Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Чем организованнее досуг подростка, тем меньше времени на скуку


20 августа 2021, 09:34 | 1 318 просмотров



"Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры."

Екатерина II Великая
 

В современном обществе новости распространяются с огромной скоростью. Так или иначе, но не вся информация идет во благо. За последние годы мы в своей газете не раз писали о подростках и Интернете. А в последние полтора года дети учились онлайн, что тоже повлияло на их мировоззрение.

Кроме того, все чаще и чаще мы слышим о подростковых суицидах, буллинге и травле в соцсетях - все это очень пагубно отражается на психике детей. А уж подрасковая жестокость по отношению к животным стала совсем критичной. Почему происходит такая жестокость среди подростков? С чем связано такое пренебрежительное отношение к себе и сверстникам? И зачем подростки снимают издевательства над животными и выкладывают на просторах Интернета? В этих и других вопросах нам помогли разобраться Салтанат Мырзабаевна Тобыкбаева– практический психолог, психоаналитической ориентаций г.Талдыкорган и Арыстанбек Ремезанович Туркменбаев - педагог-психолог, психоаналитически-ориентированный психолог г.Алматы.

Жизнь бесценна

Считается, что одним из объективных критериев психического здоровья общества является показатель суицидальной активности. В последние годы внимание исследователей всего мира приковывает проблема суицида, но, несмотря на ведущиеся работы в этих направлениях, показатели смертности по-прежнему остаются довольно высокими. Особое место занимают подростковые суициды.

Под суицидом подразумевается «результат действия, преднамеренно начатого и совершенного человеком с полным знанием или ожиданием фатального исхода». Сам же термин «суицид» ввел английский врач Томас Браун для обозначения одной из крайних форм девиантного поведения.

В прошлом месяце Министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев озвучил статистику по подростковому суициду в Казахстане.  

- На конфликты с родными приходится почти каждый 3-й случай, из-за чувства одиночества 12%, разрыв отношения с друзьями - 10%, - сообщил он.

С начала 2021 года в Казахстане совершить самоубийство попытались 248 подростков. Из 248 попыток совершения самоубийства 164 удалось спасти, 84 - скончались. 

В то же время за неисполнения обязанностей по воспитанию детей по ходатайству комиссии по делам несовершеннолетних к административной ответственности по решению судов ежегодно привлекаются более 5 тыс. человек и около 1 тыс. - лишаются родительских прав. 

- При этом такие ходатайства выносятся только в исключительных случаях, с учетом всех обстоятельств, когда нахождение ребенка в семье сопряжено с опасностями для его жизни и здоровья, - заключил Тургумбаев.

-  Салтанат Мырзабаевна, почему подростки не ценят свою жизнь?

- Сам по себе подростковый период, считается кризисным для ребенка. Ведущей деятельностью этого периода является – социализация, общение со сверстниками. Если у него хорошие,  дружеские отношения с ними, то он будет спокойным. Если он одинок и нет друзей, тогда он станет агрессивным с родителями, учителями.

 Второй важный фактор – это отношения в семье. Если до подросткового периода ребенок идеализировал родителей, а в переходном периоде идет «обесценивание»  фигуры родителей. Это необходимо подростку для построения будущих своих жизненных ценностей. Он хочет, чтобы родители считались с его мнением, повысить свою ценность в их глазах, а не относились как к маленькому ребенку.  Хотя он и находится пока в тепличных условиях,  материально  и эмоционально зависим от родителей, что делает его крайне уязвимым и беспомощным.  Ему охота научиться самому  выстраивать  отношения с окружающими. У него развивается самосознание и самооценка, увеличивается интерес к своей личности, оценка своих возможностей и способностей, хотя контроль над своими эмоциями и импульсами снижен, а нервная система обладает повышенной возбудимостью, что приводит к чрезмерной обидчивости, раздражительности, вспыльчивости.  Родители должны относиться с пониманием к его потребностям.

Дефицит внимания со стороны родителей, пренебрежительное отношение к его потребностям  приводит к  заниженной самооценке и отрицательному отношению к себе. В этом случае они не достаточно оценивают жизнь и готов расстаться с ней. Чувство покинутости и обиды, ощущение беспомощности заставляют его стремиться только к одному – чтобы это, наконец, закончилось. Смерть они оценивают трезво и осознают как естественный конец жизни. В некоторых случаях стремятся наказать родителей таким образом. Иногда прибегают к этому для привлечения внимания, в надежде,  что их спасут. Это аутоагрессия- агрессия направлена на себя.

- А что становится причинами суицидов у подростков?

- Семейные факторы-потеря родителя или близкого человека, насилие в семье, авторитарные или всепозволяющие родители, отсутствие эмоциональных привязанностей в семье, развод родителей, неприятие и постоянное осуждение подростка в семье и в обществе.                               

