Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

АВТОР ПРЕЗЕНТУЕТ…


23 сентября 2011, 07:50 | 2 238 просмотров



Известный археолог, главный научный сотрудник АГУ имени Абая, доктор исторических наук, профессор Алексей Николаевич Марьяшев, посетив Талдыкорган, непременно заглянул в историко-краеведческий музей имени М.Тынышпаева, где и состоялась наша с ним встреча. То, что ученый один из пионеров современной казахстанской археологии еще и альпинист, совершивший в 50-80 гг. прошлого века не один десяток восхождений и написавший интересные очерки о казахстанском альпинизме – это, как говорится, одна сторона медали. И поскольку А. Н. Марьяшев сопровождал большую группу студентов-археологов, в том числе американцев, которые ведут изыскания на территории Ескельдинского района Алматинской области, раскапывая два поселения эпохи бронзы, мы начали с ним разговор, конечно, об одном из разделов исторической науке, к которому наш гость имеет самое непосредственное отношение.

Как бы предваряя все наши последующие вопросы, Алексей Николаевич достал из объёмистого портфеля два издания под глянцевыми обложками, пояснил:

- Позвольте презентовать самые послед-ние мои работы. Вот полюбуйтесь! Это отголоски давно прошедшей эпохи – петроглифы Ак-Кайнара. Ныне государство ведет активную политику в области охраны и использования историко-культурного наследия, в част-ности, археологического наследия. Этот шикарно изданный альбом рассказывает как раз о том, что нового узнала наука последнего времени в такой области исторического прошлого, как древнейшие наскальные изображения – петроглифографии.

О многом говорит и такая цифра: за период 2006-2009 годы компания «Археологическая экспертиза» приняла участие более чем в 20 промышленных проектах, были обнаружены и спасены от разрушения десятки ранее неизвестных памятников археологии, в научный оборот введен значительный объём данных о древней истории и культуры Казахстана. За последнее десятилетие в результате активных археологических поисков выявлены многочисленные памятники древнейшего наскального искусства на юге Казахстана и в Жетысу-Семиречье. Среди них такие крупные скопления петроглифов, как Баян-Журек в Восточном Семиречье, в западной части Жетысу – Кульжабасы и на южных склонах гор Каратау. На просторах этих регионов обнаружены тысячи неизвестных ранее изображений, относящихся к концу неолита и энео-лита; эпохи бронзы (индоиранцев), а также раннего железного века (петроглифы саков, усуней и канглов).

Многие памятники древности еще не стали объектами детального изучения. К тому же назрели и новые задачи, стоящие перед современными исследователями первобытного искусства. Назрела очевидная потребность создать более дробную переодизацию. Ряд современных ученых предлагают удревнить наиболее раннюю группу петроглифов Казахстана и в частности Семиречья, и таким образом найти истоки древнего искусства. И в этом есть свой резон, так как ряд авторов исследовательских работ о петроглифах Сибири, Алтая, Монголии и Узбекистана эти истоки видят еще в каменном веке. Поскольку нет единства в представлении о древнейшей группе петроглифов, ведь основную часть петроглифов почти все исследователи относят к эпохе энеолита и бронзы, то перед казахстанскими археологами стоит задача найти, углубить и уточнить дату древнейшей группы петроглифов. И работа в этом направлении продолжается.

Как пример, мы углубились в рассмотрение альбома «Ак-Кайнар».

Чем же примечательны петроглифы в урочище Ак-Кайнар в отрогах Кульджабасы?

А.Н.Марьяшев говорит, что археологи Казахстана неоднократно проводили раскопки в зонах скопления наскальных рисунков с целью выявить и определить время заселения того или иного района. Были изучены могильники Куйган I, II, III, Талапты I, II в долине р. Коксу, поселение Талапты и наскальные рисунки нескольких эпох в горах Ешке-Ольмес. Аналогичные раскопки были проведены в долине Каратау, в горах Баян-Журек на поселениях и могильниках эпохи бронзы. Были изучены петроглифы эпохи бронзы в горах Кульджабасы, поселение и могильник Анрахай этого же времени. Был признан факт, что оставленные древние поселения и могильники были сооружены в ту же эпоху, что и наскальные изображения. За два с половиной десятилетия исследовательских работ здесь не было обнаружено ни одного поселения и могильника эпохи неолита и энеолита.

