Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ...


9 августа 2013, 06:50 | 1 202 просмотра



В последнее десятилетие появление и развитие глобальных тенденций ставят новые вызовы перед системой высшего образования Казахстана. Рейтинги как инструмент оценки и сравнения деятельности организаций образования являются одним из способов, которые используются для совершенствования системы высшего образования, стимулируют конкуренцию между вузами и уже прочно вошли в жизнь нашей страны. В Государственной программе развития образования Казахстана на 2011 по 2020 годы, подписанной Указом Президента страны, одной из важных поставленных задач является включение не менее 2-х университетов в мировые рейтинги. Казахстанские вузы активно участвуют в глобальных рейтингах, наиболее успешные результаты они имеют в рейтинге QS. Два казахстанских университета в 2012 г. вошли в топ-400 наиболее успешных университетов мира по версии британского агентства QS. Однако национальные рейтинги являются, может быть более важными инструментами, как для повышения качества образования, так и для продвижения вперед отечественных вузов, т.к. охватывают всю систему высшего образования. Нужно также отметить, что национальные рейтинги влияют на подходы составителей международных рейтингов.

Начиная с 2008 года Независимое Казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (IQAA-НКАОКО) ежегодно проводит и публикует Генеральные рейтинги вузов Казахстана, которые по существу являются национальными рейтингами Казахстана, т.к. охватывают многогранную деятельность вузов в масштабе всей страны. Сегодня Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании представляет Национальный (генеральный) рейтинг-2013 лучших вузов Казахстана, сформированный на основе анализа академических статистических показателей, оценки экспертов и опроса работодателей. Аудитория национального рейтинга достаточно многочисленна – это: абитуриенты и их родители, работодатели, академическая общественность и администраторы вузов, международные организации и государственные органы. Однако мы надеемся, что прежде всего результаты национального рейтинга помогут казахстанским абитуриентам сделать правильный выбор между различными вузами, они дают рациональную мотивацию для вложения инвестиций. Первоначально использовавшиеся для лучшего информирования общественности, рейтинги университетов в наши дни могут рассматриваться как показатель их качества

Положительной стороной появления рейтингов является то, что вузы ставят перед собой задачи постоянного улучшения качества своей деятельности, более тесно стали взаимодействовать с работодателями, конкурируют между собой за таланты и ресурсы. Поскольку нацио¬нальный рейтинг вузов НКАОКО учитывает многообразие казахстанских вузов, учебные заведения представлены, как было раньше, по следующим направлениям: многопрофильные, технические, гуманитарно-экономические, медицинские, педагогические и вузы искусства.

Представленный рейтинг является многомерным рейтингом, т.к. академические статистические показатели охватывают и качество деятельности профессорско- преподавательского состава, состав студентов и результаты их обучения, научную и инновационную деятельность вузов, международное сотрудничество, а также информационную представленность в Интернете.

Методика расчета генерального институционального рейтинга почти не изменилась, основана на трех составляющих: 1-я анкета – это оценка качества академических ресурсов вуза, на основе статистических показателей, которой присвоено 60% весовых процентов. Эти данные представляют вузы, 2-я анкета – экспертная оценка качества деятельности вузов академической общественностью и составляет 20%; 3-я анкета – это социологический опрос работодателей и государственных органов – 20%. По существу, 2 –ая и 3-я анкета представляют р е п у т а ц и о н н у ю с о с т а в л я ю щ у ю национального рейтинга. Результаты по каждой анкете для каждого вуза нормировали, а затем суммировали и таким образом определяли интегральные, конечные суммы, по которым были получены рейтинговые места для каждой группы вузов они названы генеральным рейтингом. Методология рейтинга одобрена Международной группой экспертов по рейтингу (IREG-3), на нее ссылаются авторитетные эксперты в США, Европе, Китае.

Она соответствует стандартам, которые заложены в Берлинских принципах, разработанной международными экспертами IREG-обсерватории в обеспечении прозрачности, релевант¬ности и валидности индикаторов.

Агентство провело огромную работу по сбору информации, её уточнению, обработке и корректировки. Важную часть работы составлял аудит достоверности, который был наиболее трудоемкий по времени и затраченным ресурсам. Не секрет, что некоторые вузы, заведомо или случайно искажают информацию о вузе по некоторым показателям. Очень важно, что часть информации мы получали из третьих объективных источников, так АО «Центр международных программ «Болашак» представил информацию о стипендиатах Болашак по каждому вузу, Национальный центр тестирования представил данные по внешней оценке учебных достижений студентов, Департамент высшего и послевузовского образования МОН РК, представил информацию по вузам по конкурсу «Лучший преподаватель года». В настоящее время только по анкете 1, в которой оцениваются академические ресурсы вуза, мы используем 6 индикаторов и 36 критериев, дополнительно введен критерий по доле отечественных ППС, имеющих диплом или ученую степень, полученных в университетах дальнего зарубежья.

Большое внимание было уделено публикациям профессуры в рейтинговых зарубежных журналах, которые определяются по базам данных Thomson Reuters и Scopus, т.к. это общегосударственная политика в проведении научных исследованиях.

Рейтинг деятельности вузов рассчитывался следующим индикаторам: индикатор 1- контингент студентов; индикатор 2- результаты обучения и число образовательных программ, реализуемых в вузе, индикатор 3 - качество академических кадров: профессорско- преподавательский состав; индикатор 4 – научно- исследовательская и инновационная работа; индикатор 5 - международное сотрудничество; индикатор 6 – информационное обеспечение, в котором р а с с м а т р и в а е т с я и н ф о р м а ц и о н н о е наполнение сайта для абитуриентов, студентов ППС и всех заинтересованных лиц.

Индикатор 6 отражает уровень информационного обеспечения вуза, связанный с наличием сайта. Индикаторы данного критерия учитывают информационное наполнение сайтов, количество веб-страниц, число документов, частоту обновляемости, количество ссылок на сайт и посещений, дизайн и удобство в навигации, представление информации на трех языках: казахском, русском и английском. Был проведен экспертный анализ 70 интернет-ресурсов казахстанских вузов.

В пятерку лучших сайтов вошли ЕНУ им. Л.Гумилева, КазНУ им. аль-Фараби, КИМЭП, КазНТУ им. К.Сатпаева, ПГУ им. С.Торайгырова. По количеству загруженных документов лидируют ЕНУ им. Л.Гумилева, ПГУ им. С.Торайгырова, КазНУ им аль- Фараби, КазНМУ им. Асфендиярова, ПГПИ.

Примечательно, что было выявлено большое количество упоминаний наименований вузов в связи с назначением их выпускников на высокую должность. При освещении новостей о высоких назначениях СМИ предоставляет краткую биографию, где упоминается уровень образования героя статьи.

По второй и третьей части рейтинга оценка вуза проводилась экспертами и работодателями. Эксперты давали оценку вузам, с которыми они сталкивались и знают их изнутри, работодатели оценивали уровень подготовки выпускников, которые работали на анкетируемых предприятиях. В качестве экспертов выступили ректоры, проректоры вузов, руководители структурных подразделений, которые неоднократно были в различных учебных заведениях, заведующие кафедрами, профессура. Всего в анкетировании участвовало свыше 400 экспертов, в два раза больше по сравнению с прошлым годом.

К сожалению, в связи с оптимизацией вузов, число учебных заведений, представивших свои данные в нынешнем году, сократилось. Если в 2012 году статистические данные представили 89 вуза, то в этом году опросник агентства заполнили около 70 вузов. Тем не менее, агентство своими исследованиями из открытых источников охватило все 130 гражданских вуза Казахстана и один негражданский.

Автор:
НКАОКО