Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Новое руководство ВОЗ по защите детей от маркетинга вредных для здоровья пищевых продуктов


10 апреля 2023, 05:50 | 1 847 просмотров



Недавно опубликованный ВОЗ перечень критериев в области питания призван защитить детей от маркетинга нездоровых продуктов питания и нездоровых безалкогольных напитков. На основе предлагаемой ЕРБ ВОЗ модели профилей питательных веществ (МППВ) можно составить классификацию пищевых продуктов, которая позволит определить, достаточно ли они полезны для того, чтобы быть предметом ориентированной на детей рекламы. Эта модель может использоваться лицами, принимающими решения, для разработки мер политики по улучшению общего качества пищевого рациона и поддержке инициатив в области мониторинга, чтобы тем самым уменьшить негативное воздействие маркетинга на детей и обеспечить популяризацию более здорового рациона питания с целью снижения рисков развития неинфекционных заболеваний (НИЗ).
 
Обновленные МППВ прошли апробацию в 13 государствах-членах ВОЗ; в них были внесены необходимые коррективы, отражающие последние научные достижения и изменения в политике и продовольственной среде, которые произошли со времени разработки изначальной модели в 2015 г.

Так называемые здоровые закуски далеко не всегда полезны

Нездоровые рационы питания – одна из ведущих причин заболеваемости и смертности в Европейском регионе ВОЗ; они оказывают значительное влияние на показатели ожирения и избыточной массы тела. В 46 из 53 стран Региона более 50% населения и каждый третий ребенок имеют избыточную массу тела или страдают ожирением. 
 
Ожирение в детском возрасте, скорее всего, сохранится и во взрослом возрасте, что подвергает детей потенциальному риску развития диабета, рака и других НИЗ. В одном только Европейском регионе нездоровый рацион питания ежегодно приводит к смерти более чем миллиона человек. 
 
"Существует много производителей пищевых продуктов и напитков, которые ориентируют рекламу своей нездоровой пищевой продукции на детей. Мы видим, что многие страны делают ставку на саморегулирование рынка, что, как показывает опыт, является неэффективной мерой для защиты детей от воздействия такого рода маркетинга", – говорит д-р Kremlin Wickramasinghe, и.о. руководителя Европейского офиса ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними (Офис по НИЗ).
 
"В связи с этим мы разработали перечень критериев в области питания, которые позволяют определить, могут ли те или иные пищевые продукты становиться предметом маркетинга, ориентированного на детей и подростков. Лица, принимающие решения, могут использовать эту модель в качестве ориентира для выработки мер и норм, улучшения продовольственной среды и защиты здоровья детей".

Защитить детский рацион питания

Обновленное, второе издание МППВ – один из инструментов ЕРБ ВОЗ, направленных на преодоление большого бремени НИЗ, обусловленных нездоровым рационом питания во многих странах Региона. Этот инструмент был разработан в сотрудничестве с профессором Mike Rayner (Оксфордский университет, Соединенное Королевство) при поддержке совместной инициативы стран Европейского союза Best-ReMaP.
 
Сердечно-сосудистые заболевания, диабет и рак входят в число заболеваний, возникновение которых связывают с высоким содержанием в пищевом рационе насыщенных жиров, трансжирных кислот, свободных сахаров или соли. Дети и подростки особенно подвержены воздействию неэтичного маркетинга пищевых продуктов через любые каналы коммуникации – от телевидения до онлайн-видеоигр и социальных сетей. 
 
Такая реклама может быть направлена на детей в возрасте 3 лет и старше, в связи с чем крайне необходимо ввести в действие всеохватывающие и четкие руководства в отношении различных типов пищевых продуктов, которые могут становиться предметом ориентированного на детей маркетинга. С учетом того, что профили питательных веществ позволяют производить классификацию пищевых продуктов, лица, принимающие решения, могут применять их с целью ограничения использования некорректных методов рекламы, направленной непосредственно на детей. 

Инструмент ВОЗ для улучшения качества продуктов детского питания  

Недавно, во взаимодействии с Сотрудничающим центром по эпидемиологии питания, действующим на базе Университета Лидса (Соединенное Королевство), Офис по НИЗ также опубликовал модель профилей питательных веществ и оценки допустимости их рекламирования. Этот инструмент позволяет использовать информацию на упаковке продукта с целью оценки коммерческих продуктов детского питания, предназначенных для грудных детей в возрасте до 3 лет.
 
"Это первая модель профилей питательных веществ, ориентированная на продукты для детей грудного возраста, – уточняет д-р Wickramasinghe. – Она позволяет проводить оценку не только питательных веществ, но и методов рекламы, используемых производителями детского питания. Кроме того, этот инструмент опубликован в интернете и доступен всем заинтересованным сторонам, которые захотят воспользоваться им с целью оценки рынка детского питания у себя в странах. Такого рода данные являются движущей силой процесса выработки научно обоснованных мер и норм".
Автор:
ВОЗ