Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОМ ПОДВИГЕ


9 ноября 2012, 02:15 | 3 592 просмотра



Это о них - легендарных батырах, чьи имена навечно остались в поэтических трудах жырау, пели акыны на протяжении трех столетий. Это им – защитникам страны Великой Степи народ ставит памятные знаки, в которых заключена историческая память, любовь и уважение, почтение и вера, что воинский подвиг обязательно подвигнет другие поколения на повторение жизненного примера служения на благо стране и народу. Одним из таких батыров и был отец великого Тауке-хана – Жангир, который с небольшим войском в 600 человек противостоял 50-тысячной армии ойратской орды. Много ли знает история примеров столь большого героизма, готовности пожертвовать всем, ради свободы и процветания Отчизны!

В XVII веке внутреннее положение Казахского ханства было очень сложным. Не утихали распри и соперничество между родовой знатью и феодалами. Хотя на словах ханы трех жузов подчинялись великому хану Казахского ханства, но на деле они были независимыми и, каждый мнил себя быть удостоенным великой почести править казахским народом. Междоусобицы, подрывающие власть великого хана и препятствовавшие объединению народа, происходили, несмотря на реальную угрозу со стороны усиливающегося соседнего Джунгарского ханства.

Этой необычайно сложной политической обстановкой в Казахском ханстве не преминул воспользоваться основоположник Дурбан-Ойрот или Ойратского ханства, а в исторической литературе называемое Джунгарским ханством, созданного в 30-е годы XVII века на территории Западной Монголии первый его правитель Эрдени Батур. С благословения тибетского Далай-ламы он был признан правителем ойратов с титулом хунтайджи. Основу нового государственного образования составили четыре племени: шорос, хошоут, дурвэд, хойт. При Таукель-хане племена дурвэд и торгоут находились в подчинении Казахскому ханству. Но в 1627 году племя торгоутов перекочевало на запад в Приволжье.

В период правления Батур-хунтайджи между казахами и джунгарами трижды происходили крупные сражения в 1635, 1643, 1652 годах, в которых казахи добились блистательных побед над захватчиками.

В 1628 году казахский хан Есим умер. Известие о смерти своего отца султан Жангир получил, находясь на северо-востоке Казахстана, охраняя границы страны от калмаков – западных монголов. И вот в это самое неурочное время, в 1635 году в пределы Казахского ханства ворвалось многочисленное калмакское войско Батура-хунтайджи. Его поддержали родственные торгауты. Черные калмаки выступили с берегов Жайыка (Урала) во главе полководцев Далай-таши, Гуджи-таши и Тауиркожа-таши. Отряд султана Жангира, насчитывающий не более шестисот сабель, легко был опрокинут, а сам Жангир оказался в плену.

Началось семилетнее (1635-1642) томление в неволе. Безусый султан Жангир ничем не отличался от своих рядовых воинов. Такая же легкая кольчуга и войлочный колпак с железными защитными пластинками, то же вооружение, без каких-либо отличительных знаков. Никто из калмаков и подумать не мог, что перед ними наследник трона Казахского государства. К тому же Жангир свободно говорил на монгольском языке и знал все обычаи соседей. Во время первого же привала он принялся молиться богам Нижнего, Среднего и Верхнего миров. Видя, что пленник покорно обращается к важному богу Очир-тенгиру, калмаки приняли его за своего собрата – толенгита. Правда, эти толенгиты для них были предателями, так как подчинялись казахам и сами стали уже как казахи. Как бы там ни было, к этому парню, вспомнившему родных богов, и отношение стало лучше. Ему даже развязали руки и ноги. А как только он освободился от веревок, так в первую же ночь исчез.

«Не всем молитвам следует верить», - любил говорить своим батырам султан Жангир. Но с тех пор он и стал непримиримым врагом джунгар. И принимая ханский титул – прекрасно понимал, какую тяжелую ношу берет на свои плечи. Но это был – царь-воин, закаленный в стычках с неприятелем, ведь недаром народная молва присвоила ему столь звучное имя -.Салкам (Видный, Внушительный) Жангир. А еще он обладал высоким ростом и мощным телосложением, так что прозвище вполне соответствовало личности правителя..

Второе вторжение калмаков во время царствования Жангира-хана произошло в 1643 году. К этой военной компании Батур-хунтайджи подготовился особенно хорошо. Разрешив русским строить свои крепости на правом берегу Верхнего Иртыша, Батур-хунтайджи начал получать от царя России Михаила Федоровича огнестрельное вооружение, мастеровых людей и даже деньги. На заводах северного Алтая – в Кузнецком уезде для калмакской армии стали отливать пушки.

Между тем казахские цари, начиная с Тауке-хана, так и не добились возможности приобретать современное оружие у Москвы и для своих устаревших кремниевых ружей порох изготовляли кустарным способом, что, естественно, часто делали огневую поддержку в ходе боев неэффективной.

Во главе 50-тысячной армии калмаков Батур-хунтайджи выступил походом в Жетысу. Его войска наступали вдоль предгорий Алатау, выйдя из Джунгарских горных ворот. Захватчики напали на владения алайских и токмакских кыргызов, разорив казахские аулы и взяв в плен около десяти тысяч человек.

Наконец весть об этом вторжении дошла до ханской ставки в Туркестане. И тогда Жангир-хан принял смелое решение и поспешил навстречу врагу со своим отрядом, главной силой которого были 600 лучников, вооруженные фитильными ружьями. Вместе с тем он обратился за помощью к казахскому эмиру Бухары Жалантос Бахадуру и тот дал согласие эту помощь оказать.

