Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

МАГИЯ МЕСЬЕ ВЕРНА


27 сентября 2019, 07:06 | 799 просмотров



Все, что человек способен представить в воображении,

другие сумеют претворить в жизнь.

Жюль Верн

 

Три самых вкусных запаха? Запах горячего кофе,

свежей выпечки и страниц новой книги.

Надея Ясминска

 

Придет время, когда наука опередит фантазию.

Жюль Верн

 

Для многих первое знакомство с Жюлем Верном связано с Диком Сэндом – пятнадцатилетним капитаном или профессором Пьером Аронаксом. Для иных интересен чудаковатый географ Жак Паганель. Ну, а для третьих – самый загадочный, если не таинственный персонаж под именем капитан Немо или еще другой капитан Гаттерас. Однако буквально всех почитателей таланта выдающегося писателя-фантаста объединяет одно – зараженные вирусом под названием романтика, жаждой к путешествиям по морям и континентам, по воздуху, в водных глубина и суще, под началом все того же нестареющего верного проводника в книжном мире.

Если коротко, то Жюля Верна по праву называют классиком приключенческой литературы, одним из основоположников жанра научной фантастики.

Для одних он был открытием в отроческие или юношеские годы, для других – в зрелом возрасте. И здесь нам никак не обойтись без обращения к авторитету великого Льва Толстого, однажды признавшегося: «Романы Жюля Верна превосходны. Я их читал совсем взрослым, а все-таки, помню, они меня восхищали. В построении интригующей, захватывающей фабулы он удивительный мастер. А послушали бы вы, с каким восторгом отзывается о нем Тургенев! Я прямо не помню, чтобы он кем-нибудь еще так восхищался, как Жюль Верном». В свою очередь и Дмитрий Менделеев называл французского писателя «научным гением» и признавался, что не раз перечитывал его книги.

В 2018 году исполнилось 190 лет со дня рождения великого французского классика, чьи книги были и остаются вечными спутниками юности. По статистике ЮНЕСКО, книги Жюля Верна занимают второе место по переводимости в мире, уступая лишь произведениям Агаты Кристи.

Он один из самых переводимых авторов в мире... Верн писал по-французски, но его произведения покорили весь мир. Начиная с 1850-х годов его романы постоянно переводились и сейчас существуют на 150 языках, что делает его вторым из самых переводимых авторов в мире. Он обогнал даже Уильяма Шекспира и уступил в этом вопросе только Агате Кристи, которая прочно держит мировой рекорд.  Первым переводчиком на русский язык произведений Ж. Верна была писательница Мария Виленская-Маркович, известная в литературе под именем Марко Вовчок (1833-1907).

Но не все эти переводы точны Хотя Верн писал в основном для взрослых, многие англоязычные издатели считали его научную фантастику подростковой и адресовали его книги детям. В результате переводчики нередко меняли его тексты, упрощая повествование, сокращая длинные описания и подводя итоги диалогов. К тому же в некоторых случаях из текста удалялось всё, что могло быть истолковано как критика Британской империи. Такие плохие переводы до сих пор составляют немалую часть публикаций Жюля Верна на английском языке.

Если заручиться краткой биографической справкой, то получим весьма урезанную информацию: французский географ и писатель, член Французского Географического общества, имевший полное имя - Жюль Габриэль Верн (1828 – 1905), является автором многочисленных (около 70) научно-фантастических, приключенческо-географических и социально-утопических произведений. В том числе романов «С Земли на Луну» (1865), «Дети капитана Гранта» (1867-1868), «20000 лье под водой» (1869-1870), «Таинственный остров» (1875). Некоторые научные идеи Верна оказались впоследствии воплощенными в реальность. Писатель-гуманист, во многих произведениях (роман «Властелин мира»,1904 и др.) выступил против использования науки в преступных целях.

Но не станем скупиться на слова и расскажем о нашем герое немного подробнее, чем о том ведают иные справочники и словари.

Начало большого пути. Родовая история будущего знаменитого писателя такова: Жюль появился на свет 8 февраля 1828 года на острове Федо, что на реке Луара, недалеко от бретонского города Нанта, в доме своей бабушки Софи Аллот де ла Фюи на улице Rue de Clisson. Отцом был адвокат Пьер Верн (1798-1871), ведущий своё происхождение из семьи прованских юристов. Мать - Софи-Нанина-Анриетта Аллот де ла Фюи (1801-1887) из древнего рода нантских кораблестроителей и судовладельцев с шотландскими корнями. По материнской линии Верн происходил от шотландца Н. Аллотта, который прибыл во Францию служить королю Людовику XI в шотландской гвардии, выслужился и получил титул в 1462 году. Он построил свой замок с голубятней недалеко от Лудён в Анжу и принял дворянское имя Аллот де ла Фюи.

Жюль Габриэль Верн был старшим сыном. После него родились брат Поль (1829) и три сестры - Анна (1836), Матильда (1839) и Мари (1842).

В 1834 году 6-летнего Жюля Верна определили в пансион в Нанте. Преподаватель мадам Самбин часто рассказывала ученикам, как её муж - морской капитан - потерпел кораблекрушение 30 лет назад и теперь, как она думала, выживает на каком-то острове, подобно Робинзону Крузо. Тема робинзонады также отложила отпечаток на творчестве Жюля Верна и отразилась в ряде его произведений: «Таинственный остров» (1875), «Школа Робинзонов» (1882), «Вторая родина» (1900).

В 1836 году по желанию религиозного отца подросток Жюль Верн пошёл в семинарию École Saint‑Stanislas, где изучал латинский, греческий, географию и пение. В своих воспоминаниях он описывал детский восторг от набережной Луары, проплывавших торговых судов мимо деревушки Шантене, где его отец приобрёл дачу. Родной дядя Пруден Аллот когда-то совершил кругосветное плавание и работал мэром в Брене (1828-1837). Его образ вошёл в некоторые произведения Жюля Верна: «Робур-Завоеватель» (1886), «Завещание чудака» (1900).

