Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Вторая волна COVID-19: что предлагали врачи и что сделал минздрав?


5 октября 2020, 09:27 | 446 просмотров



Вокруг Казахстана сжимается кольцо государств, в которых уже началась вторая волна пандемии. Что ждет нас?

Всемирная организация здравоохранения прогнозировала осеннюю вторую волну еще в мае-июне 2020 года. Казахстан готовился к новому удару коронавируса дополнительным оснащением больниц и стационаров, закупом впрок лекарств и стимулированием медперсонала к новой борьбе за жизни казахстанцев.

Достаточно ли проделанной работы, чтобы считать ее выученным после первой волны уроком? Об этом наш разговор с президентом Национальной ассоциации Primary health care Толебаем Рахыпбековым.

Защита врачей

— Толебай Косиябекович, минздрав заявляет о готовности встретить вторую волну. Как вы думаете, все ли сделано для того, чтобы не повторилась ситуация июня-июля, когда возле стационаров машины скорой помощи часами стояли в очереди и людей нечем было лечить?

— Весь мир признался, что первую волну планета проиграла. Так что я бы не стал ориентироваться на статистику заболевших в той или иной стране от общего числа населения. Не все прошли диагностику, поэтому о точных данных численности зараженных говорить не приходится.

Сегодня важнее не статистику вести, а бороться с заражением людей.

Я с самого начала говорил, что вообще не надо никого тестировать и тратить лишние деньги. Симптомы есть, диагноз ставьте и вперед, лечить

Тем более, что за первую волну симптоматику выявлять научились.

Когда я был 23-летним интерном в Лениногорске, мои наставники говорили, что настоящий врач должен уметь поставить пациенту диагноз, пока он подходит к врачебному столу. Вот так надо работать.

Медики на передовой

— Так в первой волне больше всего зараженных пришлось как раз на медиков. Почему они сами себе не помогли?

— А потому что государство не позаботилось об их защите на передовой. Они же та самая пехота, которая против танка один на один. В одной из алматинских больниц, где выявили сотни зараженных врачей, им приходилось работать с ковидными больными без масок.

Все потому что закуп средств индивидуальной защиты на случай пандемии не вошел в статью расходов

В последнее время нам говорят, что все хорошо. Но завтра мы посмотрим, правда это или нет. Поэтому обращаю внимание не только минздрава, но и местных акиматов на главное — на защиту медиков.

Как было в столице? В день по 200-300 человек приходили в поликлинику с температурой. Есть поликлиники, которые обслуживают 80-100 тысяч населения. Наша ассоциация предложила разукрупнить их до 50 тысяч. Причем дополнительные мощности возводить не в спальных районах, где население и без коронавируса под окнами паникует, а на отдельных клочках земли со всеми коммуникациями.

Мы просили минздрав подготовить типовую проектно-сметную документацию на строительство больниц для разукрупнения поликлиник.

Изоляция больных от здоровых

— Когда Вы это предложили?

— Давно, еще в первую волну, в феврале-марте, чтобы успеть за лето. Ни один акимат ничего не сделал, министерство тоже. Хотя это бы обезопасило здоровых пациентов от заражения. Они же все ходят в одну поликлинику, но по разным вопросам — кто с простудой, кто с переломом ноги.

Другим нашим предложением была реконструкция фильтров в поликлиниках и приемных покоях. Чтобы ковидных больных оградить от тех же хирургических.  Конечно, поликлиники на местах, понимая важность этого вопроса, сами стараются не допустить таких контактов, но взаимодействие все равно тесное. Так что

вероятность заражения при посещении поликлиники высокая

И что самое главное — деньги на реконструкцию фильтров не заложены в бюджете медучреждений. До сих пор.

— Если повторится июльская история, как избежим очереди из машин скорой помощи? 

— Мы предлагали организовать временные палаточные приемно-сортировочные пункты, куда скорые бы доставляли пациентов и, не задерживаясь, уезжали на новые вызовы.

Почему я об этом говорю? Сортировка на каждом этапе — один из путей к успеху. Когда каждая служба делает свою работу, не завися от другой ни по времени, ни по оснащению.

Чего мы добились? Разработки республиканским центром здравоохранения стандартов операционных процедур на дистанционные консультации. Но приказа я до сих пор не видел. Значит, опять ситуация подвешенная.

Онлайн-консультирование

— Какие еще дистанционные консультации?

— Как было в первую волну? Люди звонили в скорую помощь, а им диспетчер говорил, что они 52-е в очереди, ожидание «скорой» составит пять (!) часов. Мы предложили онлайн-консультирование тех, кто ожидал в очереди. Взяли эту работу на себя, и кое-где сработало.