 Социальные факторы -  разлука с другом или подругой, тяжелые отношения со сверстниками или учителями, травля в школе или в колледже. Стрессовые ситуаций в учебе-  сдача НТ.

Личностные факторы -  чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания,  повышенная чувствительность, пессимистичесность, подростковая депрессия, зависимости, растройства пищевого поведения, длительные заболевания.

- Можно ли как-то понять, что ребенку необходима помощь?

- Можно заметить изменения в поведении подростка: слишком возбужденное поведение или наоборот необычное снижение активности, безволие. Необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы.
Плохое поведение в колледже или школе, нарушения дисциплины.
Потеря интереса к обычной деятельности - ко всему, что обычно занимало и приносило удовольствие. Внезапное снижение успеваемости. Употребления психоактивных веществ,  табака, алкоголя. Потеря аппетита или импульсивное обжорство. Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость). Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду. Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку». Погруженность в размышления о смерти.
Отсутствие планов на будущее. Постоянная тревога, депрессия, подавленный вид, часто плохое настроение. Подросток тяжел на подъем, ему трудно как  раньше выполнять свои обязанности (вставать по утрам на занятия, делать уроки, ходить в секции). Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей. 

- Что делать, чтобы не допускать суицида?

- Родителям – установить доверительные и заботливые взаимоотношения с ребенком. Спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Не бойтесь показывать свой слабые стороны своему ребенку. Вселяйте надежду, что все проблемы можно конструктивно решить. Помочь осознать ребенку его личностные ресурсы. Оказывать поддержку в реализаций в настоящем и помочь определить перспективу в будущем. Уделять много внимания и быть щедрыми на ласку, доброе слово и похвалу. Чем организованнее досуг подростка, тем меньше времени на скуку. Разные спортивные секций и развивающие кружки  помогают подросткам объединяться и находить друзей по интересам. При необходимости обращаться к специалистам психологам. Важно: что если ребенок уверен, что его понимают, то у него меньше шансов превратиться в одинокого и озлобленного подростка.

 

Культ злобы

Дети - цветы жизни, но кактус - тоже цветок. Это расхожее выражение пришлось как нельзя кстати подходит сейчас. Ведь практически ежедневно мы слышим о разборках подростков и их издевательствах друг над другом. Озлобленность и насилие стали среди них нормой! При всем при этом, все свои издевательства над сверстниками принято выкладывать в соцсети, чтобы быть всегда в "тренде". Такие негативные явления, как троллинг или буллинг, имеют место и в обществе, особенно среди подростков.

По данным ЮНИСЕФ Казахстан, 66% детей сталкиваются со школьным насилием и дискриминацией, 44% стали жертвами насилия в школе, 24% совершали акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе. 

Давайте немного рассмотрим что такое буллинг.
Буллинг - это повторяющееся агрессивное поведение, которое направлено на причинение кому-либо эмоционального или физического вреда. Буллинг (от англ. bully – запугивать) подразумевает под собой не только физическую агрессию, но и психологическое давление, запугивание, распространение сплетен, вымогательство, издевательства. Негативные действия могут быть в виде физического контакта, слов или других способов, например, изменения выражения лица или непристойные жесты, а также стремление сознательно исключать жертву буллинга из группы, сообщества.

В марте этого года первый заместитель министра внутренних дел РК Марат Кожаев сообщил:

- Более чем в 80 % случаев детского суицида причины невозможно установить, в связи с чем не исключается вероятность наличия у них психологических травм, связанных с систематическими обидами, в том числе со стороны сверстников.

Кроме того, с развитием новых технологий и популяризацией социальных сетей появился новый вид буллинга – кибербуллинг.

Яркими примерами кибербуллинга является - отправка оскорбительных сообщений через интернет, размещение пренебрежительных комментариев на сайте социальных сетей, размещение унизительных фотографий, а также угрозы или запугивание кого-либо в электронной форме.

- По данным Национального центра общественного здравоохранения, более 12 процентов учащихся страны подвергались травле, буллингу. Только за прошедший год 143 подростка совершили суицид, а 306 несовершеннолетних совершили попытку суицида. Более того, с развитием технологий в интернет-пространстве, популяризацией социальных сетей актуальным стал и новый вид травли - кибербуллинг, - об этом сообщила депутат Мажилиса Динара Закиева на онлайн-брифинге СЦК по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка".

По словам Д.Закиевой, анализ ситуации с буллингом в учреждениях образования, рекомендации экспертов-психологов, обращения родительской общественности показали важность принятия системных мер по предотвращению и реагированию на травлю в отношении детей в общеобразовательном процессе в школе и других детских учреждениях.

