Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ЕЛЖАН БИРТАНОВ: "У НАШЕЙ МЕДИЦИНЫ БЛЕСТЯЩИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ"


28 июня 2013, 10:07 | 1 867 просмотров



Доктор медицинских наук, советник по медицинским вопросам в Назарбаев Университете, старший партнер YAWA Smart Solution Елжан Биртанов главными мифами о казахстанском здравоохранении называет то, что оно некачественное и неэффективное. Что большинство врачей безграмотны. Что у нашего здравоохранения нет перспектив...

-Елжан Амантаевич, хотелось бы поговорить об актуальных проблемах развития отечественного здравоохранения, отечественной медицины. Какие проблемы выделили бы лично вы?

- Действительно, проблемы в здравоохранении, как и в любой другой социальной сфере, существуют серьезные. Главными их причинами, на мой взгляд, являются социальные и экономические факторы, такие как занятость и уровень доходов населения, состояние инфраструктуры и качество жизни в регионах, особенно на селе, развитие профессионализма и мотивации на рынке труда.

Особенно я бы выделил две серьезные проблемы нашей медицины. Это слабое качество медицинского образования и снижение доверия населения к медработникам. Как вы понимаете, они тесно взаимосвязаны. К сожалению, нам еще не удалось создать признанную обществом эффективную систему обеспечения высокого профессионализма медицинских работников, особенно на «острие медицины» - в системе первичной, семейной медицины. Поскольку эта наиболее востребованная населением сфера медицинских и профилактических услуг зачастую не срабатывает, возникают и растут неудовлетворенность, недовольство и, в конечном итоге, недоверие людей. Нам, медикам, необходимо осознать, что мы работаем не на государство, которое платит нам зарплату, а на население страны, налогоплательщиков, которые и являются потребителями социальных услуг.

- Как вы в целом оцениваете проводимые в Казахстане медицинские реформы, финансирование медицинского обслуживания? Далеко ли нам еще до европейских стандартов?

- Реформы в системе здравоохранения нужны и я их оцениваю положительно. Суть реформирования направлена на повышение мотивации, как населения, так и системы здравоохранения, на качество охраны здоровья народа. Однако в них недостаточно предусмотрена роль общества, бизнеса, работодателей в укреплении здоровья населения.

Необходимо понять, что реформы не проводятся ради реформ, они проводятся ради того, чтобы создавать лучшие возможности для медицинских организаций, совершенствовать свою деятельность для растущих и изменяющихся потребностей общества. Развитие экономики, промышленности, бизнеса существенно и постоянно трансформирует систему социальных приоритетов, в том числе в здравоохранении. Прямо говоря, требования постоянно растут и это нормально. И система здравоохранения пытается реагировать на эти вызовы достаточно активно.

При этом - и вы правильно акцентируете внимание на этом - нам следует ориентироваться на мировой опыт развития социальных отношений. Европейские стандарты медицины - это не просто результат правильного управления системой здравоохранения, но и результат долгосрочных процессов приоритизации социальных целей в развитии европейских государств, в том числе медицины и образования. Именно поэтому, считаю, крайне своевременным и важным реализацию идей, озвученных главой государства Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана о социальной модернизации в нашей стране. Уверен, что мы движемся в правильном направлении.

- Можно ли верить казахстанской медицине, качеству лекарств, методам диагностики, лечения и реабилитации?

- Можно и нужно не просто верить, но и активно содействовать развитию медицины. При этом важно и нужно требовать надлежащего качества услуг, транспарентности управления, свободы выбора клиник и врачей. То есть нужна активная гражданская позиция населения ради будущего нашей медицины, но без доверия к нашей медицине мы не дадим ей шанс развиваться дальше. Думаю, активное развитие частной медицины способно вернуть доверие населения к медикам, так как именно в условиях конкуренции и альтернативы не просто растут качество и доступность медицины, но и развивается взаимодействие населения, работодателей и системы здравоохранения, растут мотивация, ответственность и доверие сторон. А лучшие лекарства, технологии диагностики и лечения всегда будут под рукой.

