.

У меня возникает вопрос: знают ли об этом рядовые врачи или они отдали всё на откуп чи¬новникам? А ведь завтра от этого будет зависеть судьба каждого практикующего врача. Сегодня голос врача-профессионала, будь то организатор здравоохранения или клинический специалист, стал не слышен, хотя в этом есть и доля их собственной вины. И все эти проблемы накапливались по нарастающей. Нынешний же министр в какой-то мере оказалась заложником этой ситуации. А впереди времена ничуть не легче...

Сегодня чиновничья часть системы здравоохранения – это крайне закрытая, не¬поворотливая бюрократическая машина, ориентированная не на людей и врачебное сообщество, а на формальные показатели, оторванные от реальности реформы и по¬бедные рапорты. С одной стороны, система здравоохранения слишком централизована и забюрократизирована, с другой – у неё нет обратной связи с населением, нет знания того, что реально происходит на местах. Поэтому спускаемые сверху реформы «пробуксовыва¬ют» и не дают желаемого результата.

При этом министерство и все его структу¬ры упорно не желают признать неправитель¬ственный сектор в качестве равноправного партнёра, недооценивая экспертный потен¬циал НПО и имеющиеся в их распоряжении прямые каналы коммуникации с населением. Чиновники от здравоохранения недооценива¬ют партнёрство с учёными, врачебными, мед¬сестринскими, пациентозащитными сообще¬ствами. Деятельность общественных советов на всех уровнях – сплошная профанация. В результате у них нет поддержки, и то, что они делают, народ не понимает, не принимает и не поддерживает.

Между тем, по данным социологических опросов, по значимости для населения вопро¬сы здравоохранения прочно занимают 2-е ме¬сто после ЖКХ. ОФ «Аман-саулык» работает в медико-социальной сфере вот уже более 6 лет, и всё это время при фонде функциони¬рует «Горячая линия» по вопросам качества и доступности медико-социальных услуг, на которую, по данным на 1 января 2014 года, по¬ступило 22 576 обращений.

Но, как это ни парадоксально, данные све¬дения не востребованы чиновниками от здра¬воохранения. Может быть, они не хотят знать правду или им просто некогда? Только у меня вопрос: кто кому служит? Народ власти или власть народу? Пациенты медработникам или медработники пациентам? Народ для реформ или реформы для народа? Право на здоровье в Республике Казахстан закреплено в Консти¬туции страны. Не каждая страна может этим гордиться. А народ в нашей стране по Кон¬ституции – единственный и главный источник власти.

Автор:
Бахыт ТУМЕНОВА, Президент ОФ «Аман-саулык»