Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

У штрафа глаза велики


17 сентября 2019, 04:35 | 1 549 просмотров



Как Минздрав едва не поднял народные волнения, кого будут наказывать за отказ от прививок и кто будет платить за лечение заболевших детей

Председатель комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг (КККиБТУ) Министерства здравоохранения Людмила БЮРАБЕКОВА заявила на брифинге в Нур-Султане в минувшую пятницу, что родители, чьи невакцинированные дети заболеют, будут платить за лечение своих чад. В соцсетях поднялся гвалт: да они там с ума посходили, что ли?! В итоге в выходные Минздрав уже усиленно объяснял, что всех без исключения детей будут лечить бесплатно, то есть за счет государства. Что это вообще было? Чтобы понять, я связалась с Людмилой Бюрабековой.

- Накануне этого брифинга Жандарбек Мухтарович (БЕКШИН, зампредседателя КККиБТУ - главный госсанврач республики. - О. А.) сказал, что будут штрафовать всех, кто отказывается от вакцинации, - попыталась объяснить Людмила Витальевна. - Мы эту норму сейчас пересмот­рим и будем штрафовать родителей только тех детей, которые заболеют из-за того, что их не вакцинировали. Поэтому на брифинге мне пришлось прокомментировать слова Жандарбека Мухтаровича. Еще я добавила, что, возможно, лечение таких детей будет платным (за счет родителей. - О. А.), но этот вопрос пока обсуждается.

- Бекшин говорит одно, на следующий день вы заявляете, что все не совсем так, как он сказал. Упоминаете про платное лечение, но позже сами себя опровергаете. Это болезненный для нашего общества вопрос, а здесь такая несогласованность...

- Просто сейчас в проекте (Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения. - О. А.) есть норма, согласно которой штрафу будут подлежать все граждане, отказывающиеся от вакцинации своих детей. Но мы будем ее менять. А отойти от нее мы решили потому, что…

- ...не хотите поднимать очередную волну негатива в обществе?

- Во-первых, не поднимать волну, а во-вторых, вакцинирование - это право человека, так написано в законе. Он может от него отказаться, а штраф - это обязанность. И вряд ли эту норму (о штрафе родителей всех невакцинированных детей. - О. А.) поддержат депутаты.

- А норму, которую вы предлагаете - штрафовать родителей невакцинированных детей только в случае, если они заболеют, поддержат?

- Думаю, да. Ведь невакцинированные дети не только сами находятся в группе риска, но и подвергают опасности остальных. Кроме того, мы предлагаем ввести запрет на посещение дошкольных учреждений детей, которые не получили вакцины (кроме тех случаев, когда у ребенка имеется медицинский отвод). Причем речь идет только об ограничении посещения детских садов - в школу будут принимать всех, это право на образование, его мы ограничить не можем, так же как и право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

- Это не первая попытка, третья, наверное, а то и четвертая - ввести штрафы. И об ограничении посещения детских садов (к слову, раньше были и школы) вы тоже уже говорили. На этот раз не остановитесь на полпути?

- В любом случае какие-то меры нужно принимать! Тем более что это международный опыт. Все знают: если ты хочешь поехать в США, то нужно получить весь пакет вакцин, который входит в их календарь прививок. И мы же их делаем.

Проект кодекса в работе, в ближайшее время он поступит в мажилис. Будем отстаивать эту норму.

- Каким может быть штраф?

- Будем рассматривать это в рамках законопроекта.

- Думаю, у вас уже есть цифры, на которые вы ориентируетесь. Сколько - 5 или 50 МРП?

- Я считаю, что штраф должен быть ощутимым, чтобы родители понимали свою ответственность. Государство тратит деньги на лечение ребенка. Его жизнь и здоровье оказываются под угрозой, и это не он выбирает, вакцинироваться ему или нет - за него решают взрослые. Сумму мы будем обсуждать, пока до размера штрафа не дошли.

- Почему вы не предусмат­риваете ответственность для мед­работников, по вине которых у детей возникают осложнения после вакцинации? Этого требуют люди, которые выступают против прививок.

- Каждый случай поствакцинального осложнения расследуется. На сегодняшний день доказанности связи между, допустим, аутизмом и поствакцинальным осложнением нет. В конце концов, медработник оценивает состояние ребенка, прежде чем назначать ему вакцину.

- Не всегда оценивает. В том-то и дело, что это большая проблема: прививочный календарь и сроки для медработника часто оказываются важнее состояния ребенка!

- Не буду спорить, наверное, вы правы. Мои дети выросли. Их вакцинировали на заре 90-х годов, и я даже не знаю, какими вакцинами. Но, славу богу, с ними все хорошо.

- И все же, вы можете ввести ответственность медработника, врача? Допустим, вакцина хранилась не по правилам. Или ребенку сказали делать прививку, хотя в тот момент он был не совсем здоров и нужно было повременить, а в итоге возникли осложнения…

- Мы следим за хранением вакцин. А ответственность врачей предусмотрена в Административном и Уголовном кодексах. Одно я могу сказать: все вакцины, которые поставляются в Казахстан, качественные и оригинальные.

- Сколько бы вы об этом ни говорили, вам все равно, увы, не поверят, а противники вакцинации в особенности. Во многом потому, что уровень доверия к нашей медицине в целом и к врачам в частности, к сожалению, очень низок. Насколько в этой ситуации уместно внед­рять штрафы? Или других вариантов нет?

- Нет других вариантов. Всемирная организация здравоохранения бьет тревогу по поводу роста заболеваемости корью во всем мире, в Казахстане тоже идет подъем, и это касается в первую очередь именно непривитых детей.

- Вам не кажется, что сейчас повторяется история с ужесточением рецептурной продажи лекарств? Предложите - пойдет негативная реакция…

- ...и мы откатимся назад. Я этого не исключаю. Мы сильно зависим от общественного мнения. Вот в США, к примеру, не обращают внимания на то, кто и что говорит: они считают, что нужно принять какие-то регуляторные меры, и делают это.

На прошлой неделе вышел отчет, в котором заболеваемость редкими формами пневмонии связали с курением вейпов, а уже на этой основе их использование запретили. Нам, чтобы сделать это, нужно было бы пройти длительный путь: внести поправки в разные кодексы, со всеми их обсудить; табачники, естественно, поднялись бы - у них ресурсы хорошие... Мы, к сожалению, ограничены.

Цифры в тему

С ноября 2018 года в Казахстане зарегистрировано 10 592 случая кори, в том числе 7520 случаев среди детей до 14 лет. 60,3 процента заболевших (6389 случаев) - непривитые дети.

Причины, из-за которых их не вакцинировали:

- недостижение прививочного возраста (младше одного года) - 48,8 процента (3119 случаев);

- медицинский отвод - 30,5 процента (1952);

- отказ - 20,6 процента (1318).

С начала года произошло около 6000 отказов от вакцинации. Причины:

- около 50 процентов - по личным убеждениям (Алматы, Нур-Султан, Восточный Казахстан);

- 35 процентов - по религиозным убеждениям (Мангистау, Атырау, Актобе);

- 15 процентов - из-за недоверия к качеству вакцин, негативных публикаций в СМИ, боязни пост­вакцинальных осложнений.

- Лечение одного больного корью обходится в среднем в 70 000 тенге; если болезнь протекает с осложнениями - до 300 000 тенге.

- Размер 1 МРП (месячный расчетный показатель) в 2019 году составляет 2525 тенге.

Автор:
https://time.kz