Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ПОД ПОКРОВОМ ЗАНАВЕСА


24 мая 2013, 11:22 | 1 377 просмотров



Играй так, чтобы я не видел, что заучено.

Михаил ЩЕПКИН

Если внимательно вчитываться в историю немецкого драматического театра и кинематографа 20-50-х годов минувшего столетия, в списке актрис замелькает имя Ольги Константиновны Книппер - Чеховой.

И уж совершенно интересный факт: те, кто не раз посещал бывшую столицу ГДР, не могли не заметить популярности косметической фирмы с салонами «Ольга Чехов Косметик», что стали весьма посещаемыми в Европе. А самый потрясающий факт яркой русской актрисы и фантастически везучей женщины открылся совсем недавно. Чехова была одной из самых законспирированных и выдающихся разведчиц мира.

Неужели это один и тот же персонаж удивительного, напичканного загадками ХХ века?

ПРОРОЧЕСТВА. Ольга родилась в 1897 году в семье министра путей сообщения, что принадлежала талантливому роду Книпперов. В детском возрасте она познакомилась с властителем дум русской литературы Львом Николаевичем Толстым, а вот Антона Павловича Чехова в своих воспоминаниях называла запросто дядей Антоном. Да, русский классик был женат на тете Ольги Константиновны - известной русской актрисе широкого диапазона, игравшей как в классическом репертуаре, так и в современном, Ольге Леонардовне Книппер- Чеховой.

С детских лет девочке пророчили артистическую карьеру, и не случайно, она обращала на себя внимание окружающих уникальной внешностью, самообладанием, волевым характером. Мало того, что у неё был наглядный пример для подражания – тетя-актриса, тут еще случился контакт с легендарной звездой театрального мира – Элеонорой Дузе. Однажды в их доме побывала итальянская актриса, приехавшая в Россию на гастроли и выступившая на подмостках Петербурга. Гостья приласкала девочку и, глядя ей в глаза, произнесла пророческую фразу: «Ты будешь знаменитой актрисой, малютка…» Неожиданно Ольга заплакала. Дузе удивилась: «Почему ты плачешь? Разве ты боишься стать актрисой? Только тебе надо знать – на сцену надо идти нагой…»

Знаменитая тетя поспособствовала, чтобы племянницу приняли в студию Московского Художественного театра, где она училась у самого Константина Станиславского.

Зимним днем 1914 года при посещении квартиры обожаемой тети Ольга, которой всего-то 17 лет, знакомится с племянником великого писателя – Михаилом Чеховым. Между молодыми людьми вспыхнуло горячее чувство любви. Они тайком от родни обвенчались в церкви, а в августе следующего года у них родилась дочь, которую нарекли Адой. Благодаря браку с великим актером Михаилом Чеховым, Ольга стала носить двойную фамилию. В шекспировском «Гамлете» она сыграла вместе с мужем. Пресса весьма благожелательно отозвалась об их игре, называя Ольгу в роли Офелии талантливой, неподражаемой, восхитительной. Михаил Александрович был, без преувеличения, гениальным актером, и его коронная роль Гамлета – явление в истории русского театра. Только семейного счастья, увы, не получилось. В начале 20-х годов Ольга и Михаил разошлись. Пережив личную драму, Ольга, оставив себе фамилию бывшего мужа, отправилась искать счастье и утешение за границей. Маленькая Ада осталась на руках бабушки в Советской России.

СИНЕМА, СИНЕМА… В 1922 году Ольга очутилась в Германии. Хотя Книпперы были из обрусевших немцев, но языка она совершенно не знала, так что пришлось брать уроки у известного специалиста профессора Даниэля. Чехова начала осваивать новый для неё вид искусства – кино. Во-первых, её спасало то, что европейский синематограф в ту пору был «великим немым». После фильма «Замок Фогелед», к ней пришла не только слава, но она в какой-то мере обвыклась с новыми методами работы, что были далеки от почитаемой ею системы Станиславского. А ведь по первым впечатлениям актриса никак не могла смириться с тем, как приходилось работать на съёмочной площадке среди суматохи, шума, под какофонию различных звуков. Она начала забывать театральные привычки: подолгу вчитываться в текст пьесы, вживаться в образ, долго репетировать, привыкать к сценическому пространству. У кино свои законы творческого процесса. И теперь она была благодарна одному из продюсеров, что буквально «пристроил» её на съемки в эпизодах, однако Ольгина высокая трудоспособность благодаря «невероятной концентрации душевных и физических сил» убедила режиссеров, что они имеют дело с великой актрисой.

