Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ОДИН ИЗ КОГОРТЫ ХРАБРЕЦОВ


27 сентября 2019, 12:56 | 525 просмотров



Его образ –это стремительное движение, несущее с собой смерч, молниеносный ураган, сметающий все на своем пути.

Суюнбай Аронулы, акын

 

Батыр Карасай Алтынайулы происходит из племени Шапырашты, рода Ескожа. Вообще племя Шапырашты и род Ескожа считаются самыми воинственными в крае Жетысу.

У озера Салк-Сагы в Нарынколе есть две долины, одна названа в честь бесстрашного батыра Шапырашты, другая – в честь его правнука, отважного Карасай батыра. В нашей стране честь Карасай батыра названы населенные пункты, аулы, джайляу, пики, долины, а также целый район в Алматинской области.

 

Карасай Алтынайулы родился в 1598 году в Жетысу, а точнее в местечке под названием Карасаз (ныне аул Шиен), что раскинулся в предгорьях Суыктобе Заилийского Алатау на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области.

Много легенд сложено казахским народом о Карасай батыре. Отец его Алтынай слыл провидцем. Однажды он предсказал голодную зиму, возможность джута. Однако хан не поверил ему. По тем временам ханская ставка располагалась на Кок-Тюбе. Юноша Карасай, послушав совет отца, угнал весь свой скот в прибалхашские степи, там в тугайных низинах рек Или, Каратала было изобилие корма. Зима действительно наступила страшной, во время джута погиб почти весь имевшийся у людей скот. Карасай же по весне пригнал свои многочисленные стада с приплодом и предстал перед обрадованным отцом.

Имя славного батыра вошло в героическую летопись казахского народа в годы, когда после Таукеля на трон Казахского ханства поднялся хан Есим.

Легендарный батыр был известен не только в казахской степи, но и далеко за её пределами. Не раз приходил он на помощь киргизскому народу. В такой стране, как Дурбун-Ойрат или Джунгарии, да в так называемом государстве по-древнему Чин-машин, по древнетюркскому –Табгаш, а у казахов - Шуршут, где правила воинственная династия Манжур-Цинов, при одном только упоминании имени Карасай батыра людей бросало в дрожь. Это царствующий Есим хан, воин и законодатель, автор свода законов под названием «Есим-ханнын ески жол», присвоил Карасаю титул «Казахский Карасай батыр».

Как известно, казахи – кочевой народ. Чтобы прокормить несметные стада скота и тысячные тучные табуны лошадей, им приходилось иногда надолго оставлять обжитые места.

И вот, уйдя на запад, к Азову, а затем вернувшись – казахи увидели, что на их земле обосновались калмыки. Ясно, что мирно не уйдут. И тогда бросил казахский хан клич: «Кто из батыров отважится первым войти в калмыцкую орду?»

Пока все раздумывали, ринулся беркутом 17-летний Карасай на своем вороном тулпаре в стан врага. Долго готовился молодой Карасай к своему первому подвигу, тренируясь сам и приучая коня. В народе про таких джигитов говорят: «Аттың кулагында ойнайды», что дословно означает: «Играет (выполняет упражнения) на конском ухе».

Калмыки опешили, увидев мчащегося к ним жеребца без всадника. Разинув рты, они ожидали, что же будет дальше. А тем временем приникший к брюху быстроногого тулпара Карасай, подлетев к шатру со знаменем, выдернул его с древком вместе и понесся дальше. Ахнув, калмыки устремились в погоню. Завязалась битва. Немало калмыцких ноянов нашли смерть от крепкого копья и острой сабли Карасая. Тут казахи с кличем «Карасай» кинулись на помощь храбрецу. Казахи гнали врага до самых Джунгарских ворот и освободили свои земли, а победное знамя герой водрузил на горе Суыктобе. С этого времени имя Карасая стало боевым кличем казахских воинов, а самого его признали батыром.

В 1620 году казахские сарбазы, объединенные в 30-тысячное войско с отрядами Алтын хана и Ногайской орды, нанесли сокрушительное поражение ойратам. После битвы 79-летний предводитель казахского войска Суиндык Жанай батыр счел необходимым передать знамя в руки молодого, показавшего достойный пример стойкости и героизма Карасая Алтынайулы, с той минуты ставшего знаменоносцем.