Согласно семейной легенде, Жюль в 11 лет тайно устроился юнгой на трёхмачтовый корабль «Корали», с целью раздобыть в Индии коралловые бусы для кузины Каролины, в которую был влюблен. Корабль отчалил в тот же день, но остановившись ненадолго в Памбёфе, был настигнут быстроходной лодкой, нанятой Пьером Верном, и вовремя перехваченный сын - романтически настроенный авантюрист был возвращен под родительский кров. После серьезного разговора отца с сыном, с Жюля было взято клятвенное заверение, что впредь он будет путешествовать в своём воображении.  Месье Верн-старший сам не ведая того, как дал толчок незадачливому отпрыску-путешественнику, подтолкнув к писательской стези, хотя сына готовил и видел только юристом.

Данная легенда, основанная на реальной истории, была приукрашена первым биографом Жюль Верна - его племянницей Маргари Аллот де ла Фюи.

Будучи уже известным писателем, он признавался: «Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства».

В 1842 году Жюль Верн продолжил обучение в другой семинарии. В это время он взялся за написание незавершённого романа «Священник в 1839», где описывал плохие условия семинарий. После двухгодичного изучения с братом риторики и философии в Королевском лицее в Нанте он получил степень бакалавра в Рене 29 июля 1846 года с отметкой «Довольно хорошо».

К 19 годам от роду пытался писать объёмные тексты в стиле Виктора Гюго (пьесы «Александр VI», «Пороховой заговор»), но отец Пьер Верн ожидал от первенца серьёзной работы на адвокатском поприще. И тогда Жюля Верна отослали в Париж изучать юриспруденцию подальше от Нанта и от кузины Каролины. 27 апреля 1847 года девушку выдали замуж за 40-летнего Эмиля Дезюнэ.

Сдав экзамены после первого года обучения, Жюль Верн вернулся в Нант, где влюбился в Розу Эрмини Арно Гроссетьер. Он посвятил этой особе около 30 стихотворений, включая «Дочь воздуха». Но родители девушки предпочли поскорее выдать её замуж не за студента с туманным будущим, а за богатого землевладельца Армана Терьена Делайе. Эту новость повергла молодого Жюля в великую печаль, которую он попытался «излечить» алкоголем, что вызвала отвращение и к родному Нанту, и к местному обществу.

Тему несчастных влюблённых, брака против воли мы способны проследить в нескольких работах автора: «Мастер Захариус» (1854), «Плавающий город» (1871), «Матиас Шандор» (1885) и др.

В Париже Жюль Верн поселился со своим нантским другом Эдуардом Бонами в маленькой квартирке по адресу: 24 Rue de l’Ancienne-Comédie. Неподалёку проживал начинающий композитор Аристид Гиньяр, с которым Верн был дружен и даже написал несколько песен-шансонов для его музыкальных произведений. Воспользовавшись родственными узами, Жюлю Верну удалось попасть в литературный салон.

Но вот беда, молодые люди оказались в Париже в период революции 1848 года, когда Вторую республику возглавил её первый президент Луи-Наполеон Бонапарт. В письме к родным Жюль живописал о беспорядках в столице, и в тоже время спешил заверить, что ежегодный День взятия Бастилии прошёл мирно. В письмах он, в основном, писал о своих расходах и жаловался на боли в животе, чем страдал остаток жизни. Современные специалисты подозревают, что у писателя был колит, сам же он считал болезнь наследованной по материнской линии.

В 1851 году у Жюля Верна случился первый из четырёх параличей лицевого нерва. Причина его не психосоматическая, а связана с воспалением среднего уха. На его счастье, он не был призван в армию, о чём с радостью написал отцу: «Должно быть ты знаешь, дорогой отец, что я думаю о военной жизни и этих прислужниках в ливрее… Нужно отречься от всякого достоинства, чтобы выполнять такую работу».

В январе 1этого же года Жюль Верн окончил обучение и получил разрешение вести самостоятельную адвокатскую деятельность.

Еще в 1849 году в литературном салоне он, молодой автор познакомился с Александром Дюма, с сыном которого стал очень дружен. Вместе со своим новым другом-литератором Верн закончил свою пьесу «Сломанные соломинки», которая благодаря ходатайству Александра Дюма-отца была поставлена 12 июня 1850 года на сцене Исторического театра.

В 1851 году Верну встретился земляк из Нанта Пьер-Мишель-Франсуа Шевалье (известный как Питр-Шевалье), который служил главным редактором журнала «Musée des familles». Он искал автора, способного увлекательно писать о географии, истории, науке и технологиях, не теряя образовательный компонент. Так что Жюль Верн с присущей ему тягой к наукам, особенно географии, оказался подходящей кандидатурой.

Первое предоставленное для печати произведение «Первые корабли Мексиканского флота» было написано под влиянием приключенческих романов Фенимора Купера. Питр-Шевалье опубликовал рассказ в июле 1851 года, а в августе выпустил новый рассказ «Драма в воздухе». С этих пор Жюль Верн в своих произведениях сочетал авантюрный роман, приключения с историческими экскурсами.

Благодаря знакомству через Александра Дюма-сына с директором театра Жюлем Севестом Верн получил там должность секретаря. Его не беспокоила низкая оплата, Верн надеялся поставить ряд комедийных опер, написанных вместе с Гиньяром и либреттистом Мишелем Карре. Чтобы отпраздновать свою работу в театре Верн организовал обеденный клуб «Одиннадцать холостяков».

Время от времени отец Пьер Верн просил сына оставить литературный промысел и наконец-то открыть юридическую практику, на что получал письма с отказом. В январе 1852 года Пьер Верн поставил сыну ультиматум, передав ему свою практику в Нанте. Жюль Верн отказался от предложения, написав: «Разве я не в праве следовать собственным инстинктам? Это всё оттого, что я знаю себя, я понял, кем хочу стать однажды».

Удовлетворяя свою тягу к познаниям, Жюль Верн проводил исследования в Национальной библиотеке Франции, составляя сюжеты своих произведений. В этот отрезок своей жизни он встретил путешественника Жака Араго, который продолжал странствовать, несмотря на ухудшившееся зрение (совершенно ослеп в 1837 году). Мужчины подружились, а оригинальные и остроумные рассказы Араго о путешествиях подтолкнули Верна к развивающемуся жанру литературы - путевому очерку. В журнале «Musée des familles» публиковались также научно-популярные статьи, которые также приписываются Верну. В 1856 году Верн поссорился с Питр-Шевалье и отказался сотрудничать с журналом (до 1863 года, когда Питр-Шевалье умер, и пост редактора отошёл другому).

