Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Курить нельзя бросить!


27 мая 2011, 13:54 | 1 313 просмотров



31 мая Всемирный день против курения. Это борьба с табакокурением и никотиновой зависимостью продолжается уже несколько столетий, ровно с того момента, как люди поняли, что зависеть от чего либо – это первый признак деградации. Масштабы вреда наносимого табакокурением не имеют границ. Важно учитывать, что это бизнес физических лиц, которым по закону выживания и современного бизнеса абсолютно безразлично состояние здоровья, а также экономическое положение большинства людей на планете. Люди ошибались, ошибаются и будут в заблуждении еще долгое время, пока каждый не решит и не поймет для себя, что «хорошо жить, все же лучше, чем просто быть».

Как пример могу привести интересные факты из истории распространения сигарет с Нового Света в цивилизованный. В 1560 году Посол Франции при португальском дворе Жан Нико отправил табак королеве Екатерине Медичи, рекомендовав его как средство от мигрени. Вскоре после этого мода на нюхательный табак распространилась по всей Франции. Со второй половины XVI века табак стал быстро набирать популярность как лекарственное растение, почти панацея (в признании целебных свойств табака европейцы неожиданно и полностью согласились с индейцами). Табак нюхали, курили через трубки, жевали, смешивали с различными веществами и употребляли для лечения простуды, головной и зубной боли, кожных и инфекционных заболеваний. Сейчас, конечно, никто не решится утверждать, что табак имеет какие-либо лечебные свойства, но это никак не мешает ежедневному увеличению числа курильщиков!

Но у табака всегда были и, мягко говоря, оппоненты - и не только в лице Инквизиции. Король Англии Джеймс I ещё в начале XVIІ века неоднократно выступал против курения, считая эту привычку вредной для здоровья, играющей на руку испанской торговле и, что особенно справедливо, вводящей людей в умиротворенное состояние и тем самым ослабляющей военную мощь страны. Он ввел пошлину на ввоз табака в Англию, а во Франции примерно в то же время то же самое предпринял кардинал Ришелье. По сей день тысяча организаций занимаются продолжением миссии Джеймса I-го по всему миру. Об их успехах и каких либо продвижениях в этой смешной по сути борьбе, можно судить только определенными статистическими данными в странах. В Казахстане больше всего ощущается деятельность национальная коалиция «За Казахстан, свободный от табачного дыма», созданный в 2004 году. За последние 4 года эта коалиция стоит во главе многих изменений антитабачной политики в Казахстане и на территории СНГ. В связи с этим, мы решили узнать о мерах и достижениях сей коалиции у лидера движения, Джамили Садыковой.

- Скажите пожалуйста, вы недавно были в Москве на заседании ЕврАзЭС в составе рабочей группы Казахстана, какие решения были приняты в рамках антитабачной политики?

- Мы совместно с Министерством здравоохранения в течение года работали над проектом - пиктограммы на упаковках всех сигарет. Это своего рода страшилки, иллюст-рирующие наглядно к чему может привести долгое и частое курение. Табачные компании не хотят изображать какие-либо неприятные картинки и графику на своих упаковках. Естественно, это, в первую очередь, отразится на бизнесе. Они находят разные причины уклониться от данной обязанности, будь то теневое или открытое лоббирование. 12-13 мая в Москве было заседание ЕврАзЭС, работала рабочая группа по техническому регламенту по табаку, и я могу со всей уверенностью сказать, что теперь эти страшилки будут не только в Казахстане, но и во всех 5 странах, то есть в России, Беларусии, Кыргызстане и в Таджикистане. Наша рабочая группа заседала полтора года над этим проектом, это стоило нам очень больших усилий, но мы добились нужного результата. И теперь в текст регламента идет наш Казахстанский текст о том, что на упаковках сигарет будут пиктограммы, 50 процентов вверху, спереди и сзади, установленный Советом по здравоохранению. Также мы добились запрета на использование любых кондитерского характера надписях, таких, как «вкусный», «шоколадный», мускат» и так далее. Я очень довольно таким логическим завершением нашей работы и по этому поводу будет организована конференция с участием министра здравоохранения 31 мая, где мы хотим представить наши наработки, то есть пиктограммы, которые Тайланд нам уже передал. Основное наше время уходит на законодательную инициативу, мы работаем над тяжелыми поправками, которые болезненно отражаются на крупных табачных компаниях, а это, сами понимаете, ежедневный кропотливый труд. Так получилось с запретом курения в общественных местах, удивительно что он работает, и это большой шаг для нашего демократичного общества.

- О вреде курения пишется, говориться очень много, но число курильщиков меньше не становится. Каковы основные причины неэффективности «антитабачной пропаганды»?

