Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ОПОРА И НАДЕЖДА НАРОДА


5 мая 2013, 11:38 | 4 473 просмотра



Это было суровое время больших испытаний. Время, породившее целую плеяду ярких личностей, героев кровопролитных боев за независимость, свободу в годы, названные историками как «Актабан шубурунды» – «Годы великих бедствий». Каракерей Кабанбай батыр (1691-1769) – один из инициаторов объединения казахов для защиты родной земли против джунгарского нашествия, борец за справедливость, обуздание произвола правителей. А в статье великого ученого Ш.Валиханова «Шона батыр» заявлено, что Кабанбай был самым авторитетным бием (судьей) Среднего жуза, вышедшим из простых людей.

Кабанбай прославился в эпоху ханов Самеке, Абильмамбета, Абылая, образно названной «золотым веком казахского батырства». Свыше 40 лет он боролся под знаменем освободительной борьбы и народ по праву окружил его имя вечной славой. Сведения о жизни и героической деятельности Кабанбая батыра современный потомок горазд почерпнуть из многочисленных образцов устных художественных произведений – стихотворений-размышлений поэтов-сказителей, рассказов, легенд, преданий, толгау, арнау. Генеалогические легенды, исторические документы также чтят имя крупнейшего полководца XVIII века, что служил образцом беззаветного служения своему народу, мужества и неустрашимости.

Его настоящее имя Ерасыл. Он третий сын в семье Кожагула и Ару, женщины из рода Керек. Во времена деда Кабанбая Мамбета и его отца Кожагула уже проходили многочисленные джунгарско-казахские войны. Так случилось, что в числе первых жертв этих сражений пал батыр Кожагул, получив тяжелое ранение не совместимое с жизнью. А вскоре погиб в схватке с ойратскими разбойниками и старший брат Ерасыла – Есенбай, причем враг надругался над его телом. И тогда Ерасыл решил мстить и за отца, и за брата. Только родственники начали отговаривать 16-летнего юношу, дескать, куда им справиться с силой ойратов. Не получив помощи, Ерасыл решил действовать в одиночку.

Здесь уместно сделать одно замечание: с 1223 года, когда пал Отрар, и до 1723 года – года великого бедствия (период джунгарского нашествия) казахский народ жил без войны каких-то 7-8 лет. Юноши и подростки жили мечтами о подвиге, и, как правило, в 14-15 лет уже ловко сидели в седле, метко стреляли из лука, умело владели копьем и саблей. Так что они вполне были воинами, могли постоять за себя и дать отпор врагу.

Вот и наш герой, Ерасыл, пускаясь в рискованный рейд, вызнал, где стойбище джунгарского предводителя Уольже Нояна. Дождался полночи и незаметно проник к его юрте. Когда хозяин вышел подышать свежим воздухом, он был тут как тут.

- Ты ли Уольже Ноян? - спросил во тьме.

Получив утвердительный ответ, не раздумывая, пронзил врага кинжалом.

Потом Ерасыл ловко запутал свой след, что погоня за ним осталась ни с чем. Он же появился в ауле своей сестры, где стал помогать зятю по уходу за скотом. Но вот однажды, проезжая по берегу озера, из камышей вспугнул огромного секача. Животное кинулось на всадника, только Ерасыл опередил секача, пронзил его копьем. А тут из зарослей вылетел второй зверь и распорол брюхо лошади. Падая, Ерасыл никак не мог выдернуть копье из туши убитого им кабана. Но опять выручила сноровка. Успел- таки поразить и второго секача, тем самым спас свою жизнь. Этот охотничий подвиг не прошел для него бесследно. Народ с той поры прозвал его Кабанбаем батыром.

За его долгую жизнь (78 лет) Кабанбай батыра исключительную стойкость и храбрость, за талант стратега и тактика, одного из авторитетнейших полководцев, проведших победные сражения, одно за другим получал прозвища: Избасар - приемник героических поступков отца, Карбала – сильный, как одногорбый верблюд, Кабан – возмутитель спокойствия вражеского стана. Вот это последнее и стало общепризнанным именем Кабанбая, а затем и боевым ураном рода Каракерей.

Воинская слава пришла к нему в многочисленных схватках с полчищами захватчиков. По сохранившимся в памяти потомков сведениям, Кабанбай был участником более ста битв, окончившихся победами им возглавляемого войска. По военной традиции тех времен, перед каждым сражением происходили поединки батыров. Кабанбай одержал личную победу в 54 поединках.

В 1723 году он был назначен начальником обороны священного Туркестана и столицы казахского ханства. В Туркестане правил султан Абылай, дед Абильмансура, который в 18-летнем возрасте в одном из боев с джунгарами поведет казахское войско с кличем «Абылай!» - и ему самому присвоят имя деда, прославленного одной лишь жестокостью. Только это будет спустя почти 60 лет. А пока сын хана Аз-Тауке готовил кровавое пиршество над людьми Кудайберды- багадура, хакима славной столицы. Но дверь распахнулась от мощного пинка, и во дворец ворвался огромного роста батыр:

- Враг идет, султан Абылай!..