В 1854 году очередная вспышка холеры унесла жизнь директора театра Жюля Севеста. Жюль Верн несколько лет после этого продолжал заниматься постановками в театре, писать музыкальные комедии, многие из которых так и не были поставлены.

История семьи. В мае 1856 года Верн отправился на свадьбу к лучшему другу в Амьен, где приглянулся сестре невесты Онорине де Виан-Морель - 26-летней вдове с двумя детьми. Имя Онорина с греческого значит «Печальная». Чтобы выправить своё финансовое положение и получить возможность жениться на Онорине, Жюль Верн согласился на предложение её брата - заняться брокериджем. Пьер Верн не сразу одобрил выбор сына. 10 января 1857 года состоялась свадьба. Новобрачные поселились в Париже.

Жюль Верн оставил работу в театре, занялся облигациями и работал полный день биржевым брокером на Парижской фондовой бирже. Он просыпался засветло, чтобы заниматься сочинительством до времени ухода на работу. В свободное время он продолжал ходить в библиотеку, составляя свою картотеку из разных областей знаний, и встречался с членами клуба «Одиннадцать холостяков», которые к этому времени уже все женились.

В июле 1858 года Верн и его друг Аристид Гиньяр воспользовались предложением брата Гиньяра отправиться в морское путешествие из Бордо в Ливерпуль и Шотландию. Первое путешествие Верна за пределами Франции произвело на него огромное впечатление. По мотивам поездки зимой и весной 1859-1860 годов он написал «Путешествие в Англию и Шотландию (Путешествие вспять)», которое впервые вышло из печати в 1989 году. Второе морское путешествие друзья предприняли в 1861 году до Стокгольма. Это путешествие легло в основу произведения «Лотерейный билет № 9672». Верн оставил в Дании Гиньяра и поспешил в Париж, но не успел к рождению своего единственного родного сына Мишеля (ум. 1925 г.).

В 1862 году через общего знакомого Верн познакомился с известным издателем Пьером-Жюлем Этцелем (печатавшим Бальзака, Жорж Санд, Виктора Гюго) и согласился представить ему своё свежее произведение «Путешествие на воздушном шаре». Этцелю понравился стиль Верна гармонично соединять художественную литературу с научной детализацией, и он согласился сотрудничать с писателем. Верн внёс корректировки и через две недели представил немного изменённый роман с новым названием «Пять недель на воздушном шаре». В печати он появился 31 января 1863 года.

Желая создать отдельный журнал «Magasin d'Éducation et de Récréation» («Журнал воспитания и развлечения»), Этцель подписал с Верном договор, по которому писатель обязался предоставлять три тома ежегодно за фиксированную плату. Верна порадовала перспектива стабильного заработка при занятии любимым делом. Большинство его произведений появлялись сначала в журнале прежде чем выйти в виде книг, что начало практиковаться с появлением в 1866 году второго романа для Этцеля «Путешествие и приключения капитана Гаттераса». Тогда Этцель заявил, что планирует издать серию произведений Верна под названием «Необыкновенные путешествия», где мастер слова должен «обозначить все географические, геологические, физические и астрономические познания, накопленные современной наукой, и пересказать их в занимательной и живописной форме».

В свою очередь Верн признавал амбициозность затеи:

«Да! Но Земля столь велика, а жизнь так коротка! Чтобы оставить после себя завершённый труд, нужно жить не менее 100 лет!».

Особенно в первые годы сотрудничества Этцель влиял на работы Верна, который радовался встрече с издателем, с корректировками которого почти всегда согласен. Этцель не одобрил произведение «Париж в XX веке», посчитав его пессимистичным отражением будущего, что не подходило для семейного журнала. Роман долгое время считался потерянным и вышел в свет лишь в 1994 году благодаря правнуку писателя.

В 1869 году между Этцелем и Верном разгорелся конфликт из-за сюжета «Двадцать тысяч льё под водой». Верн создавал образ Немо, как польского учёного, который мстил Российскому самодержавию за смерть своей семьи во время Польского восстания 1863-1864 годов. Но Этцель не желал терять прибыльный российский рынок и потому потребовал сделать героя абстрактным «борцом против рабства». В поисках компромисса Верн окутал тайнами прошлое Немо. После этого случая писатель холодно выслушивал замечания Этцеля, но не вносил их в текст.

Главной темой творчества Жюля Верна была борьба человека за овладение Вселенной. Первооткрыватели и изобретатели, талантливые ученые и мыслители – герои его книг. Они всегда проявляют мужество и благородство, спешат защитить слабых и порабощенных.

Многие романы Жюля верна пришлись по душе юным читателям, молодежи. Так, книга «20 тысяч лье под водой» - одна из любимых книг юношества.

Романы «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» были написаны в 1865 году. В этих произведениях читатель волен найти немало научных положений и фактов, бесспорных и сегодня.

Книга «Дети капитана Гранта» родилась в 1868 году. Герои романа из Австралии направились в Новую Зеландию. Пока они совершали утомительное путешествие на бриге «Макари», автор успел рассказать историю исследования Новой Зеландии и сообщить многочисленные факты гибели европейских мореплавателей в этих диких широтах.

Роман «Удивительные приключения дядюшки Антифера» увидел свет в 1894 году. Он стал сорок первым романом Жюля Верна. В нем рассказывается о захватывающих поисках сокровищ, о полных опасностей и невзгод странствиях по далеким морям и неведомым странам, о смелых и упорных людях, романтиках, преданных в любви и дружбе.

Невозможно перечислить все созданное и воплощенное в книгах Жюль Верном. Все, о чем мечтал великий фантаст – воздушные корабли, подводные лодки и даже полеты на Луну, не говоря о других планетах, - это наше настоящее.