В том же году Карасай отличился в жестоких боях на берегу Тобола, когда ему удалось пленить сразу двух ойратских предводителей. Это были Тойлы и Каракал, их стреноженными бросил батыр к трону Есим хана. Вот тогда-то хан и обратился к Карасаю, произнёс крылатую фразу: «Отныне ты, Карасай, батыр для всех казахов!»

В 1627 году с берегов Едиля и Жаика пришла печальная весть: ойраты истребили тут великое множество обитателей, особенно враг злобствовал в местностях, где Едиль впадает в Хазарское море.

Не мешкая Есим хан экстренно собрал в Туркестане военный совет с участием Карасая батыра, Аргына Агынтая, Наймана Коксерека, Канлы  Сарыбуки, Алимулы Торткары и других известных батыров. Поручив каждому из них дополнительно по пять тысяч хорошо вооруженных сарбазов, направил по месту бедствия. На протяжении 83-х суток шли непрерывные стычки с ойратами. Полтора месяца лучшие поединщики с двух сторон мерились силами, завязывались сражения, в ходе которых одни защищали родную землю, другие – награбленное добро, скот и пленников. Одиннадцать побед одержал Карасай батыр, приумножив славу богатыря и военачальника. Только жалкие остатки ойратских конников спешно ретировались с казахской земли, найдя спасение на территории соседнего Российского государства.

В 1635 году по соседству с Казахским ханством – у джунгар произошли важные политические события – оформилось Джунгарское, или Ойратское ханство. Наследный принц – сын умершего хана Хара-Хула – Ерден-Батур, принял титул хунтайджи (верховного правителя).

Таким образом, казахам стала противостоять более организованная политическая сила, начавшая в том же 1635 году казахско-джунгарскую войну. Агрессором выступило Джунгарское ханство во главе с хунтайджи Батуром. Казахи вынуждены были отбиваться от внезапного натиска джунгарских войск. Однако среди множества султанов и знатных людей преобладали различные мнения и предложения по отпору агрессии.  Наконец сын хана Есима султан Жангир, вставший во главе казахских ополченцев, дал бой джунгарским тайш.

В русском документе того времени указано: «Черные колмаки всем миром выступили в поход против Казахской Орды, люди Казахской Орды вышли навстречу и состоялась большая битва. В конце концов победили черные колмаки, они взяли в плен сына Есима царевича Жангира».

По воле судьбы, Жангир был одним из первых казахских ханов, испытавший джунгарский плен и унижение. В цитируемом документе есть приписка: «и иные черные колмаки, те же тайши Талай-тайша с товарищи пошли опять войной на Казачью Орду». Выходит, что военные действия, начавшиеся 1635 году, имели продолжение и последующие годы.

Вместо плененного Жангира казахское войско возглавил 37-летний Карасай батыр. Пожалуй, нет на казахской земле мест, куда бы не наступали копыта его конницы.

Объединившись с отрядами друга Аргына Агынтая, карасаевцы сокрушительным ударом опрокинули боевые порядки джунгар, гнали их до самых Джунгарских ворот на северо-востоке Жетысу. Казахским дружинникам удалось удачно вызволить из вражеского плена султана Жангира.  

В 1643 году Карасай батыр принял участие в знаменитом Орбулакском сражении. Однако несколько слов о событиях предшествующих битве при Орбулаке.

В сентябре 1640 года Жангир отправил послов в ставку хунтайджи Батура. Находящийся там же русский посол Меньшой-Ремизов в статейном списке сделал запись: «А были у контайши в те поры, как он, Меньшой, отдавал государево жалованье, Ильден-тайжа Урлюков сын да четверы послы бухарские, Казачьи орды Янгира-царевича, да Далай лабы». Есть основание полагать, то посольство Жангира в Джунгарское ханство не достигло желаемых результатов. Хотя известно, что султан Жангир сочетал военное противоборство с дипломатическими усилиями, направленными на прекращение джунгарской агрессии. Не зря же он взял в жены дочь хунтайджи Батура, а та родила ему наследника – будущего хана Тауке.

В это сложное время, когда междоусобные споры казахских феодалов, усиление джунгарских притязаний, отсутствие внутреннего равновесия разобщали казахское общество, Жангир удачно строил отношения со своими батырами и биями, с бухарскими и хивинскими ханами, а также с правителями Восточного Туркестана.