Петроглифы Ак-Кайнара, по мнению казахстанских археологов, образуют целый регион, где прослеживается пласт рисунков, выполненных в стиле Тамгалы. И это притом, что этот регион, возможно, был заселен раньше других районов Жетысу: еще до того, как осваивались горные пастбища Тянь-Шаня и Джунгании. В период освоения скотоводами урочища Ак-Кайнар здесь были несколько иные климатические условия. На протяжении 10-15 км здесь имелось более 10 поселений, о чем свидетельствуют каменные выкладки на месте жилищ. А на расстоянии от 5 до 2 км в зоне каждого поселения на отвесных, иногда разрушенных скальных блоках выбиты рисунки разного времени, преимущественно эпохи бронзы и раннего железного века.

Условно все наскальные рисунки Ак-Кайнар - I можно разделить на три группы. Высота скал , где находятся рисунки первой и второй группы не превышает 3 метра, а вот рисунки третьей группы – от 2 до 10 метров, где прослеживается два-три яруса плит с изображением фигур быков, козлов, лошадей, собак, верблюдов, оленей и людей. Характерным является то, что преобладают крупные фигуры быков. Они выполнены с особой тщательностью. Здесь же встречаются фигуры мужчин с расставленными в стороны и поднятыми вверх руками, изображения лучников, охотящихся на быков, архаров и козлов. Иногда охотников сопровождают собаки. Некоторые фигурки быков контурные, среди них есть орнаментированные косыми и прямыми линиями. Иногда корпус животного древний художник заполнил точками, напоминающими лунки. Чаще встречаются силуэтные фигурки быков с гипертрофированными турьими рогами и надлопаточным горбом. Иногда рядом с такими фигурами древний творец высекал знак очковидной формы, хорошо знакомый исследователям по святилищам Тамгалы, Баян-Журек и другим.

Изображения оленей хотя и редки, но отличаются большой выразительностью. В петроглифах второй группы удивляют изящество фигурок животных. На одной из плит высечен олень с откинутой назад головой и несколько оленей, головы которых венчают ветвистые рога. Аналоги их встречаются в святилище Тамгалы. А вот изображения людей, как правило, в самых разных позах: стреляющие из небольших луков, с воздетыми вверх руками. Причем это почти всегда мужчины.

- На одной из сцен первой и третьей групп хотелось бы остановиться особо, - говорит Алексей Николаевич. – Это большая плита, патина на её поверхности облезла. В левой, наиболее сохранившейся части плиты высечено большое число крупных и глубоких лунок. Фигуры диких животных, выбитые рядом, образуют вокруг скопления лунок неправильный круг. В «стаде» большое число козлов, но есть архары, два оленя, два кабана, два хищника, лошадь, бык и несколько неясных фигур, в одной из которых угадывается человек. Мы предполагаем, что это ничто иное, как алтарь, где проходили жертвоприношения. На это указывает и наличие рядом с рисунком несколько сцен эпохи бронзы, которые можно отнести к культовым.

В Ак-Кайнаре-I встречается много средневековых рисунков. Их несложно отличить по патине, так и по сюжету. Для этой группы характерны фигурки всадников на лошадях, козлов, верблюдов и архаров. Это более грубые и примитивные рисунки: фигурки верблюдов иногда с путами на ногах высечены схематично. На некоторых верблюдах изображены всадники.

В ущелье недалеко от родника на левом берегу пересохшего русла речки были обнаружены редкие петроглифы. На высоких и отвесных скалах высечена крупная, более двух метров фигура быка и рядом еще несколько изображений быков и других животных. У быка две пары рогов. Одна – обращена вверх, а вторая пара назад. В конце длинных рогов изображены четыре человека, взявшихся за руки. Подобный сюжет в Семиречье обнаружен впервые. Исследователь М. Е. Килуновская предположила, что это изображен мифический бык Сарсаок, известный по зароастрийской мифологии, на спине которого «перевозят людей в иные миры».