Писатель-путешественник. В 1865 году у моря в посёлке Ле-Кротуа Верн приобрёл старый парусный бот «Сен-Мишель», который перестроил в яхту и «плавучий кабинет». Здесь Жюль Верн провёл значительную часть своей творческой жизни. Он много путешествовал по миру, в том числе и на своих яхтах «Сен-Мишель I», «Сен-Мишель II» и «Сен-Мишель III» (последняя была довольно большим паровым судном). В 1859 году он совершил путешествие в Англию и Шотландию, в 1861 году побывал в Скандинавии.

16 марта 1867 года Жюль Верн с братом Полем отправляется на пароходе «Грейт Истерн» из Ливерпуля до Нью-Йорка (США). Путешествие вдохновило писателя на создание произведения «Плавающий город» (1870). Возвращаются они 9 апреля к началу Всемирной выставки в Париже.

Затем череда несчастий обрушилась на семью Вернов: в 1870 году от эпидемии оспы скончались родственники Онорины (брат и его жена), 3 ноября 1871 года в Нанте умер отец писателя Пьер Верн, в апреле 1876 года едва не скончалась от кровотечения Онорина, которую удалось спасти с помощью редкой в те времена процедуре переливания крови.

С 1870-х годов Жюль Верн, воспитанный в католицизме, обратился к деизму.

В 1872 году по желанию Онорины семейство Вернов переезжает в Амьен «подальше от шума и невыносимой сутолоки». Здесь Верны активно участвуют в жизни города, устраивают вечера для соседей и знакомых. На одном из них гостям предложили прийти в образах героев книг Жюля Верна.

Жюль Верн подписывается на несколько научных журналов и становится членом Амьенской академии наук и искусств, где его выбирали председателем в 1875 и 1881 годах. Вопреки стойкому желанию и помощи Дюма-сына Верну не удалось получить членство во Французской академии, и он задержался в Амьене на долгие годы.

Немало проблем своим родственникам доставлял единственный сын писателя Мишель Верн. Он отличался крайним непослушанием и цинизмом, отчего в 1876 году провёл шесть месяцев в исправительном учреждении в Метре. В феврале 1878 года Мишель сел на корабль до Индии в качестве ученика штурмана, но морская служба не исправила его характер. В это же время Жюль Верн написал роман «Пятнадцатилетний капитан». Вскорости Мишель вернулся и продолжил свою беспутную жизнь. Любящий отец оплачивал бесконечные долги сына и, в конечном итоге, выставил его из дома. Лишь с помощью второй невестки писателю удалось наладить отношения с сыном, который, наконец, взялся за ум.

В 1877 году, получая большие гонорары, Жюль Верн смог купить крупную металлическую парусно-паровую яхту «Сен-Мишель III» (в письме Этцелю называлась сумма сделки: 55 000 франков). 28-метровое судно с опытной командой базировалось в Нанте. В 1878 году Жюль Верн вместе со своим братом Полем совершил большое путешествие на яхте «Сен-Мишель III» по Средиземному морю, посетив Марокко, Тунис, французские колонии в Северной Африке. Онорина присоединилась ко второй части этого путешествия по Греции и Италии. В 1879 году на яхте «Сен-Мишель III» Жюль Верн вновь побывал в Англии и Шотландии, а в 1881 году - в Нидерландах, Германии и Дании. Тогда же он планировал дойти до Санкт-Петербурга, однако этому помешал сильный шторм.

В 1884 году Жюль Верн совершил своё последнее большое путешествие. Его сопровождали брат Поль Верн, сын Мишель, друзья Робер Годфруа и Луи-Жюль Этцель. «Сен-Мишель III» швартовался в Лиссабоне, Гибралтаре, Алжире (где в Оране у родственников гостила Онорина), попал в шторм у берегов Мальты, но благополучно доплыл до Сицилии, откуда путешественники далее отправились в Сиракузы, Неаполь и Помпеи. Из Анцио поездом они добрались до Рима, где 7 июля Жюля Верна пригласили на аудиенцию к папе Льву XIII. Спустя два месяца после отплытия «Сен-Мишель III» вернулся во Францию.

В 1886 году Жюль Верн неожиданно продал яхту за полцены, не объясняя мотивов своего решения. Высказывались предположения, что содержание яхты с экипажем из 10 человек стало слишком обременительным для писателя. Более Жюль Верн никогда не выходил в море.

Последние годы жизни. 9 марта 1886 года в Жюля Верна дважды выстрелил из револьвера психически больной 26-летний племянник Гастон Верн (сын Поля). Первая пуля не попала, а вторая ранила лодыжку писателя, отчего тот начал хромать. О путешествиях пришлось забыть навсегда. Инцидент удалось замять, но Гастон остаток жизни провёл в психиатрической лечебнице. Спустя неделю после инцидента пришла новость о смерти Этцеля.

15 февраля 1887 года скончалась мать писателя Софи, на похороны которой Жюль Верн не смог попасть по состоянию здоровья. Писатель окончательно утратил привязанность к местам детства. В том же году он проездом побывал в родном городе, чтобы вступить в права наследования и продать загородный дом родителей.

В 1888 году Верн занялся политикой и избрался в городское управление Амьена, где внедрил несколько преобразований и проработал 15 лет. Должность предполагала курирование деятельности цирков, выставок, представлений. При этом, он не разделял идей республиканцев, которые выдвинули его, а оставался убеждённым монархистом-орлеанистом. Его стараниями в городе был построен большой цирк, носящий в настоящее время имя Жюля Верна. В 1892 году писатель стал кавалером ордена Почётного легиона.

27 августа 1897 года от сердечного приступа умер брат и соратник Поль Верн, что повергло писателя в глубокую печаль. Жюль Верн отказался делать операцию на правом глазе, отмеченном катарактой, и впоследствии почти ослеп.

В 1902 году Верн ощутил творческой упадок, ответив на просьбу Амьенской академии, что в его возрасте «слова уходят, а идеи не приходят». Писатель с 1892 года постепенно дорабатывает заготовленные сюжеты, не сочиняя новые. Отозвавшись на просьбу изучающих эсперанто, Жюль Верн начинает новый в 1903 году роман на этом искусственном языке, но заканчивает лишь 6 глав. Произведение после дополнений Мишеля Верна (сына писателя) вышло из печати в 1919 году под заглавием «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака».