Были дни, когда в пик пандемии в одной из центральных районных больниц Алматинской области благодаря онлайн-консультированию вызовы бригад снимались за ненадобностью до 100%

До сих пор повсеместного применения этого опыта нет.

За первую волну, к счастью, казахстанская медицина внедрила эффективные протоколы лечения, научилась устанавливать диагноз и выявлять симптомы. Онлайн-консультанты стали тем ситом, через которое выезд бригад был снижен только к экстренным больным. Во время сезонных вспышек ОРВИ вопрос по скорой помощи с помощью дистанционного консультирования можно снять минимум на 50%. 

Еще до пандемии мы начали эксперимент с внедрением самоменеджмента собственного здоровья. Хроническим гипертоникам закупили тонометры и научили ими пользоваться, а также препараты для нормализации давления. По наблюдениям, вызовы скорой помощи сократились.

Зачем машина прокурору при дистанционной работе?

— Мы с вами уже говорили, что в селах ситуация еще более тяжелая. Что сделано за время летнего перерыва?

— Ничего. Фильтры в приемных покоях не сделаны, хотя имеют большое значение. Минздрав отчитывался на днях, что в регионы закуплены 100 передвижных диагностических пунктов, санитарные машины, препараты. В министерстве стараются, это заметно. Это прекрасно. Но этого недостаточно. Сколько бы автомобилей ни закупили, их все равно будет не хватать.

У всех бюджетных организаций на балансе есть машины, которые простаивают на карантине. Зачем директору департамента экологии, земельных отношений или прокурору района служебная машина при дистанционной работе?

Мы предложили на время пандемии использовать этот транспорт в помощь поликлиникам для выезда мобильных бригад по адресам. Причем вместе с теми водителями и бензином тех учреждений. Поначалу не верили в реальность затеи. Но сработало.

Первыми отозвались власти Кызылорды, Мангистауской области, Усть-Каменогорска. Служебные машины аппаратов акимов передали поликлиникам, облегчив работу врачей. Вот каким должен быть грамотный кризис-менеджмент. В период пандемии за каждой поликлиникой вполне можно прикрепить организации, которые будут проводить какие-то срочные работы по ремонту, кормлению и обслуживанию врачей.

В общем, сейчас перед второй волной нужен конкретный план действий при чрезвычайной ситуации

Чтобы в нем не было никаких двусмысленностей, а только конкретный перечень задач перед всеми заинтересованными госорганами. Чтобы потом не бегать с круглыми глазами, когда голодные и уставшие врачи не успевают пешком обходить всех больных по вызову на дом.

О психологе замолвили слово

— Президент дал поручение выделить дополнительные деньги на превентивную борьбу с коронавирусной инфекцией. В том числе на повышение зарплаты медработникам.

— Да, но про социальных работников и психологов снова не вспомнили. Пандемия выявила, что многие попросту умерли от страха. У психологов зарплата 78 тысяч тенге. Президент дал задание минздраву поднять зарплату медработникам.

В итоге санитары получают больше психологов и соцработников. А они, между прочим, в составе мобильных бригад работают каждый день, встречаются с больными, проводят онлайн-консультации.

Как может психолог и соцработник, состоящие в команде семейного врача, быть мотивированы на работу, когда являются самыми низкооплачиваемыми работниками? До сих пор минздрав никак не определит их роль и место в своей системе.

— Из всего, что вы перечислили, все «надо», а не «сделано». Я так понимаю, урок из первой волны не извлекли?

— Когда минздрав говорит, что готов ко второй волне, я привожу конкретные примеры, где, к сожалению, не готов.

Нам гарантируют, что на вторую волну средств индивидуальной защиты для медиков достаточно. А теперь конкретная гипотетическая ситуация. Человек вызвал скорую помощь или мобильную бригаду. С одного вызова она едет на другой.

Кто может дать гарантию, что между вызовами бригада полностью поменяла защитные костюмы, а не пришла из соседнего подъезда, даже не обработав руки?

Сами подумайте: обеспечить во время пандемии до 30 вызовов в день, при этом соблюдая все меры безопасности — снять костюм, принять душ, надеть новый костюм — это реально? Сомневаюсь. В селах медики в поликлиниках  одну маску носили месяц. Кое-где по телевидению в сюжетах показывали, как врачи боролись с ковидом в одних халатах. Это не смешно.

Почему я и говорю о четком плане мероприятий? Чтобы каждый знал свою роль и свою ответственность. Тогда повторения июльской катастрофы мы сможем избежать.