29 августа 2019, 07:35 | 1 223 просмотра
ЮБИЛЕИ
ДОСТОЙНЫЙ СЫН ЖЕТЫСУ
Бог хранит батыра, и умный человек тоже
выделяется среди толпы.
Балпык би
Каждая эпоха рождает своих героев. Народы всегда знали и чтили их имена, ибо одним мудрецом древности была высказана истина: «Кто не помнит прошлого, у того нет будущего». Казахский народ высоко ценил своих биев и шешенов. От самого Атырау до Алтая простирается мудрость легендарных предков. Их дела и помыслы – праведны и потому никогда не канут в Лету. Благородный огонь седых веков, высший взлет человеческого духа способен творить чудеса – высекать, зажигать своим жаром людские сердца иных поколений. Одним из легендарных наших предков, огонь очага, которого не померкнет никогда, Балпык би Дарипсалыулы (1694-1782) – батыр, оратор и судья казахского народа, борец против джунгарского нашествия 1723-175З гг.
Балпык би происходил из подрода андас, самого большого из двенадцати родов племени жалайыр, его предком был потомок Калки ата – Дуйсенби – Дерипсала. Имя Балпыка всегда упоминается вместе с именем Ескельды би, который старше его на два года.
О Балпыке Дерипсалыулы народ сложил много сказаний и легенд, которые сохранились до нашего времени. У Балпыка было четыре брата, а их мать Акбалык, женщина, воспитанная в благородной семье, часто говорила:
- Бидельбай – хозяин скота, Мендебай – хозяин своих жен, Салпык –хозяин аула, Балпык – хозяин народа, Кешеубай - озорник.
Эти её слова сбылись. Балпык своим умом, мудростью и героизмом превзошел своих братьев.
С раннего детства он рос очень живым и не по годам смышленным ребенком. На эту его особенность обращали внимание и родители: возможно даже больше, чем остальные. Они никогда не оставляли Балпыка дома одного, без пригляда взрослых.
Школой ораторства была устная народная литература. Балпык изучал стихи и пословицы, легенды и сказания, занимался самообразованием. С детства прислушивался к мнению старших, совершенствовал собственную разговорную речь, укреплял память, зачастую цитируя стихи, приводя множество пословиц и поговорок. Когда ему нужно было пополнить запас знаний, он просил разрешения у родных посетить какого-нибудь поэта или абыза, акына или шешена, в этом родные никогда не чинили ему припятствий. При подобных встречах Балпык был внимательным, чутко прислушивался к чужим суждениям, жадно впитывал образцы народной мудрости. Таким образом, он прошел хорошую школу.
В 12 лет получил благословение от самого Казыбека би Каздаусты. С этой поры Балпык стал узнаваем народом как человек умный и проницательный, как человек дела и хороший советник, как отзывчатая личность.
Легенды говорят о разностороннем таланте, высоких моральных качествах, трезвом уме, справедливости и верных политических взглядах Балпык би. Он был соратником Толе би Алибек-улы, которому принадлежит следующее высказывание: «Если хочешь быть справедливым, забудь о родственниках, будь беспристрастным. Справедливость достигается прямотой. Общественные заслуги всегда ценятся. Никого не обманешь пустыми словами».
И Балпык би не бросал слов на ветер, взвешивал каждую свою мысль, и только после этого громким, четким голосом высказывал её.
Известны его изречения: «Только Аллах знает, что ждет нас впереди», «Не защищай плохого человека – он опозорит тебя!», «Избегай трудных путей, сохраняй в целостности народ». Мудрец говорил, что надо жить жизнью народа. Он наставлял молодых: «Исполняй работу по силам и сохраняй свою честь». А еще он говорил, что горбатого только могила исправит – дурной человек никогда не осознает заботы о нем. «Воспевай и уважай хороших людей, тогда и сам возвысишься».
Как бия, его волновала судьба народа, и в подтверждение этому служат такие слова, которые со временем стали пословицей:
- Не будет единства – не будет и сплоченности народа. Степь украшает зеленая трава, а народ украшает молодежь. Не будет доброго дела, если к нему приступить необдуманно.
