Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Тема: Общество/Қоғам

ВСЕ РАДИ ПОБЕДЫ


29 августа 2019, 07:32 | 2 001 просмотр



РУХАНИ ЖАНГЫРУ

ВСЕ РАДИ ПОБЕДЫ

Мужество есть презрение страха.

Оно пренебрегает опасностями, грозящими нам,

вызывает их на бой и сокрушает.

Сенека

 

Они являли собой достойный пример доблестных казахских воинов ХVIII века. В истории освободительной борьбы казахского народа яркими звездами блистают имена представителей Среднего жуза ОлжабайТолыбайулы (1709-1783/85), ЖасыбайОмирулы (1726-1752), МалайсарыТоктауылулы (1708-1754)-руководителей национально-освободительного движения против джунгарских захватчиков, убежденных сторонников Абылай хана.

Кто из нас не знает картину Виктора Васнецова «Три богатыря»? Такими же богатырями были у казахов ополченцы Олжабай, Жасыбай и Малайсары.

 

Казахский батыр Олжабай Толыбайулы происходил из рода Айдабол племени Аргын Среднего жуза. Он был рожден в 1709 году в Ерейментау, Акмолинской области. Его родословие (шежире) выглядит следующим образом: Алаш-Жанарыс- Кара Ходжа -Аргын- Кутан (Кодан) -Мейрам-Суюндик-Сугыншы-Шуманак-Кулболды–Айдабол -Малкозы–Толыбай - Олжабай.

Прадед Олжабая, Айдабол, стал судьей еще в 13 лет. Все дети, рожденные от трех жен Айдабола, были талантливыми акынами и батырами.

Младший сын АйдаболаКенжекозы, рождённый старшей женой, умер рано, и его нареченная, Есенбике, дочь батыра Каратая, осталась вдовой. По традиции, на вдове должны были жениться брат или племянник покойного (каз. Амангерлік - Аменгерство), и Есенбике вышла за племянника Кенжекозы, Толыбая. От этого брака и родился Алажакы, названный в народе Олжабаем.

Отец Алажакы-Олжабая, Толыбай, был биему Тауке-хана. Он скончался в 1723 в период джунгарского нашествия (1723-1727) от раны, полученной от ойратской пули.

Стринадцати лет Олжабай воспитывался у деда по матери, то есть у Каратай батыра, получив от него азы воинской науки. Каратай-батыр постарался дать внуку достойное образование.Юноша окончил медресе в Туркестане, где блестяще овладел арабским и калмыкским языками.

Согласно легендам, в первом сражении юному батыру доверили почетную миссию – быть знаменосцем Каратай батыра. Сохранилось много народных преданий, дастанов, в которых описываются подвиги, находчивость Олжабая.

В те печальные годы в самом сердце батыров звучала родившаяся в условиях тяжких испытаний народная песня-плач (жоқтау) «Елим-ай», которую исполнял поэт и воин Кожаберген-жырау. Угоняемые на чужбину казахи пели: «Близкие и Родина остались позади, тоскуя по ним, горькие лью слезы». Эта песня, этот плач заставили батыров Олжабая, Малайсары и многих других возглавить народно-освободительное движение.

Но началось все с поражения. В 1718 году, когда свирепые ойраты вторглись в северо-восточные пределы Казахстана, народные ополченцы не смогли удержать их. Слишком превосходящими были силы врага и он продолжал экспансию. Но постепенно крепли, ширились, умножались силы сопротивления, которыми руководили батыры Олжабай, Малайсары и Жасыбай. К сожалению, представители степной аристократии, занятые эгоистическими устремлениями, в то время не сумели организовать должного отпора захватчикам. Это удалось народным батырам.

В народной поэме «Олжабай батыр» герой предстаёт как народный защитник, активный участник освободительной борьбы казахского народа против джунгарских захватчиков.

«Ер Олжабай» - казахский героический эпос (жыр), повествует о подвигах батыра Олжабая, жившего в XVIII веке при правлении хана Абылая. Произведение неизвестного автора записано со слов народных сказителей. Благодаря ему нам известно настоящее имя батыра -Алажакы. «Ер-Олжабай» - памятник казахской словесности; события в нём описаны увлекательно, 11-сложный стих чередуется с 7-8-сложным и прозой. Хранится в рукописном фонде Центральной научной библиотеки Республики Казахстан.