Писатель скончался 24 марта 1905 года в своём амьенском доме по адресу 44 Boulevard Longueville (сегодня бульвар Жюля Верна), на 78-м году жизни, от сахарного диабета. На похороны пришли более пяти тысяч человек. Немецкий император Вильгельм II выразил соболезнования семье писателя через посла, присутствовавшего на церемонии. Но ни один делегат французского правительства не приехал.

Жюль Верн был похоронен на кладбище Мадлен в Амьене. Скульптор Альбер Роз снял посмертную маску писателя, которая была использована для создания памятника.

После смерти Жюля Верна осталась картотека, включающая свыше 20 тысяч тетрадей со сведениями из всех областей человеческого знания. Из печати вышли 7 прежде не издававшихся произведений и сборник рассказов. В 1907 году восьмой роман «Агентство Томпсон и К°», полностью написанный Мишелем Верном, вышел под именем Жюля Верна. О принадлежности романа перу Жюля Верна до сих пор ведутся споры.

Коротко о наследниках-потомках писателя. Ныне здравствует правнук Жюля Верна - Жан-Жюль, считающий свою громкую фамилию чуть ли не постыдным клеймом, принесшим ему немало разочарований и излишних хлопот.

Но с тем, как нелегко носить имя выдающегося предка, столкнулся еще в прошлом веке единственный сын писателя-фантаста – Мишель Верн. Он занимался кинематографом и экранизировал несколько произведений своего отца: «Двадцать тысяч льё под водой» (1916); «Судьба Жана Морена» (1916); «Чёрная Индия» (1917); «Южная звезда» (1918); «Пятьсот миллионов бегумы» (1919).

Достоверно известно, что основной страстью Мишеля была игра.  Его постоянно преследовали кредиторы, которые в конце концов заставили Мишеля распрощаться с семейным состоянием, включая права на киноэкранизацию отцовских произведений.

У Мишеля было трое детей: Мишель, Жорж и Жан.

Сын Мишеля и соответственно внук автора «Таинственного острова» Жан-Жак Верн (1892-1980) – также пытал счастье на литературном поприще, как и отцу, до дедушки ему было далековато – он ограничился написанием монографии о жизни и творчестве своего деда, над которой работал около 40 лет (опубликована во Франции в 1973 году). Эта монография, русский перевод осуществлён в 1978 году в издательстве «Прогресс», представляет собой 446 страничный том. Он автор продолжения романа «Мишель Строгофф» под незатейливым названием «Сын Мишеля Строгоффа». Затем Жан-Жак забросил писательство и пошел работать по юридической линии. Но все, что было связано с именем великого предка, для него свято, что он денно и нощно воспитывал в почитании писателя уже своего сына – Жана-Жюля, о котором мы упоминали чуть раньше. Все бы ничего, если бы Жан-Жак не перебарщивал, а то бедному ребенку от навязчивых папиных повествований начинало казаться, что вспыльчивый и неуживчивый прадедушка то и дело выглядывает из-за угла, грозит ему пальцем и с осуждением относится ко всему, что делал Жан-Жюль.

«В школе моя фамилия и все, что за ней стояло, были как бы прожектором, в резком свете которого я оказался перед всеми, - вспоминал правнук. – Как учителя, так и ученики мне частенько завидовали, чего и не скрывали. В результате до 21 года я даже в руки не брал книг Жюля Верна. И вплоть до сегодняшнего дня его наследство для меня –тяжелое бремя». (Источник: Вячеслав Прокофьев. «В тени великих предков». Газета «Труд-7», 20 апреля 1996, стр.8).

Правнук – Жан-Жюль Верн (р. 1962), в отличие от других Вернов, и не пытался заняться сочинительством, он известный оперный тенор, обучавшийся в консерватории Тулузы, а затем в Италии. И тем не менее, как он считает, даже в музыкальном мире к нему относятся предвзято из-за громкого имени. Но как бы он не стремился держаться подальше от всего, что связывает его с классиком-литератором, ему пришлось оказаться в центре одной из самых сенсационных литературных находок современности. Именно он нашёл рукопись романа «Париж в XX веке», которая долгие годы считалась семейным мифом. В 1989 году Жану-Жулю пришла в голову идея перетрясти содержимое тяжелого старинного сундука, что сохранился в семейном доме. На самом дне деревянного «саркофага» преспокойно лежала рукопись не изданного при жизни Жюля Верна романа «Париж в ХХ веке». Содержание романа, напомним, переносит читателя в 60-е годы, которые писатель наполнил такими техническими новшествами, как компьютеры, факсы, электроорганы, видеосвязь, телевидение, электрический стул и прочее. В свое время издатель вернул книгу Верну с обидной формулировкой, обозвав автора «идиотом». И вот теперь, в конце 1995 года, книга «Париж в ХХ веке» была опубликована, став бестселлером и соответственно принесла правнуку солидный доход.

Да, следует заметить, что существует предположение: у Жюля Верна была внебрачная дочь Мари от Эстель Энен, с которой он познакомился в 1859 году. Эстель Энен жила в Аньер-сюр-Сен, а её муж Шарль Дюшен работал нотариальным клерком в Кёвр-э-Вальсери. В 1863-1865 годах Жюль Верн приезжал к Эстель в Аньер. Эстель умерла в 1885 (или в 1865) году после рождения дочери.

Внимание читателей хотелось бы задержать еще не нескольких интересных фактах биографии Жюля Верна, возможно, сообщаемая информация даст повод к размышлению.

К примеру, в романе «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» Жюль Верн предугадал переменный вектор тяги в самолетах.

В «Найденыше с погибшей «Цинтии»» писатель обосновал необходимость судоходной проходимости Северного морского пути за одну навигацию.

Он не предсказывал появление подводной лодки – в его время она уже существовала. Но «Наутилус», управляемый капитаном Немо, превосходил даже субмарины XXI века.

Прозаик ошибся, считая ядро земли холодным.

В девяти романах Жюль Верн описал события, которые разворачиваются в России, ни разу не побывав в этой стране.

