Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Медицина — предельное свидетельство несвободы


8 июня 2012, 00:13 | 1 146 просмотров



Писатель Дмитрий Дробницкий — о том, почему россияне предпочитают лечиться за границей

Странно, но мало кто сегодня всерьез задумывается о структуре исходящих из страны денежных потоков. Казалось бы, всё ясно: мы никак не можем одолеть порочную практику импорта товаров и услуг и экспорта полезных ископаемых, равно как не можем создать внутри страны такие условия, чтобы деньги вкладывать дома было хотя бы небесполезно и не опасно.

Когда речь идет об импорте авиационной продукции, товаров народного потребления и даже военной техники, об инвестициях наших богатых граждан в зарубежную недвижимость и спорт, всё еще можно ностальгировать по СССР, почем зря костерить приватизацию и капитализм вообще, да и вообще пребывать в бездеятельной апатии, упрекая власть в отсутствии политической воли «навести порядок».

Но навести порядок в собственных делах можем лишь мы сами, если сообразим, в чем суть такого порядка. Пока же власть вынужденно следует популистской логике. И поэтому ничего не работает. Нефтегазовые деньги текут за рубеж, а качество жизни падает.

Есть отрасль, которая отражает это положение вещей, на мой взгляд, лучше всего. Это здравоохранение, а вместе с ним медицинское страхование и все связанные индустрии.

На днях на Международной конференции «Медицина-2012» вице-президент сети частных клиник «Медси» Андрей Ломакин рассказал, что ежегодные расходы россиян по лечению за границей достигают $1 млрд. Это при том, что, по подсчетам Центробанка, чистый отток капитала из России в 2011 году составил около $20 млрд. Размер проблемы виден даже из сопоставления этих данных, которым, несмотря на мое уважение к их источникам, я не стал бы верить на все сто. Никто из нас не располагает открытой и непредвзятой статистикой. Но возьму на себя смелость предположить, что обе суммы сильно занижены.

Само собой, за границей лечатся не только наши сограждане. Любопытно, что больше всего денег за рубежом оставляют американцы. Существует целая индустрия так называемого медицинского туризма. И эта индустрия гораздо более развита, чем у нас в стране. Если г-н Ломакин говорит о 70 тыс. россиян, ежегодно выезжающих из страны на лечение, то Gallup свидетельствует о более чем 800 тыс. американцев, лечащихся за пределами США, при этом оставляя там, по оценкам экспертов, до $20 млрд.

Так ли плоха медицина в США? По сравнению с нашей — сомневаюсь. Что же ищут страждущие американцы за пределами своей родины? Как показывают исследования, того же качества медицинских услуг, как в Америке, только по более низкой цене. Одними из наиболее популярных направлений медицинского туризма являются такие, казалось бы, экзотические здравницы, как Индия и Галапагосские острова. В дело включаются всё новые страны Третьего мира. В спектре услуг — практически всё, от стоматологии до аортокоронарного шунтирования.

При этом, несмотря на то что медицина достаточно строго регламентируется федеральным законодательством, всё же большинство медицинских услуг оплачивается страховыми компаниями. Зачастую, согласно контракту, у них просто нет другого выхода, кроме как оплатить пациенту медицинскую помощь за пределами США плюс дорогу туда и обратно, тем более что страховщику это еще и выгодно (если, конечно, качество услуги окажется надлежащим).

То, что медицина — это бизнес, пришлось признать практически всем. Исключениями являются, пожалуй, Ким Чен Ын, Кастро да Александр Лукашенко. Я не располагаю достоверными данными по Северной Корее, но на Кубе и в Белоруссии действительно достигли определенных успехов с бесплатной медициной. В Северной Европе вся медицина страховая, но покрытие страховки таково, что это почти неотличимо от бесплатного здравоохранения. В США вся медицина платная, все медицинские страховки — добровольные (даже когда страховые взносы являются частью контракта с работодателем). И если гражданин Соединенных Штатов едет лечиться за рубеж, то это следствие конкуренции, заставляющей американские клиники работать эффективнее.

Одним словом, и на Кубе, и в Финляндии, и в США всё ясно. Зато у нас более чем туманная ситуация.

У нас вся медицина страховая и одновременно платная. Кто не носил конверты врачам — пусть первым бросит в меня камень. Кто не сталкивался с отсутствием возможности оказать квалифицированную медицинскую помощь в той или иной больнице, пусть сделает то же самое. Наконец, многие из читателей слышали о системе квот на платные операции, и некоторые, не приведи Бог, нарывались на отказ.

Между тем отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) являются обязательными. Куда они идут? Где и как хранятся? Ответов нет. Но есть зато ответ на главный вопрос: могу ли я по своему усмотрению воспользоваться своими страховыми накоплениями для лечения себя или моей семьи? И этот ответ — нет. Эти деньги безвозвратно ушли в черный ящик нашей финансовой системы, и управлять я ими не могу, даже когда очень нужно.

Медицина может быть платной. Может быть бесплатной. Вокруг медицины может развиваться страховой бизнес. Но медицина не может быть никакой.

Система не может быть непрозрачной. Больницы твердят, что страховых выплат недостаточно для покрытия их расходов на лечения больных. Больные, несущие конверты своим врачам, недовольны качеством лечения. Предприятия, осуществляющие обязательные платежи в ФОМС из фонда заработной платы, считают их удавкой.

Медицина де-факто давно уже не бесплатна, но всё равно хочется оказаться в зарубежной клинике, как только переступишь порог нашей больницы. Но не у всех из нас есть возможность сорваться с места и уехать лечиться за границу.

Не это ли социальная несправедливость? Не это ли предельное свидетельство несвободы? Что у нас есть дороже здоровья?

Так почему не потребовать от власти отдать страховые деньги нам в управление? Если бы нами же заработанные деньги мы могли бы пускать на собственное лечение и лечение наших близких по своему усмотрению, если бы средства, вложенные в медицинское страхование и охрану здоровья, освобождались от налогов, у нас появилась бы хоть одна отрасль, в которую можно вкладывать деньги. И уж совершенно точно так было бы честнее и спокойнее.

Автор:
www.izvestia.ru