Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

СЛУЖБА КРОВИ – АКТУАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


23 декабря 2011, 07:55 | 2 527 просмотров



2 января 1953 года в селе Коры-Балтабай Енбекшиказахского района Алматинской области в семье Тлеужана и Сауле Алиевых родился сын Толеген. Детство и школьные годы он провёл в селе Баканас Балхашского района Алматинской области.

В 1970 году Толеген Алиев поступил на лечебный факультет Алматинского государственного медицинского института, который окончил в 1976 году. По направлению Министерства здравоохранения Республики Казахстан был направлен в г. Талдыкорган Талдыкорганской области в распоряжение областного управления здравоохранения. После окончания интернатуры в 1977 году был направлен на работу в областную станцию переливания крови г.Талдыкорган. Трудовой путь начинал врачом отделения комплектования доноров. И вот уже более 30 лет трудится в Службе крови, перенося трудности и испытания гуманной и благородной профессии.

-Толеген Толеужанович, расскажите, пожалуйста, о ваших родителях.

- Отец Толеужан 1911 года рождения в 30-х годах окончил Воронежский ветеринарный институт. Всю жизнь проработал ветеринарным врачом. Трудился главным врачом Баканасской районной ветеринарной станции, «Заслуженный врач Казахстана». Мама Сауле дочь видного учёного, профессора, одного из первых организаторов здравоохранения в Казахстане, политического и государственного деятеля Халела Досмухамедова, окончившего с отличием Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию. Он был репрессирован в тридцатые годы и реабилитирован в 1958 году. После образования суверенного независимого государства Атыраускому университету, совхозу, школе, и улице в пос. Миялы Кзыл-Когинского района присвоено имя Халела Досмухамедова. По решению правительства Казахстана его именем названа одна из улиц г.Алматы, на здании АГУ им. Абая установлена мемориальная доска.

Мама некоторое время работала, а большую часть своей жизни она посвятила воспитанию восьмерых детей. Из них я и две мои сестры имеем отношение к медицине. Моя сестра Айман Тлеужановна более 40 лет работает врачом в районной санэпидемиологической станции села Баканас Балхашского района. Сейчас она на пенсии, но продолжает работать. Вторая сестра Шолпан Тлеужановна более 40 лет работает врачом в районной больнице Балхашского района.

-Почему выбрали именно эту профессию?

- В наше время отношения детей с родителями несколько иными по сравнению с современными. Представители нашего поколения больше прислушивались к мнению родителей. В 17 лет у меня не было чёткой позиции по выбору учебного заведения и профессии. Отец предложил: «А может, ты пойдёшь по стопам деда Халела Досмухамедова?». Жизнь и деятельность моего предка видного политического, государственного, научного деятеля повлияла на мой выбор посвятить свою жизнь медицине. В 1970 году я поступил на лечебный факультет Алматинского государственного медицинского института, который окончил в 1976 году.

- С какой должности Вы начали трудовую деятельность?

- Я начинал рядовым врачом отделения комплектования доноров. Был начальником выездной бригады, заведующим отделением комплектования донорских кадров, заведующим отделением заготовки крови. В настоящее время являюсь заведующим отделением комплектования доноров.

-Над чем работает Центр крови в данное время?

-В настоящее время государство уделяет большое внимание Службе крови. Начин7ая с 2006 года Центры крови оснащены и продолжают оснащаться современным оборудованием, что позволило нам производить более качественные компоненты крови для лечения больных. Благодаря программе развития службы крови многие врачи службы крови получили возможность повысить свои квалификации в ближнем и дальнем зарубежье.

В настоящее время нашим головным предприятием является Научно-производственный центр трансфузиологии при Министерстве здравоохранении Республики Казахстан. Он проводит большую работу по обучению медицинских работников Центров крови. В июле месяце 2011г. На базе Научно-производственного центра трансфузиологии г.Астаны был проведён семинар по вопросу улучшения качества службы крови. Семинар проводил доктор Этлин (Израиль). Также по инициативе ВОЗ в г. Астане был проведён международный семинар по развитию безвозмездного донорства с участием врачей Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Казахстана.

В этом году в мае месяце организована общественная ассоциация «Капля жизни», которая оказывает содействие Службе крови в организации и привлечении населения к безвозмездному донорству. Акция «День донора», проведённая 28 октября, организована по инициативе общественного объединения «Капля жизни». Филиалы этого общественного объединения открываются во всех областях республики и в Алматинской области.

- Какие проблемы имеются в обеспечении донорской кровью?

- В советский период вопрос донорства и обеспечения людей компонентами крови решался на государственном уровне. Было постановление Совета министров Советского Союза, согласно которому все организации и предприятия были обязаны оказывать содействие службе крови в формировании кадров безвозмездного донорства. Сотрудники службы крови имели материальное стимулирование, получая 40% премии за выполнение, перевыполнение плана по заготовке крови. В советское время до 98% донорской крови заготавливалось безвозмездно. Процент заготовки крови на платной основе составлял 1,5-2%. В советский период Советский Союз не испытывал дефицита донорской крови.