Так что к концу 20-х годов её карьера была настолько успешной, что о ней заговорили как о звезде немецкого экрана. Теперь она говорила почти без акцента, а подписанный контракт с берлинским театром «Ренессанс» позволил иметь дополнительный заработок. Когда истек срок визы и надо было возвращаться в Россию, она приняла решение остаться в Германии. Причем вскоре добилась, чтобы её мать и дочь переехали к ней. А еще поступила вполне благородно по отношению к бывшему мужу и его новой жене. Михаил Чехов не только устроился в Германии, но и в 1928 году снялся в заглавной роли в фильме «Раб своей любви». Ольга познакомила его со знаменитостью – немецким реформатором сцены, актером и режиссером Максом Райнхардтом. Сама же получила приглашение на съёмки в Париж к французскому режиссеру Эвальду Андре Дюпону, где и сыграла роль звезды варьете.

Значение Ольги Чеховой в киноискусстве возросло по мере того, как кино обрело звук. Как она впоследствии признавалась, ей посчастливилось сняться в нашумевшей ленте «Трое с бензоколонки» Успешная творческая карьера и высокие гонорары позволили этой практичной женщине основать собственную кинофирму. Первый и единственный фильм «Диана» новоиспеченной фирмы не окупил затрат. И только вмешательство богатого поклонника, которому принадлежал банк в Лейпциге, спасло Ольгу Константиновну от долговой тюрьмы.

МАЙН КЛЯИН ФЮРЕР. В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Ольгу Чехову пригласил на официальный приём сам рейхсканцлер и шеф пропаганды доктор Геббельс. Необычная и волнующая красота актрисы, её талант не могли не попасть в поле зрения Адольфа Гитлера. Он прилюдно восхищается ею, очарован немецкой речью со столь милым, мягким акцентом.

В 1935 году Чехова удостоена права носить высокое звание «Государственная актриса» Германии. Её авторитет в стране настолько высок, что она зачастую появляется на всех важных государственных торжествах в сопровождении фюрера, который находит уместным посадить её рядом с собой. Нет такого человека в руководстве фашистской Германии, который не отдал бы ей должное за красоту, ум и очарование. Правда, лишь Геббельс поначалу был с ней весьма осторожен. То-то его юридическое чутьё подсказывало быть недоверчивым, однако и он, в конце концов, вынужден изменить свои оценки «очаровательной Олли». Мало того, Геббельс не пропускал ни одной премьеры с её участием.

С огромным уважением к Чеховой относился второй человек рейха – Герман Геринг и его супруга – посредственная актриса Эмма Зонеман. Тонко льстя Эмми, называя её «бриллиантом в короне немецкого искусства», Чехова умело «выуживала» нужную информацию на самом верху. Фюрер познакомил Ольгу с Бенито Муссолини, который тоже подпал под чары удивительной женщины.

В 1940 году в Берлин прибыла советская делегация во главе с Вячеславом Молотовым. Представляя Ольгу Константиновну главе советской делегации и наркому иностранных дел, фюрер особо подчеркнул роль этой творческой личности. А еще раньше, три года назад, при посещении Берлина, знаменитая советская актриса и вдова А.П. Чехова была совершенно потрясена приёмом, который был оказан ей племянницей. На том памятном вечере отметились все без исключения фашистские бонзы во главе с самим Гитлером. Гостья из СССР наглядно убедилась, что немецкий фюрер – весьма утонченный эстет, отлично воспитан и прекрасно умеет держать себя в светском обществе.

Понимая близость Ольги к верхам государственной иерархии, неудивительно, что к ней обращались за содействием, за помощью многие высокопоставленные чиновники, военные… Она не отказывала, обещала замолвить словечко перед фюрером, лишь об одном просила: как можно подробнее её «просветить». Просители старались, выкладывали все, что даже государственные и военные секреты.