К нему без конца шли и стар, и млад, и богатый, и бедный и для каждого у него был ответ на задаваемый вопрос. Народная память хранит одну такую показательную историю.
Пришел к Балпык би один джигит, которому едва исполнилось 25 лет. Вот он и спросил:
- Скажите, ата, каким человеком я стану?
Долго смотрел на него ата, а потом сказал:
- Хочешь быть хорошим человеком – будь умным, уважай любовь и человеческие чувства; хочешь отличиться – старайся. Ведь у тебя впереди вся жизнь.
Или еще пример.
…Однажды встретились Кабылиса, Ескельды и Балпык. И сказал тогда Балпык:
- Аминь, я даю бата, пусть поддержит меня Кызыр-ата, пусть всегда будут жить старшие братья, а младшие перенимают их ум.
Он считал, что все зависит от самого человека. Человек сам должен стремиться к лучшему, всегда заботиться о себе, о чистоте своих помыслов, и Аллах не оставит его незамеченным. У народа есть крылатое слово, что жизнь научит многому.
Балпык би говорил: «Не хочешь вредить себе – не хвастай, не слушай посторонних. Будешь милосердным – будет у тебя много друзей».
Однажды он заметил: когда хан сердится, это не предвещает добра. Или: правитель зависит от народа, хотя считает себя Аллахом…
Мудрые высказывания, праведные дела Балпыка би пережили время, и уже в этом заключается уникальная особенность выдающегося предка.
Во времена угрозы захвата казахских земель со стороны Джунгарского военно-феодального государства, известные исторические деятели Ескельды би, Кабылиса жырау, Кабанбай батыр, держа совет, решили послать разведку в стан калмыков. Балпык би со своими знаниями языка и дара дипломата как нельзя лучше подходил для этой миссии. Сведения, добытые Балпыком, во многом превосхитили победу казахского войска. В тот период как раз предводителем калмыков был славный батыр Калдан-хан. Это известный исторический персонаж, хан Джунгарского государства – Калдан-черин, или - Галдан-чирин.
Позволим себе процитировать газету «Шалкар» от 6 февраля 1991 года, присланную исследователем из КНР Зейтколлой Саником:
«…в 1716 году рука джунгар протянулась от Или до Аягуза. А война 1723 года у всех в памяти. Джунгары, разделив 70-тысячное войско на 7 частей по 10 тысяч воинов в каждой, обрушились на казахскую землю. Первые десять тысяч возглавлял сын Сыбан-Рабадан Хахдан-Черин, дошедший до Балхаша и отрогов Каратау».
В то время жетысуским батырам Ескельды и Балпыку было одному 34, а другому 31 год. Возраст как раз подходящий для свершений подвигов настоящими мужчинами! Они выказали высочайшее мужество и отвагу во имя освобождения Родины от захватчиков. Становясь одним из предводителей национально-освободительного движения против нашествия джунгарских калмыков, Балпык би, наряду с мудрецами и батырами Жетысу Ескельды би и Кабылисой жырау в это трудное и сложное время плечом к плечу встали грудью на защиту своего Отечества.
В течение столетий джунгарские калмыки постоянно совершали набеги на казахские земли, оттесняя народ с обжитых земель, держали казахское общество в состоянии постоянного напряжения. Организованный отпор агрессивным устремлениям джунгарским феодалам начался в 1726 году. Казахские ополчения в 1728 г. на берегу реки Буланты нанесли агрессору поражение, а в 1730 г. разгромили джунгарские войска к югу от озера Балхаш, в районе Аныракай. Балпык, Ескельды, орак батыр, возглавляли войска жалайыров при Аныракайской битве.
Известно, что Балпык би вместе с Ескельды би, акыном Кабылисой, батыром Ораком помогли жалаирам перекочевать с берегов Сырдарьи и Шу в освобожденные от врагов Жетысуйские края. Они много сделали полезного для народа. Ескельды и Балпык возглавляли войско, а Кабылиса жирау своими глубокими мыслями и пламенными речами поднимал дух народа.