- Табачные компании являются основными агентами, способствующими появлению такой болезни – как никотиновая зависимость. Оно одно из сильнейших видов зависимости, к нему развивается очень стойкая физиологическая и психологическая привязанность. Появляются ассоциативные связи в мозгу, физиологического и психологического характера, которые насколько взращивают зависимость, что даже покурив год, у человека уже появляется необходимость в употреблении сигарет. Это все происходит потому, что табачные компании изощряются и делают сигареты не только посредством никотина, но и других наркотических веществ. Есть данные гласящие о том, что папиросная бумага пропитывается парами наркотических веществ.

Последние исследовании показывают, что достаточно от двух недель до месяца. чтобы человек уже потреблял одну пачку сигарет в день. Табачные компании, как коммерческая организация, которой нужны деньги, делают все возможное, проводя необходимые исследования, и добавляют такие компоненты, которые делают курильщика зависимым до такой степени, что он потребляет одну пачку в день. Сам продукт является смесью наркотических веществ, которые приносят прибыль. Первая причина, почему у нас не бросают курить, это сам продукт. Вторая – это низкая стоимость сигарет. То есть у нас сигареты стоят доллар, это в полтора раза меньше, чем в Москве. По нашим меркам, сигареты в Москве стоят от 350-400 тенге. Если бы имели аналогичную стоимость, я думаю число курильщиков сократилось на 50 процентов. Что такое 150 тенге для Казахстана? Смешная цена, учитывая, что они покупают на это кайф, то есть наркотические вещества, которые при постоянном употреблении способны имитировать удовольствие в организме. Третья причина – это пропаганда, развенчивающая имидж сигарет, страдает, хромает, являясь неэффективной в сравнении с маркетинговой стратегией табачных конгломератов. Это основные три причины.

- Сигареты – сейчас это дополнительное время отдыха, так называемый «перекур», это определенный статус свободного и взрослого человека, что вы скажете по этому поводу?

- Заставить человека бросить курить почти невозможно. Он сам должен прийти к этому. Это можно стимулировать роликами или, допустим, мотивировать семьей или имиджом на работе. Шеф постоянно видит, что работник отлучается на перекур, что от него запах, он переживает, что имидж его компании пострадает, то он должен поговорить об этом, возможно даже накладывая какие-то штрафы. Я знаю одного главного врача, он работает в Таразе, и он внедрил определенную систему, направленную на снижение количества сотрудников-курильщиков. У них были вознаграждения, премии в конце года, и он не выдавал их тем, кто курит. Вот такие вот экономические рычаги. Работодатель может на своем уровне что-то сделать, стимулировать работника, но решение в конечном счете принимает сам человек, бросить курить или нет, сократить свои расходы на ежедневную покупку сигарет или нет.

- Ежегодно поднимается вопрос о повышении акцизов, какова ситуация на данный момент?

- У нас планируется ежегодное повышение акцизов на 25 процентов. Это очень маленькое повышение. В 2008 году, в КИМЕПЕ, экономисты просчитывали, на какой процент можно повысить акцизы, так вот в 2008 году мы могли запросто повысить на 150 процентов, то есть на тот момент у нас акцизы были в районе 12 тенге, и они рекомендовали повысить как минимум до 70 тенге на пачку сигарет. Экономический совет утверждал, что такое поднятие акцизов никак бы не сказалось на потребителях. Мы уже в 2008 году могли повысить на 150 (!) процентов, а то решение, которое на сегодняшний день принял парламент, под давлением табачных компании, это лоббистское решение, я называю это псевдоповышением акцизов – на 25 процентов. Я об этом писала неоднократно, мы обращались к Президенту, а также эта тема освещалась в СМИ. Сейчас у нас акциз составляет 20 тенге. Это смешно! На недавнем заседании министр финансов России Кудрин отметил, что при такой разнице акцизов, которая есть между Россией и Казахстаном, это в три раза, Казахстан может стать источником контрабанды. Меня одно удивляет, одни и те же компании, что на рынке России, что в нашей стране, как может так быть, что себестоимость сигарет одной стране 60 тенге, а в соседней 120 тенге При этом у нас очень низкий объем производства. Гораздо было бы логичнее и для компании и для государства выравнять акцизную политику, тогда было бы понятно, сколько производит каждая страна, при равных условиях. Я считаю, что наши лоббисты очень сильно перестарались, желая угодить табачным компаниям. Я была наблюдателем в Комитете по финансовому бюджету, при принятии решения по вопросу поднятия акцизов, шли жаркие дебаты, многие пытались убедить председателя комитета в необходимости поднятия на большой процент, но она ни в какую не соглашалась, пытаясь представить повышение в 25 процентов – положительным шагом. Мне стыдно за такую политику, когда у нас легко можно пролоббировать себе льготные условия работы на уровне верховного законодательного органа – Мажилиса Парламента. Разброс мнений на пленарном заседании был 6 голосов, это практический 50 процентов. А в 2008 году разброс мнений был 1 голос, то есть в принципе я рада. что хоть половина депутатов понимают суть проблемы. Еще раз повторюсь, Кудрин отметил, что он будет работать над тем, чтобы Казахстан повысил свои акцизы, иначе мы недалеки от того чтобы стать источником контрабанды. В этом году мы снова поднимем этот вопрос, и будем работать до того момента, пока не приравняем акцизную политику.