Знаменитая Орбулакская битва произошла в местности, которая в наше время названа как Белдайлау и расположена в Панфиловском районе Алматинской области. Однако по некоторым сведениям битва происходила у подножия перевала Каракара.

Историк И.Фишер, первым сообщивший об Орбулакской битве, в книге «История Сибири» написал: «Жангир приказал одной части войск окопаться в узком межгорном ущелье, а другой спрятаться за горой, пока калмаки не доберутся до западни в узкой горловине.Так и случилось, как он задумал: хунтайджи уверенно напал на крепость-западню, в это время султан Жангир сбоку навалился на врага, взял его под град стрел и огонь фитильных ружей и уложил на поле боя около десяти тысяч вражеских бойцов».

Документальных сведений о точном месте Орбулакской битвы и количестве участников сражения нет. Однако историческим исследованием этого сражения много лет занимается писатель и историк Бексултан Нуржекеулы, который разыскал достоверные источники – описание боя его участниками, а именно в письме губернатору Тобыл, сведения, принадлежавшие калмыкскому послу Бахтыя.

К. Тауасарулы в своей книге первым назвал точную дату, место битвы, имена многих известных казахских батыров, участвовавших в событии 1643 года. А в 1975 году в ходе изысканий на местности, ему впервые открылись заметные следы места исторического боя, как славного эпизода более чем двухсотлетней войны казахов с джунгарами.

До сей поры местность хранит следы впервые в истории казахского фортификационного искусства, вырытые «шанцы» - окопы для отражения вражеского нападения. Этот след – шрам на лике земли тянется протяженностью более двух километров, то спускается к бурной речке, то поднимается вверх по горному склону. Что воочию подтверждает летописный рассказ, как в одном из ущелий султан Жангир устроил джунгарской армии засаду. Вдоль ущелья он приказал вырыть глубокий ров и возвести на своем краю высокий вал. Когда конница калмаков углубилась в ущелье, казахи открыли огонь из кремниевых ружей. Батур-хунтайджи принялся выводить свои растянувшиеся вдоль всего ущелья войска, но у входа их поджидали уже в засаде 20 тысяч воинов под командованием батыра Жаландоса Самаркандского. В этом бою, согласно летописным сведениям, джунгарский правитель потерял не менее десяти тысяч воинов и вынужден был вернуться в пределы своего государства.

Ныне на историческом месте установлена большая мраморная плита с именами доблестных казахских батыров, выбитых золотом в дни празднования 365-ой годовщины Орбулакской битвы. Организовывали и руководили сражением батыры Шапрашты Карасай, Аргын Агантай, Найман Коксерек, Алшын Жиенбет, Канлы Сарпын, Кыргыз Коден и другие.

Кстати, именно тогда, в 2008 году во время торжеств, устами поэта Куанышбая Курмангали впервые озвучено место как Орбулак. Сражение 1643 года осталось на скрижалях казахской истории как первые шаги к победе в упорной борьбе с завоевателями.

Вернувшись из неудачного похода против казахов, Батур-хунтайджи занялся устройством планов отмщения казахскому правителю за большой урон и посрамления его полководческого таланта. В то же время Жангир-хан сочетал военное противостояние с дипломатическими усилиями, направленными на прекращение джунгарской агрессии. Не раз его послы были в Джунгарском ханстве. В 1647 году Батур-хунтайджи и Жангир-хан заключили мирное соглашение. Мало того, казахский правитель посватался и даже взял в жены дочь джунгарского хунтайджи. В результате этого брака родился сын, которому будет суждено стать знаменитым Тауке-ханом. Но, несмотря на «джунгарское» родство, Тауке воспринял от отца нелюбовь к калмакам и так же, как отец, будет делать все для укрепления Казахского государства. Но это будет много лет позже.

А сейчас Жангир-хан прилагает усилия и военные, и дипломатические, чтобы они способствовали продолжительности мирных лет для Казахстана. Понимая, что борьба за ограниченные Россией и Китаем степные просторы между двумя кочевыми народами будет теперь идти не на жизнь, а на смерть, хан Жангир Салкам приступает к поиску союзников. В целях отпора захватнических устремлений джунгарского правителя, хан Жангир стремился установить дружественные отношения с Бухарским, Жаркентским ханствами и соседними кыргызами. Он нашел их в лице бухарского эмира и хана Уйгуристана. Как и прежде, заметную военную роль в казахском войске исполняли кыргызские всадники.

Однако рост численности калмаков подвигал этот народ на захват казахских пастбищ. И третье вторжение калмаков (элютов) в Казахстан состоялся через пять лет.

Джунгары выступили в поход зимой 1652 года. Как всегда хан Жангир находился в авангарде своего войска и первым шел в атаку. По традиции перед сражением произошел поединок Жангир-хана с будущим хунтайджи - молодым батыром Галдан-Бошокту (1653-1697 гг.). Казахский царь в том поединке погиб смертью великого храбреца и героя.

Наряду с известным миру спартанским царем-героем Леонидом, который с тремя сотнями воинов противостоял многотысячной персидской армии царя Ксеркса, мир узнал о подвиге казахского царя – Жангира, третьего сына Есим-хана, легендарного полководца Степи. Жангир-хан не только повторил подвиг Леонида, но и во многом превзошел его, как настоящий патриот родной земли.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-краевед.