Рассказы о подвигах Олжабай батыра можно найти в работах Чокана Валиханова, Машхура-Жусупа Копейулы. Казахские легенды и подлинные факты о героизме Олжабая приводятся в трудах русских ученых Ф. Щербины, Н. Коншина, Н. Смирновой и Д. Примака.

Олжабай был родственником Толе-бия, и с юных лет дружил с Абылай-ханом. Это именно о нём легендарный правительскажет крылатые слова, что сохранятся в истории: «Пусть будет жив-здоров наш Олжабай, это будет означать, что и народ наш останется живым-здоровым».

Олжабай Толыбайулыстал одним из батыров-знаменоносцев Абылая, участвовал в освобождении от джунгар Жетысу, защищал казахские земли в битвах с Галдан-Цэрэном и шуршутскими (китайскими) войсками. Недаром его имя стало девизом для многих казахских племен. Во многих боевых походах он плечом к плечу, бок о бок сражался вместе с такими прославленными батырами, как Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богембай, Бесентеин Малайсары.

Ему же выпала честь вызволять из ойратского плена Абылай-хана.

Даже враги признавали достоинства Олжабай-батыра. Согласно одного предания, самджунгарский хунтайджи Галдан-Цэрэн, решил помериться силами с казахским батыром. И Олжабай, представитель «черной» кости, сразил калмакского правителя... своим великодушием. Когда настал черед стрелять в противника, Олжабай, славившийся искусством меткой стрельбы из лука, пустил оперенную каленую стрелу... в сторону.

Да, это была «чернь», достойная дружбы с ханами. Недаром всю жизнь дружили Абылай-хан и Олжабай-батыр. И это дружба свидетельствовала о том, что кастовые различия - ничто перед истинным величием, величием души и ума.

Олжабай-батыр участвовал в освобождении Баянаула, Туркестана и Ташкента (1735), отражал набеги Галдан-Цэрэна (1736) и китайских войск (1756). Он одним из первых кто повел казахских воинов на освобождение от грозного врага родного Баянаула. О его готовности пожертвовать, если понадобится, своей жизнью во имя спасения родины свидетельствовали ратные подвиги в прошлом и настоящем.

Академик А. Маргулан отмечал, что казахско-джунгарские сражения в Баянаульских горах пришлись на 40-е годы XVIII века.

В 1741 годy, когда Абылай, будучи главой Среднего Жуза, находился в плену у джунгарского владыки Галдан-Цэрэна, джунгары пытались захватить Каркаралинские и Баянаульские степи со стороны Иртыша.

Они устраивали частые вылазки и набеги на аулы, угоняли скот, грабили, сжигали жилища мирных казахов. В живописной долине Жамбак Олжабай батыр с племянником Жасыбаем и с другими батырами организовали отряд для отпора врага.

Известный летописец Машхур-Жусуп Копейулы в своем труде «История Сарыарки» отмечает: «В Баянаульских горах есть перевал Жасыбая, названный так в знак того, что в этом месте великий батыр был убит и захоронен».

Особые воинские доблести и героизм проявил Олжабай батыр в сражении с джунгарами у подножия Баянаула. Здесь они с племянником Жасыбаемподжидали джунгар в засаде.

ЖасыбайОмирулы (1716-1741)–легендарный казахский батыр из рода -аргын Среднего жуза. Он происходит племени басентеинов.Родился в Баянауле (Павлодарская область).

Его отец Омир был красноречивым и остроумным человеком. Его мать - сестра знаменитого казахского батыра Олжабая. В родословной Жасыбая называют «племянником Олжабая». Их было двое братьев, младший брат известным батыр Байсары героически боролся против джунгар.

Про Жасыбая написано много в трудах Н. Я. Коншина, в народных родословных, устных преданиях, ему посвящен дастан «Ер Жасыбай».

По источникам известно, он был не только племянником Олжабая, но и его близким другом в сражениях против врагов. С детства славился своей меткой стрельбой из лука и как борец.

Принимал активное участие в освобождении Баянаульского края.

История гласит, что в 1741 году джунгарские войска со стороны Иртыша совершили захватнический набег на баянаульские степи. Тогда казахский хан Абылай для отпора врагу на восточном берегу озера Сабындыколь срочно организовал боевые отряды под предводительством Олжабая Толыбайулы, батыра Среднего жуза. Во главе одного из отрядов встал его племянник – отважный Жасыбай батыр.

