Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

НАША СЛУЖБА И ОПАСНА, И ТРУДНА


25 ноября 2011, 07:47 | 2 013 просмотров



24 ноября 1958 года в семье Бакира и Кулянвар Абаевых, проживающих на станции Красный аул Барадулихинского района Семипалатинской области, родилась дочь Гульнар, сестрёнка 5-ти братьев.

Отец Гульнар Бакир, член Коммунистической партии, трудился начальником почты. Мать Кулянвар несла нелёгкие заботы о муже и шестерых детях. В детстве любовь к чтению художественной литературы Гульнар Абаевой переросла в мечту стать журналистом. Но просьба часто болеющей матери выбрать профессию медицинского работника направила жизненный путь по-иному сценарию, посвящённому спасению жизни и здоровья людей. С 1983 года и по настоящее время Гульнар Бакировна преданно работает на предприятии «Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи г.Талдыкорган».

После окончания средней школы Гульнар Абаева в 1976 году поступила на лечебный факультет Семипалатинского медицинского института. В 1982 году по распределению была направлена в Талдыкорганскую область. Интернатуру прошла на базе Талдыкорганской городской больницы. В 1983 году облздравотдел направил её трудиться в «Городскую станцию скорой и неотложной медицинской помощи г.Талдыкорган».

- Гульнар Бакировна, расскажите, пожалуйста, об особенностях начала профессионального пути, с какими трудностями Вы встречались?

- Вообще, я не предполагала работать врачом «скорой помощи» так как хотела стать участковым терапевтом. Испытывала чувство страха от предстоящей работы на станции «скорой помощи». В то нелёгкое для меня время меня поддержали врачи-наставники: Тян Д.Г., Нам С.В., Молдабаева С.Д., Баймухамедова А.М., Тайбулдинов С.А., фельдшера: Беисова М.А., Кузьменко Н.Д., Борисенко А.А. Я благодарна этим людям за оказанную помощь в начале профессионального пути. Да и весь коллектив «Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи г.Талдыкорган» дружный и сплоченный.

В 80-90-е годы было трудно работать: медицинского оборудования было недостаточно, лекарственное обеспечение низкое. На 10-12 бригад один электрокардиограф. В настоя-щее время легче оказывать медицинскую помощь, так как на 12 бригад имеется 6 ЭКГ-аппаратов, глюкометр, небулайзер, дефибриллятор, дыхательная аппаратура, автопарк пополнился иномарками. Да и в начале трудового пути опыта и знаний было меньше.

Росту профессионального мастерства сопутствовало прохождение специализации: в 1986 году в городе Тбилиси усовершенствование по циклц: «Неотложная терапия». В 2007-2010 гг. специализация по теме: «Актуальные вопросы диагностики и лечения неотложных состояний на догоспитальном этапе» на кафедре скорой и неотложной помощи Алматинского института усовершенствования врачей и в г.Талдыкоргане - выездные циклы.

- Как проходят трудовые будни на «Городской станции скорой и неотложной помощи г.Талдыкорган»?

- Рабочий день начинается с 8-ми утра с отметки и приёма смены. С утра выезжаем на первый вызов и много часов из-за большого потока вызовов работаем вне станции «скорой и неотложной помощи». Бывают случаи, когда на ходу обедаем, в минуты спада вызовов. Ужинать часто приходится в 12 часов ночи. На «скорой» два раза плачут: когда устраиваются на работу и во время ухода на пенсию, потому что возникают неотложные ситуации. Попадаешь иногда в такие обстоятельства, которые ни в одном учебнике не описаны. У нас тем более экстренная же служба. По приезду к больному иногда приходится быстро и оперативно принимать решения, определить больной экстренный или хроник, позволит ли состояние здоровья немного подождать.

Мы востребованы, вызовов у нас много. Если у нас раньше было 140-160 вызовов в сутки, то в настоящее время - 200-220. Во время эпидемии гриппа 300 вызовов в сутки. Вообще, очень тяжело работать. Следующий показатель о многом говорит: в г.Алматы на 1000 человек населения в среднем по 430 вызовов, а в г.Талдыкоргане - 500. По Казахстану такого показателя нет. Каждый второй вызывает скорую помощь.

Я хочу сказать, что «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» относится к экстренной службе. Должна работать в режиме ожидания. На предприятии 12 бригад. В часы пик с 17 часов до 1 ночи за одну минуту поступает в среднем от 12 до 20 вызовов. Представляете, если 20 вызовов в минуту и все 12 бригад в работе, то оставшиеся 8 вызовов будут ожидать. А по идее бригады «Станции скорой и неотложной помощи» должны пребывать в режиме ожидания. Согласно приказа №756 от 16 августа 2001 года «Правила вызова скорой и неотложной помощи», мы не принимаем вызовы и не выезжаем; к больным на дому, не нуждающимся в экстренной медицинской помощи в рабочее время поликлиник; для освидетельствования и составления акта смерти; для выполнения назначений лечащего врача и проведения планового лечения; для оказания консультативной помощи медицинским организациям; для доставки домой больных из стационара. Анализируя обращаемость вызовов 30-40% вызывают «скорую» необосновано, что затрудняет нашу работу.