Классик, используя всегда захватывающее и полное непринужденности действие, предавал своим книгам в высшей степени занимательный и воспитательный характер, чем привлекал и очаровывал как молодое, так и старшее поколение читателей. Итак было всегда…

В списке исследователей, вдохновлённых идеями Верна можно назвать основателя современной аэромеханики Николая Егоровича Жуковского, французского спелеолога Норберта Кастере, бразильского авиатора и строителя дирижаблей Альберто Сантос-Дюмона, создателя автожира Хуан де ля Сиерва, изобретателя бильдаппарата Эдуарда Белина, норвежского путешественника Фритьофа Нансена, итальянского изобретателя радиосвязи Гульельмо Маркони, исследователя стратосферы Огюста Пикара, российского вулканолога Гарун Тазиева, первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина…

Константин Эдуардович Циолковский признавался: «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Жюлем Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».

Основоположнику космонавтики вторил географ и путешественник Владимир Афанасьевич Обручев: «В качестве примера я могу сказать, что сделался путешественником и исследователем Азии благодаря чтению романов Жюля Верна».

Верно и то утверждение, что знаменитый писатель-фантаст не был филателистом и ни в одном из своих произведений он ни словом не обмолвился о почтовых марках, но у него можно найти ряд мест, где говорится о почте.

Однако филателия образ Жюля Верна не обошла стороной. Так, одна из первых почтовых миниатюр 1955 года Франции, выпущенных в пятидесятую годовщину смерти писателя, посвящена его памяти. На марке стоимостью 30 франков воспроизведен портрет Жюля Верна на фоне замечательной подводной лодки «Наутилус» из книги «20 тысяч льё под водой» и фигурой капитана Немо, стоящего на мостике и определяющего координаты с помощью секстанта.

Эта марка продавалась заранее 3 июня в Нанте – на родине писателя – со штемпелем Первого дня, в Париже – на Выставке Жюля Верна с памятным штемпелем и в Амьене – с обычным штемпелем.

В 1958 году княжество Монако выпустило серию из 11 почтовых марок. Открывает серию марка стоимостью в 1 франк, посвященная первому произведению Жюля Верна – «Пять недель на воздушном шаре», вышедшему в свет в 1863 году, повторяющему хорошо известную книжную гравюру с изображением слона, тянувшего шар доктора Фергюссона за канат.

На марке стоимостью в 2 франка, дано изображение «Грейт Истерн», самого большого парохода в мире, о котором повествуется в романе «Плавучий город», вышедший в 1871 году.

На трехфранковой марке изображен любопытный «Паровой дом» - о нем упоминается в романе, пришедшем к читателям в 1880 году.

Персонаж романа «Михаил Строгов», вышедшего в 1875 году, царский курьер, изображен на пятифранковой марке. Этот почтовый служащий прямо среди боя продолжал разносить телеграммы до тех пор, пока не была прервана линия.

На марке стоимостью в 6 франков дано изображение знаменитой гигантской пушки герра Шульце из книги «500 миллионов Бегумы», которая появилась в 1879 году. Она почти на сорок лет предвосхитила «Большую Берту 1918 года Альфреда Круппа – «пушечного короля».

Приключенческий роман «Великая Ориноко», вышедший в 1898 году, стал сюжетом восьмифранковой марки, где изображается эта крупная река в Венесуэле.

Изображение марки в 10 франков посвящено путешествию к центру Земли, которое предприняли профессор Лиденброк и его племянник Алекс в книге под одноименным названием, написанной в 1864 году. Они стали провозвестниками современной профессии спелеологов.

Пятнадцатифранковая марка посвящена самому известному роману Жюля Верна «Вокруг света в 80 дней», который был отпечатан в 1872 году и чье влияние было настолько значительным, что многие долго верили, что Филеас Фогг на самом деле существовал и журналисты на самом деле осуществили путешествие, придуманное автором.

На дух марках в 20 и 30 франков перед нами предстают герои знаменитого «Наутилуса». А вот последняя марка из серии достоинством 200 франков рассказывает о полете с Земли на Луну.  

Оригинален и красив беззубцовый номерной почтовый блок Венгрии 1978 года, посвященный 150-летию гения научной фантастики, стоимостью 20 форинтов с черно-белым портретом популярного автора. Рисунки из первых изданий книг Жюля Верна много раз переиздавались, попали они и на почтовые марки. В данном случае мы видим размышление офицера «Сускеганны» на марке блока. Фоном этого уникального почтового знака оплаты Венгрии послужили стилистические изображения космических станций будущего и летящего мегагалактического корабля.

Не менее яркими по красочной гамме исполнения и насыщенному информационному объему отличается серийный выпуск марок Республики Гвинеи 1978 года, посвященного 150-летию со дня рождения Жюля Верна. На семи почтовых миниатюрах помещены иллюстрации к самым популярным произведениям классика приключенческой литературы выполненные современными художниками.

На кубинской почтовой миниатюре 1981 года выпуска, достоинством в 1 сентаво, на фоне взлетающего космического корабля, звездного неба и совершающего посадку аппарата в один из лунных кратеров, даны красочные портреты - Жюля Верна, Константина Циолковского и Сергея Королева, внесших немалый вклад в развитие космонавтики.

Ценнейшим для филателистов является блок 2005 года Франции с шестью марками, чьи изображения иллюстрируют самые известные произведения Ж. Верна.  А вот фотопортрет самого писателя – это один из лучших снимков 1877 года, сделанных Надаром (Каспар Феликс Турнашон (1820-1910), когда Жюль Верн был в расцвете творчества и в зените прижизненной славы. Он помещен в центре основного поля почтового блока в окружении различных объектов техники и обитателей моря.

На почтовом выпуске Северной Кореи 2006 года стоимостью 140 вон даётся большой фотографический портрет писателя.

Как известно, Жюль Верн ряд произведений посвятил вековой мечте человечества о межпланетных полетах. В романах «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870) члены балтиморского «Пушечного клуба», используя свой опыт артиллерийских офицеров и благоприятные обстоятельства, решили послать снаряд на Луну. Во Флориде, в глубоком колодце, был отлит ствол гигантской 270-метровой пушки с внутренним диаметром в 2,7 метра. Из этой пушки должен быть произведен единственный выстрел в сторону Луны.