Следовало бы подчеркнуть, что целый ряд сюжетов в петроглифах Жетысу имеет аналоги с такими же изображениями в Монголии, Сибири, Каратау и Узбекистане. Причем эти совпадения наблюдаются в основном в культовых сюжетах.

Как известно, на уйтасовских дачах Отдел по охране памятников установил указатель с надписью «Памятник эпохи бронзы. Охраняется государством. Использование камней для строительства запрещено». Археолог А.Н.Марьяшев осуществивший беглое изучение нашей достопримечательности, высказал определение, что наскальные рисунки в урочище Уйтас сделаны еще 3000 -3300 лет назад. Техника рисунков – глубокая выбивка с отшлифовкой, в какой-то степени напоминает технику Тамгалы тас. И еще, вероятно, это место считалось священным, где-то рядом с наскальными рисунками залегают остатки селения и могильник.

Но приходится констатировать с большим сожалением, что некоторые уйтасовские рисунки выгорели под воздействием природных катаклизмов, а отчасти к их разрушению приложил руку современный человек.

Однако, многочисленные рисунки домашних животных говорят о том, что древние жители этой местности мечтали о тучности стада скота. Характерной чертой изображений является и то, что все они обращены к солнцу, что доказывает и свидетельствует о почитании и поклонении Светилу.

- Особенно меня, - сказал А.Н.Марьяшев, - заинтересовали на камнях Уйтаса спиралевидные круги. Вероятно, это лабиринт. А вот версий о их значении можно привести тысячи.

Принцип спирали часто встречается в природе, и этот символ получил широкое распространение еще на заре человечества. Спирали, образуемые движением воды, материнской и священной стихии, считалось проявлениями жизни Вселенной, которую воспринимали как одушевленное существо, таким образом, спираль – это образ жизни. Спираль служила также символом дыхания и, возможно, огня (солнечные розетки со спиралью в центре, витые колонны и т.д.). Развитие совершается по принципу спирали. Каждый виток – конец одного цикла и в то же время начало следующего цикла. Каждый цикл – это расцвет тех циклов, что ему предшествовали, и подготовка более благоприятных условий для последующих. Глядя на спираль, высеченную на камнях Уйтаса, можно посчитать и сделать предположение, сколько циклов было прожито людьми.

Вблизи Талдыкоргана есть еще одно весьма интересное для науки, археологии и любителей истории место, где древние художники на скалах изобразили целую галерею своих наблюдений и представлений об окружающем их мире. Мы имеем в виду район крайних дач урочища Красный Камень. Гранитные утесы с восточной стороны испещрены охотничьими сценами. Так, на утесе Голова Змеи (местное название), расположенной в Зеленой Балке на плате Коршунов, имеется продолговатый камень, в рост человека с рисунками козерогов. Другой камень расположен на 70 метров севернее первого с такими же изображениями. Рисунки выбиты на камне, а углубления закрашены составом белого цвета.

Хотя следы древней жизни обнаружены в горах, более удобным для обитания являлся левый берег Каратала, поросший травостоем, кустами и деревьями. В горы явно уходили охотники на косуль, архаров и более крупного зверя – елика. Плато Коршунов могло быть и местом засадой первобытных охотников или древним святилищем, коим служило знаменитое Тамгалы.

Алексей Николаевич извинился за столь короткую беседу. Его поджидали американские коллеги, которые спешили до наступления темноты попасть в лагерь археологов, ведущих раскопки в Ескельдинском районе на месте двух поселений. Пожелав ему и членам археологической экспедиции успехов в полевом сезоне текущего года, мы выразили надежду, что продолжим наши контакты, узнаем результаты поиска.

Наша встреча и насыщенный познавательной информацией разговор о прошлом родного края стал подтверждением того, что современный человек, уставший от урбанизации, все чаще обращается к своим древним корням. А все что касается петроглифов на скалах вокруг Талдыкоргана, несомненно, станет темой новой книги, в которой заинтересованы все те, кому небезразлично прошлое родного края.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, г.Талдыкорган.