Современному писателю-фольклористу Оразу Исмаилулы выпало счастье встретиться с аксакалом Апсенетом, когда тому было 85 лет, и жил этот потомок Балпык би в селе Копа Кербулакского района. Писатель узнал, что в доме аксакала бережно хранятся кое-какие вещи, принадлежащие знаменитому предку, батыру и судье. Мудрый аксакал внял совету исследователя и сдал эти вещи в областной краеведческий музей, где они заняли достойное место в экспозиии как самые ценные реликции прошлого.
Со времен хана Аз-Тауке не защищали воров и преступников – такого закона придерживались и в те времена, когда Балпык был еще молод.
Однажды его брат Кешеубай заподозрил свою жену в измене, обвиняя её в связи с баксы – целителем. Соперника он убил на месте, потому то и вышел страшный скандал. Родичи баксы приехали, чтобы устроить погром аула Кешеубая. Собрались все старшины с надеждой разрешить дело мирным путем. Когда спросили мнение Балпыка по этому поводу, несмотря на молодость, он сказал вполне мудро: «Но ведь целитель был убит на месте преступления, его вина доказана, - зачем же его защищать?»
Балпык - не просто мудрец, учивший добру, не просто красноречивый оратор, но и человек, возглавивший народ в трудное время, вождь.
В сентябре 1994 года, когда в нашей стране широко и массово отмечалось 300-летие Балпык бия, группе исследователей попалась в руки рукописная книга Ильяса Жансугурова, которая находилась в Академии Наук КазССР с 1944 года, потому как была сдана туда вдовой классика Фатимой Габитовой. Кстати, опись этой книги храниться и в литературном музее И.Жансугурова города Талдыкоргана.
На старых пожелтевших страницах ученые-филологи обнаружили сведения 74-летние давности о Балпык би, написанные арабским шрифтом самим Ильясом-агой. Заголовок рукописи гласил: «Жалаир Балпык би. Из уст Мусапира Косымхана». Вот её дословный перевод:
«В давние времена правил тремя народами: киргизами, казахами, сартами – албан Мамбет. Это был замкнутый, сильный, суровый человек. Дом его был переполнен богатством: шелковыми коврами, одеялами, подушками и многим другим. Мамбет был таким надменным, что даже когда в дом к нему приходили люди, он лежал, облокотившись и укрывшись чапаном, не поднимая головы. Добродушные, жизнелюбивые сарты, киргизы, казахи боялись даже зайти к нему в дом. А если и заходили, то не решались к чему-либо прикоснуться в его доме, а располагались возле двери. Ну, а на почетное место в юрте вообще никто не садился.
Однажды пришел по одному делу к Мамбету жалаир Балпык, сел около двери и как только начал говорить, Мамбет прервал его:
- Жалаирцы – должники мои, - произнес он грозно, и больше не стал с ним разговаривать.
Об этом услышал Турлымбет, человек из того же рода.
- Если этот недостойный не стал разговаривать с самим Балпыком, посмотрим, как он будет разговаривать со мной, - так сказал Турлымбет и собравшись отправился в дом к Мамбету. Он прошел на почетное место и невзирая ни на что и даже не поздоровавшись, сел. Жена Мамбета преподнесла ему чашку коже, но и его он не принял. Но она все равно поставила коже перед ним. Насупившись, сидел Турлымбет и не говорил ничего. И тогда жена правителя обратилась к нему:
- Эй, бедняк, ну что ты за человек. Будешь ты кушать или нет, меня не волнует, но посуду мне освободи.
Турлымбет взял ложку в руки:
- Я обошел шесть алашев, после меня, наверное, нигде не осталось коже. И к бию аргыну Караменде ходил, он встречал меня. И вот пришел к Мамбету, который, конечно же не Бог, хоть и считает себя им, но все же правитель трех народов. И вот он встречает меня. Ох, коже, коже, куда не пойду, от самого дома преследуешь меня. И смерть моя, наверное, от тебя будет! – и стал недовольно бить ложкой по коже, пока Мамбет не поднял свою голову.
- Эй, ты кто такой? – сказал он.
- Я жалаир, - ответил Турлымбет.
