Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

АБЫЛАЙ МУДРЫЙ


7 декабря 2012, 16:16 | 2 798 просмотров



(Окончание. Начало в №43 от 30 ноября 2012г.).

Казахские султаны и батыры ясно осознавали, что Абылай – лидер и с его потерей многое должно было перемениться в худшую сторону. Недаром даже Галдан Церен скажет о нем: «Управляет малым народом, но достоин большого народа». Наконец-то посольство из 90 человек во главе с Толе-бием отправилось весной 1743 года в стан неприятеля для переговоров, которые оказались долгими и трудными. Зато 5 сентября этого же года Абылай получил свободу. Его выменяли на сына хана Среднего жуза.

Вернувшись из плена, султан Абылай застал в ханстве полный политический и экономический хаос. Он начинает действовать как законный правитель страны: поощряет широкую торговую деятельность с русскими городами для пополнения своей казны, в то же время охотно откликается на просьбу восставшего Е.Пугачева о помощи ему, организуя в течение всего пугачевского восстания нападения по всем крепостям Горькой линии. Прекрасно зная слабости Джунгарского ханства, принялся расшатывать его изнутри, с этой целью укрыл у себя башкира по имени Карасакал, выдававшего себя за наследника джунгарского престола Шуну-батыра.

В это время началась война между джунгарскими княжескими кланами. Пользуясь поддержкой Абылай-султана, потомок вождей Амирсана, привел к власти своего ставленника – Даваци. Но против Даваци вспыхнуло вооруженное восстание, что заставило Амирсану бежать в Пекин. Китайский император посылает армию в поход на Джунгарию, позволив Амирсане возглавить передовой отряд. После завоевания Джунгарии китайцы приняли решение расправиться с Амирсаной, но тот снова бежит и объявляется джунгарским ханом. Цины вновь посылают армию, проигравшие Даваци и Амирсана, не проявлявший агрессий по отношению к казахам, кидаются к Абылаю и просят его покровительства.

Победивший хан-тайши Лама Доржи требует выдачи мятежников. Россия тоже требует к себе Даваци, как и своего подданного башкира Карасакала. Но и на это раз Абылай отказывает всем, пользуясь полной поддержкой народа, а главный бий Старшего жуза Толе в письме к Абылаю, зачитанном по всей степи, одобряет дерзкого султана и его политику.

Раздраженный Лама Доржи высылает вперед 20-тысячную армию. Собрав свои дружины численностью около 15 тысяч всадников, султан Аблай в урочище Баян-Аул успешно отбил нападение джунгар. Согласно легенде, Абылай-хан попал в окружение врага. Три раза он обращался к своим воинам: «Кто из вас хочет напасть на врага?» И тогда на огромном рыжем аргамаке вперед выехал Баян-батыр и так ответил: «Если казах хочет атаковать врага, разве он будет спрашивать у тебя разрешения, мой повелитель?» Сказав эти слова, батыр ринулся на джунгар и проложил Абылай-хану дорогу из окружения.

После очередной атаки Абылай выслал вперед пятьсот самых лучших своих воинов и что называется на плечах противника казахская армия впервые ворвалась на территорию самого Джунгарского ханства и разгромила владения калмацкого правителя. Лама Доржи, не ожидавший такого поворота событий, попал в плен и 12 октября был повешен.

В декабре 1753 года Абылай освободил от джунгар значительную часть казахских земель, взяв при этом три тысячи пленных. Сломив единство и мощь Джунгарии, время от времени Абылай совершал по ней рейды с корпусом в четыре тысячи всадников, наводя там порядок, угодный только ему. Вот что писал о своем прадеде Чокан Валиханов: «Ни один казахский хан не имел такой неограниченной власти, как Абылай. Непонятно, каким образом этот хан, действуя деспотически против свободных льгот, освященных временем, умел облечь свои действия в такую форму, что потомство считает его святым и при набегах для придачи себе храбрости призывает его имя».

Он также освободил междуречье Или и Чу от кыргызов и установил с ними границу, протянувшуюся от Нарынкола до Кордая.

