Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Проблема художественных обобщений и политической сатиры "Помпадурах и помпадуршах М.Е Салтыкова-Щедрина"


15 марта 2022, 07:38 | 8 494 просмотра



Аннотация: В статье мы сделали полный обзор на особенности творчества писателя Салтыкова-Щедрина. А именно анализ произведении «Помпадуры и помпадурши». Непрерывные движения героев-марионеток, характеризующие телесность персонажей в ранних произведениях Салтыкова-Щедрина «Помпадуры и помпадурши», их пустопорожняя деятельность создают образ дурной бесконечности, который и является основной характеристикой времени. В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что художественная образность Салтыкова-Щедрина с течением времени эволюционирует. Представленный в статье вариант типизации политической сатиры, взаимовлияния и взаимозависимости областей «смешного», «комического» и  «сатирического» является обобщенным и не характеризует в полной мере специфику жанров политической сатиры. В статье мы старались доказать6 что творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина богато универсальными архитипическими образами и содержит художественную разработку так называемых «вечных» тем. Скрытые за «оболочкой» сатирической формы, эти конструктивные элементы составляют глубинные течения щедринских произведений.

Ключевые словаМ.Е. Салтыков-Щедрин, персональная энциклопедия, связь с эпохой, история культуры, комментарий к текстам, обобщение.

Аннотация:  Мақалада жазушы Салтыков-Щедрин шығармашылығының ерекшеліктеріне толық шолу жасадық. Атап айтқанда, «Помпадурлар мен Помпадурлар» шығармасын талдау. Салтыков-Щедриннің «Помпадурлар мен Помпадурлар» алғашқы шығармаларындағы кейіпкерлердің дене бітімін сипаттайтын қуыршақ қаһармандарының үздіксіз қимыл-қозғалысы, олардың бос белсенділігі уақыттың басты сипаты болып табылатын зұлымдық шексіздік бейнесін жасайды. Зерттеу барысында Салтыков-Щедриннің көркем образы уақыт өткен сайын дамып отырады деген қорытындыға келдік. Мақалада келтірілген саяси сатира типтендіру нұсқасы, «күлкілі», «комикс» және «сатиралық» салаларының өзара ықпалы мен өзара тәуелділігі жалпыланып, саяси сатира жанрларының ерекшелігін толық сипаттай алмайды. Мақалада М.Е. Салтыков-Щедрин әмбебап архетиптік бейнелерге бай және «мәңгілік» деп аталатын тақырыптардың көркемдік дамуын қамтиды. Сатиралық форманың «қабықшасының» артында жасырылған бұл конструктивті элементтер Щедрин шығармаларының терең ағымдарын құрайды.

Түйін сөздер: М.Е. Салтыков-Щедрин, жеке энциклопедия, дәуірмен байланысы, мәдениет тарихы, мәтіндерге түсініктеме, жалпылау

Annotation: In the article we made a complete review of the features of the work of the writer Saltykov-Shchedrin. Namely, the analysis of the work "Pompadours and Pompadours". The continuous movements of the puppet heroes that characterize the physicality of the characters in the early works of Saltykov-Shchedrin "Pompadours and Pompadours", their empty activity create an image of evil infinity, which is the main characteristic of time. In the course of the study, we came to the conclusion that the artistic imagery of Saltykov-Shchedrin evolves over time. The variant of the typification of political satire presented in the article, the mutual influence and interdependence of the areas of "funny", "comic" and "satirical" is generalized and does not fully characterize the specifics of the genres of political satire. In the article, we tried to prove6 that the work of M.E. Saltykov-Shchedrin is rich in universal archetypal images and contains an artistic development of the so-called "eternal" themes. Hidden behind the "shell" of the satirical form, these constructive elements constitute the deep currents of Shchedrin's works.

Keywords: M.E. Saltykov-Shchedrin, personal encyclopedia, connection with the era, history of culture, commentary on texts, generalization.

После закрытия «Современника» Салтыков-Щедрин переключился на исправленные «Записки об Отечестве» под редакцией Некрасова. В этом журнале публиковались все произведения сатирика начала 70-80-х годов, в том числе начавшийся ранее сатирический цикл «Помпадуры и Помпадуры». Эти очерки, а также последующие циклы, иногда называемые социально-сатирическими романами, предназначены прежде всего для художественного изучения изменений в русской общественной жизни, политике и психологии начиная с 1861 года, пореформенного периода. Новые ордера были такими же открытыми, как и предыдущие.

В художественном произведении писателя переход к более крупной форме - цикл завершается, и полностью раскрывается талант к сатире. Цикл «Помпадуры и Помпадуры» (1863-1873) свидетельствует о новизне художественных принципов писателя: гротескные и сатирические образы, фантастические сюжеты («Незримые»), афоризмы и витицизмы. «Помпадуризм» стал синонимом нравственных принципов жизни и атеизма высших слоев общества. В «Помпадурах и Помпадурах» Салтыков-Щедрин дал прекрасный сатирический портрет высшей аристократии и чиновничества.