Хорошо понимая, что захватив земли двух больших казахских и киргизских родов, в планы Батура входит уничтожение всего казахского войска, Жангир султан обратился за помощью к эмиру Жалантосу, влиятельному сановнику Бухарского ханства. Обещали свою помощь владетели тянь-шаньских киргизов.

Второе вторжение калмаков произошло в 1643 году. К этой войне хунтайджи Батур подготовился особенно основательно. Во-первых, дав согласие на строительство русскими крепостей на правом берегу Верхнего Иртыша, джунгарский правитель начал получать от царя Михаила Федоровича огнестрельное оружие, мастеровых людей и денежные средства. Во-вторых, на заводах Северного Алтая - в Кузнецком уезде для джунгарской армии отливались пушки.

Еще в 1640 году Батур созвал в Тарбагатае все монгольский курултай с участием четырех ойратских, семи родов халха, торгаутов с берегов Волги. На курултае был принят «Цааджин бичиг» («Великий закон»), имевший огромное значение для джунгарского общества.

В лютую зиму 1643 года, Батур, заручившись большой поддержкой среди соплеменников, неограниченную власть, объединив под красным знаменем с волосяной бахромой весь джунгарский народ, осуществил вторжение в пределы Казахской Орды.

Согласно русским источникам, Батур хунтайджи вторгся в пределы алатауских киргизов, истребив все население на пути, продвинулся до Токмака. В ту пору киргизский народ входил в Казахскую Орду.

Пятидесятитысячная армия ойратов под предводительством сына халха-монгольского Алтын-хана – Омбо-Ердене-тайчи, преодолев Джунгарские горные ворота, наступала вдоль предгорий Алатау.

Эти устрашающие обстоятельства потребовали срочных действий. Жангир султан, возглавив собранное ополчение в 600 человек (!) направился в Джунгарское Алатау. Рядом с ним в едином строю дружинников были проверенные воины – прославленные батыры Шапрашакты Карасай, Аргын Агынтай, Алтын Жалантос, Алшын Жиенбет, Канлы Сарбук, Найман Коксерек, Дулат Жаксыгул, Суан Елтинды. Но самое главное, к этому периоду мудрый полководец и дальновидный политик уже начал осваивать европейское огнестрельное оружие. Так что не лишним будет отметить, в ойратско-казахской войне 1643-1644 годах Жангир султан имел специальное подразделение с огнестрельным оружием, что являлось исключительным событием в военном искусстве не только Казахской Орды, но и всей Центральной Азии.

В борьбе против наступающего джунгарского войска Жангир применил остроумный и правильный маневр. Русский историк А. Левшин писал: «Не смея вступить с сею горсткой людей в открытый бой, он поместил одну половину оной между двух гор в ущелье, которое окопал глубоким рвом и обнес высоким валом, а с другою половиною скрылся сам за горою. Зюнгары, подойдя к укреплению, напали на оное, и в то время, когда они теряли множество людей в сражении весьма невыгодном для осады, по причине узкого пространства. Жангир устремился на них с тыла. Неожиданность сего удара, отважность воинов, избранных для оного, и отличные ружья, которыми они были снабжены, нанесли Багатыру сильный урон».

По свидетельству русского посла Г. Ильина и по другим русским документам того времени, Жангир приказал выкопать на пути врага, в узком ущелье траншею и посадил в неё «триста своих людей с ружьями», остальных триста оставил в засаде. «Когда хунтайджи подошел близко, сидящие в траншее уничтожили многих его людей», - конкретно свидетельствуют исторические документы той эпохи. Как только из траншеи открыли огонь, к ним присоединились с флангов сидящие в засаде. Врага охватила паника, а в это время с тыла ударил сам Жангир.

Узкие горные проходы не позволили джунгарским полководцам одновременно бросить в атаку большие силы. В значительной мере их продвижению мешали и убитые, раненые джунгары, шедшие в передовых отрядах. Конечно, в численном отношении силы были слишком неравны. Десятки тысяч атакующих в конечном счете могли бы все-таки смять оборону.

Однако, поражая противника свинцовыми пулями, проявляя образцы настоящего героизма, демонстрируя примеры храбрости и отваги, сам султан Жангир, так и Карасай батыр и Агынтай батыр, подоспевшие на помощь воины Алшына Алимулы Торткары, Жалантос бахадура заставили врага не только попятиться, но и бежать из гибельного ущелья.

