Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Платите на здоровье


5 сентября 2019, 10:18 | 555 просмотров



Бесплатно выдавать лекарства планируется с 2021 года социально уязвимым казахстанцам, а с 2022-го - всему взрослому застрахованному населению страны

Почему система обязательного соцмедстрахования (ОСМС) стартует в полном объеме не с 1 января, а с 1 апреля 2020 года? Об этом и о самых свежих новостях и новшествах внедряемой новой системы медицинского обслуживания населения в эксклюзивном интервью “Времени” рассказал управляющий директор некоммерческого АО “Фонд социального медицинского страхования” (ФСМС) Нурлан КАСИМОВ.

- Нурлан Каукенович, объясните, пожалуйста, почему было отложено разделение всех казахстанцев, естественно, в медицинском плане, на застрахованных и незастрахованных на три месяца - до 1 апреля следующего года? Возникает некий переходный период, мы снова оттягиваем момент начала полноценной работы системы. Опять переживаем за тех, кто не торопится делать отчисления в фонд.

- Как было закреплено в законодательстве, обязательное социальное медицинское страхование внедряется с 1 января 2020 года. С этого момента в фонд начнут поступать взносы за все категории граждан (сейчас только работодатели платят за своих сотрудников, и есть отчисления по Единому совокупному платежу (ЕСП).

Между тем, как уже, наверное, многим известно, с начала сентября в Карагандинской области стартовал пилотный проект по внедрению ОСМС (см. “Страховочный эффект”, “Время” от 3.9.2019 г. - Ред.). Одна из задач этого пилота - адаптация и проверка информационных систем, которые будут задействованы в нашей работе. Приходит человек в поликлинику, в регистратуре вносят его данные, и система сразу должна показывать, к какой категории граждан относится пациент, какие виды медицинских услуг ему доступны. Все это должно быть отработано очень четко.

То есть главная работа в эти три месяца будет связана с информационными системами. То, что сейчас будет отработано в Караганде, нам нужно будет наладить по всей стране. Ведь речь идет об интеграции многих информсистем - Министерства труда и соцзащиты населения, МВД, Минздрава и других ведомств. Чтобы не было накладок, сбоев, из-за которых человеку могут отказать в медицинской помощи, нам нужно быть уверенными, что все работает.

- Вы уверены, что вам хватит трех месяцев, чтобы система работала без сбоев?

- Решение принято на уровне правительства. Думаю, этого времени будет достаточно. Тем более что - подчеркну еще раз - мы уже начинаем отрабатывать все процедуры в Карагандинской области.

- Насколько я понимаю, на жителях этого региона этот проект никак не отразится: они как лечились, так и будут.

- Да, помощь будет оказываться всем без исключения. И уже сейчас людям будут говорить, к какой категории - застрахованных или незастрахованных - они относятся, объ­яснять особенности медстрахования.

При этом из республиканского бюджета будет выделено 2,3 млрд тенге на дополнительную диагностическую и реабилитационную помощь - эта сфера пока недостаточно развита, и мы начнем ее стимулировать. И в Карагандинской области сделаем это, не дожидаясь повсеместного внедрения ОСМС.

Область большая, в ней примерно одинаковое количество сельского и городского населения, работающих и неработающих, и результаты, которые мы получим здесь, в дальнейшем можно будет проецировать на всю страну. Плюс здесь наиболее развиты информационные системы - Карагандинская область была первой, где запускались проекты, связанные с цифровизацией медицины.

- В том-то и дело, что Карагандинская область в этом смысле самая продвинутая в сравнении с другими. А как дела обстоят в остальных регионах? Насколько там развиты информсистемы?

- Обеспеченность компьютерами рабочих мест врачей, медсестер, фельдшеров - 96 процентов. По заверениям госорганов, до конца года будет 100 процентов.

- А что с интернетом?

- Обеспеченность интернетом больниц до районного уровня (то есть областных, городских, районных. - О. А.) полная, сельских врачебных амбулаторий и медпунктов - на 70 процентов. Речь в основном об отдаленных мелких селах, в которых пациентов принимает медсестра. Акимам было поручено провести туда интернет - сейчас много способов это сделать.