- Вижу, ты хитрец с большим умом. А я вот хоть зовусь правителем, но так никогда и не смог ни опередить жалаирцев, ни расчитаться с ними.
- Балпык подобен скакуну Аманбека, которому ничего не стоит скакать без остановки с пятницы до пятницы, а кто ты по сравнению с ним? – грозно сказал Турлымбет.
Тогда Мамбет, посмотрев на свою жену, говорит:
- Я слышал, что у жалаирцев есть один хитрец, наверное, этот он самый.
- Возможно, видишь, как он странно ведет себя, - сказала жена.
Мамбет поднялся, и жена, захохотав, сказала:
- Для такого уважаемого гостя у меня припасено кое-что и повкуснее коже, - и из серебрянного сундука достала жент и поставила перед Турлымбетом.
Оправдываясь за поданное коже, Мамбет попросил Турлымбета никому не рассказывать про этот случай. И напоследок подарил ему коня и шубу.
Эту историю услышал один сарт, приезжавший в тот аул после Турлымбета и распространил её всему народу. Дошла она и до Балпык бия. Пригласив Турлымбета к себе, он сказал:
- О, жаргым, не ценил я тебя раньше. Слышал я, как ты осадил за меня гордого Мамбета. И за это тебе мой подарок: конь и верблюд».
Помимо всего рассказанного про Балпык би, следует добавить, что он был еще и ясновидящим.
Однажды, когда бий заночевал на Бектау, то увидел во сне своих будущих детей: Телекши и Суранши и двух дочерей. У Телекши было двое детей: Байгоныз и Темозы. От Темозы родился Иманбек, от Иманбека – Нусупбек, а от Нусупбека родился Апсенет.
По ходу добавим несколько слов о поколении Балпыка. Все его дети выросли достойными людьми. Особенно отличился старший сын Туленше. О нем хорошо отзывался Чокан Валиханов, в своё время сказавший, что дети Балпыка получили прекрасное воспитание и были достойны своего отца, бережно сохраняли в памяти его наказы.
Беленше был достойным продолжателем семейной традиции, как бия, его высоко ценила российская царская администрация. Он оказался носителем прекрасных дипломатических качеств. И сын его Оспан тоже стал бием.
О скромности и мудрости Балпык би говорит и то, что почитая Ескельды би, который был старше на два года, он просил похоронить его ниже могилы Ескельды на две версты. В течение более 300 лет ночуют у их изголовья больные и страждущие, чтобы получить облегчение. Сильная вера помогает им преодолеть свои недуги. Случается и так, что даже больной скот прогоняют неподалёку от святых могил, веря, что это поможет справиться с несчастьем и сохранить поголовье. К аулие обращались за помощью и при их жизни.
Вот, какое высказывание есть у Чокана Валиханова по поводу темы аулие (праведник): «Казахи высоко чтут память умерших и преклоняются перед их духами. В трудные моменты вызывают их, прося помощи. Если же приходит успех, то благодарят за это Бога и духов своих предков».
Согласно существующей народной энциклопедии, появившейся в Казахстане в 1971-1978 годах, в которой тема аулие трактуется следующим пояснением: «Аулие – религиозное понятие, согласно которому умершие предки влияют своим духом на жизнь последующих поколений. Люди, обладающие качеством аулие, и после смерти имеют сильное влияние. Поэтому места их захоронения считаются святыми. По народным верованиям тот, кто преклоняется перед духом аулие, не будет оставлен его вниманием и заботой. Дух аулие приносит счастье и облегчение в трудный момент, к нему обращаются за помощью отчаявшиеся люди».
Интересно, что подобное можно наблюдать и в христианской вере – там тоже есть свои святые места, святые люди и исцеляющие мощи.
У казахов принято приносить в жертву духам баранов, посвящая животных их памяти, ночевать у святых захоронений, испрашивая помощи в несчастьях. Всякий страждущий идет к святой могиле со своим. У кого нет детей – просит святого послать им ребенка, кто болен – просит исцелить.
