Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ДОЛЖНОСТЬ ПОЧЕТНАЯ И ОТВЕТСТВЕННАЯ КТО ТЫ: АБИТУРИЕНТ МЕДИЦИНСКОГО? ЗАТЕМ СТУДЕНТ, МОЛОДОЙ ВРАЧ


2 декабря 2011, 07:40 | 1 364 просмотра



«Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!»

А.С.Пушкин из стихотворения

«Вновь я посетил».

В юности я хотела стать медицинским работником. Помню, что очень интересовалась медициной, даже поступила на медицинские курсы, получив минимум медицинских знаний. Помню, нас на какую-то сложную операцию водили. Столько лет прошло! А в память отчетливо врезалось лицо пациентки, умоляющее спасти ее. Ее везли на операцию. Операция прошла успешно. Но при виде крови мне стало плохо…В общем не стала я медицинским работником. Но пишу об этих людях, потому что сама пережила тяжелейшую операцию, чудом осталась жива. Благодаря докторам.

Работа медицинского работника трудоемкая, беспокойная и очень ответственная. И каждому, кто идет в медицинский ВУЗ или колледж нужно помнить, что идти нужно только по призванию. Студенту нужно освоить теоретический и практический курс медицины. Но этого я считаю далеко не достаточно для подготовки хороших врачей. Безусловно комплекс самых различных профессиональных знаний, которые получает студент – основа основ. Без этого вообще нельзя работать ни в одной области. Но врач – профессия особая. Если молодой медик не умеет или не хочет отдать своему делу не только знания, но и все силы, сердце, хорошего специалиста из него не получиться. А ремесленников, жестких, бездушных людей в медицине не должно быть! Не такая это профессия, медицина.

Но попробуйте определить, выпускает институт настоящих врачей или ремесленников единственное достоинство которых – большее или меньшее количество знаний и навыков. После окончания института или колледжа молодые специалисты разъезжаются в разные уголки страны и связь с ними прерывается на долгие годы. Редко кто подает о себе весточку. И лишь спустя 5-10 лет, когда выпуск по традиции соберется на встречу, многое можно узнать.

Дружеские встречи, задушевные беседы и воспоминания надолго останутся в памяти и бывших выпускников, и преподавателей института. И, конечно, хорошо когда в них участвуют студенты-старшекурсники. Сколько они могут почерпнуть на этих встречах, как меняется их представление о некоторых предметах, которые почему-то повелось считать второстепенными! При всей эрудиции врач не может рассчитывать на доверие пациента, если он не может попасть иглой в вену или поставить банки. Врач должен уметь делать все это не хуже самой квалифицированной медицинской сестры, вернее, лучше.

Молодой специалист, в сущности, каждый день держит экзамен. Но когда я спрашиваю студента или выпускника, какие экзамены (сейчас применяется тестирование, тоже не совершенная форма проверки знаний) были для него самыми трудными, он, не задумываясь ответит: вступительные.

Абитуриент должен набирать наиболее количество баллов. Это дает определенную гарантию, что абитуриент сможет учиться. Но ведь это же условие позволяют ему поступить в любой ВУЗ. Почему же он выбрал именно медицинский?

Встречаясь со многими молодыми людьми, замечу для начала, что многие люди молодые, «спокон веку» выбирали профессию, исходя из самых различных мотивов и соображений. Об этих людях я читала Джозеф Листер, основоположник антисептики, выбрал профессию врача, чтобы «трудиться на благо ближних».

С.П.Боткин вначале поступил на математический факультет университета, а уже потом изменил свои намерения и стал медиком. Да каким! Основателем знаменитой русской терапевтической школы.

Известный французский хирург – экспериментатор Р.Лериш в своих воспоминаниях пишет о том, что был поглощен идеей пойти «на службу человеку, думая только о его боли, страданиях, его незащищенности в схватке со страшным чудовищем, каким является болезнь».

Выдающийся русский хирург А.А.Бобров избрал профессию врача, пережив в детстве тяжелое потрясение. Его мать стояла в легком платье у топившийся печки. Платье неожиданно вспыхнуло факелом, и мать получила тяжелый, смертельный ожег…

Многие ученики решили: будем врачами. Как они объясняли свой выбор?

Одна моя знакомая девушка-выпускница Карина сказала в ответ на мой вопрос: «Мне всегда нравятся люди в белых шапочках и белых халатах».

