Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ЧЕМ НЕБЕЗЫЗВЕСТНЫЙ КЕН АЛИБЕК "КУПИЛ" КАЗАХСТАНСКИЕ ВЛАСТИ?


29 августа 2013, 09:44 | 5 103 просмотра



История знает массу великих и виртуозных комбинаторов. На наш взгляд, почетного места в этом списке заслуживает и казахстанский ученый в области инфекционных заболеваний и иммунологии Канатжан Алибеков, более известный как Кен Алибек. Этот человек десятки лет занимался “продажей воздуха” в США и Украине, после чего вернулся в Казахстан, где с благоволения сильных мира сего продолжил свой привычный промысел.

ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ – ПРОСТО?

Алибеков вернулся на родину в 2010- м и сразу же продолжил свои “научные исследования”. Он возглавил кафедру химии и биологии в Школе наук и технологий “Назарбаев Университета”, где был занят разработками противораковых препаратов, затем был назначен председателем правления Республиканского научного центра неотложной медицинской помощи. В конце 2011-го ученый объявил, что разработал новую методику лечения онкологических заболеваний на поздних стадиях. Причем речь шла не о создании какого-то нового препарата, на что обычно уходят десятилетия, а об использовании уже известных лекарств. Вся “уникальность” методики, по сути, состоит в том, чтобы вначале восстанавливать у онкобольных нормальные функции организма, иммунную систему, а уже потом проводить химиотерапию.

Увы, но серьезные специалисты утверждают, что ничего нового в этом нет. Более того, многие из них не согласны с таким подходом к лечению злокачественных раковых опухолей. С самого начала “методика Алибекова” породила массу сомнений и критику со стороны отечественных и зарубежных онкологов, так как не имела под собой никаких доказательств и научного обоснования. Но открыто выступить “против” мало кто решался. Мы, со своей стороны, не нашли публикаций об этом “уникальном методе” в научных журналах, хотя это является одним из обязательных условий научно-исследовательской деятельности.

А самому Алибекову все нипочем. “Это профессиональная зависть”, – отмахивается он от обвинений в свой адрес. Сегодня его метод активно используется в рамках научного проекта по онкологии в Республиканском научном центре неотложной помощи. “В этом проекте мы лечим пациентов на поздней стадии онкологического процесса. Наша задача – научиться лечить данные заболевания даже в тех случаях, когда врачи в той или иной форме отказываются их лечить. Мы применяем новые, комплексные подходы в их лечении с целью доказать эффективность данных методов лечения онкозаболеваний. Наш опыт показывает, что можно добиться 70-80-процентной эффективности у людей, которые сейчас находятся на поздней стадии развития онкозаболевания. Конечно, мы не можем сказать, сколько именно они еще проживут, но то, что мы выводим многих из них из практически терминального состояния и можем дать им дополнительные месяцы, а иногда и годы жизни, – это уже становится фактом”, – заявил он в интервью газете “Мегаполис” в марте текущего года.

Но это еще не все. В этом году планируется строительство Национального научного онкологического центра, который, по словам Кена Алибека, “должен стать одним из ведущих международных онкологических центров с лучшими специалистами в соответствующих областях и передовыми исследованиями данного заболевания”. Данный проект реализуется в рамках Программы развития онкологической помощи в РК на 2012-2016 годы, на которую из республиканского бюджета выделено 10,8 млрд тенге. Остается только догадываться, какие суммы идут на поддержку “противораковых исследований” Алибекова. Наверняка счет идет на миллионы тенге, учитывая “важность” проекта.

Новый метод не принес Канатжану Байзаковичу признания в медицинском сообществе, но, видимо, послужил трамплином для его дальнейшего карьерного роста. Так, в январе нынешнего года ему предложили возглавить ни много ни мало Национальный медицинский холдинг Казахстана, куда входят шесть современных инновационных клиник. Стоит отметить, что с этим холдингом руководство страны связывает много надежд, ведь он должен стать флагманом, на который будут ориентироваться другие медучреждения. Соответственно, денег на его развитие государство тоже никогда не жалело…

Неудивительно, что это назначение вызвало некоторое недоумение в медицинских кругах, ведь ранее Алибеков никогда не возглавлял даже сельскую больницу, а тут такое огромное хозяйство, руководство которым требует особых навыков, похоже, не присущих нашему герою. Недавний скандал вокруг онкобольных детей, массово заразившихся гепатитом С в Национальном центре материнства и детства (он тоже входит в медицинский холдинг), – яркое тому доказательство. Почему-то общественность требует отставки министра здравоохранения Салидат Каирбековой, хотя, на наш взгляд, ответственность за этот инцидент должно нести прямое начальство в лице руководителя холдинга, которое допустило подобную халатность.

ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО.

ПОТОМ – ВОЙНА…

Как известно, в бытность СССР казахский иммунолог Канатжан Алибеков работал в “Биопрепарате”, являлся научным руководителем программ по разработке биологического оружия и биозащиты. В 1992- м он эмигрировал в Америку, где работал профессором университета Джорджа Мейсона и руководителем Национального центра биологической обороны США. Именно тогда и начался самый интересный период в его биографии. Сотрудничество с американскими разведывательными службами позволило Алибекову войти в круг лиц, которым стали приписывать главные заслуги в прекращении гонки биологических вооружений. Тогда как в советских военных кругах его считали предателем, раскрывшим секреты СССР… Видимо, Канатжану Байзаковичу это было только на руку, ведь таким образом укреплялась вера американцев в достоверность его данных. Правда, позже иммунолог часто стал путаться в своих же сведениях и делать противоречивые заявления, что вызывало серьезные сомнения в надежности его информации. Los Angeles Times даже провела собственное расследование. Корреспонденты газеты внимательно изучили публичные выступления и бизнес-проекты Кена Алибека. В результате всплыло сразу несколько фактов, свидетельствующих о его неискренности.

К примеру, начиная с 1992 года, он рассказывал американским спецслужбам, а затем и широкой аудитории о том, что Россия активно занимается разработками биологического оружия. В мемуарах Алибека даже есть следующий заголовок: “Подлинная зловещая история крупнейшей секретной программы создания биологического оружия в мире, рассказанная человеком, который работал и управлял этим изнутри”. В 2000 году в интервью интернет-изданию, выпускаемому под эгидой Министерства национальной безопасности США, он продолжал настаивать на своем: “Россия, в частности Министерство обороны, по- прежнему обладает биологическим оружием и продолжает активно поддерживать четыре основных научно-производственных участка”. Однако уже в 2005 году в интервью агентству Interfax, которое он дал в родном городе Алматы, ученый рассказал совершенно другую историю. В частности он заверил, что “еще с начала 1990-х гг. русские остановили все работы по разработке биологического оружия”.

Или же взять его выступление в марте 2003-го в ходе онлайн-конференции, организованной изданием Washington Post, когда он заявил: “Нет сомнений в том, что у Саддама Хусейна имеется оружие массового уничтожения”. Ранее он сообщал, что после распада СССР некоторые специалисты отправились в Ирак и Северную Корею и, соответственно, имели возможность передать этим странам бактерии сибирской язвы и оспы. Опасения США по поводу того, что Ирак обладает препаратами оспы, усилились в период пребывания у власти администрации Буша – это в конце концов и привело к войне. Между тем биологическое оружие массового уничтожения в Ираке до сих пор так и не найдено. “Вызвав страх биотерроризма в США, Кен Алибек тем самым стремился получить прибыль от него. По некоторым подсчетам, он выиграл федеральные гранты и контракты на сумму около 28 миллионов долларов, – пишет Los Angeles Times. – Он продолжал изыскивать новые государственные контракты, используя идею противодействия биологическому терроризму”.

“МЕТОД КОКТЕЙЛЯ”

Однажды Энтони Тэзер, директор Агентства перспективных исследований в области обороны при администрации Буша, заявил, что не хотел бы тратить больше денег на исследования Кена Алибека. По его мнению, предлагавшийся ученым “метод коктейля”, заключающийся в смешивании нескольких лекарств с другими ингредиентами в поисках продуктов, которые могли бы защитить от оспы, сибирской язвы и чумы, не позволял “реально определить, что на самом деле работает, а что нет”. В интервью Times Тэзер сообщил, что подобные исследования могли затянуться на долгие годы, а результаты были неоднозначные”.

Как пишут корреспонденты Los Angeles Times, заявленные Алибековым сенсационные результаты научных исследований также не выдерживали реального научного рецензирования. В частности 11 сентября 2003 года, будучи работником университета Джорджа Мэйсона, наш герой сообщил, что вакцинация против оспы может повысить иммунитет человека к ВИЧ, который вызывает СПИД. В пресс-релизе он заявил, что “результаты его исследований являются весьма обнадеживающими”. Однако другие ученые не выражали энтузиазма по поводу подобных “научных” открытий. Некоторые из них прямо указывали, что университет преждевременно сделал заявление. А такие авторитетные издания, как “Журнал Американской медицинской ассоциации” и журнал Lanset, даже отклонили его публикации как несостоятельные с научной точки зрения.