- Какое будущее у нашего здравоохранения, какие отрасли медицины считаются приоритетными, и как они будут развиваться дальше?

- Я уверен, что будущее нашей медицины успешное, так как у нас есть правильная стратегия развития, сильная государственная поддержка, хорошая инфраструктура, богатый опыт. Но самое главное, у нас есть большое количество молодежи, мечтающей и стремящейся стать хорошими врачами и медицинскими сестрами. Это основная ценность и потенциал нашей медицины.

Что касается приоритетных отраслей, то здесь, к сожалению, имеет место проблема «перевернутой пирамиды». Справедливости ради надо сказать, что это мировая проблема. Суть ее в том, что наибольшим приоритетом, в том числе в финансовом плане, пользуются узкоспецифические отрасли. Например, высокотехнологичная диагностика и хирургия. Важно развивать эти отрасли, но они не должны, да и не смогут заменить базовую, первичную медицину.

К сожалению, поликлиники у нас не в приоритете. В результате здесь страдают качество и доступность услуг, население теряет доверие. Все стремятся попасть сразу к узкому специалисту, желательно к тому, кто работает в НИИ или в ведущем национальном центре. Спрос порождает тренды на рынке труда, когда молодые специалисты не хотят работать в «первичке» и всеми силами стараются устроиться в стационар или узким специалистом в диагностические клиники. Все это понятно, но в результате мы теряем возможность предупреждать и выявлять болезни и вредные факторы образа жизни в самом начале. А ведь именно для этого существует первичный сектор - поликлиники и семейные врачебные амбулатории.

Приоритеты надо менять, и как можно быстрее и действеннее. В первую очередь следует повышать мотивацию работников первичного сектора. Лучше поднять им зарплату, и это избавит нас от необходимости строить новые больницы.

- Недавно в СМИ была информация, что наши микрохирурги впервые на новейшем специальном медицинском оборудовании, не имеющем аналогов в Казахстане, собрали палец пациента буквально по частям. Для отечественной медицины эта операция стала уникальной, работа врачей была практически ювелирной. Готовы ли наши врачи и дальше делать все, чтобы люди возвращали себе трудоспособность и не жили с клеймом инвалида? Допустим, после каких-то аварий, производственных, бытовых или спортивных травм. Будут ли дорогостоящие технологии, новые сервисы доступными во всех регионах Казахстана?

- По моему мнению, в сфере высокотехнологичной медицины мы немного уступаем европейским коллегам. Трансфер мировых технологий идет постоянно и успешно, но наиболее сложные технологии будут доступны только в крупных центрах - в Астане и Алматы, где есть подготовленные специалисты с большим опытом для внедрения и применения ультра сложных и дорогостоящих технологий. Ну, нет смысла создавать в каждом областном центре высокотехнологичные центры! Во-первых, там недостаточно пациентов. Раз мало пациентов, то и мало опыта у врачей. Можно купить дорогое оборудование, но использоваться эффективно оно не будет.

Это вопрос, на мой взгляд, чисто экономический, но имеющий серьезный социальный характер. Прежде чем торопиться внедрять те или иные технологии в регионе, нужно изучить спрос на эти услуги, посчитать «экономику» планируемых инвестиций. И главное, понимать, есть ли соответствующие трудовые ресурсы. А в целом, считаю, вопросами регулирования профессиональной компетенции врачей должны заниматься профессиональные врачебные ассоциации.

- Года три назад, когда в Казахстане только-только начала внедряться Единая национальная система здравоохранения, вы подчеркнули, что в ее условиях ключевая роль в обеспечении доступной и качественной помощи будет принадлежать участковым или семейным врачам. Как на практике повела себя эта система? Ожидания оправдались?

- Конечно, внедрение Единой национальной системы здравоохранения было обосновано и уже продемонстрировало запланированные положительные результаты. Повысились прозрачность и мотивация участников системы, созданы условия и внедряются лучшие технологии, развивается конкуренция среди поставщиков медицинских услуг.