Вторая моя знакомая Наталья объявила: «Мне с детства запомнился врач, который меня лечил»…

Не знаю, может быть, и та и другая станут отличными врачами.

Но бывает и такое уже во время учебы, в течении первого же семестра показывают неспособность или нежелание серьезно учиться и остывают к врачебной профессии (а в то же время, когда поступает молодежь, уже проработавшая в медицинских учреждениях, отсев бывает крайне незначительным).

Медицинские институты больше должны думать над этими вопросами, использовать все возможности, которые хоть в какой-то степени могли бы помочь «раскусить» абитуриента. А опытный педагог ведь может провести собеседование, ведь в короткой беседе можно составить представление о 18-летнем молодом человеке, его познаниях и склонностях. Не придается, к сожалению должного значения и характеристике из школы, где учился поступающий. Педагоги средней школы, хорошо зная своих питомцев, могут подсказать им, куда поступить. Если, скажем, школьник всегда учился по биологии, анатомии и валеологии на тройки, вряд ли стоит поддерживать его желание идти в медицинский ВУЗ.

Вот почему, думается, что при поступлении приемной комиссии нужно учитывать и оценки в аттестате абитуриента, рекомендации педагогического совета школы и обстоятельное собеседование с ним. Я уверена, что вместо тестирования введут все таки вступительные экзамены.

Что интересно, я беседовала с одним моим знакомым, он был в Америке, там дочь его живет с семьей, она медицинский работник. Но прежде чем поступить в медицинский, она закончила биологический факультет университета. А уже после этого закончила медицинский. И это, по-моему, правильно. Там так требуют.

Конечно, нужен в медицинских институтах вступительный экзамен по биологии. Он помогает выяснить в беседах с поступающими увлеченность того или иного абитуриента проблемами живого организма, эволюционным учением, бионикой, отношениями биосферы и человека. К сожалению, в средней и высшей школе недостаточно внимания уделяется молодежи, увлекающейся основами биологии, недостаточно поддерживается интереса к этой области так, как это делается в отношении тех, кто проявляется склонности или способности к музыке, математике, физике…

До сих пор чего-то не слышно о «биологически» одаренной молодежи, среди которых можно было бы предугадать будущих Пироговых, Павловых, Боткиных…

Если бы можно было набирать студентов-медиков из увлеченных, осознано стремившихся научиться искусству помогать больным, тогда не приходилось бы затрачивать столько энергии на уговоры студентов заниматься добросовестно. Увы, увлеченные и одержимые идеалами профессии медицинской не составляют пока большинства студентов. Это слова педагогов медицинских институтов, людей посвятивших многие годы педагогической деятельности. Сейчас ведь тестирование. А улучшению отбора поступающих в медицинский институт, по словам могли бы способствовать письменные экзамены, например, по биологии или химии, то есть по предметом, на основе которых прежде всего развивается медицина. Не сохранен и устный экзамен, он помог бы полно ознакомиться с подготовкой молодых претендентов. В отборе будущих студентов самое непосредственное участие должны принимать сам декан факультета, его заместитель, ведущие профессора и преподаватели института.

Мне кажется, что ошибка в выборе любой профессии всегда опасна. Но она трагична, когда молодой человек решил, без призвания и способностей к тому, стать врачом. Ведь именно от него зависит судьба сотен и тысяч больных, которые надеются на врача и ждут от него помощи.

Вот, что сказал замечательный педагог и терапевт М.П.Кончаловский: «Можно быть плохим писателем, слабым художником, бездарным актером, но преступно быть плохим врачом. Он может стать невольно убийцей». Какие мудрые слова! Подолгу вглядываюсь в лица юношей и девушек, которые хотят поступить в медицинский ВУЗ или колледж. И задаюсь вопросом, почему они решили стать именно врачами?

Может быть, их действительно прельстил белый халат и сверкающие чистотой операционные, которые столь часто показывают в кино и по телевизору. Я лежала около двух месяцев в Алматинском областном онкодиспансере 13 лет назад и наблюдала за работой медицинского персонала. Кто из абитуриентов имеет представление о будничной, тяжелой, ответственейшей работе врача, его сомнениях и терзаниях, о бессонных ночах, о горечи неудач… Кто из молодых людей, думает об этой стороне врачебной профессии? По силам ли молодым людям все это?

К сожалению, нет еще пока точных критериев, которыми можно было бы руководствоваться при отборе поступающих в медицинские вузы. Ученым, медикам и педагогам (психологам, невропатологам, психиатрам) давно бы нужно включить в круг своих научных исследований эту важную проблему. Задача оптимального отбора студентов вполне разрешима, считают специалисты, если подойти к ней с научных позиций.