Узнав об этом, Мишель Ардан из Франции предложил свою кандидатуру для полета в снаряде на Луну, хотя он отлично понимал, что вернуться ему обратно на Землю не удастся.

Снаряд-вагон весом в восемь тонн с тремя «космонавтами» и двумя собаками, был выброшен взрывом 160 тонн пироксилина в сторону Луны. Снаряд в результате ошибки, допущенной при расчете скорости полета в земной атмосфере, не попал на Луну, а только облетел вокруг нее, и благополучно вернулся к Земле, и приводнился в Тихом океане у берегов Калифорнии. «Космонавты» были найдены в плавающем снаряде, беззаботно играющими в домино.

Вряд ли сам великий фантаст верил в осуществление такого способа межпланетных полетов, однако наука в то время ему ничего другого подсказать не могла.

Современные достижения космонавтики, в том числе и в освоении Луны, заставили вспомнить пионера космического жанра Жюля Верна. Филателия не могла остаться в стороне от этой волнующей темы и посвятила ей немало почтовых выпусков.

Первая почтовая марка, номиналом в 200 франков, посвященная романа «С Земли на Луну», появилась в 1955 году в Монако к 50-летию со дня смерти Жюля Верна. Рисунок марки представлял собой изображение слева снаряда в момент выстрела из пушки, а справа – летящую ракету.

В 1969 году почта Венгрии выпустила серию почтовых марок, посвященных исследованию Луны. На первой миниатюре этой серии номиналом в 40 филлеров, выполненной по рисунку художника Ш. Легради, изображен летящий над лунным кратером снаряд, описанный в романе Жюля Верна. В левой части марки показана ракета, а вдали видна панорама нашей планеты Земли.

По своему содержанию много информативна почтовая марка ЧСР номиналом в 1,80кроны из серии развития артиллерии. Марку выполнил художник В. Коваржик, нарисовав тяжелое орудие 1911 года и титульный лист первого издания романа Жюля Верна «С Земли на Луну». Тут же снаряд, вылетающий из ствола пушки, и три космонавта в состоянии невесомости.

Почтовые марки с изображением фантастического космического корабля в разное время выходили в Республике Мали, в Княжестве Бутан, в Республике Гвинея.

Космические романы Жюля Верна помогли многим ученым с мировым именем выбрать свой жизненный путь. Как здесь не вспомнить высказывание основоположника теории космических полетов К. Э. Циолковского, который писал, «что стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазером Жюлем Верном». Главный конструктор космических кораблей С. П. Королев говорил, что «мы все читали романы Жюля Верна, но никто из нас не решался назвать хотя бы примерный день и час космического старта человека».

Завершим наш маленький экскурс в филателистическое окно представлением выпуска почтовой службы Румынии, посвященного 100-летию со дня смерти Жюля Верна. Это марка 2005 года стоимостью 1000 лей с портретом писателя-фантаста.  На красочном малом почтовом листе по темно-фиолетовому фону расположились четыре марки разных достоинств с иллюстрациями к знаменитым романам – «Замок в Картатане», «Дунайский лоцман», «Клодиус Бомбарнак» и «Упрямец Керабан» и двумя купонами по углам, на которых, кроме портрета писателя, символические изображение «Розы ветров», корабельного якоря и астролябии.

Почтовые марки и блоки, малые листы, выпущенные на тему романов Жюля Верна, заняли достойное место на первых листах тематических коллекций, посвященных покорению земных и морских просторов, а также Луны, и стали достойным их украшением.

Монетный двор Франции неоднократно посвящал выпуски монет памяти писателя. Так в 2005-2006 годах было отчеканено 23 монеты из золота, серебра и меди в память 100-летия со смерти Верна. 25 июня 2012 года в рамках нумизматической серии «Регионы Франции» была выпущена серебряная монета номиналом 10 евро. Она представляет регион Пикардия, где писатель прожил до конца своей жизни, на монете изображён сам Жюль Верн и объекты из его произведений.

Увековечение памяти Жюля Верна можно проследить непосредственно по французским городам. Так на могиле Жюля Верна на кладбище Мадлен в Амьене в 1907 году был установлен первый памятник - работа скульптора Альбера Роза «К бессмертию и вечной юности»: поясная фигура писателя поднимается из могилы, отталкивая плечами мраморную плиту.

Зато памятник в Нанте представляет собой обелиск увенчанный бюстом писателя, а на постаменте – сидящие фигуры женщины и подростка, читающих раскрытую книгу.

Были открыты несколько музеев Жюля Верна. Основными туристическими местами по следам писателя являются его родной город Нант и Амьен. Музей Жюля Верна в Нанте, а так же дом в Ле-Кротуа, где проживал Жюль Верн в 1865 - 1870 годах. Мемориальным местом считается дом с башней (Maison de la Tour) в Амьене, где жил и работал Жюль Верн.

С 1882 по 1900 годы Верны проживали в четырёхэтажном доме Maison de la Tour с башней на улице Шарля Дюбуа в Амьене. Здесь фантаст написал 34 романа. В 1890 году городской муниципалитет выкупил здание и открыл для публики в 1991 году музей, который преобразился в 2006 году с приобретением у графа Пьеро Гондоло делла Рива - итальянского коллекционера и поклонника творчества Верна - документов, книг, мебели и других предметов французской знаменитости.

В России нет посвящённых писателю музеев. Однако в 2013 году в Иркутске, где протекала часть событий романа «Михаил Строгов», прошла посвящённая писателю выставка. Посетители экспозиции смогли увидеть редкости, впервые привезённые из Нанта личные предметы Ж. Верна, среди экспонатов выставки – подлинники: глобус, готовальня с измерительными и чертёжными инструментами, Орден Почётного легиона, первое издание романа «Михаил Строгов» 1876 года.

В память о Жюль Верне в его родном городе, прямо на пристани воздвигнут интересный памятник в виде спрута с разбросанными по сторонам щупальцами и фигуры писателя, оседлавшего морское животное, у бронзового великого романиста заметны в руках записная книжка и вечное перо.