А на равнине, потерявший более десяти тысяч воинов, Батур хунтайджи был в шоке не только от огнедышащего оружия казахов, но и двадцатитысячного войска под предводительством казахского батыра Жалантоса Самаркандского, а также киргизских ополченцев, возглавляемых батырами Котеном и Табайем.

В сущности состоялись два больших сражения. Одно в горах, где джунгары попали в засаду, другое на местности с участием большого количества войск.

По данным казахских шежире (родословие) и народных преданий, грандиозная баталия состоялось в Джунгарском Алатау, в местности Орбулак (ныне Жаркентский район Алматинская область). Оно наряду с другими крупными событиями вошло в историю казахского народа. Султан Жангир получил прозвище Салкам («Внушительный»).

«При виде свежего войска хунтайджи отступил», - подчеркивает в своей записи русский посол Г. Ильин, являющийся свидетелем рассказов о войне из уст самих ойратов.

После этой битвы ойраты десятки лет оправлялись от крупного поражения, что позволило предкам казахов жить в относительном мире и спокойствии.

Высокую тактику и стратегию демонстрировали Карасай и Агынтай батыры в битве с калмыцкими захватчиками в горах Косколан. С наименьшими силами, чем у захватчиков, со тщательно продуманными планами засад и только в самый нужный момент вводя их в действие, казахские сарбазы наносили сокрушительный удар и торжествовали победу.

В сражениях 1652 года Карасай батыр был одним из командующих казахскими войсками, оказывая братскую помощь соседям – киргизам, на которых напала многотысячная армия хунтайджи Батура. Немало джунгарских бахадуров полегло под ударами острой сабли Карасая.

Будучи главным военным советником у хана Есима, ему принадлежит заслуга в том, что казахи начали использовать в ратном деле такие приёмы, как укрытие в окопах, организации снайперских групп, разведке боем и других стратегических новшеств. Он учил молодых боевому искусству, находил способы решить мирские споры.

Во время третьего вторжения джунгар в Казахстан, в 1652 году хан Жангир Салкам находился в авангарде своего войска и первым шел в атаку. Зимой этого года в поединке с будущим хунтайджи молодым Галданом-Бошокту он пал сраженным. Тело легендарного воина и хана Салкам, Айманды Жангира (буквально мужественного, бесстрашного) сарбазы вынесли с поля боя, а затем его доставили в столицу Казахской Орды Туркестан. Здесь согласно обрядности и с соответствующими почестями оно было предано земле возле мавзолея Азрет Султана. С течением столетий ничего не осталось от мазара с куполом, возведенного на могиле Жангира. Так что теперь никто точно не скажет, в каком месте священного участка покоятся останки доблестного Жангир хана, отдавшего свою жизнь в буквальном смысле слова за пядь родной земли.

Шесть лет спустя после победы над хунтайджи Батуром его старший сын Сенге предпринял новую попытку завоевать казахские земли в регионах Алматы вплоть до бескрайних просторов в долине реки Талас. В ожесточенной сражении, которое продолжалась более шести суток, казахские дружинники наголову разбили 23-тысячное войско калмыков. Карасай и Агынтай батыры принимали самое активное участие более чем в двухстах яростных схватках, личным примером и храбростью увлекали в бой рядовых сарбазов. Места, где проходили жаркие бои, названы их именами.

В 1664 году в районе Джунгарских ворот казахские сарбазы нанесли очередное сокрушительное поражение джунгарским завоевателям. Главными героями тех боев вновь стали Карасай и Агынтай батыры. Оба получили тяжелые ранения, но стойко выстояли до конца битвы во главе своего войска.

Как и отец его, Карасай батыр был наделен особым даром. Говорят, сопровождал его всюду священный барс. Когда Карасай батыр устремлялся с копьем на врага, грациозный барс, соревнуясь с верным тулпаром, бросался вперед, разинув пасть и обнажая острые клыки. Души завистников «уходили в пятки» и они, забывая, зачем пришли, ударялись в бегство.

Карасай батыр оставил после себя блестящую школу военных топографов-стратегов. Их талант особенно был заметен в 20-30 -е годы XVIII века, когда война с ойратами развернулась на полную мощь. Отряды Жанибек тархана и Наурызбай батыра не знали поражений. Они прекрасно использовали знание местности, что позволяло наносить внезапные удары по врагу, маневрировать, неожиданно исчезать на глазах изумленного противника. Это позволяло выигрывать решающие сражения, несмотря на превосходящие силы джунгарской конницы и наличие у них большого количества огнестрельного оружия.

