Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ОСОБЕННОСТИ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ


24 декабря 2010, 14:30 | 2 027 просмотров


В школе для детей с нарушениями зрения обучаются незрячие и

слабовидящие школьники.

Незрячими считаются дети, у которых полностью отсутствуют способности воспринимать при помощи зрения не только форму предметов, их очертания, но и ощущать свет. Такая потеря зрения на оба глаза считается абсолютной (тотальной). К ним относятся также дети, у которых поле зрения сужено до 10%.

От медицинской слепоты следует отличать практическую слепоту, при которой сохраняется либо светоощущение, либо остаточное зрение, позволяющее в известной мере воспринимать свет, цвета, контуры и силуэты предметов. Практическая слепота (остаточное зрение) характеризуется остротой зрения от светоощущения до 0,05 при применении обычных средств коррекции (очки). Тотально незрячие и дети с остаточным зрением (частичновидящие) учатся читать и писать также по системе Брайля. Остаточное зрение помогает ориентироваться в пространстве, служит дополнительным к осязанию и слуху средством восприятия.

Слабовидящие дети, подлежащие обучению в специальной школе, имеют остроту центрального зрения (vis) на лучше видящем глазу с коррекцией (очки, контактные линзы) от 0,05 до 0,3, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие другие нарушения зрительных функций (сужение поля зрения - первичная и вторичная глаукома, незаконченная атрофия зрительных нервов, пигментная дегенерация сетчатки, отслойка сетчатки и т.д.). Большая часть случаев слабовидения у детей наступает в результате аномалий рефракции глаза.

Незрячие и слабовидящие дети, не имеющие других первичных нарушений организма, обучаются по программам общеобразовательной школы общего назначения.

Помимо учащихся с одним первичным нарушением – зрения, в специальных классах этих школ обучаются дети, у которых, кроме зрения, имеются первичные нарушения центральной нервной системы и других органов (незрячие и слабовидящие дети с умственной отсталостью или с первичной задержкой психического развития). Классы для этих категорий детей комплектуются на основании заключения ПМПК после всестороннего их обследования. Обучение незрячих и слабовидящих детей с умственной отсталостью осуществляется по специальным учебным планам и программам вспомогательных школ, но с дополнительной коррекционной частью, предусмотренной для детей с недостатками зрения.Обучение незрячих и слабовидящих детей с ЗПР проводится соответственно требованиям к обучению детей с ЗПР, но также с коррекционными занятиями для учащихся со сниженным зрением.

Обучение незрячих и слабовидящих детей, имеющих достаточно высокий уровень общего психического и интеллектуального развития, в особых случаях в индивидуальном порядке при поддержке специалистов, возможно в массовой общеобразовательной школе.

Незрячие и слабовидящие дети с выраженным речевым недоразвитием, обусловленным первичным нарушением речевых отделов центральной нервной системы и других органов речи в зависимости от уровня общего психического развития обучаются в школе для детей с нарушениями зрения либо в специальных классах для детей с задержкой психического развития, либо для детей с умственной отсталостью, либо на дому по индивидуальной программе.

Значительная часть детей, имеющих нарушение зрения, составляют дети с амблиопией и косоглазием. Обучение детей данной категории реализуется либо в учебно-воспитательном комплексе (УВК) – в начальной школе, либо в школах для слабовидящих, либо в школах общего назначения.

Для незрячих детей, страдающих серьезными сопутствующими заболеваниями, с учетом рекомендаций врачей и по заключению ПМПК организуется надомное обучение по индивидуальным программам с частичной интеграцией их в ученический коллектив. Степень интеграции и ее формы определяются по состоянию здоровья. Индивидуальное обучение на дому осуществляется при наличии в школе соответствующих специалистов, а также технических и семейных условий. Надомное обучение рекомендуется также для психически неуравновешенных, соматически ослабленных детей и для детей, имеющих три и более первичных нарушений организма.

Незрячие и слабовидящие дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в зависимости от тяжести двигательного нарушения и уровня общего психического развития обучаются либо в классах для детей с недостатками зрения, либо на дому по индивидуальной программе.