И вот теперь  в 1741 году Жасыбай со своим войском меньше чем тысяча сарбазов ждал врага у перевала возле Шойынколя, а тем временем Олжабай со своим отрядом – у перевала возле озера Торайгыр. Джунгарам, наступающим на участке Жасыбая, удалось прознать о засаде и они двинулисьв обход, неожиданно атаковали лагерь казахского войска, можно сказать, надеялись, что застанут врасплох Жасыбая. Но не тут-то было. Враг получил достойный отпор, мало того он был отчасти разбит.

Жасыбай батыр сражался с особым героизмом, в ходе боя в открытое место в доспехах попала стрела калмыка, и герой умер.

В этот момент на место сражения через горный перешеек Олжабай вошел со своим войском. В холмистой местности, в 95 километрах к востоку от Баянаульских гор, войско Олжабай батыра окружило джунгар и уничтожило их. Друг и соратник Олжабая ТоргулБаймурат, увидев в каком состоянии полководец, чей внешний вид мог внушать только страх, произнес: «Теперь отдыхай, нет никого, кто бы мог пойти против тебя, остальных предоставь мне». Батыр Олжабай возразил: «Я не отомстил еще и за один палец Жасыбая».

Побежденные калмыки просили о пощаде, и эхо гор повторял их мольбы. Тогда Олжабай батыр сказал: «Все вы вместе не стоите и мизинца убитого Жасыбая. Тот, кто пожалеет врага, погибнет сам». Было столько убитых калмыков, что вся дорога была устлана трупами». (Н.Я.Коншин). С тех пор эти горы называются «Қалмаққырылған»,если дословно перевести – «калмыки истреблены». Это событие считается последним сокрушительным ударом в 200-летней истории казахско-джунгарских столкновений.

Великий ученый Чокан Валиханов описал в своих исследованиях могилу Жасыбая, которая расположена на перевале, между озерами Жасыбай и Сабындыколь. Жасыбай батыр сражался за родную землю и погиб, защищая свой народ. За это героизм народ чтит и помнит его.

В местечке «Аккелин кок донбак» казахи торжествовали победу над войскомзахватчиков. Но Жасыбай ушел из жизни для того, чтобы обрести бессмертие. Именем батыра стали называть перевал между красивым озером Шойынколь переименованным в «Жасыбай көлі» (озеро Жасыбая) и нынешним поселком Баянаул, где и был похоронен герой.

В пяти километрах к северо-западу от аулаБаянаул Баянаульского района на старом перевале к озеру Жасыбай, в горах Баянаула расположена могила Жасыбай батыра. Место захоронения героя выложено камнем и огорожено кирпичом. Сегодня оно входит в перечень ста сакральных мест Казахстана. Народная тропа к могиле батыра Жасыбая не зарастает и никогда не зарастет.

В 2008 году место захоронения героя исследовала экспедиция отдела свода научно-исследовательских и проектных работ филиала Республиканского государственного предприятия «Казреставрация» под руководством Гульнары Камаловой.

Место захоронения батыра считается священным.Могила Жасыбай батыра (XVIII в.) - одно из памятных мест для казахского народа. Оно напоминает нам об эпохе, запечатленной в истории под названием «Актабан-шубырынды» - «Годы великого бедствия».

Местный краевед и писатель Николай Коншин так описывал исторические события, происходившие в Баянаульских горах в XVIII веке:

«Лучшими по красоте местами в Баянаульских горах считаются два больших ущелья с озерами Жасыбай и Торайгыр… На вершине одной горы похоронен батыр Жасыбай, в честь которого и было в дальнейшем названо близлежащее озеро. Жасыбай жил в те далекие годы, когда казахи вытесняли из Баянаульского края живших там калмыков. Это был известный батыр, не раз наносивший поражение врагам. Однажды по поручению главного предводителя казахов Олжабая Жасыбай должен был с небольшим отрядом удержать в горах калмыцкого хана с тысячей калмыков. Битва была жестокая, и Жасыбай показывал чудеса храбрости, пока калмыцкий хан не нанес ему смертельную рану. Герою выстрелили в шею, не прикрытую кольчугой. Дрогнули казахи, но в это время к месту битвы подоспел Олжабай, и ущелья огласились криками калмыков, просивших пощады. Однако батыр был безжалостен к врагам, погубившим его соратника. С грозным криком: «Вы и пальца Жасыбая не стоите!» – Олжабай со своим войском усеял трупами путь отступления джунгар».

(Источник: Н. Я. Коншин. Труды по казахской этнографии (переиздание). – Павлодар: НПФ «ЭКО», 2005. -310стр. – стр.42-43.).