ПО ЛЕЗВИЮ НОЖА. НУ, кто мог подумать, что Чехова – одна из самых секретных агентов НКВД в фашистской Германии!

По-видимому, Чехову завербовал В. Г. Деканозов, бериевский земляк. В Берлине он, матерый чекист, с легкой руки Вячеслава Молотова с ноября 1940 года сидел в кресле советского посла. Артистка активно служила нашей разведке, внедрилась в немецкое сопротивление нацистскому режиму. Сотрудничала с «Красной капеллой», подпольной антифашистской организацией в Берлине, названной вначале абвером «Пианистами». Впервые их засекли в ночь с 25 на 26 июня 1941 года. Последовали аресты и казни в декабре 1942 года. Всего было вынесено 52 смертных приговора. 28 из них были посмертно награждены самыми высокими боевыми наградами СССР.

В 1945-м районный комендант Берлина полковник Григорий Бушин, сравнивая Чехову с Матой Хари, не преувеличивал. Он признавался Василию Скоробогатову:

- Эта коварная дама лишает многих покоя. Я бы назвал её современной Матой Хари. Много у неё общего с той шпионкой, которая так прославилась в годы Первой мировой войны.

На вопрос полковника о том, как же она спаслась от ареста, Ольга Чехова пояснила: «Самое поразительное в истории «Красной капеллы» то, что в ней не нашлось предателя».

А еще Ольга Чехова сотрудничала с полковником Генерального штаба, графом Шенком фон Штауффенбергом и другими запредельно храбрыми людьми. Возможно, ей не совсем доверяли, но она оказывала им некоторые услуги. Она попросила у Гитлера разрешения посетить передовую. Как доносили многие генералы в Ставку, во время артобстрелов и бомбежек, артистка вела себя подобающим образом, «что крайне благоприятно сказывалось на боевом духе солдат, особенно новобранцев». На сохранившейся фотографии кинодива раздает автографы на фронте, используя спину какого-то ефрейтора вместо «стола». Её любовником был летчик-испытатель Вальтер Йеп, которому протекционировал сам рейхсмаршал Геринг. Вальтер хорошо знал положение дел в авиации, настроения летного состава, поступление новых образцов военной техники, так что любовная связь представляла определенно ценную информацию.

В своей книге «Мои часы идут иначе» Ольга Чехова, много видевшая и много знавшая, призналась, что всегда боялась мести лишь одного человека – Геббельса. Но именно к нему обратилась с просьбой дать распоряжение, чтобы в захваченной Ялте не разрушали, и не грабили мемориальный дом Антона Павловича Чехова. Просьба была удовлетворена и возле дома-музея всегда была охрана из солдат оккупационных войск.

По свидетельству ветерана советской контрразведки П.А. Судоплатова, к подпольной работе в Москве на случай её захвата гитлеровцами, был подготовлен известный человек, родной брат О.К.Чеховой – композитор Лев Книппер, автор знаменитой песни «Полюшко-поле». Но, к счастью, Москву в 1941 – отстояли.

Любопытную информацию сообщил Василий Скоробогатов, автор биографической книги «Берзарин», вышедшей в свет 2012 году в молодогвардейской серии «Жизнь замечательных людей». Он пишет: «Не знаю, как О.К.Чехова общалась со Сталиным, но мне точно известно, что с руководителем советской контрразведки В. С. Абакумовым она имела доверительную переписку. Она получила в шведском посольстве в Берлине пакет из Москвы с письмом Ф.Паулюса, находящегося в советском плену, и передала его жене фельдмаршала, проживавшей на юге Германии. В пакете имелась письменная просьба Абакумова – получить ответ от адресата, передать его шведам. Это поручение Чехова выполнила. Паулюс получил письмо от жены. Обратите внимание – это было в 1944 году! За этот подвиг О.К.Чехову наградили орденом Ленина. Абакумову пожаловали орден Кутузова 1-й степени. Организатор акции, советник посольства СССР в Швеции А.П.Плотников, также получил государственную награду.

После этого Паулюс активно включился в борьбу против Гитлера».

