Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ЕДИНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ… СТРЕСС


27 апреля 2012, 20:05 | 2 089 просмотров



Чуть больше месяца осталось до начала ЕНТ. Нервы, слезы, скандалы, судебные иски и даже суициды – неотъемлемые составляющие единого республиканского экзамена. Но назад пути нет… Казахстан запустил механизм “всех под одну гребенку” девять лет назад и уже не откажется от него. Эксперты Клуба Института политических решений на днях задумались над тем, как можно усовершенствовать то, что есть, дабы процесс оценки знаний выпускников протекал менее болезненно, но более качественно.

НЕТ ПРЕДЕЛА

СОВЕРШЕНСТВУ

Ежегодное “совершенствование” ЕНТ в народе воспринимается не иначе как усложнение и ужесточение, поэтому нареканий со стороны населения с каждым годом становится все больше. Но чтобы исключить пример поселка Жанакорган (Кызылординская область), где в прошлом году представители КНБ размножили и продали выпускникам готовые тесты, государство вынуждено идти на жесткие меры. Так, отныне все пункты сдачи ЕНТ будут оснащены камерами наблюдения и оборудованы устройствами, подавляющими сигнал сотовой связи, так называемыми “глушилками”. Кроме того, решено сократить число аудиторий, при этом увеличив количество дней, отведенных на сдачу тестов, с 10 до 15. В каждой комиссии теперь будут работать пять человек, хотя раньше допускалось до 11. Кроме того, увеличилось время для подачи апелляции – до 14 часов следующего дня. Что касается содержательной части ЕНТ, то был изменен пороговый уровень для поступления в национальные университеты – отныне он составляет 70 баллов. Для государственных и частных вузов он остался прежним – 60 баллов. Исключение может коснуться медицинских вузов – 55 баллов. Говоря о среднесрочных планах, стоит отметить, что в 2013 -2014 годах в некоторых казахстанских школах ЕНТ в виде эксперимента будет заменено на комплексное тестирование. А с 2015 года школьники сами будут выбирать способ сдачи экзамена (госэкзамены письменно или тестирование) для поступления в вуз. Как пояснил представитель Национального центра тестирования Нагашыбек Камет, выпускники, сдав ЕНТ, могут поступить только на платное отделение. Для получения гранта им необходимо будет пройти дополнительные экзамены. Примечательно, что нововведения коснутся и выпускников колледжей: с 2012 года они будут сдавать комплексное тестирование. Правда, эта новость не обрадовала представителей вузовской общественности. По их мнению, это неприемлемый способ оценки знаний абитуриентов, которые, как правило, уже имеют профессию и давно не возвращались к школьной программе.

ПОКОЛЕНИЕ “ЗУБРИЛ”

В качестве экспертов на нынешнем заседании КИПР выступили директора государственных и частных школ, педагоги, представители госорганов. Они не понаслышке знают обо всех плюсах и минусах ЕНТ. Большинство из них сходятся во мнении, что по форме ЕНТ в той или иной степени приемлемо, однако его содержательная часть требует изменений. К примеру, можно ли вместить весь школьный курс литературы в 25 конкретных вопросов, чтобы проверить филологические способности выпускника? Главным недостатком назван тот факт, что дети бессмысленно зазубривают ответы на тесты, не понимая их сути. Полученные таким путем знания очень слабые, они не позволяют школьникам анализировать, формулировать и выражать свое мнение. Более того, подобная нагрузка на механическую память может в любой момент дать сбой, т.е. выпускники в стрессовых ситуациях зачастую попросту забывают заученный наизусть материал. Неслучайно после экзамена можно услышать: “память отшибло” или “слова не мог вымолвить”. - Мы собираемся стать конкурентоспособной страной в первую очередь по человеческому капиталу, а сами подстраиваемся под очень неправильный подход, – считает директор Института развития образования МАБ Айгуль Курмангалиева. – Это системная ошибка. Мы должны научить детей добывать информацию, ведь каждые четыре года мировой информационный объем удваивается. Эти навыки должны формироваться в школе. Когда дети приходят в институт, они не умеют ни говорить, ни обращаться друг с другом, с ними очень тяжело работать. ЕНТ как инструмент должен следовать за концепцией, а не наоборот. С мнением коллеги соглашается доцент КазНУ имени аль-Фараби Майра Кабакова. На ее взгляд, ЕНТ идеально подходит для оценки знаний, но для определения их глубины и владения компетенциями такая форма неуместна. “Надо вводить дополнительные формы, которые будут учитывать индивидуальные особенности и психологию каждого ребенка, – полагает она. – Ведь у кого-то развита образная, зрительная память, у кого-то – слуховая, кому-то легче выразить свои мысли в устной форме, кому-то – в письменной”. Поэтому очень важна в предэкзаменационный период психологическая работа со школьниками. Из опыта предыдущих лет видно, как одно неудачное тестирование способно полностью изменить отношение молодых людей к жизни, к себе, к окружающему миру. В таком состоянии они способны на любые неадекватные действия. “Но наши психологи не готовы работать по подготовке детей к ЕНТ, их этому не учат, – отмечает президент Психологической ассоциации Зубайда Кененбаева. – Хотя количество суицидов с внедрением ЕНТ выросло. Самое интересное, что суицидальные дети – не те, которые не сдали, а те, которые не прошли на грант”.