В работе Машхура-Жусупа Копейулы «Олжабай и Жасыбай» эта история описана иначе. Так, согласно летописцу, в годы Великого бедствия род Басентиинов поселился в Баянауле. Джунгары готовили вторжение. Узнав об этом, Олжабай батыр привел из гор Улытау и Каратау свой род Суюндик. Зная, что противники приближаются, большинство аргынов покинуло Баян­аул, перейдя на правый берег Иртыша. В Баянаульских горах остались только воины Олжабая и Жасыбая. В легендах часто упоминается камень, возле которого был водружен общий флаг, символизирующий объединение батыров после долгой конкурентной борьбы. Народные герои решили действовать сообща. Жасыбай должен был защищать Шойындыколь, а Олжабай разместил свое войско вблизи озера Торайгыр. В ожидании врага Жасыбай, погадав на бараньей лопатке, предсказал исход битвы. Вскоре батыр увидел джунгар, достигших горы Кызылтау. Среди вражьего войска тоже был предсказатель. Согласно преданиям, два ясновидца узнали друг о друге на расстоянии. Джунгары пошли на хитрость. Изобразив отступление, они сумели усыпить бдительность казахов и напали на них спящих. Жасыбая враги подкараулили у охранного поста. Для того чтобы убить его, враг отправил 30 своих стрелков. Как только ничего не подозревающий герой подошел к охранной вышке, джунгары его расстреляли. Батыр погиб. Услышав о поражении Жасыбая, Олжабай батыр в спешном порядке собрал войско и бросился к месту сражения.

Как говорится в народных преданиях, батыр сравнял с землей джунгарское полчище. Баймурат из рода Тортуыл уговаривал Олжабая взять пленных, на что тот ему ответил: «Даже смерть всего этого войска не искупит и пальца убитого Жасыбая». Так безмерно один народный батыр уважал другого. В дальнейшем озеро, возле которого были разгромлены джунгары, было названо Шойындыколь, от казахского «шойын» – чугунный. Как поясняет Машхур-Жусуп Копейулы, близ озера осталось множество вражеских вещей, в том числе чугунная посуда. Впоследствии это озеро было названо Жасыбай как дань уважения великому батыру. Битва с джунгарами продолжилась к востоку от Баянаульских гор. Олжабай батыр добил врага в горах Серектас (ныне гора «Қалмаққырған» – «место гибели калмыков»).

По свидетельству Машхура-Жусупа Копейулы, джунгары после этого сражения оставили свои попытки напасть на эти земли.

- В истории по сей день не установлена точная дата казахско-джунгарской битвы. В четвертом томе книги «Из материалов о захвате казахских земель» в разделе «О переходе к оседлости уезда» есть такие сведения: «Внук младшего сына Айдабола Олжабай, служивший хану Абылаю, 160 лет назад, т.е. в 1730 году, пришел в Баянаульские горы. Здесь, столкнувшись с джунгарами, он поднял против них войска и сумел оттеснить врага к югу. Мудрая политика хана Абылая и мужество Олжабая сыграли в этой победе немаловажную роль», - рассказывает исследователь сакральных мест Казахстана, кандидат исторических наук КайратБатталов.

В 2005 году потомки батыра установили на этом месте надгробный камень. Его верхняя часть представляет собой бюст батыра, внизу выбита надпись «Жасыбай батыр. XVIII век» и несколько мудрых изречений того далекого прошлого. Памятник изготовлен из черного мрамора. Свидетельства о храбрости батыра Жасыбая, о его мужестве и полководческом таланте по сей день живут в народной памяти. Именно такие герои сумели сохранить казахские земли.

Через века дошла до нашего времени удивительная легенда о Жасыбае, которую бережно сохранила народная память. Вот она: «Жил в этих землях молодой батыр Жасыбай. В последствии погиб Жасыбай в свои 19 лет, защищая родную землю от бесконечных набегов джунгар. Было у него еще два брата: Олжабай и Кенжебай. Заспорили они как-то, кто из них ловчее и сильнее. Решили они забраться на один из перевалов и кидать оттуда камни, у кого дальше улетит. Взяли они огромные валуны, поднялись на старый перевал (потом именно на этом месте погибнет Жасыбай в нечестном бою с джунгарами). Первым кидал камень Олжабай. Приложил он максимум усилий, улетел камень, стукнувшись о землю- этот камень образовал небольшую воронку.

Настала очередь кидать камень Кенжебая. Как ни старался Кенжебай кинуть камень дальше камня Олжабая, попал его камень в камень Олжабая. Еще больше образовалась чаша.