На «Городской станции скорой и неотложной помощи г.Талдыкорган» четыре телефона. Часто нам вредят ложные вызовы, дети звонят, балуются, занимают линию. Не всегда уважительно к нам относятся больные и их родственники, приходится выслушивать нецензурную речь, грубость. Тяжело работать психоэмоциально. Поэтому государство платит надбавку за психоэмоциональную нагрузку.

Особо хочу отметить работу преданных сотрудников «Городской станции скорой и неотложной помощи г.Талдыкорган», которые более 20-ти лет, несмотря на все трудности, посвящены этому делу: Тойшинова А.Б., Байгазинова Г.Т., Красниченко Т.С., Жетписбаева А.К., Либерман М.Л., Пак С.В., Абдулина А.Х., Шакарбаева А.Ш., Бижанова Р.Т., Лель Н.П.; фельдшера: Берикбол Жексенбинов, Берик Жумаев, Гульнар Нурпеисова, Ардак Ержанова, Конрад Г.С. Были такие факты, когда принятые медицинские работники на вторые, третьи сутки работы увольнялись. Специфика нашего труда требует соответствующий характер и железные нервы. Постоянно сталкиваемся с негативом, оказываем помощь, пострадавшим людям от криминальных разборок, всяких притонов. Наша работа на виду общественности, требующая корректного, этичного отношения с больными и их родственниками, несмотря на их проявления нетерпения и грубости.

На «скорую помощь» не каждый врач пойдёт работать. У нас не хватает 50% врачей. Я приглашала на подработку медицинских работников из других лечебных учреждений. Несмотря на то, что зарплаты повысили, отвечают: «Ой, нет, мы наслышаны у вас такой адский труд!».

-Гульнар Бакировна, в последнее время наблюдается рост количества больных с какими заболеваниями?

- Сердечно-сосудистые, заболевания, связанные с системой кровообращения. Например, в прошлые годы мы оказывали медицинскую помощь больным с такими болезнями, как давление, инфаркт, инсульт у возраст-ной категории за 40-50-60 лет. В настоящее время гипертония у каждого второго. Инсульты у молодых людей 30-ти, 40-а лет. Недавно ездила по вызову к молодому человеку 1983 года рождения с инфарктом.

Стрессы являются главной причиной этих заболеваний. Неправильный образ жизни, неправильное питание. Должны соблюдаться режимы работы, отдыха, питания. Вызывает тревогу рост алкоголизма, наркомании. Проблемы возникают с бомжами, особенно в зимнее время. Государство и общество несут моральную ответственность за граждан страны, которые из-за тех или иных обстоятельств, причин оказались без жилья и средств к существованию. Приюты для лиц без определённого места жительства решили бы эту проблему.

- Вспомните 2-3 неординарных интересных случая из практики...

-Много лет назад был вызов по родам. Поехали к чабанам за пос.Еркин. Зима. Горы. Автомашина не смогла проехать. Встречающий человек говорит: «Пойдёмте, это рядом». А это «рядом» оказалось так далеко. С собой не взяла шапку, верхнюю одежду. Наконец, дошли до юрты. Осмотрели беременную: срок 39-40 недель, первый период родов. Думаю: «Мы до «скорой машины» дойдём, а беременная женщина ведь не сможет». А фельдшер, с многолетним стажем, говорит: «Наверное, здесь надо принимать роды». С часто повторяющейся фразой: «Тужься, тужься» прошёл первый, второй час ожидания родов. Бешбармак нам приготовили. Я приняла решение: надо ехать. С 8 часов вечера прождали роды до 22 часов. Нашли какую-то телегу, на которой доехали до «скорой». При возвращении в город по горам нас трясло. А по дороге мы беременную стали просить: «Ты не тужься, терпи, скоро доедем до родильного дома». Перед родильным домом прямо в машине приняли роды, родился мальчик.

Второй случай произошёл недавно. Инфаркт миокарда у молодого парня 1983 года рождения после недельного употребления алкоголя. В машине ему подключили систему, быстро реанимировали, стрельнув один раз. Парень ожил. Довезли живым.

Были случаи, когда нападали психически больные люди. Мы приехали на вызов. Родственники жаловались на бессонницу у больного, которая длится у него 4-5 суток. А мы приехали в 3-4 утра. Я осмотрела больного, вроде адекватный. Думаю: «Отвезу его в психдиспансер». Подъезжаем к психдиспансеру. Врач сидит в кабине, а фельдшер в салоне. Время выходить, поворачиваемся, смотрим на больного. А он, оказывается, в руках держит монтировку. У больного начались галлюцинации: ему показалось, что за ним кто-то гонится, преследует. И он этой монтировкой на нас. Фельдшер и я успели выскочить из машины. Больной перелез из салона в кабину водителя. Повезло, что водитель оказался крепкий. Он его скрутил. Больной стал кусать водителя, пришлось вызывать на подмогу полицейских.

Сейчас при психдиспансере есть психбригада и таких больных «Станция скорой и неотложной помощи» не обслуживает.

- Спасибо за интересную беседу.

Автор:
Бейбит МАМЛЕЕВ