В настоящее время в Талдыкорганском регионе закрыты отделения заготовки крови во всех районных больницах. Заготовка донорской крови и производство компонентов крови занимается только областной Центр крови г.Талдыкорган. В связи с современными требованиями к качеству компонентов крови мы не имеем возможности выезжать в дальние районы для заготовки крови. Фактически донорские кадры формируются за счёт населения г.Талдыкоргана и близлежащих районов, что явно недостаточно. Для того, чтобы восполнить потребность в компонентах и препаратах крови требуется показатель 50 доноров на 1000 населения. А в данное время этот показатель 13-15 доноров на 1000 населения. Выводы делайте сами.

С данной задачей Центры крови самостоятельно справиться не могут, нужна поддержка на государственном уровне. Необходимо поднимать статус, престиж безвозмездного донора. Человек в течение многих лет сдаёт свою кровь для спасения жизни людей, что относится к понятию героизма.

- Приведите, пожалуйста, незаурядные, интересные случаи из профессиональной практики.

- Служба крови имеет стратегическое, оборонное значение. Особенно в случае чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, наводнений, землятресений, пожаров и т.д. В таких случаях возникает одномоментная потребность в большом количестве крови. Поэтому Служба крови и настроена на это. Могу привести такой пример свидетельствующий о высоком патриотизме советских граждан. Во время землятресения в г. Спитаке республики Армении погибли тысячи людей. Когда люди услышали об этой трагедии в областную станцию переливания крови без оповещения нашего учреждения пришли сотни людей сдать кровь для оказания помощи пострадавшим. Буквально за 2-3 дня мы выполнили месячный план. После этого представители станции переливания крови стали уговаривать граждан не сдавать кровь, так как донорская кровь имеет свой срок годности. Несмотря на это люди шли и шли. В настоящее время я, например, не могу точно дать оценку нашему патриотизму. Не думаю, что люди стали настолько меркантильными, что их не волнует чужое горе. В наше время, надеюсь, население также окажет помощь при необходимости.

- Расскажите, пожалуйста, о курсах по подготовке тренеров обучения специалистов по аккредитации лечебных учреждений здравоохранения, прошедших в ноябре месяце.

- В ноябре месяце я прослушал курс по подготовке тренеров обучения специалистов по аккредитации лечебных учреждений. За основу взята система аккредитации Канады. Поэтому международные консультанты, которые проводили с нами занятия, были из Канады. В течение этого года были подготовлены две группы тренеров в мае месяце и в ноябре в количестве 45 человек. С этими людьми будет проводиться дальнейшее обучение с присвоением звания тренера по аккредитации. В задачу этих 45-ти тренеров входит подготовка более 750-ти медицинских работников по всему Казахстану. В задачу этих 45-ти тренеров входит в первой половине 2012 года подготовка 180 сюрвейеров (оценщиков – специалистов проводящих аккредитацию) и более 500 координаторов, на которых буде возложена обязанность подготовки лечебного учреждения к аккредитации.

В течение первого полугодия 2012 года планируется проведение 12-ти пилотных (пробных) тестирований. Со второй половины 2012 года все лечебные учреждения Республики Казахстан будут проходить аккредитацию на добровольной основе. Аккредитация организована для того чтобы повысить качество оказания медицинских услуг населению. Этому вопросу огромное внимание уделяет Президент Республики Казахстан, Правительство и Министерство здравоохранения Республики Казахстан. Большие финансовые средства выделены для организации аккредитации. Все эти меры направлены для улучшения системы здравоохранения и его соответствия к международным стандартам. Уже разработаны стандарты для лечебных учреждений республики, которые будут проходить апробацию в течение полугодия. За основу взяты международные стандарты, но адаптированные к нашим национальным условиям. В этом плане предстоит большая и интересная работа.

-Какие выводы Вы сделали после прохождения этих курсов?

- После прослушивания двухнедельных курсов изменился менталитет в лучшую сторону по отношению к медицинской профессии и по аккредитации. Дело в том, что мы привыкли, что любая комиссия является проверкой. Бытует мнение, что если прибывает проверка, то надо делать оргвыводы и наказывать своих сотрудников. Менталитет зарубежных консультантов абсолютно противоположный. По их словам аккредитация не является проверкой, а оценкой состояния лечебного учреждения на данный момент. Эти сюрвейеры укажут на недостатки того или иного лечебного учреждения в доступной и мягкой форме и предложат пути улучшения качества. Дело в том, что в один из разделов аккредитации входит уход за пациентами. Зарубежные специалисты подразделяют пациентов на 2 вида: внешние клиенты и внутренние клиенты. К внешним относятся больные люди, пришедшие получить медицинскую помощь. К внутренним клиентам относятся сотрудники самого лечебного учреждения. Поэтому руководители лечебных учреждений организуют качественное оказание медицинских услуг больным и создают условия, в том числе и материальные для сотрудников своего коллектива медицинской организации. Важно, чтобы координаторы довели до сведения своих руководителей о смысле и задачах этой аккредитации и правильно оценивали замечания.

-Спасибо за беседу.

Автор:
Бейбит МАМЛЕЕВ b.mamleev@mail.ru