Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Олжас Сулейменов: "об антиядерном движении, литературе, демократии и национальной идее"


14 сентября 2012, 00:37 | 1 803 просмотра



На прошлой неделе Казахстан вновь оказался в центре внимания мировой общественности. Представители 75 стран и 20 международных организаций, а также более 10 тысяч семейчан съехались на митинг, посвященный Всемирному дню отказа от ядерного оружия и 21-й годовщине закрытия Семипалатинского ядерного полигона.

Акция проходила в рамках международной конференции “От запрета ядерных испытаний – к миру, свободному от ядерного оружия”. Делегатами форума стали парламентарии более чем 50 стран, которые обязались донести принятое в Астане обращение и призыв к снижению ядерной угрозы до руководства своих государств.

Сегодня у нас в гостях человек, сыгравший огромную роль в прекращении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, где за сорок лет было произведено 490 ядерных взрывов, от которых пострадало более полутора миллионов человек. Это постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО, почетный председатель Союза писателей Казахстана, создатель и лидер всемирно известного антиядерного движения “Невада-Семипалатинск” Олжас Сулейменов. Он убежден, что “более тысячи взрывов не раздалось за это время, а это миллиарды сэкономленных долларов, и хотя бы часть этих денег могла бы быть направлена на оздоровление населения во всех частях света”.

Проголосую за АЭС

- Уважаемый Олжас Омарович, стремление к безъядерному миру все чаще становится причиной обострения международных отношений. Какие минусы несет в себе Договор о нераспространении ядерного оружия в наше время?

- Сегодня увеличилось число так называемых пороговых стран. Все, у кого появляется немного денег или амбиций, как у Северной Кореи, сразу хотят быть великими державами, спорить с США, Японией, Россией, не говоря уже о Южной Корее. Имея полторы атомные бомбы, они считают, что могут диктовать условия. И таких стран много – и в Южной Америке, и на Востоке; яркий тому пример – Индия и Пакистан.

Цель движения “Невада-Семипалатинск” – лишить ядерное оружие статуса средства национальной обороны. Мы считаем, что только в этом случае оно может оставаться под эгидой общечеловеческой организации, т.е. Совета Безопасности ООН. Должно быть ограниченное количество боеголовок – несколько десятков, а все остальное необходимо ликвидировать. Если ядерное оружие (согласованный минимум) будет только в этих руках, то оно будет служить в качестве полицейской дубинки, которая будет угрожать всем, кто захочет стать его обладателем самостоятельно. А если кто-то не подчиняется закону, то разрешается точечный удар, огонь по штабам. Только в этом случае оружие становится по-настоящему глобальным оружием сдерживания, а не региональным или национальным.

- Астана регулярно выступает с антиядерными инициативами с высоких трибун и получает положительные отклики и поддержку со всего мира. Последняя хорошая новость: МАГАТЭ реализует заявку Казахстана по созданию в стране Банка ядерного топлива. Как вы думаете, все это пиар или реальная политика? Насколько это выгодно государству?

- Это очень острая тема. Я, как ярый антиядерщик, должен говорить “нет” всем этим банкам ядерного топлива и АЭС. Но недавно услышал, что на озере Балхаш строят тепловую электростанцию, которая в год будет сжигать 12 млн. тонн экибастузского угля, содержащего 42% зольности. Алма-Ата и так задыхается, а новая ТЭС просто погубит наш город. Тем более что, я уверен, она будет работать на Китай. Т.е. мы будем продавать туда чистенькую электроэнергию, а все отходы оставлять у себя.

Тем временем Алма-Ата стремительно растет, и по плану здесь будет проживать 4 млн. человек. Соответственно, потребность в электричестве будет огромная, и количество таких электростанций возрастет. В таком случае я проголосую за атомные электростанции, более щадящие биосферу. И еще. Казахстан занимает первое место в мире по запасам урановой руды. Невольно, но нам все равно придется спасать биосферу и переходить на атомные технологии. В этом плане желательно, чтобы ускорились работы по производству безотходных АЭС. Над этим проектом в Италии давно работает группа выдающихся ученых. Эти исследования помогут решить проблему с электроэнергией во всем мире, больше не будет необходимости сжигать уголь. Как говорил Дмитрий Менделеев, “топить печь углем – это все равно, что топить печь денежными ассигнациями”.

- В одном из своих недавних интервью вы сообщили, что пишете программу для “Невады-Семипалатинска” под общим названием “Чистая страна”. Ее основная цель – добиться чистой воды, чистого воздуха и очистить землю от отходов производства. Насколько реально достичь таких результатов? И что для этого нужно?