- А если не подключат? Как будет работать эта медсестра - у нее ведь не будет доступа к информационным системам Фонда медстрахования?

- В небольших населенных пунктах медсестры знают практически всех местных жителей. Им не нужен компьютер, чтобы выяс­нить, к какой категории относится тот или иной пациент. Медсестра будет фиксировать оказанные ему услуги, а потом вносить эти данные в базу, скорее всего, во врачебной амбулатории (там интернет есть), которой подчиняются малые сельские медпункты. То есть медсестра будет довозить туда данные о своих пациентах и услугах, которые им были оказаны.

- Как это “довозить”? На флешке, что ли?

- Может быть, какое-то время придется делать и так. Но все должны четко понимать, что экстренную и первичную медпомощь в любом случае будут оказывать бесплатно, так что на пациентах это никак не отразится. А вот если им понадобится более специализированная помощь, они приедут в районную больницу, а там вся информация есть. Все базы принципиально готовы. Единственный вопрос, который мы прорабатываем сейчас, - разделение пакетов мед­услуг на гарантированный и страховой. По результатам пилотного проекта в Карагандинской области в случае необходимости будем вносить коррективы в работу системы.

- Понятно. Давайте перенесемся в городскую среду. Как вы будете решать вопрос с обслуживанием на дому тех пациентов, которые прикреплены к поликлинике не по своему микроучастку? Мы уже поднимали эту тему и возвращаемся к ней лишь потому, что она ярко демонстрирует такую картину: фонд декларирует одно, а в реальности происходит совершенно другое. Вы говорите, что можно прикрепиться к поликлинике в пределах своего района и получать услуги в полном объеме, а на местах даже слушать об этом не хотят: прикреплен не по своему микроучастку - участковый приходить домой не будет.

- Я знаю, что на местах наши установки не всегда выполняются. Мы сейчас разбираемся с поликлиниками, которые их игнорируют. За каждого пациента фонд выплачивает поликлинике подушевой норматив, поэтому человек должен получать весь пакет услуг, включая обслуживание на дому и вызов “скорой” по четвертой категории срочности. Поликлинике, к которой прикрепился дальний пациент, можно заключить договор соисполнения с той поликлиникой, которая расположена ближе к дому этого пациента, со станцией скорой помощи. Решить вопрос можно. Повторяю: гражданин имеет право прикрепиться к любой поликлинике в пределах одной административно-территориальной единицы - имеется в виду район города, а не микроучасток.

- Есть еще примеры, когда то, что говорят в фонде, не совпадает с тем, что делают на местах?

- Наверное, самый болезненный вопрос связан как раз с прикреплением. Я понимаю, управлениям здравоохранения так проще - есть участки, и поликлиники их обслуживают. Но это еще советский подход, и от него нужно отходить.

- С 1 января 2020 года детям будут бесплатно выдавать лекарства, выписанные врачом, по рецепту. Давайте проясним: это касается абсолютно всех детей или только тех, которые стоят на учете как хронические больные или инвалиды?

- Те, кому выдавали лекарства бесплатно, продолжат их получать. Но кроме этого за счет средств ФСМС будут выдавать лекарства для амбулаторного лечения детей с острыми состояниями и обострением хронических заболеваний. Если вы приходите с ребенком к врачу и он выписывает рецепт на определенные медикаменты, вы сможете взять их в аптеке бесплатно. Это касается и жаропонижающих препаратов, и антибиотиков.

- Вы решили так отучить людей от привычки самолечения? За бесплатным рецептом они пойдут к врачу. Идея появилась после скандала, возникшего вокруг ужесточения продажи рецептурных препаратов?

- На самом деле речь об этом шла давно. Но нужно было подсчитать, хватит ли в фонде денег. Более того, мы планируем, что с 2021 года начнут бесплатно выдавать лекарства социально уязвимым слоям населения, а с 2022-го - всему взрослому застрахованному населению. На это понадобится порядка 300 млрд тенге в год.

- Это огромные деньги…

- Поясню, почему было принято такое решение. Сейчас многие хотят попасть на стационарное лечение в больницу. Почему? Так люди экономят на лекарствах, это одна из причин. Но лечение одного стационарного больного обходится бюджету гораздо дороже, чем финансирование его лекарственного обеспечения. Мы полагаем, что за счет тех мер, о которых я говорил, часть пациентов уйдет на амбулаторное лечение - это экономически целесообразно. В стационар будут попадать только те, кто в этом действительно нуждается.