Нельзя не упомянуть российский город Нижний Новгород, где на набережной Федоровского 27 сентября 2015 года, в честь Года литературы, а также к 110-й годовщины со дня смерти Жюля Верна, был открыт первый в России памятник французскому писателю. Автором памятника оригинальной конструкции является казанский скульптор Фаниль Валиуллин, изобразивший в бронзе воздушный шар, который вот-вот взмоет в небо, а также корзину, в которой застыл Жюль Верн в натуральную величину с подзорной трубой в руках.

Во Франции еще с июля 1935 года образованна крупная ассоциация – «Общество Жюля Верна», которая располагает штаб-квартирой в Париже, на улице де Пети Шан, 19.

Подобные общественные объединения имеются в Пазине (Истри, Хорватия), Польше и ряде других государств Европы.

В честь Жюля Верна названы: астероид (5231) Verne, открытый 9 мая 1988 года К. С. Шумейкер и Ю. М. Шумейкером и Г. Холтом в обсерватории Паломар и получивший своё имя 15 февраля 1995 года; первый автоматический грузовой космический корабль, разработанный ЕКА; кратер на Луне диаметром 146 км, а также ресторан на первом уровне Эйфелевой башни в Париже. В Амьене городской цирк носит имя Жюль Верна.

Многие романы Верна были с успехом экранизированы. Первый игровой фильм снятый Жоржем Мильесом в 1902 году по роману «С Земли на Луну» и назывался он «Путешествие на Луну». Фильмы под названием «С Земли на Луну» были сняты в 1903, 1906, 1958, 1970, 1986 гг.

Приведем здесь список зарубежных фильмов, которые пополняли фильмотеку на протяжении многих и многих лет, снятых разными кинорежиссерами, увлеченными творческими фантазиями Жюль Верна.

Так «Таинственный остров» экранизировался 12 раз: в 1902,1921, 1929, 1941, 1951, 1961, 1963, 1973, 1975, 2001, 2005, 2012 гг.; «Тайна острова Бэк-Кап», «Остров приключений», «Злоключения китайца в Китае» (1965), «Таинственный остров капитана Немо», «Остров монстров», «800 льё вниз по Амазонке» (1993), «20 000 льё под водой» (1905,1907, 1916, 1927, 1954, 1975, 1997, 1997, 2007), «Дети капитана Гранта» (1901, 1913, 1962, 1996; 1936, 1985),  «Путешествие к центру Земли» (1907, 1909, 1959, 1977, 1988, 1999, 2007, 2008), «Вокруг света за 80 дней» (1913, 1919, 1921, 1956 - Оскар за лучший фильм, 1957, 1975, 1989, 2000, 2004), «Пятнадцатилетний капитан» (1971, 1945), «Михаил Строгов» (1908, 1910, 1914, 1926, 1935, 1936, 1937, 1944, 1955, 1956, 1961, 1970, 1975, 1997, 1999).

В СССР было снято несколько фильмов по произведениям Жюля Верна: «Таинственный остров» (1941), «Сломанная подкова» (1973), «В поисках капитана Гранта» (1985 год, 7 серий). Также сцена из романа «Из пушки на Луну» воспроизведена в начале фильма «Человек с планеты Земля» (1958).

В 1867 году Жюль Верн подарил поклонникам роман «Дети капитана Гранта», экранизированный в Советском Союзе дважды. Первый раз в 1936 году режиссером Владимиром Вайнштоком, второй – в 1986 году Станиславом Говорухиным.

«Дети капитана Гранта» – первая часть трилогии. Через 3 года опубликован роман «Двадцать тысяч лье под водой» и в 1874 году – «Таинственный остров», роман-робинзонада. В первом произведении рассказана история капитана Немо, погрузившегося в водные пучины на субмарине «Наутилус». Идею романа Жюлю Верну подсказала писательница Жорж Санд, поклонница его творчества. Роман лег в основу восьми фильмов. В 1975 году Одесской киностудией снят трехсерийный цветной телевизионный фильм «Капитан Немо» (в главной роли – М. Дворжетский) по мотивам двух романов «20 000 лье под водой» и «Паровой дом».

В 1878-м Жюль Верн презентовал историю «Пятнадцатилетний капитан» о младшем матросе Дике Сэнде, вынужденно принявшем командование китобойным судном «Пилигрим», команда которого погибла в схватке с китом. В Советском Союзе по роману сняли два фильма: в 1945 году появилась черно-белая картина режиссера Василия Журавлева «Пятнадцатилетний капитан» и в 1986 году цветной приключенческий художественный фильм «Капитан «Пилигрима»» режиссера Андрея Праченко, в котором снялись Лев Дуров, Альберт Филозов и Леонид Ярмольник, молодой актер в заглавной роли Дика Сенда - Вячеслав Ходченко.

Всего же насчитывается более 200 экранизаций произведений писателя.

Познакомиться с жизнью и творчеством великого фантаста помогут книги биографического жанра. Так в книге Л. Борисова «Жюль Верн» воссоздан образ французского романиста нисколько не противоречит нашему представлению о нем, как о человеке, глубоко преданном науке и литературе, человеке справедливом и благородном, пылком мечтателе и неутомимом труженике, идущем своим нелегким путем.

Не менее интересны книги Евгения Брандиса (1916-1985), одного из основоположников фантастоведения - «Вперед смотрящий» и документальных очерков - «Рядом с Жюлем Верном», посвященные жизни и творчеству великого мечтателя, оснащенные ранее неизвестными фактами.

На романах Ж. Верна воспитывается ни одно поколение читателей. Многие и очень многие ученые прошлого и настоящего делали признание, что обязаны ему выбором профессий и направлений своей деятельности. Писательский труд послужил делу цивилизации и прогресса. Герои Жюль Верна и сегодня продолжают свое путешествие по материкам и странам, увлекая за собой всех, у кого смелый ум и горячее сердце, открытое людям.

«Чтобы я ни сочинял, что бы я ни выдумывал, - все это всегда будет ниже действительных возможностей. Настанет время, когда достижения науки превзойдет силу воображения», - говорил провидец Жюль Верн.

И с этими пророческими словами трудно не согласиться. Такое время пришло. Настало…

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-историк