Уже в феврале 1756 года к Абылаю прибыло китайское посольство с требованием выдать «вечного» беглеца - Амирсану, на что получает отказ. Цины решили усмирить строптивого казахского правителя и направили войско в Казахское ханство. Абылай занял земли Тарбагатая, Алтын-Емеля и Коксу и стал выжидать неприятеля. Зная, что его войско уступает китайскому, как по численности, так и по качеству вооружения, полководец Абылай применил тактику заманивания врага вглубь степей. В погоне за летучими отрядами китайская армия потеряла свою мобильность, растянулась и, в конце концов, оказалась в узком ущелье, как в ловушке.

Китайцы были ошеломлены потерей своего авангарда. До ночи они преследовали войско Абылая. А ночью лагерь воинов Поднебесной подвергся нападению небольших отрядов казахских джигитов. С кличем «Абылай!» они врубались в стан врага, нанося урон живой силе.

С 1754-1756 годы верный соратник Абылая - Жаугаш возглавлял особое войсковое соединение хана. Это он спас жизнь Абылаю, когда тот получил ранение в бою с китайским отрядом, и на себе вынес его с поля боя. Великий мудрец Степи и поэт Бухар-жырау такие строки посвятил этому батыру: «Искал бы, но не найду такого, как ты, Жаугашжан, светлого сына». Это ему поручал Абылай-хан дипломатические миссии по разрешению военных стычек с кыргизами в 1771-1774 годах. Ему завещал сохранить знамя, что развивалось в боях с джунгарами, как святую реликвию.

К этому времени султан Абылай самостоятельно правил на землях Среднего и Старшего жуза, за исключением городов Туркестана. В его войсках служили казахи всех трех жузов. Отличился в битвах и сын хана Младшего жуза Абулхаира – султан Ералы, не смотря на то, что большая часть Младшего жуза так и осталась в составе России. Вместе с казахами воевали плечом к плечу и несколько сотен калмаков под командованием хан-тайши Амирсаной и Кожаберген-батыра.

Абылай сплотил вокруг себя известных батыров: Олжабая, Богенбая, Баяна, Жанибека, Байгазы, Наурызбая и других. Три главных знаменоносца – из числа батыров Ер Жанибек из керейского рода, Каракерей Кабанбай батыр, Канжыгалы карт Богенбай не только несли знамена, но и были незаменимыми воинами в сражениях, проявляя мужество и отвагу, воинскую смекалку и недюжинные способности отчаянных рубак.

А вот еще один из таких храбрецов. В боевых походах хана Абылая всегда сопровождал Таттикара (1705-1780) – один из прославленных жырау, тот, кто силой поэтического слова объединял племена, воодушевлял сарбазов в борьбе за независимость, кто воспевал подвиги батыров. Многие стихи Таттикары созданы в годы казахско-китайской войны, когда разгромившие Ойратскую империю, китайцы в 1756 году вторглись в казахскую степь.

К большому сожалению, многие стихи дошли до читателя в отрывках. Один из них: «Евший и пивший вволю всегда,/ Высокорожденный хан Абылай,/ Помни, приходит любая беда,/ Горе не вечно – не забывай./ И не таким уж храбрым был враг,/ Ловким скорей оказался он, /А в схватке прямой они трусили так, /Что мы им большой наносили урон».

В стихах «Сыны трех жузов», «Толстяк с огромным брюхом», «У камыша верхушка редкая, а корень крепкий» Таттикара смело говорит правду в лицо всем, не исключая самого хана Абылая. Он как патриот казахской степи, как идеолог народных традиций противостоит невежеству и самомнению. Безумной преданности повелителю у поэта никогда не было: наоборот, он подвергает сомнению некоторые решения хана и его окружения.

По преданиям, Таттикара был не только акыном, но и виртуозно исполнял собственные песни-жырау, никогда не расставался с домброй. Его могучий голос окрылял не только друзей-соратников по борьбе, даже враги отдавали дань уважения поэту, признавая за ним силу, которая в схватке заменяет сотни бойцов.

