Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

«РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕМОКРАТИЧНЫМ»


11 февраля 2011, 07:48 | 1 636 просмотров



Стать прекрасным врачом,

справедливым руководителем,

избранником общества, достойным гражданином и просто хорошей матерью и женой, это и есть кредо героини рубрики «Человек и его труд» главного врача городской детской клинической больницы Петуховой Надежды Михайловны. Все самое прекрасное в себе она посвятила своей работе, своей республике, своей семье. Врач с большой буквы, она рассказала редакции о том, как она относится к политике страны, к международным реформам и системе здравоохранения, доказав этим что хороший специалист – разносторонен и образован.

- Надежда Михайловна, вы родились в Украине, закончили там школу, как получилось так, что вы стали второй матерью здесь, в Астане?

-Да, я родилась на Украине, после окончания среднего обучения, по желанию моей мамы, решила стать врачом. Хотя с детства я мечтала стать педагогом , но мама говорила что в семье должен быть врач, нужно чтобы кто то мог лечить их. Так как в то время на Украине был очень высокий конкурс среди поступающих в медицинский институт, поступить в то время было тяжело. Было более 10 человек на место, при том, что я училась хорошо, и у меня были высокие баллы, существовал риск не поступить. Здесь, в Целинограде, так как институт был очень молодой, был маленький конкурс, 3-4 человека на место, и с моими хорошими показателями я сдала на отлично. Начинала простым врачом в этой больнице, сначала в реанимации, потом на участке. Затем меня перевели в управление здравоохранения, где я проработала 15 лет, от инспектора до заведующего отделом здравоохранения. 1994 году была переведена сюда главным врачом, как раз тогда начинался разговор о переезде столицы. Здесь я работаю 16 лет. Раньше наша больница была не только стационарным учреждением, но так же к нам относились 6 поликлиник и молочная кухня, отделение реабилитации и еще один инфекционный корпус. Но сейчас, в связи с реформами «хозяйства» стало меньше. Теперь поликлиники отделены от стационара. Сейчас мы располагаем 120 койко-местами. Я замужем, у меня есть дочь, две внучки. Дочь пошла по моим стопам, она тоже врач, надеюсь, что и внучки выберут медицину.

Меня высоко оценило государство. Я имею государственные награды, медали, орден «Құрмет». Это такое счастье быть в числе людей, которые лично встречались с президентом. 1997 году он был у нас в больнице, а в 2005 году был у меня дома, в гостях. Я всегда поддерживала его политику. Какой же он все- таки мудрый человек! Он изучил общественное мнение, он понял что у него есть авторитет в глазах народа, и для того чтобы международное сообщество и желтая пресса не возмущались, он решил участвовать в выборах и отказаться от референдума. Я верю, что его победа на выборах несомненна. Стоит отметить, что он в отличной физической форме, к примеру в прошлом году на День столицы, во время поднятия флага стояла сильная жара, и когда он поднимался, я подумала я бы до половины не дошла. К тому же у него отличнейшая память, каждый раз, когда я с ним встречаюсь, он помнит, что был у меня дома, спрашивает, как у меня дела, как родные. Он ежегодно встречается с миллионами людей, но при этом всегда все помнит, это говорит о его незаурядных умственных способностях и фотографической памяти. Он - человек, отмеченный Богом, у него есть харизматические данные. Ему можно доверять.

- Вы с детства мечтали стать педагогом, повлияло ли это на Ваш выбор стать детским врачом? Настолько в вас живет любовь к детям…

-Вообще я училась на взрослого врача, когда я заканчивала институт, детских врачей почти не было и по распределению, прямо в приказном порядке, нужно было либо ехать в район, на скорую, или педиатром. Я сначала очень переживала, но потом поняла, что все что ни делается, все к лучшему. Кем бы я была, не сложись все так, рядовым терапевтом. У взрослых очень много психологических проблем, желание выздороветь от одной таблетки, не соблюдая ни здоровый образ жизни, и правила лечения. А вот чем дети отличаются, дети это всегда благодарные пациенты. Знаете, я встречаю своих некогда маленьких пациентов, а им уже по 20 лет, есть среди них те, кто уже своих детей ко мне приводит, я им как бабушка. Так ведь не замечаешь, как стареешь. Один мудрец сказал, что не страшна старость, страшно то, что душа не стареет. Я чувствую удовлетворение от своей работы. Хотя и в нашей работе есть грустные моменты, безнадежные, никто не застрахован от таких заболеваний. Но когда они выздоравливают, забегают в кабинет и требуют конфет, это и есть высшая награда, это и есть счастье. Вот недавно к нам из Ингушетии приехали родители с больным ребенком, им там поставили серьезный диагноз. К нашему счастью, его не совсем точно поставили, все оказалось не так страшно. Сейчас ребенок уже начал ходить, мама плакала, благодаря и утверждая, что мы святые. Это всего лишь наша работа, мы делаем все, что в наших руках. Конечно, бывают и горькие моменты, бывают и проблемы, но, как говорит мой муж, в конце концов нас всегда ожидает успех.