Важно помнить, что есть 4 метода снизить количество курильщиков:

1 – Высокие акцизы.

2 – Запрет курения в общественных местах.

3 – Наличие на упаковках графических пиктограмм.

4 – Запрет рекламы.

Реклама является инструментом вхождения в СМИ, это своего рода покупка редакторов СМИ, которые не пишут о табаке. Я очень рада, что у нас присутствуют два компонента: это запрет рекламы и курение в общественных местах, и также мы на пути внед-рения третьего компонента, и у нас остается запрет спонсорства и повышение акцизов.

- Часто встречается такое, что табачные компании спонсируют деятельность, проведение мероприятий, концертов и акции молодежным организациям. Чем это объясняется?

- Потому что спонсорство у нас не запрещено. Мы также поднимем это вопрос, хотя учитывая, что это будет тяжелая поправка, в других странах такие запреты существуют и это нормально. Вот в этом году, насколько мне известно, они частично спонсировали 9 Мая, делая имидж на наших ветеранов. К сожалению, при Сталине, табак входил в пищевую корзину. Она стала как хлеб, молоко.

- Вот вы утверждаете, что есть страны, где все методы работают более эффективно нежели у нас, что это за страны и каков механизм их стратегии?

- Самая первая страна, у которой ощущается результат, это - Канада. Канада в числе первых подняла акцизы. Они изобрели пиктограммы, внедрили их. После них их же примеру последовали более 30 стран. Канада очень жестко ведет бескомпромиссную борьбу с табачными компаниями. Это стратегия по денормализации табака и табакокурению. Они работают над тем, чтобы курильщик, табак и сигареты были такими же ненормальными явлениями, как драка на улице или же ненормативная лексика. У них для этого работает целая государственная стратегия. И Канада значительно снизила процент курения, сейчас у них этот показатель в районе 10 процентов. Когда по всему миру в среднем 30 процентов. Также стоит отметить, что в Канаде идет снижение онкологических заболеваний, то есть ощущается результат и явные улучшения состояния здоровья население. Тайланд – это вторая страна, у которой можно смело брать пример. Там то тоже самое, очень высокий процент акцизов - 80 процентов, плюс к ним еще 2 процента отчислений на специальный фонд по борьбе с рисковыми заболеваниями. Их проплачивают табачные и алкогольные компании. Все средства, что поступают в казну государства - от акцизов и специфических налогов, они используют на борьбу с алкогольной и табачной зависимостью. Так что Канада и Тайланд впереди планеты всей.

- Запрет курения в общественных местах также относится и к ресторанным заведениям и клубам?

- Да, но, к сожалению, не везде он работает. Есть рестораны, к примеру, в Астане их два, которые разрешают курение в своем заведении. Не раз проводились рейды и обнаруживалось нарушение. Штраф накладывается на физическое лицо в размере 1 МРП. Есть такая лазейка в законодательстве, в административном кодексе прописано, что штраф накладывается на административное лицо, то есть на менеджера, на работодателя, только в том случае, когда курит работник того же заведения, то есть, если курит официант, повар или менеджер, тогда штраф накладывается на работодателя. А если курит клиент, как в нашем случае, фактически получается, что администрация не несет ответственности за курение или некурение клиента. Мы учтем это в новом проекте и будем работать над этим вопросом. В Кодексе здоровья и административного кодекса мы планируем прописать о том, что штраф должен накладываться на владельца заведения, на индивидуального предпринимателя, на юридических лиц. Но как этот процесс будет реализован, мы пока не знаем. Доглядеть и охватить все сразу невозможно. Но мы будем продолжать эту борьбу за Казахстан, свободный от табачного дыма!

Курить нельзя бросить! Где поставить запятую в этом предложении - решает каждый для себя, но он должен помнить, что тем самым он принимает решение за состояние своего здоровье, здоровье детей и родных, окружающих а главное за состояние нашего главного богатства – планеты Земли. Будьте здоровы!

Автор:
Назерке ИБРАИМОВА,