Как известно, в основу Единой национальной системы здравоохранения положен принцип свободы выбора врача и медицинской организации. Это совершенно новый для нашей системы принцип рыночной экономики и для успешной его реализации необходимо основное условие - наличие реального свободного рынка медицинских услуг. Этот процесс идет, но главным препятствием являются стереотипы, в том числе местных исполнительных органов, что нельзя давать полную свободу медицинским организациям, нужно их не просто регулировать, а контролировать. В результате Единая национальная система здравоохранения развивается не так быстро как могла бы. Уверяю вас, все это понимают, и сейчас делается все, чтобы успешно модернизировать систему здравоохранения. Но нужно время, так как стереотипы сильны, система консервативна, рынок медуслуг еще очень слабый.

Ну а приоритет первичного звена постепенно возрождается. До Единой национальной системы здравоохранения существовала проблема огромного количества необоснованной госпитализации. Сегодня в стационар можно попасть только по направлению врача из поликлиники, за исключением экстренных случаев. Разумеется, система еще не полностью отлажена, много бюрократии и проволочек.

Но главное, первичный сектор в лице поликлиник еще не готов выйти на передний план здравоохранения - важно ведь не ограничивать доступность стационарной помощи, а снижать в ней потребность путем развития своевременной и качественной диагностики и лечения в условиях поликлиники и дневных стационаров. Опять же, повторюсь, за исключением тяжелых заболеваний, требующих круглосуточного наблюдения в больнице и проведения хирургических манипуляций. Это общепринятая мировая практика. Поэтому очень важно для ускорения этого процесса развивать частные поликлиники, чтобы у нас с вами был выбор. Чтобы мы могли выбрать лучших терапевтов и педиатров и могли получить все необходимую помощь там, где нам удобно. Государство должно поддерживать эти поликлиники, так как взамен получает качественную профилактику болезней и снижение бремени болезней на экономику страны.

- Елжан Амантаевич, как развивается и реализовывается у нас гарантированный государством бесплатный объем медицинской помощи?

- Гарантированный объем бесплатный медицинской помощи является, прежде всего, отражением социальных приоритетов и соответственных гарантий нашего государства своим гражданам. Это стержень нашей бюджетной модели здравоохранения и его надо совершенствовать. В первую очередь, необходимо предпринимать меры, чтобы граждане не просто могли получать широкий объем услуг за счет государства, но и создавать и поддерживать мотивацию на укрепление здоровья и профилактику болезни.

Это непростая задача, но она вполне нам по силам. В этой связи, считаю, можно подумать о разделении государственных гарантий на несколько уровней.

Во-первых, на высокоприоритетные мероприятия и услуги, направленные на стимуляцию укрепления здоровья, профилактику заболеваний на уровне поликлиник. Во-вторых, на обеспечение наиболее востребованных и социально значимых стационарных медуслуг - экстренная помощь, педиатрия, онкология, инфекционные заболевания и высокотехнологичная дорогостоящая медицинская помощь. В-третьих, изучить возможность разделения ответственности государства, населения и работодателей путем поэтапного перехода к обеспечению диагностики и лечения неинфекционных заболеваний через медицинское страхование, не отказываясь от гарантированного объема бесплатный медицинской помощи.

- Хотелось бы узнать ваше мнение о качестве современного медицинского образования и научно-исследовательской деятельности в сфере медицины. Нашему порталу вы также говорили, что в Казахстане остро не хватает высокопрофессиональных медицинских кадров, резко упал престиж и имидж врача, в медицинских вузах подготовка кадров идет по устаревшим методам. Что- нибудь изменилось за последние три года?

- Смею заверить, в ведущих организациях медицинского образования имеются реальные позитивные сдвиги, направленные на повышения качества образования и развитие интеллектуального потенциала молодых медиков. Отрадно видеть, что конкурс при поступлении в медицинские вузы очень высокий и поступают туда блестяще подготовленные молодые ребята, мечтающие о врачебной профессии. Очевидно, что это во многом стало результатом открытости наших вузов к переменам и внедрению общепризнанных мировых стандартов медицинского образования и академической культуры

Но, к сожалению, еще сохраняются главные проблемы нашего медицинского образования - скученность студентов (прием до тысячи студентов в год в один вуз) и устаревшая их материальная база не дает шансов на тщательную подготовку талантливых врачей. К примеру, большинство ведущих медицинских вузов США принимают по 100-120 студентов на первый курс. Это дает возможность готовить будущих врачей практически индивидуально и очень интенсивно. У нас, несмотря на все старания преподавателей, такая массовость создает серьезные риски качеству образования из- за проблем доступности учебников, учебных классов, доступа к учебным лабораториям, интернету, общежитиям.