Щедрин считал, что задача литературы состоит не только в изображении реальных фактов, но и в художественном воссоздании скрытых возможностей, «готовности» человека, изображения исторически сложившихся общественных начал и особенностей народной психологии, деспотической государственности. в общем.

Поражают друг друга старые администраторы и новоназначенные помпадуры, которых по иронии судьбы называют Щедриным помпадуром.

Его внешний вид сразу меняется, на его поверхности появляется «блестящий барьер». Пытаясь соблазнить провинциальных чиновников, он говорит много чепухи, но со временем его хорошо воспринятая история волнует всех, а его и без того помпадурский дух ставит под сомнение. Он становится «вдумчивым администратором», что означает не что иное, как «неразбериху». Мысли в голове "как муха на столе летом.

Они теряются, теряются и улетают. От сомнения он переходит к решимости, желанию что-то сделать, желательно по закону, например, выпороть чиновника из мешанины, потому что он всегда пьян... Ему любопытно знать. Что обычные люди думают о его силе и он выходит на городскую площадь в простом платье.

Случайные прохожие и простые люди отвечают, что для простых людей нет закона, есть только «план». «Закон для тех, кто выше». Первые исполнители и обидчики — просто помпадуры, и их легко поменять, если они уже не подходят к ситуации. А если кто-то пойдет на это, чтобы разозлиться или, того хуже, на борьбу с законом, то «все щелкуны, уловки и аферисты будут смотреться в зеркало административного моря».

Старый добрый помпадур внезапно завершает свою административную работу и удивляет. "Как ты можешь?" Ведь нет примера помпадура, который никогда не увядает и вдруг снова расцветает. Поэтому, как только подует ветер перемен, каждый думает, что есть и пить помпадур будет с ним «в последний раз».  В последний раз ему отдаются почести, оказываются услуги, звенит музыка. А когда на эту существенную тему говорит компания экс-помпадуров, то вспоминается бывшее привольное житье-бытье, стерляжья уха, цены на рябчиков и индюков, любопытнейшие сенатские указы.

Никто из помпадуров не говорит, что в будущем их накажут. Напрасно думают, что хамить всегда можно в интересах государства, мода на те или иные шутки закончится, пену снимут только помпадуры с абсолютным политическим слухом. Когда ветер переходит на «другую оперативную основу мысли», он не сохраняет никаких благ, созданных в виде отчетов, инструкций, указов, постановлений.

Приходят другие люди, для которых новый способ мышления становится идеей, усвоенной через грудное вскармливание. Они становятся новыми помпадами.

Социальное развитие идет быстро: от копейки до взятки население города быстро достигнет уровня тысяч или десятков тысяч. Иногда взятка дается непредсказуемым образом, это выглядит здорово. «Сегодня это вопрос не мужества и выносливости, а терпения, настойчивости и подготовки». Вот тогда снова начинается подсчет копеек за помпадур. «Он готов пойти на компромисс с любой внутренней политикой, поверить в любого бога, лишь бы иметь возможность дать лишнюю копейку».

Однако сумей при этом выразить отсутствие всяких опасений, сумей, если новый начальник приехал, ежемгновен-но и неукоснительно трепетать. Тогда только ты пройдешь в “дамки”.

Ну, а что же в этот момент образованное общество? Его одолевает апатия: “Идти некуда, читать – нечего, писать – не о чем. Весь организм поражен усталостью и тупым безучастием ко всему происходящему. Спать бы лечь хорошо, но даже и спать не хочется”.

Литература и журналистика вымешают отсутствие своих собственных и политических, и общественных интересов на Луи-Филиппе, Гизо и французской буржуазии. Но и тут звучат бесформенные общие фразы: “Скучное время, скучная литература, скучная жизнь. Прежде хоть “рабьи речи” слышались, страстные “рабьи речи”, иносказательные, но понятные, нынче и “рабьих речей” не слыхать.

Я не говорю, чтобы не было движенья, – движенье есть, но движение докучное, напоминающее дерганье из стороны в сторону”.

Впрочем, и на фоне общего застоя и отупения иногда возникают достойные лица, такие, например, как зиждитель прогресса граф Сергей Васильевич Быстрицын, наладивший хозяйство у себя в Чухломе, а потом пытавшийся это сделать в масштабах России. Обозревая “с птичьего полета” страну, он видит в ней “сотни тысяч, миллионы, целое море мучеников” и понимает, что их грешно изводить, придумывая жестокую и косную внутреннюю политику”. Ясно ему также, что русское “общежитие без водки немыслимо”: “В нашем суровом климате совершенно обойтись без водки столь же трудно, как, например, жителю пламенной Италии обойтись без макарон и без живительных лучей солнца, а обитателю более умеренной полосы, немцу – без кружки пива и колбасы”. Быстрицын начинает войну с семейными разделами и общинным владением.