- Понятие “чистая страна” для меня включает в себя не только чистые воздух и воду, но и чистые руки, чистую совесть, чистые помыслы человека. Когда проезжаешь Францию или Германию, то видишь чистые дороги, чистые зеленые поля, постриженные сады, в селах – ни пылинки, ни соринки, а самое главное – там нет коррупции. Если ты бросил на землю бумажку или окурок, то сразу же поймут, что ты приезжий.

И мы, движение “Невада-Семипалатинск”, начинаем борьбу за чистоту нашей земли. Территория Казахстана загромождена отходами производств. У нас получается, что тот, кто приватизирует завод, тот приватизирует все отходы, которые накопились за 30-40 лет его функ¬ционирования. Очевидно, что у таких собственников нет ни сил, ни технологий перерабатывать этот мусор. Поэтому все это так и лежит, гниет дальше. Государство должно заниматься очищением земли, помогать тем, кто хочет инвестировать, идти им навстречу, а не ждать, пока это все окончательно добьет землю.

- А что сегодня из себя представляет “Невада-Семипалатинск”?

- Я сидел на антиядерной конференции с участием 200 парламентариев и вспоминал, как мы создали первую межпарламентскую группу, в которую вошли по два человека из США, Англии и СССР. Мы за три дня облетели три страны с целью уговорить наших первых руководителей прекратить ядерные испытания.

А что из себя сегодня представляет “Невада-Семипалатинск”? В течение 20 лет здесь работают одни ветераны, волонтеры, которые никогда не получали зарплату, но при этом делают святое дело – поддерживают связи, высказывают важные идеи, собирают подписи.

При этом известно, что государство сейчас поддерживает общественные организации всевозможными грантами. Но наше движение их лишено, потому что получить эти деньги непросто – для этого “нужны рыночные подходы”(?!). Поразительно… Сегодня в РК действуют около 18 тысяч НПО. Самое первое из них – “Невада-Семипалатинск”, у нас даже есть соответствующее удостоверение. Это великий бренд, благодаря которому Казахстан узнают в мире, который возглавил сам президент, а между тем финансовую поддержку мы не получаем.

У нас сейчас очень много дел. Я работаю над программой “Чистая страна”, и она будет опубликована от имени движения “Невада-Семипалатинск”.

Литература – это голова!

- Писательское сообщество раньше было наиболее мощной силой, воспитывающей народ. Сейчас литература почти полностью ушла с общественной арены. Кто в этом повинен?

- Обстановка была другая. Советский Союз считался самой читающей страной в мире. А СНГ – это страны не читателей, а зрителей. Может, это произошло потому, что книги подорожали или уровень образования упал. Власть изменила свое отношение к писательскому слову. Соответственно, Союз писателей тоже перестал быть уважаемой творческой организацией. А когда-то председатель Союза был самым уважаемым человеком, он был вхож во все кремлевские кабинеты, к его мнению прислушивались даже руководители государств. Сейчас, бывая в Москве, я захожу в Союз писателей, разделенный на четыре мелких союза, и вижу, как люди дерутся за какие-то помещения, чтобы сдать их в аренду и существовать на этом.

Да что это за литература, если за 20 лет в Москве не появилось ни одной новой книги, которую мне захотелось бы прочесть, – ни стихов, ни прозы, ни переводов?! Я как-то выступал на форуме творческой интеллигенции в МГУ по проблемам литературы. Высказал сожаление. Затем на сцену вышел Владимир Путин и привел в пример пословицу: “Потерявши голову, по волосам не плачут”. Он посчитал, что литература – это волосы. А я убежден, что это голова. Потерять литературу – значит потерять культуру. А значит, и экономику, и политику. Будущее нации потерять.

- А какими, на ваш взгляд, должны быть взаимоотношения государства и творческих союзов на современном этапе?

- К примеру, в Азербайджане поддерживают Союз писателей, выплачивают авторам стипендии. Конечно, у нас тоже выплачивают аксакалам, но ведь и молодых надо поддерживать. Необходимо искать новые таланты, помогать им развиваться, издавать их книги. Мы, к примеру, создали Издательский дом “Библиотека Олжаса”. Таким образом, я и мой таджикский друг Сафар Абдулло, который сейчас живет в Казахстане, решили издавать очень дешевую литературу, чтобы она доходила до народа, чтобы наши классики издавались в доступном виде. Он опубликовал несколько томиков наших классиков, которые продает по себестоимости – 300-400 тенге, в мягкой обложке. Я даже предложил ему издавать массовым тиражом, чтобы студенты могли купить.