НЕРАВНЫЕ

УСЛОВИЯ

Учитель русского языка и литературы Алматинской общеобразовательной школы №124 Дарига Берденова – противница ЕНТ. Его неэффективность педагог объясняет тем, что ученики изначально поставлены в неравные условия, так как программа общеобразовательных и специализированных школ сильно различается: “К примеру, в математической гимназии 6-8 часов в неделю отводится математике, а в обычных школах жесткий график в два часа. Естественно, дети при сдаче тестов будут находиться в неравных условиях. Считаю, что для общеобразовательных школ и школ с углубленным обучением тестирование нужно проводить отдельно”. Кроме того, убеждены эксперты, нельзя ставить на одну доску уровень знаний выпускников городских и сельских школ. Сам глава государства неоднократно поднимал проблему среднего образования в отдаленных населенных пунктах и даже инициировал госпрограмму “С дипломом в аул” для привлечения молодых учителей. Но, несмотря на реформы, качество обучения в глубинке остается на довольно низком уровне, тогда как ЕНТ для всех один и не терпит компромиссов. Учителя констатируют, что порой разница в доступе к образованию настолько огромна, что полностью подрывает объективность ЕНТ. Они требуют как можно скорее сократить эту пропасть, либо предусмотреть послабления для сельской молодежи. При этом нет необходимости придумывать велосипед, достаточно обратиться к зарубежному опыту, уверена председатель Алматинского филиала РОО учителей и преподавателей “Ар-Намыс” Ирина Смирнова: - Наши дети лишены возможности улучшить свои результаты. К примеру, в США тест можно сдавать семь раз в год. В первый раз бесплатно, остальные – платно. Т.е., если захотел пересдать – пришел, заплатил 100 долларов, набрал баллы, а если результат тебя не удовлетворил, занимаешься и снова сдаешь. Нашим абитуриентам тоже нужно дать такую возможность. Сегодня многие казахстанские выпуск¬ники уже поступили в зарубежные вузы: Китай, Чехия, Германия… Там все проходит без ЕГЭ и ЕНТ, просто проводят олимпиаду и зачисляют в тот или иной вуз. При нашем демографическом положении, при такой огромной территории сложилась ситуация, когда мы готовы принимать всех подряд, а наша лучшая молодежь учится за границей. И многие из этих ребят не вернутся…

ОСТАЛИСЬ ЗА КАДРОМ

В той форме ЕНТ, в которой оно существует сегодня, скрыта системная цель “всеохватного” образования: обеспечить управление образовательными субъектами и процессами, а также сферой их обслуживания. Таким образом достигаются многие цели, но в меньшей степени они относятся к образованию конкретного учащегося. - ЕНТ решает следующие задачи. Первая – управленческая. Это единая гребенка, сквозь которую чиновники пытаются разом “прочесать” школы, вузы и т.д. Этот экзамен стал “инструментом вертикали” в образовании. Расставаться с ним, совершенно негодным и подвергаемым критике, образовательная бюрократия не хочет. Вторая задача – экономическая. Благодаря ЕНТ институты повышения квалификации, центр тестирования получают заказы на свою продукцию. Это большие деньги, которые “осваиваются” целой армией разработчиков и организаторов на всех уровнях. Третья задача – это так называемая борьба с коррупцией. Четвертая задача – политическая. Принято считать, что ЕНТ поможет нашей стране “войти в Европу”. Но почему выход во внешний мир должен решаться за счет ученика? Пятая задача – образовательная. Да, ЕНТ призвано проверить знания выпускников, дать им оценку, но экзамен, проводимый в тестовой форме, не может выявить действительных учебных результатов. Например, он не проверяет большинство компетенций учеников. А гуманитарные предметы вряд ли вообще можно оценивать негуманитарными формами контроля. С учетом этих факторов можно сделать вывод, что ЕНТ сегодня мало связан с заказом ученика на образование, – резюмировала дискуссию председатель “Ар-Намыс” Галия Амиртаева. Выходит, что прозрачность, минимизация человеческого фактора, удобство с точки зрения контроля и прочие преимущества ЕНТ перед прежней системой оценки не стоят и выеденного яйца, если сами дети не приобретают необходимых знаний? Т.е. главные действующие лица – абитуриенты – оказались в конце всей этой цепочки, и о них думают в последнюю очередь? - Здесь некий парадокс. Если министерство ответственно за образовательную, научную политику в стране, за ее реализацию, то оно должно отрабатывать весь комплекс вопросов. Да, ЕНТ – удобная, концентрированная система, в ней, безусловно, есть плюсы. Однако, если посмотреть с другой стороны, то дети знают программу за 7-9 классы, но не помнят, чему их учили в 10-11 классе, так как каждую неделю их тестировали, готовили только к ЕНТ. Но ведь стоит вопрос развития технологических, информационных навыков, умения анализировать, перерабатывать информацию в знания и компетенции. По-моему, ЕНТ не коррелирует с цивилизационными вызовами, вызовами рынка труда и экономики, – заключил модератор заседания Ерлан Смайлов.

Автор:
Сауле ИСАБАЕВА