Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ


17 июня 2011, 13:34 | 1 251 просмотр



Среди факторов внешней среды, постоянно воздействующих на здоровье человека, есть постоянный и невидимый, к которому до сих пор относятся без достаточного внимания, - электромагнитное излучение. На протяжении всей жизни человек подвергается воздействию электромагнитных полей и излучений, которые являются как природными, так и техногенно обусловленными факторами. Проблемы электромагнитной безопасности детей становятся особенно ак­туальными ввиду опасности электромагнитного излучения компьютеров.

В последние годы обучение детей и подростков, а очень часто и их отдых, связаны с применением компьютерной техники. Вместе с тем, использование персональных компьютеров сопряжено с неблагоприятным воздействием на здоровье, что обусловлено, как особенностями роста и развития детей, так и конструкцией самих компьютеров. Обычно напряженность электростатического и электромагнитного полей не выходит за границы нормативных величин и опасные для здоровья ситуации возникают, в основном, при нарушении технологии, например, при отсутствии заземления сети.

Работа на компьютерах сопровождается значительным напряжением зрительного анализатора, что обусловлено существенными различиями в расстояниях между чтением книги и текста на экране; трудностью длительной фокусировки горизонтального взгляда; периодическим дрожанием или мельканием изображения; различными отражениями на экране.

Помимо напряжения зрения, возникает нагрузка на опорно-двигательный аппарат, что сопровождается переутомлением и может привести к развитию профессиональных заболеваний.

Неблагоприятное влияние ПК на детский и подростковый организм изучено далеко не полно. Естественно, что компьютерные программы для этого контингента создаются с учетом возраста, особенно в плане зрительного восприятия. Однако возможности адаптации растущего организма при воздействии современных техногенных факторов также полностью не раскрыты. Преимущественно, это касается степени развития психофизиологических функций, обеспечивающих успешность любой деятельности ребенка и подростка.

Если развитие этих функций недостаточно, организм не справляется с работой или функционирует на пределе возможностей. При этом наступление адаптации затрудняется и возникают различные отклонения в состоянии здоровья, особенно в первые недели занятий. У таких детей меняется эмоциональный статус и наблюдаются невротические процессы (агрессивность, чрезмерная нервная возбудимость, плаксивость). Чаще всего это характерно для детей дошкольного возраста, у которых после работы на компьютере отмечается достоверное ухудшение эмоционального статуса. В период восстановления после работы на компьютере у школьников тормозятся процессы запоминания и обучения: так, у школьников 9 лет после 10 минут работы на компьютере отмечено снижение оперативной памяти в среднем на 20 % и нарушение во взаимодействии между правым и левым полушарием на 12-15 %.

Степень воздействия работы ПК на здоровье человека определяется комплексом внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: продолжительность работы; качество изображения; эргономика рабочего места; освещенность и микроклимат; содержание и объем работы; методика преподавания, структура занятия. Многие из указанных факторов поддаются контролю и нормируются.

К внутренним факторам относятся многие функциональные сдвиги в организме, возникающие после работы с компьютером. Наиболее выраженными изменениями следует считать пороги цветоразличения и время реакции на световые раздражители, а также утомление. Профессиональные операторы отмечают утомление от мелькающих изображений. Реакция детского организма в этом отношении еще более выражена, однако не во всех случаях осознаются ее причины. Чаще всего, школьники, либо с нежеланием приступают к работе на компьютере, либо высказывают жалобы на общее утомление или неприятные ощущения в области глаз (мелькание, усталость). Наиболее утомительными считаются компьютерные игры, при которых требуется быстрота реагирования. Однако именно такие игры особенно привлекательны для детей и подростков.

Продолжительность работы на компьютерах дошкольников самая минимальная и строго регламентирована. Эти занятия запрещается проводить за счет времени, отведенного для сна, прогулок и других оздоровительных мероприятий. В школах время работы на ЭВМ увеличивается, по мере перехода детей из класса в класс. Непосредственно после работы на компьютерах в качестве оздоровительных мероприятий рекомендуется проведения комплекса упражнений для глаз, а после урока информатики – упражнения для профилактики общего утомления, в виде физкультурных пауз, продолжительностью 3 – 4 мин.

Системы защиты от электромагнитного излучения (далее - ЭМИ) делятся на пассивные: ограничение времени воздействия, защита расстоянием, рациональное размещение источников ЭМИ в помещении, выделение зон излучения - и активные: экранирование источника излучения, экранирование рабочего места, применение средств индивидуальной защиты. Но главное, необходимо понимать, что основным средством защиты и профилактики от повреждающего действия ЭМИ является культура использования бытовых и технических средств электромагнитного излучения.

Уважаемые родители, разумное дозирование времени, проводимого детьми за мониторами компьютеров и экранами телевизоров, позволит значимо повысить резервы общего здоровья и жизнеспособности подрастающего поколения.

Е.Ж. СЫДЫМАНОВ,

директор департамента

комитета ГСЭН МЗ РК

по Алматинской области;

Л.М.КУРМАНГАЛИЕВА,

начальник отдела санитарно-

гигиенического надзора за детскими дошкольными и образовательными организациями ДКГСЭН

по Алматинской области.