Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

РАСТВОРИТЕЛИ И КЛЕЙРАСТВОРИТЕЛИ И КЛЕЙ


28 октября 2011, 07:49 | 2 397 просмотров



Токсикоман – «нюхач» – это тот, кто опьяняет себя так называемыми «летучими наркотическими веществами» (или ЛНВ). Эти вещества объединяет способность быстро испаряться и превращаться в газ при нормальной комнатной температуре. Именно газообразные пары глубоко вдыхают в легкие токсикоманы. Летучие вещества есть в разных химико-технических препаратах, таких как растворители для красок, бензин, трихлорэтилен, ацетон, горючий газ в баллонах и газ для зажигалок.

Летучие наркотические вещества объединяет их способность хорошо растворять жиры. Газ для зажигалок, растворители или бензин хорошо растворяют жиры и поэтому нарушают работу всех клеток центральной нервной системы (в которых содержится большое количество жиров). По этой причине при вдыхании паров ЛНВ человек ощущает опьянение.

Именно из-за способности растворять жиры ЛНВ так широко используются как в промышленности, так и в домашнем хозяйстве. Однако это их свойство таит в себе опасность для здоровья человека. Дело в том, что при вдыхании растворители попадают в легкие, а оттуда сквозь тонкие стены альвеол – в кровь. Вещества поглощаются кровью и с ее током быстро попадают в мозг. То есть в мозг они поступают напрямую минуя печень или другие органы. Поэтому опьянение наступает быстрее, чем в случае приема алкоголя. Основное количество летучего вещества выдыхается с воздухом. Оставшаяся часть, которая с кровью разносится по организму, затем попадает в печень и расщепляется на более мелкие молекулы и после этого выделяется с мочой и калом. Многие ЛНВ только через несколько дней полностью выводятся из организма. Поскольку большинство ЛНВ растворимы в жирах, они способны накапливаться в жировых тканях организма. Это значит, что может пройти немало времени, прежде чем организм полностью освободится от «дурмана». Способность ЛНВ накапливаться в жирах также означает, что они остаются в многочисленных жиросодержащих тканях мозга и нервных окончаний.

Опьянение

При вдыхании газообразных паров ЛНВ через легкие попадают в кровь. С кровью вещества попадают в нервную систему, на которую оказывают свое воздействие. Как и при любом опьянении, сначала страдает кора полушарий головного мозга, затем мозжечок, и в самую последнюю очередь – продолговатый мозг. Если опьянение доходит до продолговатого мозга, это может нарушить дыхание, и тогда возможен летальный исход.

Большинство токсикоманов прекращают вдыхание до наступления этой стадии, потому что желанное опьянение наступает значительно раньше. Еще до того, как будет затронут продолговатый мозг, у человека могут начаться тошнота или рвота. Но при длительном регулярном злоупотреблении токсическим веществом в больших количествах тошнота наступает не так скоро. То есть притупляется нормальная реакция организма, в результате чего тошнота и рвота появляются намного позднее. Чем чаще и длительнее токсикоман использует ЛНВ, тем большие области мозга могут подвергаться отравлению без наступления тошноты.

Опьянение отчасти вызывает растворитель сам по себе, а отчасти – недостаток кислорода в головном мозге. Как уже было сказано, оно наступает очень быстро и также быстро исчезает. Как правило, опьянение длиться 10-30 минут, а через час уже вообще ничего незаметно. Эффект может оказаться более длительным, если использовать высокие концентрации ядов – например, при помощи полиэтиленового мешка или «догоняться», дополнительно вдыхая ЛНВ через некоторый промежуток времени.

Три стадии

При вдыхании токсичных веществ можно выделить три стадии опьянения. Первые эффекты напоминают алкогольное опьянение: ухудшается координация движений, замедляется реакция, ослабевают рефлексы, и человек чувствует нечто вроде эйфории (а может и стать агрессивным). Токсикоману может быть сложно руководить своими действиями, а когда опьянение проходит, наступают вялость и головная боль.