- Какой враг? – надменно поинтересовался кровавый Абылай.

- Контайчи Сабан Раптан… С семи сторон – с 70-ю тысячами ойратов.

- Многовато, - Абылай притворно вздохнул. – А у меня всего-то 70 нукеров. Что я могу с ними сделать против всесильного Сабан Раптана?

- Но во все времена 10 тысяч воинов выставлял один славный Туркестан! – закричал потрясенный батыр. Он, батыр Каракерей Кабанбай из рода найман с изумлением смотрел на повелителя. Рука знаменитого батыра невольно сжала рукоять меча, чтобы одном движением снести голову этому вурдалаку. Но он вспомнил о скачущем через степь войске ойратов, о дымах над аулами – и опустил руку.

- Как же вы, султан, думаете, защитить город Туркестан? – вскричал Кабанбай.

- А кто тебе сказал, что я собираюсь защищать эту груду опустевших развалин?.. Уйду куда- нибудь с верными людьми.

Ильяс Есенберлин в историческом романе «Кочевники» писал: «Батыр, который не принадлежал к главенствующей касте тюре и не имел права распоряжаться в Туркестане, схватился за голову…

Нет, не тюре спасут город и страну. В каждом ауле есть храбрые молодцы из народа, есть неродовитые батыры. Да и простые пастухи становятся львами, когда выходят на защиту своего кочевья!.. Надо немедленно бить тревогу по всей степи и, прежде всего, послать гонцов в другие жузы, оповестить Абулхаира, Семеке-хана…»

А тем временем султан Абылай объявил, что защиту города он поручает своему внуку Абильмансуру – и пошел к выходу.

Изумленно смотрел ему в след прославленный батыр. Внуку султана едва исполнилось 14 лет…

Организовав оборону города, Кабанбай помчался собирать ополчение. Еще будут кровавые стычки с войском контайчи, чьи войска разрушат-таки Туркестан. Но не возьмут в полон души свободолюбивых казахов. С двумя сотнями джигитов Кабанбай будет нападать на разъезды джунгар, доходя порой до самого отстраивающегося Туркестана. Стремя в стремя с ним будет скакать верная Гаухар – «Девушка-жемчужина» из Туркестана, про которую уже знала вся степь. Это о ней сложат песни акыны, как она спасла казахское войско от верной гибели, предупредив о вражеской засаде.

Много раз Кабанбай батыр был во главе таких стратегически важных сражений, как Алакольское, Ш у б а р т е н и з с к о е , Аныракайское, Шаганское, Шоргинское, одерживая одну победу за другой. Вот, к примеру, сражение мая-июня 1730 года между озером Балхаш (северная часть), Отарской долиной (южная), рекой Шу (западная) и Курты (западная часть). Название сражение получило от местности Аныракай – Аныракайское. В этой битве в смертельной схватке сошлись более 30 тыс. казахских сарбазов и около 40 тыс. ойратских воинов. Местность, где кипела битва, протянулась в длину на 25 км, а в ширину – на 20 км.

Современные ученые-историки, учитывая масштабность сражения, численность его участников, приравнивают его к Бородинскому бою и сражению при Ватерлоо.

Расскажем и о памяти сражения у предгорий Джунгарского Алатау. Здесь на территории нынешнего Алакольского района и произошла решающая битва казахов с захватчиками. По приданию именно Кабанбай батыр по её завершению произнес: «Тохта!» (Хватит!). Мы победили врага, а чужой земли нам не надо». С тех пор речушка, урочище и сопка в этой местности носят название Тохта. А на сопке этого же названия в 1999 году появился гранитный памятник в честь Аныракайской битвы.

Собственно говоря, каждая сопка, каждая долина Жетысу помнит кровавые битвы своих сынов за Родину. В местечке Чубар-Агаш Ой-Жайлау в урочище Уйгентас сохранились три мощных кургана. Есть различные версии и предания об их происхождении. По мнению краеведа Т.Калилаханова – эти курганы – своеобразные символы военной мощи. По традиции древних каждый воин приносил к шатру военачальника камень – так подсчитывали свои военные силы. Курганы могли насыпать воины Абылай-хана и Кабанбай батыра. По логике так и должно быть на приграничной территории. Курганы еще раз подчеркивали победу над джунгарами и предупреждали потенциальных налетчиков о военной мощи казахских сарбазов.

Еще одно почетное звание Кабанбай батыр получил в битве с джунгарами на высоте Чаган. Захватчики выстроили очень прочную линию, а казахским сарбазам никак не удавалось её преодолеть. И тогда в самую гущу рукопашной схватки бросился Кабанбай. Он буквально разметал агрессоров на своем пути и в пробитую брешь по его следам ринулись сарбазы, рубя их налево-направо, добывая победу.