Но вот кончились экзамены, подсчитаны баллы. Тут-то возникают сложные коллизии. Как быть, когда абитуриент не добрал баллов и по формальным соображениям должен отсеяться, а экзаменаторы уже успели заметить, что он очень подходит медицинскому ВУЗу? Выход один – зачислить группу абитуриентов, не набравших баллов, кандидатами. Ведь это практика была в советское время. Не возобновить бы ее заново. А отбор кандидатов требует еще большего внимания и тонкости, чем основной прием, где дело решается сравнительно просто, в известной мере автоматически. Здесь формальный подход вообще непригоден.

Помню свою знакомую Лену. Ее мама три десятка лет работала санитаркой в районной больнице. На экзаменах (это было в советское время) Лена не набрала нужного количества баллов. Лена тоже работала в больнице санитаркой и была уже знакома с будущей профессией. И было в этой девушке что-то такое, что вызвало у членов экзаменационной комиссии уверенность: из нее может получиться хороший врач. Лену по ее словам, решили в порядке исключения допустить к занятиям. Она стала вольнослушателем, не пропустила ни одной лекции, ни одного практического занятия и успешно сдала экзамены на первый семестр. Она окончила медицинский институт, работает врачом терапевтов на врачебном участке. Врач из нее получился отличный, творческий.

И таких примеров можно привести множество. А один мой знакомый Юноша Глеб рассказал мне, почему считает хирургию лучшей и самой важной специальностью на свете. Оказалось, несколько лет назад он глотнул случайно каустической соды и обжег пищевод. Его много раз оперировали, и теперь он практически здоров. Дело, которому служил оперировавший его хирург, завладело всеми помыслами юношами. Но баллов не хватало. Глеба зачислили в кандидаты. И он также стал хорошим специалистом медиком.

А другого юношу Олега, хирурги дважды вырывали из рук смерти. У него был врожденный порок сердца. Операция осложнилась после операционным кровотечением, в результате чего наступила клиническая смерть. Было применено оживление. Но вскоре врачи снова констатировали клиническую смерть. Опять оживление. На этот раз успешное. Здоровье Олега постепенно улучшается. Страсть юноши к медицине, вера в нее, испытанная на самом себе, породили твердое желание учиться только в медицинском институте. Стать хирургом. Постичь тайны профессии тех, кто его спас. Хотелось бы, чтобы в медицинский институт попадали те, кто действительно без медицины «жить не может».

Но вот набор закончен. Юноши и девушки заполняют аудитории. Отныне институт несет за них полную ответственность. Теперь профессора и преподаватели должны сделать все возможное, чтобы из студентов вышли хорошие, добросовестные и честные труженики. Чтобы они помогли им стать не только врачами, но и хорошими людьми.

Одна моя знакомая девушка Алма прекрасно сдала тестирование и была принята на лечебный факультет. А когда начались занятия, охладела, перестала посещать лекции и практические занятия по анатомии.

- Не могу выносить запаха анатомички и видеть, как препарируют трупы, - заявила она. (Случай, надо сказать, довольно типичный). А она оказывается, мечтала быть учителем в школе…

В учебе у студентов должны быть свои любимые учителя, любимые профессора. Любимые лекторы должны обязательно быть. Без этого трудно ждать побед в обучении и воспитании студентов. И чем больше будет любимых педагогов, тем лучше. Есть педагоги, умеющие увлекать студенческую аудиторию, зажигать сердца любовь к изучаемому.

Завоевание медицины начинается с биологии. Сколько в ней новых открытий! Как важно воспитать в будущем враче чувство нового, вкус к нему, жажду к постоянному пополнению знаний. Умное слово, доходчивый пример всегда западает в души студентом.

Нередко бывает так, что ученик превосходил своего учителя, успевал сделать больше в науке. И скорее всего, так и должно быть! Пусть ученик пойдет дальше учителя – к этому надо стремиться. Иначе трудно рассчитывать на успех в развитии науки, той или иной школы или направления.

Как говорили древние, эти строки из мудрости: «Ученик – это сосуд, который надо наполнить, и факел, который надо зажечь». Бывает, что именно в трудах учеников по-настоящему раскрывается все величие и значение подвига учителя, которому при жизни, в силу тех или иных причин, не удалось добиться признания выдвинутый гипотезы, внедрить в практику разработанный метод диагностики или лечения.