Карасай батыр не различал казахов по жузам, родам и общинам. Для него существовали единый алашский народ, единое Отечество, священные рубежи Родины, сохранности которых он посвятил всю свою жизнь.

Непобежденный Карасай батыр даже состарившись, продолжал жить чаяниями своего народа. Обучая молодых сарбазов военному искусству, он успешно решал мирские споры. Его устами были озвучены слова бата (наставления), которые он давал на склоне лет совсем еще юному Толе, ставшему впоследствии знаменитым Толе би.

В 1669 году в составе казахского посольства Карасай батыр вместе с двумя другими славными представителями Великой Степи Тамма Тугынаем и Матай Кеден бием ездили в Россию. Целью переговоров было установление добрососедских отношений с Российским государством и покупка оружия.

На протяжении 48 лет герои-батыры защищали свою землю от посягательств врагов. С саблей расстались лишь в 65-летнем возрасте. Когда Карасай батыру исполнилось 72 года, он с семьей и близкими родственниками откочевал в Сары-арку на территорию Айыртау, где обитал боевой побратим Агынтай.

В 1671 году, в возрасте 75 лет, Карасай батыр первым переселился в мир иной, оставив достойных сыновей: Ауеза, Отепа, Кошека, Туркпена… Мощь и безудержная отвага Карасай батыра передались его потомкам. Знаменитые батыры XVII-XIX веков: Кастек, Сураншы, Караш, Саурык, Самсы, Жапек, Сыпатай, Даулет, Каумен – это прямые потомки Карасай батыра.

Верный его товарищ Агынтай скончался два года спустя. Прах двух великих сынов казахской Степи покоится на вершине огромного холма в местечке Айыртау на Кокшетауской земле. Агынтай батыр сам завещал похоронить его останки возле боевого товарища. Этот факт зафиксирован в книге профессора П. П. Румянцева «Уезды Жетысу», в разделе «Верненский уезд», увидевшей свет в 1913 году.

ПАМЯТЬ. В эпосе «Карасай батыр» акын Суюнбай Аронулы (1815-1898) пел:

Потомки Карасая – сплошь батыры,

Устроившие врагу смерть и ад,

Слухи о героизме Сураншы, Саурык

Быстрее ветра по степи летят!

Скачут с кличем: «Карасай»,

Кровью обливаясь,

Батыры Казбек и Кастек.

Святая волчья голова,

Касаясь шлемов их едва,

Поможет им сразить врага.

Жетысу калмыкам не видать вовек.

Бывший аким Айыртауского района Армия Абулкаиров рассказал, как идея увековечить память великих предков-батыров осуществилась в действительность. В своё время он обратился к аксакалам с просьбой помочь найти место захоронения Карасай батыра и Агынтай батыра. В тридцати км от райцентра, рядом с аулом Мадениет, на сопке Кулшынтай-Тобе, было обнаружено два холма. Аксакалы подтвердили – могилы не традиционные для этой местности, здесь, похоже, покоится прах батыров Карасая и его верного друга Агынтая, прославившихся в героических битвах с джунгарами.

- В соседнем районе я заказал гранитный камень, после чего привезли его к месту захоронения и установили в память о героях, - поведал Армия Абулкаиров. – Вскоре наш район с рабочей поездкой посетил Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев. Показали ему могилу. Осмотрев её, он сказал: надо построить мавзолей.

Благодарные потомки возвели величественный мавзолей. По архитектуре - это конусообразные, 16-метровой высоты две башни наподобие боевых шлемов, их соединяет «шлем» размером поменьше – это 12-ти метровая по высоте поминальная мечеть, оплот веры, памяти и надежды.

Открытие мавзолея состоялось 15 октября 1999 года. Районная газета по этому поводу писала: «Сегодня у нас праздник, мы являемся свидетелями исторического события. На земле великого ученого-просветителя Чокана Валиханова, поэтов, акынов-импровизаторов Орынбая Бертаули, Ахана –серэ, Укили Ибрая открывается мавзолей батырам Шапырашты Карасаю, Аргыну Агынтаю. Джунгары вели войну на казахской земле 400 лет. Войсками хана Есима командовал батыр Карасай, его верным другом и соратником был Агынтай…»

В сентябре 2000 года Мемориальный комплекс мавзолея посетил Нурсултан Назарбаев, где заложил капсулу с посланием грядущему поколению. В тексте послания есть такие слова: «Возведенный мавзолей является символом единства и дружбы, сплоченности всех народов Казахстана, бесценным подарком поколениям, которые будут жить в новом тысячелетии».