О святости Балпык би говорит и тот факт, что уже в советскую эпоху, прокладывая Турксиб, власти сравняли с землей ничем не приметнуюмогилу, уложили рельсы. Наутро строители увидали разбросанное и искореженное железо, разрушенную дорогу. Тогда, не боясь репрессий, люди, знавшие историю и обычаи казахов, И. А. Шифрин, С. Нурсеитов, К. Байсаков, Б. Карбозов объяснили, что здесь похоронен великий человек и дорогу увели на 30-40 км дальше от святого места.
…Сразу за селом Оян по трассе Уштобе – Кальпе, дорога берет круто влево. Место это исстари считалось святым. Несмотря на все запреты и осуждения, в давние годы сюда неприменно приезжали паломники, чтобы отдать дань памяти Балпыку. Здесь сначала был небольшой мавзолей на могиле Балпыка, подпольно сооруженный из глины, затем из кирпича, но время сказывалось на разрушении этих построек. И тогда, уже в новых условиях, за три года был возведен новый мавзолей, облицованный белым мрамором, торжественное открытие состоялось 16 сентября 1994 г. и было приурочено к 300 - летию со дня рождения святого.
Мавзолей - сложное переплетение архитектуры и строительного искусства. При его возведении использованы местные материалы - мрамор привезли из карьера, что находился близ совхоза «Новый мир», надгробный камень из черного гранита спустили с гор близ Сарыозека, оттуда же привезли материал по благоустройству территории комплекса. Купол из оцинкованной жести изготовили рабочие ремнтно-механического завода, арматуру, цемент поставили из дорожно-ремонтных механических мастерских станции Уштобе, ажурные двери и решетку окон отлили в Уштобе.
К мавзолею ведут мраморные ступени, и сразу же за чугунной ажурной дверью, открывается зал, где нахотся захоронение Балпыка. Об этом говорит надпись на большом гранитном камне: «Здесь покоится аулие, Бий, батыр Балпык Дарипсалулы (1694 -1782)».
Первым смотрителем (шырыкшы), по преданию, являлся Отеген ата.
Нынешный шыракшы могилы святого Амангельды Онгаров является 12-м из их числа. В 1920-30-е гг., смотрителем был дед Онгарова - Ахметше, прямой потомок батыра Балпыка, с супругой Назилой. Ахметше Курманбеков умер в 1954 г. Смотритель А. Онгаров выполняет свои обязанности с 1994 г. на добровольных началах: встречает посетителей, читает Коран, осуществляет уборку мавзолея. В 2007 г. на средства общественности и при содействии районного и сельского акиматов осуществлен капитальный ремонт мавзолея Балпык би.
О памяти. В областном центре – Талдыкоргане есть улица Балпык би (бывшая ул. Коммунистическая). На площади перед бывшим кинотеатром «Казахстан» с октября 2006 года возвышается монумент, названный «Уш бэйтерек», где Балпык, Ескельды, Кабылиса – три человека, которых соединила земная судьба, и на этот раз все трое вместе, кидают взоры на любимые горы, плодородные равнины – благословенный край Жетысу, который они в своё время отстояли. В Уштобе при входе на парковую аллею поставлены памятники – бюсты Балпык би и Ескельды би. Село городского типа и административный центр в Коксуйском районе с 1997 года носит название Балпык Би (до 1942 года он назывался Дунгане, затем до 1997 –Кировский). Здесь прославленному земляку поставлен памятник.
В областном историко-краеведческом музее имени М. Тынышпаева бережно хранятся экспонаты - предметы, некогда принадлежавшие историческим деятелям XVII-XVIII вв. Это каменная зернотерка, четки и стремя Балпыка би, кумган Кабылисы жырау, уникальное и дорогое приобретение, в 1985 году привезенное со станции Жоламан Кербулакского района, - дулпыга (кольчуга) Балпыка.
Завершая рассказ о жизни и делах такого человека как Балпык-ата, Балпык-аулие, батыра и оратора, которому в 2019 году исполнилось 325 лет со дня рождения, хотелось донести до сознания современного читателя огонь его души, его устремленность и верность, духовное родство с народом казахской степи. Такие люди как Балпык би – это наша совесть и наша человечность. Вот кого испокон веков называли нашими духовными учителями.