- Все прекрасно знают, что тяжело быть ребенком врача, дежурства, работа, экстренные вызовы. Как у вас обстоя-

ли с этим дела? Успевали ли вы как на работе так и дома?

-Моя дочь с детства видела, как я работаю, муж говорил, мне осталось одну железу вырастить и все. У меня не было декретного отпуска, я по окончании института сразу пошла в интернатуру, не хотела отставать от сверстников. Работа все время обсуждалась дома, все перепитии здравоохранения. Я душой всегда переживаю и думаю о работе, когда реформы какие то я бывало плакала, муж говорил, «я не понимаю тебе что зарплата поменяется, или работы меньше стало». Я ведь волнуюсь, душу вкладывала в работу, а вдруг загубят, вдруг что то не так пойдет.

Область здравоохранения перетерпела массу изменений. Новые реформы на бумаге красивы, а для пациентов они совсем не подходят. Но сейчас с ЕНСЗ все стало на свои места. Когда мы начинали, мне не верилось, что может быть прозрачность в оплате медицинских услуг. Как все это будет осуществляться, какие деньги идут на пациента, какая свобода выбора врача или стационара, особенно для детского врача, мы работаем по профилям, по инфекциям, и все прочее, в начале было очень страшно. Но мы как-то включились и поняли, что это нам необходимо. Я сделала годовой анализ работы, по результатам повысили себе заработную плату на 26 процентов, хотя государство обещало только в июне месяце. Мы достигли этого путем реструктуризации и внутренних перестроек. У нас работают два главных внештатных специалиста города, главный кардиолог и не-онатолог.

-Вы очень социально активная личность. Являясь депутатом маслихата г.Астаны, членом жюри многих конкурсов, руководителем главной городской детской больницы, участником семинаров, Вы в хорошей форме и готовы работать дальше, что Вам помогает?

- Рабочий день у меня часто до 10 вечера, выходные тоже приходится часто быть вне дома. Знаете, если не быть социально активным, то не можешь быть хорошим руководителем. Как депутат, я сталкиваюсь с другими сферами, я обсуждаю различные программы, проекты, и я сама могу что-то внести, подчеркнуть, то что нужно сделать. Взгляд с другой стороны. Участвовав, например, в работе НПО, мы создавали проект «Заботливые руки». Мало быть просто руководителем, сидя в кабинете. Я проходила подготовку по менеджменту в Австрии, в Германии, но я же не могу быть начальником стройки, только главным врачом, потому что руководитель должен знать основы и сам быть специалистом. Когда мои врачи чего-то хотят, я всегда спрашиваю для какой цели, чего вы этим достигнете. Не нужно стремиться использовать все новые технологии. Их нужно применять с умом и только по надобности, а не потому что это ново и модно. Всегда важно быть профессионалом, чтобы регулировать те же препараты, понимая что к чему. Я была в США, у нас было партнерство с американским союзом здравоохранения. Как-то сидим у врача, он говорит «ты посиди я пару больных приму, и поедем дальше», и когда к нему зашел пациент, я моментально поставила диагноз. Его удивлению не было границ. Вечером во время ужина он спросил у меня «я все думаю, вот чем мы с тобой отличаемся?», я говорю «по полу, по положению», он мне говорит «нет, вот когда заходит пациент, я думаю, какая у него страховка, дешевая или дорогая, это первое, а второе - какой у него адвокат, и есть ли он у него. А потом уже я смотрю анализы». У них на первом месте стоят деньги. А вот достижением советской медицины является то, что, нас учили душу лечить. Сейчас с этими международными стандартами мы все немножко как то отдаляемся от этого. Иногда, смотря на своих врачей, мне становится обидно. Недавно был такой случай, когда специалист, весьма не глупый, назначил новорожденному ребенку лекарство, абсолютно бесполезное. А она следовала установленным стандартам. Нужно не только уметь видеть глазами больного и анализы, а лечить сердцем. Ну не может новорожденный 6 таблеток через рот принять, это совершенно неприемлемо. Меня несколько настораживает, вот эта стандартизация, международные протоколы, я одного боюсь, что людей не будут видеть, а будут думать лишь о том заплатить человек или нет. Мы должны понимать, что все болезни от нервов, сейчас в обществе много стрессовых ситуаций. Надо выяснять причины возникновения болезни, а не штамповать диагнозы и лечение. Это один из изъянов стандартов. Вот сколько я наблюдаю за системой американского здравоохранения, какой бы передовой она не считалась, каждый человек, балатируясь на пост президента страны, всегда ставит вопрос о реформировании системы здравоохранения. Каждый раз они ее меняют. Это говорит о том, что у них тоже не совершенная система. Во многих европейских странах, в том же США врачи необоснованно много получают, за что вызывают недовольство населения. А ведь души они все равно не видят.