- В рамках рабочей группы предлагается закрепить в законе само понятие травли. В закон "Об образовании" вводится компетенция, обязанность уполномоченного органа образования, то есть Министерства образования и науки, по разработке и утверждению программы по профилактике травли в школе, учреждениях образования, для того чтобы в школах были единые стандарты и программы по профилактике травли, чтобы каждый руководитель, учитель знал, как защитить, поддержать ребенка и как правильно разъяснять, развивать уважительное отношение учеников друг к другу, - добавила депутат. 

Первый заместитель министра внутренних дел РК Марат Кожаев отметил, что МВД поддерживает законодательное закрепление понятия "буллинг":

- С введением этого определения педагоги будут проходить специальное обучение, на образовательные учреждения будет возложена обязанность более глубже изучать, устанавливать и предупреждать, а также будет оказываться психологическая помощь жертвам буллинга. Введение понятия, определяющего указанное явление в национальное законодательство, позволит обозначить круг проблемных вопросов и комплексно подходить к их решению.

- Арыстанбек Ремезанович, почему дети настолько жестоки по отношению к сверстникам и ровесникам?

- Учитывая последние события, происходящее в мире: пандемия COVID, карантин, мировой кризис и т.д. детская жестокость пугает, вызывает непонимание, агрессию и бессилие со стороны взрослых. За такими детскими проявлениями всегда стоит жестокость взрослая, когда ребенком подросток был сам объектом психологического или физического насилия, либо был свидетелем жестокого обращения в семье, в школе, в садике и т.д.

- Что делать, если ребенок подвергается буллингу?

- Обратиться в соответственные вышестоящие органы для решения проблем, а детей, которые были подвержены булингу и те, кто издевался над другими детьми отвезти психологам для дальнейшей проработки и устранения агрессивного поведения.

- Что делать, если ребенок издевается над кем-то?

- Избитый человек всегда избивает. Каждый ребёнок осознанно или нет, копирует модель поведения своих родителей, и чем раньше это довести их первичным объектам, тем скорее вероятность изменения в поведении ребенка.

 

Наказание за "шалости"

Дети и подростки проявляют жестокость по отношению к людям, но это касается животных. При этом, с каждым годом жестокость становится все сильнее. Достаточно вспомнить недавнее видео, где девочка-подросток скидывает в овраг на камни беззащитного щенка, а ее подруга все это снимает. Самое страшное, что им обеим не жалко.

В прошлом году чтобы изменить ситуацию Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил Минэкологии совместно с общественностью разработать законопроект "Об ответственном отношении к животным". И в июле этого года в Казахстане был разработан проект закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам ответственного обращения с животными". В частности, Кодекс дополнят новой статьей: Нарушение законодательства в сфере защиты животных. Она предусматривает меры наказания:

*Жестокое обращение c животными, повлекшее их гибель или увечье, не содержащее признаков уголовно наказуемого деяния, влечет штраф в размере 50 МРП либо административный арест на срок до 10 суток.

*Незаконное осуществление отлова беспризорных животных с применением пневматического оружия, а также в присутствии несовершеннолетних детей, за исключением случаев, когда поведение беспризорных животных угрожает жизни и здоровью человека, влечет штраф в размере 10 МРП.

*Необеспечение домашних животных питанием и водой, необходимых для их жизни, a также несвоевременное оказание ветеринарной помощи домашнему животному, находящемуся в опасном для жизни состоянии, влекут штраф в размере 10 МРП.

*При перевозке животных необеспечение пищей, водой и свободным доступом воздуха, а также несвоевременное оказание ветеринарной помощи животному, находящемуся в опасном для жизни состоянии, влекут штраф в размере 10 МРП.

*Нарушение установленных местными представительными органами областей, городов республиканского значения и столицы правил содержания и выгула собак и кошек в городах и других населенных пунктах влечет штраф в размере 3 МРП.
*Действия, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, повлекшие причинение ущерба здоровью или имуществу физических лиц, влекут штраф в размере 10 МРП.

- Арыстанбек Ремезанович, Ваше отношения к недавно опубликованному видео, где девочка-подросток скидывает в овраг щенка.

- Мне грустно, что таких детей становится все больше и больше. Всем уже известный факт, что любой человек, у которого есть/наблюдается деструктивное поведение сам когда-то был жертвой. С детства чувствовавший себя сильным и свободным, не будет унижать или проявлять жестокое отношение к другим, в том числе и к животным.

- Почему дети настолько жестоки по отношению к животным?