На следующей стадии, если продолжать вдыхание, притупляются болевые ощущения. Именно поэтому эфир и подобные препараты использовались в хирургии как средства для наркоза. Кожа становится нечувствительной к боли. Но когда опьянение проходит, боль проявляется.

Если опьянение очень тяжелое, у человека может развиться состояние, практически по всем признакам сходное с потерей сознания или с комой. Токсикоманы, стремящиеся достичь именно такого опьянения, обычно выбирают изолированные места – подвалы или темные парки.

Вред, причиняемый токсикоманией

Степень вреда, причиняемого вдыханием ЛНВ, зависит, естественно, от того, какой препарат используется, как часто, в каких количествах, происходит ли это одновременно с приемом других наркотиков и от обстоятельств самого употребления.

Употребление всех летучих веществ дает осложнения, которые могут иметь как краткосрочный, так и долговременный характер.

Осложнения, проявляющиеся с течением времени

Чем дольше злоупотреблять летучими веществами, тем, соответственно, больше риск развития неблагоприятных последствий. Длительная токсикомания может стать причиной заболеваний печени и почек. Некоторые растворители, такие как бензол, поражают ткани костного мозга, производящие клетки крови, что приводит к снижению иммунитета, а также к возникновению лейкемии («белокровия») – смертельного заболевания крови.

Нередкие спутники токсикомании – насморк, кашель и першение в горле, равно как повышенная общая усталость (или астения) и частая головная боль. Но для окружающих – семьи и друзей – еще более заметным является то, что токсикоман постепенно меняется как личность. Он или она становятся «другим человеком», более раздражительным, тревожным, рассеянным и подавленным. Изменения в характере частично вызваны отравлением летучими веществами, а частично – изменением жизненной ситуации из-за наркотиков. Удалось доказать, что люди, в течение долгого времени имеющие контакт с ЛНВ, страдают серьезными заболеваниями мозга. Но изменения в характере также могут быть следствием того, что жизненная ситуация токсикомана ухудшается.

Токсикомания препятствует нормальному развитию

Подростки более чувствительны к токсическим веществам, и на них наркотики влияют сильнее, чем на взрослых.

Еще и по этой причине следует держаться подальше от наркотиков. Токсикомания и наркомания вообще заставляют нас воспринимать реальность в искаженном виде. Состояние опьянения оттесняет ощущение неуверенности, чувство вины и тоску. В тот момент, когда жизнь вокруг кажется немного сложной, это привлекает. Но все это – лишь иллюзия.

Опьянение может представляться как «освобождение» от болезненных явлений подросткового развития, и поэтому существует риск «подсесть» на наркотики. Появляется обманчивое чувство, как будто решение проблемы найдено, но на самом деле, если начать «нюхать» или принимать другие наркотики, развитие личности останавливается. Грезы наяву вытесняют активность, упрямство и агрессивность, свойственные подростковому периоду созревания. Если развитие останавливается, то человек так и остается инфантильным, беспомощным, полностью зависящим от других.

Злоупотребление ЛНВ может вызвать зависимость

Эйфория, вначале ощущаемая при опьянении, через некоторое время может показаться недостаточной. Летучие вещества начинают все больше овладевать мыслями и чувствами и в конце концов, даже если человек сам этого и не замечает, появляется влечение к достижению все большей степени опьянения. Тогда токсикомания становится проблемой. Человек оказывается не в состоянии воспринимать действительность такой, какая она есть. Ему «необходимо» видеть ее искаженной, какой она предстает в иллюзиях, возникающих, когда мозг поражен наркотиками. Зависимость при злоупотреблении летучими веществами обычно бывает психической (т.е. представляющей более или менее сильную «внутреннюю потребность»), но может возникнуть и физическая зависимость.

Регулярное применение ЛНВ может вызвать развитие толерантности, при которой токсикоману нужны все более высокие дозы, чтобы достичь такого нее опьянения, что и раньше. Повышение толерантности означает, что организм пытается приспособиться, «привыкнуть» к токсическому веществу.

Автор:
Д.К.АБДРАХИМОВА, врач-нарколог 1 категории, ЦРБ, с.Узынагаш.