Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Тема: Общество/Қоғам

Казахстанцам станет легче обжаловать решения госорганов. В Минюсте рассказали о новом кодексе


1 сентября 2020, 04:08 | 410 просмотров



Недавно Президент Казахстана подписал Административный процедурно-процессуальный кодекс. Документ направлен на совершенствование института административной юстиции. Кодекс вводится в действие с июля 2021 года. В интервью Tengrinews.kz директор департамента законодательства Министерства юстиции Республики Казахстан Арман Кенжегалиев рассказал подробнее об основных положениях нового кодекса.

- Арман Шоканович, расскажите, пожалуйста, о предпосылках написания кодекса, в чем его особенность и чем он будет полезен для граждан.

-В сентябре 2019 года Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, выступая с Посланием к народу Казахстана, отметил, что при обжаловании решений и действий органов власти люди зачастую находятся в неравных условиях и их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Это стало основой для внедрения административной юстиции как особого механизма разрешения споров в соответствии с общепризнанными стандартами. Вот поэтому и разработан и принят Административный процедурно-процессуальный кодекс, который будет применен с июля 2021 года.

Кодекс преследует несколько целей:

Во-первых, закрепить набор гарантий, который позволит гражданам активнее принимать участие в процессе принятия правовых решений в отношении них.

Во-вторых, установить эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящем органе и суде.

Говоря об особенностях, надо отметить, что кодекс одновременно регулирует два важнейших правовых института: административные процедуры и административное судопроизводство.

Административные процедуры объединяют в себе любую деятельность госорганов, связанную с реализацией прав граждан. Например, это получение лицензии, справок о месте жительстве, уплата налогов.

-У нас уже есть КоАП. Для чего принимается Административный процедурно-процессуальный кодекс?

- Да, сегодня многие путают, что Административный процедурно-процессуальный кодекс устанавливает процедуру привлечения к административной ответственности. Несмотря на схожесть наименований, оба кодекса содержат слово "административный", но они имеют разную цель.

К примеру, КоАП содержит санкции за различные действия, которые в основном совершаются гражданами. Это может быть курение в неположенном месте, нарушение тишины и т. п. Другими словами, КоАП предусматривает только привлечение к ответственности за противоправные действия.

Однако перед новым кодексом стоит совсем другая задача, это защита граждан от злоупотреблений госорганами своими полномочиями. Для этого с 1 июля 2021 года будут работать новые административные суды, которые будут рассматривать иски против госорганов.

-Давайте поговорим о принципах и процедурных гарантиях, которые вы упомянули. Могли бы рассказать поподробнее?

- Гарантии, устанавливаемые кодексом, должны обеспечить обратную связь с гражданами при принятии правовых решений органами власти. Эта идея соответствует проводимой политике "слышащего государства". К примеру, кодексом устанавливается возможность гражданам и организациям быть заслушанными до принятия окончательного решения госорганом, которое каким-то образом препятствует реализации их прав.

Представьте ситуацию, что вы обратились в госорган, чтобы получить лицензию, или к вам пришли с проверкой. Сегодня уполномоченные органы принимают решение, основываясь лишь на тех фактах, которые устанавливают они сами.

Когда же в действие вступят положения кодекса, то орган должен будет предупредить вас, что вы не отвечаете определенным требованиям, и запросит ваше мнение.

Вполне вероятно, что орган мог допустить ошибку при принятии своего решения, на которую вы можете указать, дав соответствующие пояснения. Тем самым госорган избежит ошибки, и гражданину не придется обжаловать решение.

-Кодекс вводит новый вид судопроизводства – административный. Какие отличия между действующим порядком рассмотрения спора между гражданином и государственными органами?

-Сейчас такие споры рассматриваются в гражданском суде. А в гражданском судебном разбирательстве суд процессуально пассивен, освобожден от сбора доказательств по собственной инициативе.

В то же время в публично-правовых спорах, т. е. спорах, в которых гражданин спорит с государством, предполагается фактическое неравенство сторон. По этой причине в административном судопроизводстве устанавливается активная роль суда. Теперь суд сам осуществляет сбор доказательств, и в целом бремя доказывания ложится на орган, принявший правовое решение.

-Могли бы озвучить несколько примеров активной роли суда, и как это отразится на положении людей в суде?

-Давайте начнем с самого начала процесса. Представим, что в отношении гражданина государственный орган принял решение, которое его не удовлетворяет.

Чтобы оспорить такое решение в суде, в первую очередь нужно написать исковое заявление. Здесь и возникают проблемы. Не каждый человек обладает знаниями в юриспруденции, чтобы правильно составить иск, а услуги юриста не все могут себе позволить.

Проблема усугубляется тем, что если иск неправильно составлен, то суд просто вернет его без рассмотрения. На практике встречаются также случаи, когда гражданин выбирает не того ответчика. К примеру, вместо того чтобы оспорить решение акимата об отказе в выдаче земли, он подает в суд на органы юстиции.

Для решения этой проблемы кодекс наделяет суд правом оказывать содействие истцу в правильном оформлении иска, формировании требований и разъяснении правовых последствий их предъявления.

Возвращаясь к этому примеру, суд предупредит истца, что не органы юстиции, а акимат принял решение в отношении гражданина и если гражданин не поменяет ответчика, то суд не удовлетворит его требования.

Таким образом, суд будет помогать истцу в защите своих прав.

-А в чем проявится активность суда в процессе рассмотрения спора?

-Сейчас в гражданском процессе основным принципом является принцип состязательности. Предполагается, что стороны спора равны, поэтому суд не вмешивается в процесс сбора доказательств, пока одна из сторон не попросит об этом, и принимает решение на основе представленных доказательств.

В споре с государственным органом при таком подходе гражданам сложно отстоять свои права.

В административном же судопроизводстве суд не будет ограничен заявлениями сторон и исследует все обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд сможет самостоятельно определить, кто прав в той или иной ситуации, установив самостоятельно объективную истину.

-Кодекс содержит четыре вида исков, для чего устанавливаются новые виды исков?

-Новая система исков позволит гражданам не только оспаривать законность решений, но и ходатайствовать перед судом о принуждении госоргана принять определенное решение.

Допустим, гражданину отказали в выдаче лицензии, так как он не отвечает каким-то требованиям. Гражданин, не согласный с таким решением, может попросить суд проверить правомерность отказа и при наличии необходимых условий принудить госорган выдать лицензию.

-Какие последствия вы ожидаете от изменений правил судопроизводства по таким спорам?

-Мы изучили результаты принятия аналогичных законов в разных странах, в том числе постсоветских, и нигде не обнаружили негативных тенденций. Наоборот, перспективы влияния кодекса на государственные и общественные процессы ожидаются положительные.

Например, в Азербайджане после полутора лет введения в действие Административного процессуального кодекса доля удовлетворенных исков достигла 89 процентов.

В Латвии первые пять лет после принятия подобного закона суды были завалены исками, но потом процент обжалования решений органов власти значительно сократился, поскольку новый закон и административный суд дисциплинировали деятельность государственных органов.

Надеемся, что и у нас положительный эффект данной реформы не заставит себя долго ждать.

Автор:
Tengrinews