Но вдруг объявляется некое Казахское авторское общество и пытается взыскать с нас за одну тонкую книжку в судебном порядке более 95 млн. тенге. Хотя мы издаемся за свой счет и ни о каких гонорарах не может быть и речи. Я очень много издал за 20 лет, но ни разу не получил ни копейки, потому что понимаю, в каком состоянии находятся литература и читатель. На данном этапе литературу необходимо поддерживать, хотя бы в плане распространения. А писать будут, никого не отучишь от этого дела. Казахи всю жизнь сочиняли и будут сочинять. Сейчас много говорят о том, что нужно поддерживать казахский язык. Я считаю: это значит, что необходимо поддерживать литературу.

Если ее не будет, то никакой язык не сможет развиваться.

Демократия с поправкой

- Олжас Омарович, в данный момент, будучи представителем РК в ЮНЕСКО, вы в основном проживаете в Париже. Каждый раз, приезжая сюда, вы находите что-то новое. Что сегодня волнует вас больше всего в Казахстане?

- Меня прежде всего волнует то, что довольно частыми стали драматические ситуации: кого-то убили, кого-то зарезали… Все это было и раньше, но с недавних пор обрело групповые формы.

Казахстан всегда был заводью спокойствия – даже тогда, когда вокруг полыхали огни, шли гражданские войны, раздоры, межклановые сражения. В течение 20 лет нас чаша сия миновала. Однако теперь до нас стали долетать головешки из отдаленных костров и пожарищ. Это сильно меня настораживает, потому что общие тенденции мне понятны. Обострение религиозных настроений – всегда опасность для светского государства, каковым мы себя считаем. Хотя Казахстан за последнее десятилетие становится менее светским, и этим пользуются некоторые деструктивные силы…

- Каким вы видите будущее Казахстана? Может ли уход Назарбаева вызвать гражданскую войну?

- Перспективы Казахстана зависят не только от нас самих, но и от того, как пойдут дела в мире. Мы очень тесно зависим от всех метаболических процессов, которые сейчас происходят на планете.

Что касается гражданской войны, то в многонациональном государстве, каковым является Казахстан, такая угроза существует всегда. Потому как межэтнические столкновения – это очень опасно. Но мне нравится в Назарбаеве, что он способен идти на компромисс, в нем нет излишней твердокаменности. Такая взаимоуступчивость помогает многоконфессиональному обществу находиться в состоянии уравновешенности. В нашем президенте есть чувство баланса, он знает, где надо надавить, а где ослабить, а данное качество является очень важным для государственного деятеля, особенно в стране с авторитарным правлением.

А что касается демократии, то она в наших странах существует пока только в проекте. На самом деле мы – патриархальное общество, так же, как и Россия, и Узбекистан, и Кыргызстан, и в целом Азия. Поэтому различные либеральные идеи скользят по поверхности, не затрагивая нутро. Мы – люди общинные, которые всегда рассчитывают на патриарха. Какого бы либерала ни вы¬брали акимом или президентом, само общество, среда превратят его в патриарха. Недавно мы проводили конференцию во Франции на тему: “Арабский Восток и демократия”, где я сказал, что демократия – это все-таки выражение либерального сознания. Ну, какое на мусульманском Востоке, например, может быть гендерное равенство? Поэтому слово “демо¬кратия” у нас должно иметь некую поправку.

Хорошо забытое старое

- Сейчас мир находится на грани войны. Что может его спасти?

- Спасет благоразумие элит. Понимаете, когда Казахстан и остальные страны бывшего Советского Союза приобретали независимость, они не имели четко выработанной программы преобразований, плана перестроек – все происходило стихийно, импровизационно. Мы уходили, отторгая прежнюю интеллектуальную элиту и не успев нарастить новую. Хотя нужно было тогда собрать мозговой центр со всех республик и обсудить этот переход. Я говорил это и Михаилу Горбачеву, и Александру Яковлеву (один из главных идеологов, “архитекторов” перестройки – прим. ред.), с которым был очень откровенен. Ведь как было раньше? За 1-2 месяца до съезда собирали материалы, которые на какой-нибудь даче изучали самые лучшие специалисты – экономисты, политологи, историки. На основе их выводов вырабатывалась единая стратегия, которую генеральный секретарь озвучивал съезду в течение нескольких часов.