- Вас действительно высоко оценило государство, ваш вклад в развитие идеологии здоровой нации. Скажите, пожалуйста, что больше всего ценит государство о врачах? То ли это опыт или профессионализм?

-Государство в первую очередь ценит профессионализм. Можно работать и двадцать лет и не быть профессионалом, а можно и за 7 лет стать хорошим врачом. Вот я помню своего заместителя, когда она еще пришла простым врачом, и как за годы она выросла. Сейчас она уже работает 15 лет на благо больницы. Ценность представляет не стаж, не опыт, а именно профессионализм. Есть специалисты, которые имеют такой же опыт, высшую категорию, но не обладающие личностными качествами. Заработная плата у них не меньше, даже больше, но они не пользуются таким авторитетом.

Я все время говорю врачам, что нельзя вымогать у больных, ставить условия, ведь казахстанская нация очень хорошо относится к людям. Вымогать - это последнее дело. Нельзя превращать лечение в бизнес. Мы же не боги, мы не можем ничего гарантировать. Все что в наших в наших силах мы сделаем, но гарантировать не может никто. Поэтому заранее вымогать определенную сумму, это очень не правильно и не профессионально. Как то у нас был пациент, ребенок одних высокопоставленных лиц, он родился инвалидом. Все спасали маму, про ребенка забыли, а он оказался живой, и мы сказали сразу, что он будет глубоким инвалидом. Изначально маме, в связи с состоянием здоровья, запрещалось рожать. Мы были убеждены, что он скоро умрет, думали, все безнадежно, но потом, на следующее утро, оказалось, что ему лучше стало. Я вот тогда уверовала, что не мы решаем, кому жить, кому нет. Все думали, что он умрет, а Всевышний сказал что он будет жить.

Бывает такое что переживаешь так сильно, думаешь правильно ли поставила диагноз, правильно ли назначила лечение, поможет ли это ребенку. Родители, они чувствуют отдачу от врача, бывают, правда, такие, кто бросил детей нянькам, и дальше гуляют по салонам и магазинам, я такого абсолютно не понимаю. Нам важно отслеживать динамику, любые изменения, ведь за здоровье каждого мы несем ответственность.

- Работа врача полна стрессов. Как вы справляетесь с недугами, страхами?

-Моя жизнь стала краше, после рождения внучек. Стоит мне услышать их лепет, как все плохое моментально рассеивается, они - мое вдохновение. С ними я понимаю, ради чего я живу, ради чего стоит быть сильной. Эти девочки должны понимать что у них хорошая бабушка. Пока ты работаешь, ты имеешь материальное благо и ты можешь всегда помочь им. Я безумно люблю дочку, я не усну, пока не услышу ее голос, мне все говорят «да что ты так, ей уже 35 лет!». Она у меня психотерапевт, она всегда просит не переживать и не напрягаться. Я понимаю, что это генетический страх за своих детей, а внуки-это другая любовь, мы уже не столько ответственны за них, мы больше играемся с ними. «Бабушка пришла, праздник принесла».

- Что значит быть врачом для общества? Какова его роль в социуме?

-Еще при дворах королей врачи были приближены ко двору. Они играли большую политическую роль, как известно, и лечили, и травили. Сейчас в нашем современном обществе, когда здоровье нации и общества – это ценность, это - безопасность государства, врачи играют большую социальную роль. Показателе может служить то, что в нашем маслихате в течение последних 13 лет всегда были врачи. Так дела обтсоят и в Алматинском маслихате. Врачи встречают рождение и видят смерть, они присутствуют во всем периоде жизни. Если врачи будут социально направлены, общество будет здоровее. Мы приняли новую программу «Саламатты Қазақстан» и мы хотим чтобы каждый человек отвечал за свое здоровье, чтобы увеличилась продолжительность жизни, было меньше социально значимых болезней, высокая рождаемость.

-Как руководителя, какие ваши качес-

тва доминируют на работе?

Руководитель должен быть демократичным. Не люблю чиновников, которые сидят за дверью кабинета, и сотрудники которых могут обратиться к ним только в определенные дни. Я хочу чтобы была коллегиальная форма управления, для меня важно мнение коллектива. Если весь коллектив против, насаждение сверху только все усугубит. Бывает и такое что и нас заставляют, тогда я знаю что мне нужно в 5 раз больше приложить усилий, для достижения хорошего результата. Когда же я вижу что инициатива исходит от них, я лишь правильно направляю, и это помогает нам лучше работать. В целом наш коллектив очень хороший.

- Спасибо большое за интервью!

Успехов вам в любых начинаниях!

Автор:
Назерке ИБРАИМОВА, г. Астана