Практические занятия студентов в лабораториях у постели пациента, учеба в научных кружках… Все это ожидает тех, кто поступил в медицинский.

А работая, нужно всегда помнить – чем тяжелее и опаснее заболевание, тем большая осторожность должна быть проявлена в разговоре с пациентом. Откровенность до цинизма, до жестокости – не может способствовать мобилизации сил пациента, чтобы преодолеть недуг.

Чем легче заболевание, тем меньше оснований врачу уходить от правды. И не нужно убивать пациента словами.

И всегда помнить будущему медику мудрую заповедь: «Не делай больному того, чего не сделал бы себе или своим близким».

Помнить заповеди деонтологии – науки о врачебной этике. Как разговаривать с пациентом, не проявлять даже малейшей набрежности, халатности по отношении к нему…

И, конечно, поступив и закончив высшее учебное заведение вы будите бережно хранить его традиции, знавшего столько светлых имен нашей медицины.

А кафедры медицинских институтов вносят свой вклад в разработку наиболее актуальных проблем медицины.

«Учебное без научного, как бы ни была приманчива его внешность, только блестит». Как современно звучат эти слова великого русского хирурга Пирогова!

Несмотря на то, что условия труда тяжелые, низкая заработная плата в медицинский идут. Врачей в больницах не хватает. Но работать придется очень много. Постепенно совершенствовать свои знания.

Задача врача не только лечить болезни, сколько предупреждать их, а наиболее – учить беречь свое здоровье. Эти вещие слова давно вошли в моральный кодекс врача. Предупреждение заболеваний, профилактика, как известно, стали ведущим принципом нашей медицины.

Самопожертвование, благородство, гуманизм, бескомпромиссность в выполнении общественного долга – норма поведения наших врачей.

«Профессия врача – подвиг, - писал А.П.Чехов - Она требует самопожертвования, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это». Ответственность за больного.

Отдать дань уважения и признательности корифеям нашей медицины, заложившим основы развития многих важных разделов науки, в частности хирургии.

Как эстафету передавая ученые опыт и знания следующему поколению, прививали ему любовь к науке, преданность своему врачебному долгу.

С давних пор студенты-медики, выходя из стен учебного заведения, давали клятву верности своему врачебному долгу. Клятвой Гиппократа называлось это. Отличная, между прочим, традиция! Она возрождается.

Выпускники институтов торжественно обещают честно и добросовестно трудиться в области охраны народного здоровья;

- продолжать изучение медицины и всеми силами содействовать ее процветанию, в необходимых случаях обращаться за советом и помощью к свои учителям и товарищам;

- любить больных, проявлять к ним чуткое и заботливое отношение, не применять медицинские знания во вред здоровью человека;

- не разглашать сведения, доверяемых врачу больными;

- всегда помнить о своем врачебном долге, о высокой ответственности.

И эту клятву наши медицинские работники проносят через всю жизнь.

И вы уже не студенты, а молодые врачи. И клятва Гиппократа, хотя и произноситься по-новому играет и сегодня свою огромную роль.

По-разному сложиться жизнь молодых специалистов. Одни посвятят ее лечению больных, другие – науке, третьи придут на смену тем, кто когда-то приобщал их к великому искусству врачевания, станут преподавателями… Их ждут напряженный труд, успехи и огорчения, трудности… Но каждая победа – победа над тяжелым недугом, над смертью, спасением одной жизни, шаг вперед к науке – с лихвой окупаться все.

Время диктует новые задачи – повышение уровня требований и уровня знаний будущих врачей. Высшая радость – радость призвания, творческого труда.

Высшее счастье – служение людям. Ваша задача принять эстафету из рук старшего поколения, понести ее вперед, к новым свершениям.

Послесловие

Почему я взяла эпиграфом эти поэтические строки А.С.Пушкина из стихотворения «Вновь я посетил…» Оно известно каждому и эти строки стали хрестоматийными. Оно размышляющее. Перечитайте при возможности. В нем высокие, сдержанно-торжественные в своем звучании мысли о жизни, а это самое дорогое, что у нас есть. Мысли о смене времен, о преемственности всего живого. Это не просто философское, не просто мудрое, но возвышенно ясное в своей мудрости. В нем открыты самые простые и вечные истины.

Здравствуй!...

При встречи люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья.

Автор:
Марина ХАЙБУЛИНА, г. Уштобе.