…Сотрудники контрразведки «СМЕРШ» нашли и вывезли из горящей столицы поверженного рейха Ольгу Константиновну и спецрейсом, в багажном отсеке боевого самолета, доставили в Москву. Теперь уже не актрису, а разведчицу, принял начальник Главного управления контрразведки НКВД комиссар госбезопасности Виктор Абакумов, а затем генерал НКВД В.Н. Меркулов. Визит Чеховой был обставлен таинственностью и мерами предосторожности, но приняли её по- царски.

Всеволод Меркулов имел талант драматурга. Его пьесы под псевдонимом Всеволод Рокк были известны в стране, в том числе остросюжетная драма «Инженер Сергеев» стояла в репертуаре МХАТа. При встрече с Чеховой, генерал внутренних войск сказал Ольге, что он обязательно включит в свою новую пьесу сюжет о «разносе», который он пережил 17 июня 1941 года от руководства. Правда, не стал уточнять, от кого именно получил нахлобучку.

А произошло следующее. Его препроводительную записку о том, что агентурное сообщение «О.Ч.» сводится к следующему: «… все военные мероприятия Германии по подготовке вооруженного выступления против СССР закончены, и удар можно ожидать в любое время», украсила резолюция: «т. Меркулов может послать ваш источник к е… матери. Это не «источник», а дезинформатор. И.Ст.».

Ольга Константиновна осенила себя крестом.

- Всеволод Николаевич! – воскликнула она со слезами на глазах. – Клянусь! Моим источником там, в Берлине, был сам фюрер…

- Уточните, - потребовал генерал.

Разведчица вздохнула:

- Не хвастаюсь. Но от моих взглядов Адольф превращался в того простоватого ефрейтора его родного 16-го запасного баварского полка, среды обитания его окопной юности. В день нашего свидания конца мая 1941 года я томно сказала Адольфу, что страшно тоскую по российской родине. В припадке нежности ему захотелось утешить моё чувство ностальгии. Сбиваясь, он заговорил: «Дорогая, это произойдет очень, очень скоро». Он схватил мои руки и прижал к своей груди. Произнес: «Мы разрешим проблему жизненного пространства для Германии не позднее 1943-1945 годов. А выступим в поход в четыре утра 22 июня. В воскресенье…»

Произнеся эту фразу, Адольф Гитлер страшно побледнел, задрожал…

Генерал Меркулов усадил взволнованную артистку на диван. Налил ей стакан воды. Ему, военному вкупе с талантом драматурга вполне было ясным состояние собеседницы.

22 июня… Повтор наполеоновского числа повлек за собой психологический срыв: Чехова, страдающая бессонницей, в ту ночь потеряла сознание. Привела её в чувство горничная.

Меркулов доложил о беседах с Чеховой своему руководителю Л.П.Берии. Через некоторое время выяснилось, что Чеховой в Москве делать нечего. Её незамедлительно вернули в Берлин и передали в распоряжение комендатуры генерал-полковника Н. Э. Берзарина. Правда с ней беседовал военный журналист, поэт и писатель Константин Симонов, однако творческих точек соприкосновения не нашел.

Вернулась Ольга Константиновна в Берлин также тайно, причем её дочь так и не узнала, куда пропадала мать. Как потом сообщила иностранная пресса, Сталин высоко оценил заслуги разведчицы и в июне 1945 года, лично вручил ей орден Ленина.

Проживая на территории ГДР, Ольга Константиновна Чехова вернулась на съёмочную площадку государственной киностудии «ДЕФА». Так, в 1950 году она была занята сразу в семи фильмах. Но в 1954 году перестала сниматься, зато сцену не покидала до 1962 года. Её дочь Ада, выйдя замуж за известного гинеколога Вильгельма Руста, жила вместе с матерью. В середине 60-х годов она погибла в авиакатастрофе. И тогда смыслом жизни Ольги Константиновны стала внучка Вера, которая не обманула её ожиданий – успешно дебютировала в спектакле Мюнхенского драматического театра.

«Прекрасная Олли» тихо угасла в возрасте 83 лет в 1980 году, унеся в могилу многие тайны своей бурной, необыкновенно интересной жизни.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-краевед