Три года спустя были проведены повторные исследования по модели, предложенной Кеном Алибеком, однако они не подтвердили первоначально заявленных результатов. После этого ни он, ни другие его сторонники более не пытались продолжить этот проект. Как сообщил тогда известный ученый Дональд Хендерсон, бывший советник Белого Дома по науке и консультант ВОЗ, “все это теория, которая не имеет никакого биологического смысла и не выдерживает научной критики”.

Кстати, наш соотечественник активно использовал свои связи с правительством США для продвижения так называемой “Иммунной формулы доктора Кена Алибека” – препаратов, которые без рецепта продаются по Интернету. В рекламе данной продукции он представлен как эксперт в области биологии и медицины, который “выступал перед Конгрессом США и являлся консультантом американского правительства”. Однако его формула была высмеяна рядом ученых. В ответ на это Алибек дал интервью, в котором заявил, что все негативные оценки являются “плодом профессиональной зависти”…

ПУСТЫЕ ПИЛЮЛИ

Видимо, комбинации с лекарствами у Кена Алибека получаются лучше всего, учитывая, что в 2008 году он открыл в Борисполе под Киевом целое фармацевтическое предприятие “Макс-Велл” с масштабными производственными мощностями. Это был один из самых громких проектов на украинском фармрынке. Корреспондент “Комсомольской правды Украины” Игорь Шмылев отправился на завод, чтобы собственными глазами увидеть, как производят препараты. Саму продукцию он не обнаружил, зато выяснил несколько интересных фактов. Как оказалось, “Макс-Велл” практически банкрот и имеет многомиллионные убытки. Основное же оборудование и, самое главное, финансы проходят через компанию “Евразия-Украина”, дочернее предприятие большого холдинга “Евразия”, президентом которой являлся Мухтар Аблязов. Только на первом этапе инвестор вложил в бориспольский завод 100 млн долларов США.

Журналисту удалось раздобыть любопытный документ – первоначальный бизнес-план (2006 года) создания компании “Макс-Велл”. “В нем и кроется разгадка, – пишет Игорь Шмылев. – Согласно этому бизнес-плану, компания “Макс-Велл” уже в ближайшее время должна была приносить миллионные доходы. Наверное, на эту уловку и клюнул бизнесмен Мухтар Аблязов. Однако такие расчеты – обман, поскольку любой специалист в фармакологии легко объяснит, почему на получение прибыли и возврат вложенных средств в медицину понадобятся десятилетия. Кстати, публично президент компании Кен Алибек не раз заявлял, что философия компании заключается в том, чтобы помогать людям, а не зарабатывать деньги. Так кто кого обманывает?”

Кроме того, руководство компании неоднократно отмечало, что намерено производить генерики сложных иммунобиологических препаратов, для чего необходимо получать нужные субстанции из США. Как известно, все субстанции, завозимые в Украину, обязаны проходить сертификацию, а изготовляемые из них лекарственные препараты – апробацию. Однако “Комсомолке” удалось выяснить, что на тот момент компанией “Макс-Велл” не было получено ни одного сертификата ни на субстанцию, ни на производство какого-либо лекарства. Т.е. предприятие изначально не ставило задачу производить продукцию? Тогда для чего понадобилась вся это шумиха с громкими обещаниями?

Как сообщается в пресс-релизе, завод “Макс-Велл” в Украине должен был производить 30 млн суппозиториев (мягкие лекарственные формы, мази), 60 млн жидких и 5 млн лиофильно высушенных флаконов инъекций, 200 млн капсул и 15 млн таблеток в год. Также анонсировалось производство принципиально новых для стран СНГ инъекционных препаратов в пренаполненных стеклянных шприцах (30 млн шприцев в год). По объемам производства иммунобиологических препаратов завод был заявлен как самый крупный на постсоветском пространстве… Комментарии, как говорится, излишни.

В начале 2010 года завод “Макс-Велл” купила харьковская компания “Здоровье” – один из ведущих производителей лекарств в Украине. По удачному стечению обстоятельств в том же году Кен Алибек объявился в Казахстане, где его встретили более чем радушно…

Следует заметить, что вся вышеприведенная информация взята автором из открытых источников, т.е. доступна для всех желающих. Ограниченность газетной площади не позволяет нам подробно описать все факты разоблачений, связанных с прожектами Алибекова и обнаруженных нами в материалах зарубежной прессы, – их более чем достаточно. А раз так, то почему казахстанские власти не посчитали нужным изучить его (Кена Алибека – ред.) прошлое, опыт работы, результаты исследований? Как можно было доверить здоровье людей человеку, которого неоднократно уличали в непрофессионализме и неискренности? Вместо того чтобы развивать реальную медицинскую науку и повышать качество здравоохранения, Казахстан предпочел наступить на “американские” и “украинские” грабли, поверив в фантастические методики.

Автор:
Автор Сауле Исабаева Источник: http://camonitor.com