Приезжают поклониться праху батыров-героев паломники из России, Германии, Узбекистана, Кыргызстана. У стен мавзолея проходят открытые уроки истории, сюда приходят молодожены в день свадьбы, проводятся тематические экскурсии.

Областная мечеть имени Карасая батыра, расположена на родине Президента – в селе Ушконыр (раньше оно называлось – Шамалган). В этой мечети есть мини-музей, в котором до сей поры сохраняется реликвия – дверной косяк жилища, некогда принадлежащего Карасай батыру.

Посещая выездную выставку «Нурсултан Назарбаев: эпоха, личность, общество» в Центральном государственном музее обращаю внимание на очень знаменательный экспонат. Во-первых, он является подарком, во-вторых, выполнен в виде дерева с ветками и листьями. Верхняя часть сделана в виде солнца, на котором выгравированы имена предков президента - Абиш, Назарбай, Кошек, Карасай, Ескожа, Шапырашты, Байдибек.

По словам экскурсовода Раузии Бильдебаевой, в детстве Назарбаев наизусть знал 12 поколений своих предков.

«Из материалов по шежире известно, что Карасай батыр был предком Назарбаева, прапрапрадед в восьмом поколении. Он был участником джунгарских сражений, про него акын Суюнбай в то время писал стихи. Он был участником дипломатической миссии в Россию, где велись переговоры об установлении добрососедских отношений», - продолжала свой рассказ Р. Бильдебаева.

Экскурсовод также сообщила о еще одном предке главы государства по имени - Болек батыре из рода Шапырашты.

«В свое время Болек батыр был тысячником Наурызбай батыра. Был руководителем тысячной армии. По закону кочевников того времени он забирал оружие и доспехи побежденного. У потомков сохранился шлем», - пояснила музейный работник.

Некогда Каскеленский район Указом Президента РК Н. Назарбаева от 3 сентября 1996 года был переименован в Карасайский (районный центр – г. Каскелен). 

Именем Карасай батыра назван поселок Джамбульского района Алматинской области, а в селе Узынагаш, этого же района, Дом культуры носит имя Карасай батыра. Вершина холма Ауызоткеля в Каракыстаке названа его именем

В 1998 году благодарные потомки праздновали 400-летний юбилей своего великого предка – непобедимого Карасай батыра. На народные средства был воздвигнут памятник в Кордайском районе Жамбылской области.

На Театральной площади города Петропавловска в 1999 году был установлен величественный памятник батырам Карасаю и Агынтаю.

Именем Карасай батыра названы около двух сотен мест на территории нашей республики – гор, хребтов, рек, озер, зимовий. Великая память о народном герое увековечена в величественных скульптурных произведениях в камне и металле на родине героя, а также в местах, где он со своими сарбазами наносил сокрушительные удары по закордонным захватчикам.

О его жизни и подвигах мы с интересом читаем в трудах Чокана Валиханова и Мухаметжана Тынышпаева. Образ защитника и патриота, справедливого судьи и мудрого советчика отобразили в своих произведениях казахстанские писатели, поэты, журналисты, ученые, такие как Балгабек Кыдырбекулы, Сарсенбай Даутулы, Бексултан Нуржекеулы, Мухаметжан Етекбаев, Султангали Садыырбаев, Мырзытай Жолдасбеков, Арыкбай Агибаев, Жабал Ергалиев и многие другие.

Подвиги Карасай батыра воспели выдающиеся акыны Суюнбай и Жамбыл, а также Омирзак Каргабаев, Абдыгали Сариев, Асимхан Косбасаров, Умбет Даулетбаев, Кожабек Ахметов, Ахан Жылкышбаев.

Один из своих неумирающих кюев посвятил Карасай батыру великий композитор и домбрист Нургиса Тлендиев. Лучшие песни о батыре-земляке написали Балнур Кадырбек и Жолдасхан Курамысов.

В настоящее время потомки Карасай батыра Алтынайулы счастливо живут на благодатной земле Жетысу.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-историк