Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

БОЛЕТЬ НЕВЫГОДНО


7 декабря 2012, 16:28 | 867 просмотров


В Послании Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана охрана здоровья граждан обозначена одним из ключевых направлений социальной модернизации. Принцип солидарной ответственности человека за свое здоровье и популяризация здорового образа жизни – главные приоритеты здравоохранения.

Как отметил глава государства, "человек должен понимать, что ему невыгодно болеть. У нас бесплатное здравоохранение, но будущее – за страхованием в медицине, как это сейчас делается в пенсионных фондах. Сам человек несет ответственность, его работодатель и государство".Немаловажным направлением модернизации здравоохранения является реализация прав, связанных с получением гражданами медицинской помощи. Эффективность системы часто измеряется с точки зрения моральной удовлетворенности пациентов. Между тем сферу здравоохранения достаточно непросто стандартизировать, поскольку медицинскую услугу невозможно измерить, а качество медпомощи сложно объективно оценить. Практика доказывает, что в Казахстане 33–58% случаев жалоб пациентов при последующей экспертизе признаются необоснованными. За рубежом доля подобных случаев составляет от 53% до 59%.Важно отметить три аспекта, влияющих на оценку состоя-ния национальной системы здравоохранения. Во-первых, от того, как складываются взаимоотношения врача и пациента, зависит впечатление в целом о работе медицинского коллектива и качестве медицинской помощи. Реформы в здравоохранении дадут необходимый результат только в том случае, если будут адекватно и правильно доведены до потребителя медицинских услуг. А для этого необходимо создание многопрофильного информационного поля, которое позволит обеспечить полноценную реализацию прав пациентов.

Как показали социологические опросы, основными источниками информации о правах в области здравоохранения для населения являются СМИ (41%), лечащие врачи (40%), родственники (33%), стенды и буклеты медицинских организаций (20%), знакомые медработники (15%). Респонденты могли указывать сразу несколько вариантов ответа, поэтому общий результат превышает 100%. Роль врача в нынешних условиях должна быть направлена на более тесный контакт c пациентом. Кроме того, необходимо создать открытую систему рейтинга медицинских организаций, доступную каждому пациенту.Во-вторых, важно наличие эффективных механизмов рассмотрения обращений граждан по вопросам медицинского обслуживания. Во всех медицинских организациях сегодня созданы службы внутреннего аудита. Это, по сути, первая инстанция, куда могут обратиться пациенты при наличии нареканий и жалоб, связанных с медицинским обслуживанием. Также подать жалобу можно в территориальные органы по контролю медицинской и фармакологической деятельности, управления здравоохранения и Министерство здравоохранения. Кроме того, отдельные обращения граждан рассматриваются с привлечением независимых экспертов. С 2011 года при Министерстве здравоохранения и

акиматах функционируют общественные советы по защите прав пациентов. В регионах при них уже созданы комиссии по рассмотрению обращений граждан под председательством заместителей областных акимов для оперативного решения поступающих вопросов. В министерстве и региональных управлениях здравоохранения, общественных советах работают телефоны доверия.В-третьих, наличие внесудебных механизмов разрешения споров, включая возмещение ущерба, причиненного здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи. Главой государства в программной статье "Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда" дано поручение проработать вопрос о введении обязательного страхования профессиональной ответственности врачей за причинение ущерба здоровью гражданина. Этот вопрос актуален в связи с ростом жалоб граждан на качество медицинских услуг и случаев досудебных и судебных разбирательств.В контексте повышения ответственности врачей за результаты своей деятельности в настоя-щее время ведется разработка мер по обеспечению правовой и финансовой защиты медицинских работников на случай возникновения врачебных ошибок. В Германии, Великобритании, Литве, Финляндии, Люксембурге и других странах страхование профессиональной ответственности является обязательным для всех практикующих врачей. Стоимость страхового взноса в Великобритании составляет 2% от дохода врача, в США – 4%. Кроме того, за рубежом созданы и работают специальные программы, целью которых является обучение врачей управлению своим поведением, направленное на снижение риска привлечения к ответственности.Разработка механизма страхования деятельности медицинских работников позволит, с одной стороны, реализовать пациентам их права, гарантированные законодательством, а с другой – защитит профессио-нальную деятельность самих медицинских работников. Таким образом, практика обеспечения прав пациентов в нашей стране представляет комплексную систему. Она состоит из мер превентивного характера, мер реагирования на этапе возникновения прецедента нарушения прав пациентов, мер компенсации последствий нарушений прав пациентов.Наряду с информированием населения о законодательно закрепленных правах пациентов необходимо информировать пациента и о его обязанностях. В первую очередь об уважительном отношении к медицинским работникам и ответственности перед своим здоровьем и предписаниям врача.

Автор:
Жапсарбай КУАНЫШЕВ, заведующий отделом внутренней политики Администрации Президента