Самое ценное в этом была сама традиция задумываться, планировать будущее Нации. И если бы эта традиция сохранилась, хотя бы до 1985 года, когда Горбачев пришел к власти, то все могло быть иначе. Но он стал импровизировать. Последствия этого сказываются до сих пор.

Входя в новое 20-летие, хотелось бы, чтобы мы качественно обдумали прежний опыт. Здесь уже не только наши государства, а в комплексе весь Евразийский регион сообща должен продумать, как он будет развиваться. Ведь никто не существует отдельно, все страны взаимосвязаны, как органы в одном организме, – нельзя выписать одну программу для сердца, другую для почек, третью для печени.

Необходимо понять, что мы потеряли за эти годы, а что приобрели. В этом плане мы, например, пошли по пути России, которая своими руками загубила село. Борис Ельцин хотел внедрить фермерство, как в США, для чего разрушил совхозы и колхозы. Надо ведь понимать, что американское фермерство созидалось веками, а мы привыкли жить общинами, от которых в течение одного пятилетия невозможно избавиться. Казахстан в этом плане тоже промахнулся и вместо фермеров получил латифундистов.

Обществу необходимо понимание того, куда оно идет. К примеру, весь 20-й век мы шли к сияющим вершинам коммунизма. Пусть это идеализм, но без идеалов общество не может жить. А сейчас мы их лишены. Мы не знаем, куда идти. Вслед за Европой? Так она сама не знает, что делать. За Америкой? Тоже полная растерянность. За Китаем?..

Нездоровая зависимость

- Действительно, за 20 лет независимости у нас так и не появилось государственной идеологии. На ваш взгляд, какой она должна быть?

- Одно время мы искали национальную идею, при этом не понимая, что такое нация. Некоторые думают, что это их род, жуз. Другие считают, что это понятие гражданское, а не этническое, поэтому все, кто живет в этой стране – представители казахстанской нации, а со временем, может, и казахской. На все эти вопросы необходимо искать ответы сейчас, с участием серьезных интеллектуальных сил, с учетом планетарной, климатической, биологической ситуаций. Потому что сейчас мы стоим на пороге масштабных изменений, когда сама биосфера рушится, уже не говоря о социальных и геополитических проблемах. Все это нужно рассматривать в комплексе и только потом переходить к своим национальным проблемам и вопросам. Наверняка есть какие-то институты, которые занимаются поиском идеологии, но какого-то общего вывода относительно того, что же мы строим, до сих пор нет.

- Вы часто бываете в аулах, деревнях. Что делать простому порядочному человеку, когда он видит, что власть вырождается на местах? Уйти в религию, надеяться на здоровые народные “основы и корни”? Но они иллюзорны. Обратиться к интеллигенции – мосту между народом и властью? Но она спит…

- О простом человеке обязана думать власть, поэтому она должна качественно сама себя обновлять. Если она не задумается об этом сейчас, то в скором времени она потеряется, лишится своей силы и влияния. Идеальная формула – это когда народ зависит от власти, а власть от народа. А у нас получается, что власть, по большому счету, независима от народа, хотя народ зависим от власти. И эта нестыковка приводит к идеологическому и духовному раздраю.

В той же Европе существует взаимозависимость всех ветвей власти. Допустим, пресса зависит и от государственной власти, и от общества; судебная власть зависит и от четвертой власти, и от общества, и от государства. При всем при этом они заявляют, что все они независимы. Тонкая система взаимозависимости обеспечивает тот мир в обществе, который сохраняется, несмотря на внезапное повышение температур. Ведь само тело общества остается здоровым.

Хотелось бы, чтобы и у нас что-то зависело от СМИ. Вот я читаю наши газеты и вижу, что в Казахстане существует некоторая свобода слова, независимая пресса. Но, к сожалению, от нее ничего не зависит. Говори, критикуй, пиши – реакции никакой. К примеру, ваша газета критикует “нездоровых чиновников”, но они продолжают и дальше спокойно делать свои дела и делишки. Конечно, это очень тревожный сигнал. Это не свобода слова. Это вольность бездеятельного слова.

- Какие казахстанские газеты вы предпочитаете?

- Сейчас мне нравится Central Asia Monitor. Недавно летел из Алма-Аты в Астану. Как всегда, подошла стюардесса с пачкой свежих газет. Попросил только Central Asia Monitor, хотя еще недавно успевал за час пролистывать всю пачку. Теперь прочитываю весь номер вашей газеты. Вы серьезно сдвинулись, острые темы поднимаете и на высоком уровне работаете.

Автор:
Беседу вели Бигельды ГАБДУЛЛИН и Сауле ИСАБАЕВА, camonitor.com.