Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

НЕ ЗНАНИЕ ЗАКОНА НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ


10 ноября 2013, 13:20 | 1 081 просмотр



Наибольшее количество жителей нашей странны практически ничего не знает о своем законодательстве, пока вплотную не столкнется с его применением и нормами. Это бывает в случаях, когда человек попадает под административную, уголовную и любую другую ответственность. Ведь всякое в жизни случается. В такие моменты незнание законов отнюдь не помогает найти выход из ситуации.

Действующие на данный момент уголовный и уголовно-процессуальный кодексы не изменялись и не дополнялись уже более 15 лет, именно поэтому сейчас возникла необходимость усовершенствовать их нормы, чтобы они соответствовали современным стандартам жизни нашего населения. С этой целью в Казахстане велась долгая работа, и создавались проекты по внесению необходимых изменений и дополнений в уже существующие законы. В связи с тем, чтобы проанализировать, обсудить, и выявить проблемы новых проектов, во всем Казахстане проводились различные встречи, конференции и семинары. В Талдыкоргане подобная встреча состоялась 30 октября в стенах Академии экономики и права имени Жолдасбекова. Здесь прошел «круглый стол» на тему: «Актуальные вопросы совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан», участие в котором приняли известные ученые Казахстана, представители правоохранительных органов, преподаватели и студенты.

- «Мы встретились здесь сегодня, чтобы еще раз обсудить, обговорить проблемы новых проектов, высказать свое мнение, внести свои предложения и дополнения» - сказал в своей речи доктор юридических наук, профессор Гарифулла Утибаев.

Как выяснилось, обсуждаемые проекты созданы в соответствии с Посланием Президента РК - «Стратегия 2050» и состоят: Уголовный кодекс - из 7 разделов, 18 глав и 476 статей, а проект Уголовно - процессуального кодекса из 16 разделов, 72 глав, включающих в себя 677 статей.

В действующем Уголовном кодексе РК 16 глав, к ним по проекту планируют добавить две главы:

- «уголовные правонарушения медицинского характера», то есть медицинские и фармацевтические работники будут привлекаться к уголовной ответственности за совершение ими общественно опасного деяния, если оно повлечет за собой причинение смерти или вреда здоровью человека.

- «уголовные правонарушения против безопасности информационных технологий». Здесь планируется усилить ответственность за распространение оскорбительной и клеветнической информации посредством компьютерных систем.

Раздел под названием «Преступление» был переименован в раздел «Уголовные правонарушения», в котором уголовно наказуемое деяние подразделили на уголовное преступление и уголовный проступок.

Также в проект УК введен новый институт освобождения от уголовной ответственности под поручительство, отменено условно-досрочное освобождение для рецидивистов, усилена ответственность за коррупционные преступления, проявление экстремизма и терроризма. За коррупционные преступления по проекту планируется лишать званий, чинов, рангов и государственных наград, а также лишать прав на государственную службу, установлен пожизненный запрет на работу с детьми, лицам, которые уже совершали преступления в отношении их неприкосновенности.

Что же касается уголовно - процессуального кодекса, то он подвергся не менее значительным переменам. Здесь исключена доследственная проверка и введено понятие «досудебные расследования», усовершенствован порядок задержания граждан, исключены такие процессуальные акты, как постановление следователя и обвинительное заключение.

Важным моментом для всех структур, которые непосредственно ведут расследования преступлений: в проекте планируется сократить время следствия, то есть ускорить производство. Про¬ек¬том так же со¬кра¬ще¬но ко¬ли¬че¬ство уго¬лов¬ных дел, рас¬смат¬ри¬ва¬е¬мых су¬дом с уча¬сти¬ем при¬сяж¬ных.

На «круглом столе» относительно проекта было много замечаний и дополнений. Неудивительно, ведь там собрались люди, которые работают в этой сфере уже много лет и на своем опыте видели и знают, как действует уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. К примеру, многие высказались против введения такой должности, как «следственный судья», говоря о том, что он будет объединять в своей деятельности совершенно разные функции. Кандидатом юридических наук, профессором Иваном Бернардовичем Зинкевич было сделано замечание относительно того, что создатели проекта опирались на международный опыт. Но, тем не менее, воспользовались лишь законодательством таких стран, как Германия, Англия и США. По его мнению, копировать такие державы и вводить их нормы у нас будет делом сложным. «В державах уголовные нормы, которых были взяты за основу проекта, такое понятие, как «законопослушание», вырабатывалось веками, иногда жестокими мерами, но в тех странах это понятие основа всех основ. В нашей республике подобного нет и не будет, потому что менталитет у нас, казахстанцев, совершенно другой. Я считаю, что не с Германии надо было брать пример, а нужно было изучить действующее законодательство Польши, так как их нормы и даже сам менталитет более схож с нашим, казахстанским» - утверждает профессор.

Как бы там ни было, обсуждаемые проекты уже 31 октября были презентованы Генеральной прокуратурой в Мажилисе Парламента. Если проект будет одобрен вышестоящими органами власти, вступление его в законную силу планируется на 1 июля 2014 года.

Автор:
Айгерим ТУРГАНБАЕВА