С другой стороны, теряется контакт педагогов и будущих врачей, что затрудняет развитие моральных и психологических навыков будущих врачей. Согласитесь, это очень важный аспект и я, считаю, что пора уже подумать о планомерном открытии медицинских факультетов при крупных региональных вузах с передачей им крупных областных медицинских учреждений и созданием университетских клиник. Университетская клиника отлична от обычной тем, что все процессы в ней подчинены основной цели - накоплению и передаче лучших знаний будущим врачам и медсестрам.

А научные изыскания являются катализатором накопления знаний. Думаю, в Казахстане таких центров должно быть не менее десяти и это, кстати, поможет решить пресловутую проблему нехватки кадров. Но главное, это не количество, а качество будущих поколений медиков нашей страны. Именно международные стандарты, в том числе академической свободы закладываются нами в основу будущей Школы медицины Назарбаев Университета, которую планируется открыть в 2015 году. Уверен, это будет хорошим примером и пилотным проектом для реальной реформы медицинского образования и науки в Казахстане.

- Будет ли у нас когда-нибудь цивилизованная страховая медицина и есть ли в этом необходимость?

- На самом деле, нужно понимать, что «страховая медицина» - это, в общем-то, не медицина вовсе, а финансовый инструмент и форма страхового бизнеса, направленная на эффективное возмещение затрат граждан на постоянно дорожающие медицинские услуги. То есть в условиях страховой медицины вас будут лечить, скорее всего, те же врачи, но оплату им будет производить не сам пациент, не государство, а страховая компания. Поэтому правильнее говорить о медицинском страховании.

Безусловно, в нашей стране медицинское страхование должно развиваться параллельно с государственной бюджетной системой гарантирования основных медуслуг. Ведь преимуществом медицинского страхования является снижение бремени одномоментных высоких затрат на медицинские услуги как с плеч граждан, так и с плеч государства, а стало быть, налогоплательщиков. Кроме того, развитие медицинского страхования серьезно стимулирует клиники и медработников на повышение качества медуслуг и снижение затрат на ненужные и необоснованные процедуры.

Добровольное медицинское страхование у нас уже существует, однако, в основном оно присутствует в корпоративном секторе, а связи с ассистанс компаниями и клиниками еще слабы и не развиты из-за малого объема страховых случаев по сравнению с услугами, входящими в «государственную страховку» - ГОБМП. Тем не менее, необходимо интенсивно развивать добровольное и обязательное медицинское страхование на государственном уровне.

- Назовите, пожалуйста, главные мифы о казахстанском здравоохранении.

- Первый миф - что казахстанское здравоохранение некачественное и неэффективное. Причина в том, что мы акцентируемся в основном на негативе и не скрываем наличие серьезных проблем. Второй миф - что большинство врачей безграмотны. Это не так.

Большинство врачей и медсестер имеют большой потенциал, но, к сожалению, система не дает возможности им раскрыться, показать свои профессиональные и личностные качества. Но есть масса примеров, когда благодаря умелому и менеджменту и лидерству в клинике все эти мифы разбиваются о слаженную, открытую и эффективную работу медицинского персонала. Ну и третий миф - что у казахстанского здравоохранения нет перспектив. Поверьте, я много езжу за рубеж, на конференции, общаюсь с иностранными коллегами и могу сказать, что казахстанская медицина лучшая в Центральной Азии, а по некоторым направлениям и в СНГ. Я убежден, что у нашей медицины блестящие перспективы.

Автор:
Торгын НУРСЕИТОВА Источник: Информационная служба ZAKON.KZ