Таттикара был знаменосцем хана Абылая. Почти во всех походах он поднимал дух батыров, вдохновлял их на подвиги. Однажды случилось так, что казахское войско не могло найти переправу через бурную реку. И тогда прозвучал голос акына: «Мягкая бахрома и длинный корень у камыша,/ Река перед нами, а за нами дракон. / Неужто только саблей горазды махать наши батыры…»

Акын Таттикара был в почете не только у хана, но, главным образом, у народа…

Личное мужество, умение объединять авторитетных лидеров жузов характеризуют Абылая как выдающегося дипломата и политика, которому выпала непростая роль придерживаться линии равновесия между двумя крупными соседями – Китаем и Россией. Это он своей мудрой политикой довел до логического конца и снял угрозу нападения со стороны джунгаров.

После бесславной попытки китайской оккупации казахских земель и ухода под ударами маневренных кавалерийских отрядов султана Абылая, произошла встреча султана Абулфайыза с командующим цинскими войсками Фу Дэ. Затем оправданная дипломатическая поездка Абылая вместе Абулфайызом в Пекин в 1757 году. Здесь он вступил в подданство императора Цяньлуна на правах «вассального князя», фактически сохранив полную самостоятельность, но уплачивающий оговоренную дань.

Лишь смерть бывшего хана Казахского ханства Абулмамбета, последовавшая в 1771 году, дала возможность Абылаю официально заявить о своих претензиях на ханский престол. Это объясняется тем, что он не желал дать никому в этой крайне неопределенной обстановке ни малейшего шанса для обвинения его в самозванстве. Султаны, батыры, старшины родов и племен и в том числе старший сын Абилмамбета Абулфайыз назвали своим ханом Абылая.

В 1771 году в древней столице Туркестане представители всех трех казахских жузов, кыргизов и жителей сырдарьинских городов подняли на белой кошме и провозгласили самодержавным ханом Казахстана султана Абылая. За заслуги перед Отечеством за ним закрепилось прозвище Мудрый.

И все же, несмотря на то, что официально Абылая признали ханом всего казахского народа, китайский император и российская императрица Екатерина II, опасаясь возросшего авторитета Абылая, величали его только ханом Среднего жуза. Действуя в рамках договора с Россией, но он не воспринял, как законное решение царского правительства от 22 октября 1778 года даровать ему титул великого хана. Считал, что его избрал ханом народ, а потому не поехал на торжественную церемонию, где по сценарию ему должны были бы вручить соответствующий акт, шубу и саблю.

Последние 15 лет своей жизни хан Абылай вел постоянную борьбу против средне-азиатских ханств. И все же ему удалось сделать то, что не удавалось предшественникам, соединить в одно целое все казахские земли, включая Ташкент, рассматривать союз с Россией как основу перехода казахов к оседлому земледелию и промысловой деятельности.

Знаток и исследователь казахской истории А.И.Левшин писал: «Уверенный в своих достоинствах, он (Абылай хан) искусно привлекал к себе приверженцев важностию своею и осторожным поведением, грозил врагам своею силой и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властителем независимым».

Десять лет он правил страной, и эти годы вошли в историю страны как эпоха Абылая – «Аблай заманы». Однако дальнейшие планы Абылая встретили противодействие. Консервативно-амбициозные настроения вынудили почти 70-летнего государственного мужа уйти в отставку. Удалившись в Старший жуз, в мае 1781 года он умер в Ташкенте и был похоронен в святыне казахского народа – мавзолее Ходжа Ахмеда Ясави в городе Туркестане.

15 ноября 1993 года вводя казахстанскую национальную валюту – тенге, отмечая заслуги и историческое значение Абылай хана, был размещен его портрет на купюре номиналом в 100 тенге. В памяти народа Абылай остался как «аруак» (воплотивший дух), «ниспосланный Аллахом для великих дел» и был причислен к сонму святых, ибо он олицетворял единство и целостность казахской земли.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-краевед.