- Причины могут быть разные, от психических отклонений, до трудностей коммуникации в семье. Хотя детская жестокость не всегда говорит о психических отклонениях, но это также нужно взять на заметку. То есть зачинщик по жестокому отношению к животным имеет садистские наклонности, а остальные дети (наблюдатели) просто присоединяются к его поступку, до конца не осознавая ужас происходящего. И главной причиной агрессии ребёнка, подобным образом, могут быть внутрисемейные конфликты. В психоанализе есть термин «перенос» - это означает когда тот или иной человек переносит на другого человека свои подавленные чувства и желание наказать тех, кто обращался с ними жестоко. А первые эмоциональные насильники были и остаются родители, им нельзя проявлять свои негативные чувства, желания, так как это родители, а всем остальным можно.

- Что делать, если ребенок становится жесток по отношению к животным?

- Искать причину в семье. Ребенок всегда проецирует то, что происходит в семье. Ребенок, испытавший жестокое обращение, сам может проявлять такую же жестокость к окружающим. По отношению к животным это сделать достаточно легко, потому что они беззащитны и гораздо слабее, чем сам ребенок. Поэтому нужно рассказывать и  показывать своим примером, что нужно относиться к животным с уважением. Объяснять, что с любым животным нужно обращаться бережно. Рассказывать, что животным так же, как и людям необходимо бережное обращение.

- Можно ли сказать, что после жестокого обращения с животным, ребенок станет жестоко относится и к людям?

- Вероятность высокая, и такие люди бессознательно будут выбирать слабых и беззащитных – это бабушки, лица без определенного места жительства (были и такие видео), слабые одноклассники и т.д., так как сильные и взрослые всегда могут дать отпор.

 

"Опасный" Интернет

Интернет - это часть нашей теперешней жизни. В связи с карантином дети перешли на онлайн обучение. В итоге дети проводят много времени в гаджетах или за компьютером. Для родителя, выполняя свои функции, важно дать ребенку возможность получать блага этого мира, научить его пользоваться благами, которые есть в мире, и защитить, и научить его защищаться от опасностей, которые есть в мире. Можно ли сказать, что Интернет несет опасность для детей? На наши вопросы ответили психологи.

- Салтанат Мырзабаевн,  как Вы считаете, может ли быть причиной жестокости подростков и детей Интернет-игры или соцсети?

- Агрессия- это природное состояние человека. Ребенок рождается уже с  агрессией. Из-за неудовлетворенных физических (голод, холод, жара) или психологических потребностей мы испытывает раздражение и гнев. И в процессе воспитания мы учим детей корректно (конструктивно) выражать ее, также обучаем личной безопасности. Правильное воспитание залог успеха в будущем.  Да, дети копируют увиденное в интернете, используют потом это в играх и в отношениях с ровесниками. Если жестокие игры занимают значительное место и время, то картина мира ребенка будет строиться из их фрагментов: сценарии, законы, ценности. Но важным фактором является окружение подростка. Семья, друзья, учителя, которые оказывают прямое воздействие на него своим поведением и отношением. Считаю, что из понимающего и теплого окружающего мира, никто не уйдет в мир крови и жестокости.

- Как научить ребенка пользоваться Интернетом не во вред себе?

-  Компьютер и виртуальный мир – это мощный ресурс, где, как и в жизни, есть и опасное, и полезное (информация, общение). Современные дети должны владеть компьютерными технологиями. Кроме этого, игры имеют развивающий эффект, даже простые «ходилки» тренируют внимание. Говорить о вреде таких игр, конечно, необходимо с ребенком. Также он должен знать, общение в соцсетях может быть небезопасным,  что есть кибератаки, жертвой которого он может стать. Личная жизнь и личные данные держать далеко от интернета. Находить с ним компромиссное решение насчет режима просмотра. Что длительные просмотры вредят глазам и здоровью.

- Несколько советов для родителей.

- Расскажите ребенку о негативной информации в сети, как действовать при столкновении с запрещенными сайтами.

Следите за активностью ребенка в сети, проверяйте сайты, которые он посещает.

Поддерживайте доверительные отношения с ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, говорите о том, что происходило за день в Интернете.

Если  хотите  сблизиться  с  ребенком  через  его  увлечения,  то  ищите в них  то,  что  вам  интересно  самому.

Говорите,  спрашивайте,  обсуждайте  –  поддерживайте контакт!

В противном случае обращение родителя будет восприниматься  подростком  как  вторжение  человека, который лезет в его жизнь, пытаясь выведать его тайны. Как видите истоки многих проблем лежат во взаимоотношениях  родитель  –  ребенок.  А я  всегда  готова помочь вам в этом.

Сколько раз мы слышали от детей: "Когда я вырасту. то стану как папа/мама!", но как мало тех, кто понимал, что дети повторяют за нами и учатся у нас. И проявляя агрессию, грубость и жестокость - этому мы учим своих детей. Ведь не даром говорили наши предки: "Какое мясо, таков и суп, какие родители, таковы и дети!"

Автор:
Елена ТКАЧЕНКО