Классы комплектуются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Развитие незрячих и слабовидящих детей подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие зрячих. Однако утрата зрения или остаточное зрение обусловливают некоторые особенности развития таких детей. Они испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений визуального характера – свет, цвета и т.п. – не воспринимаются абсолютно незрячими детьми непосредственно. Большие трудности возникают у них в оценке пространственных признаков: положения, направления, расстояния, величины, формы объектов и т.д. Все это обедняет чувственный опыт незрячих детей, затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при передвижении; гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций нарушается.

Однако у незрячих детей остаются сохранными слух и осязание, которые служат им основой познания окружающего мира. Непроизвольно пользуясь слухом, незрячий ребенок овладевает связной устной речью при общении с окружающими его людьми. Благодаря речи, они получают информацию о реальной действительности, о действиях и поступках людей и др.

В отличие от слуха осязание у незрячих слабо развито и пассивно. Они не могут самостоятельно овладевать приемами правильного обследования окружающих предметов. Практика показывает, что у большинства поступающих в школу детей отмечается низкий уровень осязательной чувствительности и мелкой моторики рук. Это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на их общее психофизическое развитие, задерживая самостоятельное чувственное ознакомление с окружающей действительностью, замедляет овладение чтением и письмом по системе Брайля.

Значительное снижение зрения слабовидящих детей также отрицательно сказывается на их познавательной деятельности, прежде всего, на процессе восприятия, которое у них отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности. Формирующиеся у слабовидящих детей зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, а иногда искажены. У них нередко наблюдаются трудности в пространственной ориентировке. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что приводит к дальнейшему ухудшению зрения при отсутствии мероприятий по его охране и развитию. Зрительное утомление в свою очередь вызывает снижение умственной и физической работоспособности.

При обучении детей данной категории в массовой школе темп их работы отстает от темпа работы учащихся с нормальным зрением. Это приводит к неуспеваемости или успеваемости ниже их возможностей. Слабовидящие дети в таких условиях становятся раздражительными, проявляют негативизм, обособляются от коллектива, что может явиться одной из причин школьной дезадаптации.

И все-таки слабое зрение у них остается наряду со слуховым восприятием основным анализатором, как и у нормально видящих. В связи с этим обучение слабовидящих детей осуществляется в особых условиях, способствующих охране зрения, облегчающих зрительное восприятие и предотвращающих повышенное утомление. Для слабовидящих детей необходимы учебники с крупным шрифтом, с четкими без излишней детализацией рисунки, тетради с четкой разлиновкой, специальные средства наглядности.

Процесс формирования сенсорного опыта у незрячих и слабовидящих детей, их познавательная деятельность, становление личности в целом имеют свои особенности, требующие применения специальных психолого-педагогических средств коррекции, лечебно-физкультурных мероприятий по исправлению недостатков физического развития. Правильно организованная система, содержание, методы и условия обучения и воспитания, предусматривающие развитие незрячих и слабовидящих детей, являются важным средством компенсации недостатков из развития. Именно эти особенности детей данной категории требуют организации специального обучения в школах интернатного типа.

Нуркежанова Ардак Маулимовна.

Образование высшее.

1991 г. ТКПИ, преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист.

2004 г. ЖГУ, педагог-дефектолог.

Стаж работы: 23.08.1991 – воспитатель д/с № 53

25.08.1997- воспитатель Областной вспомогательной школы-интернат.

25.04.2002-08.11.2004: педагог- дефектолог ОВШИ.

08.11.2004.-03.09.07: логопед КППК.

03.09.07- до сегодн.дня – дефектолог-логопед ОПМПК №2.

Чиникенова Фарида Аскарбековна

Окончила в 1990 году Семипалатинский Государственный Медицинский институт по специальности педиатрия. Прошла интернатуру в г. Талдыкоргане по офтальмологии на базе офтальмологического центра.

Специализацию в институте усовершенствования врачей г.Алматы 1991, 1997, 2003, 2007, 2008 г. Работаю детским офтальмологом в ГККП «Детская поликлиника» и ОПМПК г.Талдыкоргана. Стаж работы 20 лет, 6 месяцев. Категория высшая.

Автор:
А.М.НУРКЕЖАНОВА, дефектолог-логопед Областной психолого–медико-педагогической консультации №2