- С наемными работниками, индивидуальными предпринимателями и 15 льготными категориями граждан все более или менее понятно. За первых платят работодатели, вторые сами делают взносы, за третьих - государство. Это застрахованные граждане. Объясните, пожалуйста, когда должны начать платить в фонд те, кто относится к категории так называемых самозанятых и самоплательщиков, чтобы получать услуги в полном объеме?

- Сначала объясню, чем они отличаются. Самозанятый - это гражданин, который получает доход, оказывая услугу другому гражданину. Это няни, которые работают без договоров, таксисты, репетиторы и т. д. Они не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Специально для этих людей и придумали ЕСП. Для жителей города этот платеж составляет 1 МРП, для сельской местности - 0,5 МРП (в этом году 1 МРП равен 2525 тенге. - Ред.). Так как ЕСП распределяется в четыре системы (органы госдоходов, ФСМС, Единый накопительный пенсионный фонд и Госфонд социального страхования), то заплатить можно только за текущий и последующие месяцы. За предыдущие заплатить будет нельзя. И чтобы стать полноправным участником системы медстрахования, у гражданина должны быть платежи минимум за три месяца. Другими словами, от самозанятых, если они хотят быть застрахованными с первых дней запуска новой системы, взносы в ФСМС должны начать поступать начиная с января будущего года. Вносить ЕСП можно уже сейчас, но пока из миллиона человек делают это только около 100 тысяч.

В отличие от самозанятых у самостоятельных плательщиков нет никакого дохода (речь в первую очередь о домохозяйках). И если они хотят получать полный пакет медуслуг, а не только экстренную помощь, то должны ежемесячно платить в ФСМС взнос, равный 5 процентам от размера минимальной заработной платы, то есть в текущем году это 2125 тенге (1 МЗП в 2019 году составляет 42 500 тенге. - Ред.). При этом самоплательщики станут полноправными участниками системы медстрахования сразу же после того, как сделают один взнос.

Нужно учитывать и такой момент: как только человек попадает в систему, он должен платить ежемесячно - иначе будет накапливаться долг. И услуги не будут оказывать, пока гражданин его не погасит.

Вместе с тем предусмотрен льготный трехмесячный период на случай, если человек по каким-то причинам вынужден был прекратить отчисления в систему (например потерял работу, заболел и т. д.). То есть если ты или за тебя кто-то платил взносы в ФСМС хотя бы один раз, то в течение трех последующих месяцев ты будешь получать медпомощь в полном объеме. Но за четвертый надо будет уже платить согласно твоему социальному статусу. При этом придется погасить долг и за три предыдущих месяца. Делать это не нужно будет лишь в том случае, если, потеряв работу, человек официально получит статус безработного - тогда за него будет платить государство. Этот льготный период распространяется на всех, кроме плательщиков ЕСП, потому что, как я уже говорил, их взнос идет сразу в четыре системы.

Мы понимаем, что в реальности, особенно в первые дни и даже месяцы после ввода ОСМС, могут возникнуть различные сложности. Допустим, человек обращается за мед­услугой в рамках соцмедстрахования в апреле 2020 года. Он относится к категории самозанятых, но от него ни разу не поступал ЕСП. Чтобы сразу получить услугу, а не через три месяца (об этом см. выше. - Ред.), он может заплатить как самоплательщик и стать участником системы, а в последующем платить ЕСП, это выгоднее.

Дословно
Касым-Жомарт Токаев:
- Хочу донести до каждого: государство сохраняет гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. На его финансирование будет направлено более 2,8 трлн тенге в течение следующих трех лет. Обязательное социальное медстрахование призвано улучшить качество и доступность мед­услуг. В рамках трехлетнего бюджета будет направлено дополнительно 2,3 трлн тенге на развитие системы здравоохранения. Правительству нужно предельно ответственно подойти к вопросу реализации социального медстрахования во избежание его очередной дискредитации. Права на ошибку у нас уже нет.

 
Автор:
https://time.kz