В кругу друзей Быстрицын идет еще дальше, он мечтает о всеобщем возрождении, о курице в супе Генриха IV и даже на ушко может шепнуть: “Хорошо бы жизнь была так организована, чтобы каждому доставалось по потребностям”.

Однако среди прочих работают такие люди, как Быстрицын, которые препятствуют любой инициативе, потому что работа чиновников не обманывать, не путать, не создавать, а следить за честностью того, что делается, защищать то, что есть. уже созданы, например, общественные суды и земства. Сейчас нет места административному творчеству, а что делать помпадурам, у них живая энергия, их нужно разместить в одном месте!

Во вставной новелле-утопии “Единственный” автор представляет еще одного “симпатичного” помпадура, “самого простодушного в мире”. Как философ от администрации он убежден, что лучшая администрация – это отсутствие таковой. Чиновники строчат бумаги, а он не желает их подписывать: “Зачем-с?” В городе должны быть только праздничные дни, тогда не может быть никаких экзекуций, революций, бунтов: начальники бездействуют.

Самой большой проблемой для этого помпадура является выбор помпадура, так как нет никаких уставов или правил на этот счет. За кулисами от женщины вроде бы требуется быть высокопоставленной дамой, но у начальника буржуазный вкус. После недолгих поисков он нашел белую вдову у дверей ресторана.

Ему тогда пришлось объяснять штабу, что нельзя долго ждать помпадура ночью.

За десять лет его правления в городе не было ни бунтов, ни грабежей. Горожанам надоело, кварталы задохнулись, а помпадур стал шире. Помпадур победил, но власти о нем не вспомнили.

А в родном городе у всех на уме было только одно: “заживо поставить ему монумент”.

В заключении книги автор приводит мнения знатных иностранцев о помпадурах. Преобладает суждение о существовании в России особого сословия – помпадуров, “нарушающих общественную тишину и сеящих раздоры” . А “Ямуцки прынц, слова которого записаны его воспитателем Хабибулой, ему возражает: “Ай-ай, хорошо здесь в России: народ нет, помпадур-есть-чисто! Айда домой риформа делать! Домой езжал, риформа начинал.

Щедрина характерно постепенное становление и развитие творческой мысли, создание внутренних связей между его литературным творчеством и публицистикой, формирование целостности художественного мира писателя, что нашло отражение в расширенном издании многих художественных циклов («Помпадуры и Помпадур»). «История города», «Сказки») среди современных публицистических и критических произведений. В этом проявляется уникальный талант писателя - освещать основные вопросы русской жизни в целом и следить за их развитием на разных исторических этапах общественной жизни.

Сатирические образы Салтыкова-Щедрина, изображающие общественно-исторические основы русской жизни XVIII-XIX веков, стали вечными благодаря блестящей проницательности и художественному мастерству автора. Многие статьи и очерки автора актуальны и актуальны сегодня, так как посвящены особенностям российской государственности и национальной психологии. Выделенные им типы помпадур и помпадуры, фуловцы, ивашки и мэры и многие другие очень подходят для повседневной общественной и духовной жизни 20 - начала 21 века.

Использованная литература

  1. Салтыков – Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1965-1977.- т.7
  2. М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. М., 1959.
  3. М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. М.: 2 изд., 1975.-т. 1 – 2.
  4. Критика о М.Е. Салтыкове-Щедрине // Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. Господа Головлёвы. Сказки. М.: Дрофа,1997.-219с.
  5. Словарь литературоведческих терминов. Саратов: Лицей, 2006. 276 с.
  6. Николаев Д.П. Салтыков – Щедрин и реалистический гротеск. М., 1977.
  7. Ожегов Сергей Иванович, Шведова Наталия Юльевна. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. М.: Азъ, 1999. 944 с.
  8. Шаврыгин С.М. Вечные темы и сюжеты в "Сказках" М.Е. Салтыкова - Щедрина // Литература в школе. - 1993. - № 6. - С. 40-46
  9. Рев М. Сказки Щедрина: сатира и нравственная позиция автора // Известия АН СССР. Серия литература и язык. - 1983. - Том 42. - № 2. - С. 179 - 186
  10. Ауэр А. Сказочные гротески Салтыкова - Щедрина // Детская литература. - 1986. - № 1. - С. 36
  11. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:7 класс. М.:ВАКО,2009.400с.
  12. Прокопенко З. Изучение сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина в 7-м классе./З. Прокопенко//Литература.-2002.-№3.-С.4-5
Автор:
Килыбаева Индира Рахимгазиевна, І. Жансүгіров атындағы Жетісу университеті, Талдықорған қаласы, Республика Казахстан