Наблюдавший за ходом боя, Абылай-хан (Абильмансур) преподнес батыру роскошную шубу и присвоил ему высшее воинское звание – дарабоз. Кабанбай батыр пользовался большим доверием у Абылай-хана, а потому вместе с ним в 1758 году участвовал в переговорах с китайским посольством. Песня «Кабанбай батыр» показывает не только несогласие между казахами и киргизами, но и дает идею сохранения дружбы и мира. Эта же идея ярко звучит в песне «Торт батыр» (Четыре богатыря), в ней нашла отражение борьба казахов и киргизов против захватчиков – джунгаров - ойратов. Кабанбай выступает в песни как дипломат, оказывающий к киргизскому народу дружеское расположение, причем, выясняется его любовь к киргизской девушке.

Существует два документальных свидетельства о жизни и деятельности Кабанбая в 1740 – 1762 годах. Это рапорт переводчика Филата Гордеева, который сообщает, как цинские власти жестоко наказали людей Кабанбая, что хотели переселиться на территорию, освобожденную от джунгаров. И второй зафиксированный факт: в 1758 году Кабанбай и его сын Едиге пригнали 300 лошадей в Урумчи, для продажи. Этот частный случай есть следствие того, что недавно Абылай-хан заключил договор с цинским богдыханом об открытии в Урумчи обменного сарая (пункта).

Как дипломат и авторитетный бий Каракерей Кабанбай батыр поддержал идею Абулхаира о направлении посольства и присоединения Младшего жуза к России. Это он поссорился с Бараком-султаном, противником Абулхаира, даже хотел откочевать в Оренбург. Кроме того, после убийства Абулхаира, именно Кабанбай батыр обвинил Барака в содеянном и выступил против его попыток сближения с джунгарским ханством. Таким образом, Кабанбай имел влияние на внутреннюю жизнь не только Среднего жуза, но временами принимал участие в исторических событиях, происходящих в Младшем жузе.

…Это был первый большой поход казахских войск со «времени великого бедствия». Абылай-хан собрал под свои знамена свыше 40 тыс. всадников. Казахское войско было разбито на три части. Первую возглавил опытный батыр и военачальник Богембай. Его войско держало направление на Созак. Знаменитый жирау и «специальный историк» Умбетай пел:

«О, Кабанбай и Богембай, великие батыры!..

Аргыны и найманы поют вам славу,

За то, что вернули им древние земли и пастбища!..»

Второй отряд, что возглавил знаменитый Жанибек-тархан, направлялся в низовья Сейхундарьи.

Третью часть возглавил сам Абылай-хан, и двигалось это войско в сторону Туркестана. В нем в качестве военачальников состояли знаменитые батыры Баян, Малайсары, Жапек и догнавший войско уже на марше Кабанбай батыр. Теперь уже не жена Гаухар батыр - знаменитая воительница и предводитель отряда разведчиков, а старшая дочь – красавица Назым сопровождала постаревшего батыра. Благодаря казахскому фольклору сохранилось меткое выражение Гаухар батыра: «Родись не сыном своего отца, а родись настоящим мужчиной».

По замыслу Абылай-хана, избегая общего столкновения с главными силами Цэван- Доржи, ставшего правителем Джунгарии, следовало распылить и уничтожить поодиночке отряды ойратских нойонов. Однако Цэван-Доржи, сам кочевник и не раз выигравший сражения не без помощи хитрости, вскоре разгадал абылаевскую тактику. Он правильно решил, что главная опасность для него исходит от части войска Абылая, и потому с 15-ю тысячной отборной армией поспешил навстречу казахам и раньше их занял удобное урочище Жана- Курган. У хитроумного контайчи было время построить армию, поместив в центре пехоту с пушками и китайскими мушкетами. Эти легкие пушки были размещены на горбах у 15-ти гигантских верблюдов. Хотя животные были «обстрелянными», им в уши заложили ватные пыжи. При стрельбе верблюдов укладывали на живот и вдобавок закрепляли с трех сторон веревками и кольями. И как полагается по стратегии, Цэван-Доржи расставил по флангам грозную кавалерию.

Уместным будет заметить, что Цэван- Доржи - давний противник Абылай-хана. Этот нойон из джунгарского рода чорос требовал от тогдашнего правителя Галдан Цэрэна казни попавшего в плен молодого Абильмансура. Это он настаивал, чтобы главный удар ойратские тумены наносили по казахам, целясь именно на владения Абылая и всего Среднего рода. Это у Цэван-Доржи скрывался убийца Абулхаира Барак-султан, которого по положению должны были судить на совете казахских биев. И позже, он приказал отравить Барака с сыновьями, не смотря на то, что был женат на сестре Барака. И вот теперь, став главным контайчи, он закрыл дорогу Абылаю в Туркестан и мешал объединению страны.

(Продолжение следует)

Автор:
Андрей Березин, писатель-краевед