Настала очередь кидать камень Жасыбая. Кинул камень Жасыбай, и угодил его камень прямо в предыдущие два камня. Как только стукнулись камни, из-под камня Олжабая начала пробиваться вода и заполнять чашу, образованную ударами камней об землю. Долго ли эта чаша заполнялась нам не известно, но когда она заполнилась, образовалось прекрасное озеро. Люди его прозвали Шоинколь, что в переводе с казахского означает «чугунное озеро». Цвет воды напоминает цвет расплавленного чугуна. Потом когда произошла гибель Жасыбая, люди в память о нем стали называть озеро Жасыбай. Так вот, когда чаша заполнилась полностью, осталась на поверхности воды часть камня Жасыбая. Так и остался он островом на озере. Потом этот остров называли: «Остров Сокровищ», «Остров Змей», а сейчас он называется «Остров любви».

Академик Алькей Маргулан, уроженец Баянаульского района, сделал запись исторической песни о батыре Жасыбае, запись хранится в библиотеке Национальной Академии Наук РК.

В 2011 году исполнилось 285 лет со дня рождения Жасыбай батыра. Поэтому главная цель созданного общественного фонда – организовать к этой дате сбор достаточных средств для постройки надгробного памятника на месте захоронения Жасыбай батыра. К чести благодарных потомков намеченное ими было достойно исполнено. От ныне на месте захоронения поставлен памятник в виде мраморной стелы с гравированным портретом Жасыбай батыра, а в шести км к северо-западу от аула Баунаул, на возвышенности слева от асфальтированной дороги к озеру Жасыбайвоздвигнут – памятник-бюст героическому батыру.

Но вернемся к некоторым биографическим уточнениям, касательно Олжабай батыра.

Отметим, что он был сторонником сильной централизованной государственной власти во главе с Абылай-ханом. Казахский народ признает в Олжабай батыре крупного дипломата: значимо его участие в казахско-китайских отношениях середины XVIII века. В «Черной книге» Олжабая, в которой он вел записи о сражениях, часто упоминаются имена Казыбек бия, Абылай-хана, Богембай батыра.

Смерть доблестного батыра Олжабай Толыбайулы наступила по одним сведениям в 1783 году, а по другим – в 1785 году. До 1937 года у потомков сохранялось  его знамя.

В 2004 году село Благодатное Ерейментауского района Акмолинской области было переименовано в аул Олжабай батыра.

Административный центр сельского округа имени Олжабай батыра находится примерно в 42 км к юго-западу от центра города Ерейментау. В 1999 году население аула составляло 1642 человека (870 мужчин и 772 женщины). По данным переписи 2009 года, в ауле Олжабай батырапроживали 1322 человека (669 мужчин и 653 женщины).

Хотелось бысделать акцент на потомках Айдабола, потомка Суюндыка. Айдабол был известным бием, шешеном (оратор), родился и вырос в окрестностях Ташкента. У него было восемь детей от четырёх жен. Первая жена родила сыновей Жанкозы, Малкозы, Бозкозы. Вторая - Аккозы и Каракозы. Третья жена - мать Тайгелтыра. Четвертая родила сыновей Кожагелды и Косжетер.

Потомки Айдабола известны всему Казахстану. Это такие выдающиеся личности, внесшие неоспоримый вклад в культуру, науку и искусство Казахстана, как народный артист СССР, кинорежиссер ШакенАйманов (1914-1970), акын, народный певец и композитор Жаяу Муса Байжанулы (1835-1929), классик казахской литературы, поэт, демократ-просветитель СултанмахмутТорайгыров (1893-1920), народный артист СССР, КаукенКенжетаев, заслуженный деятель науки, кавалер двух орденов Почета, основатель вирусологии и эпидемиологической службы в Казахстане академик ХамзаЖуматов (1912-1972), второй президент АН Казахской ССР после К. Сатпаева, академик ШафикШокин, геолог, создатель новых направлений в современной механике Земли академик Жакан СулейменовичЕржанов, доктор сельскохозяйственных наук, академик АрыктайКайыпов (1814-1993), и конечно жезнаменитый Жасыбай Омирулыбатыр, герой освобождения казахского народа от джунгар (XVIII в.)и герой сказаний и песен, борец за независимость народа батыр ОлжабайТолыбайулы.

Великий ученый Алькей Маргулан (1904-1985) является праправнуком, а поэт-писатель Олжас Сулейменов (род. 1936) - потомком в седьмом поколении легендарного защитника казахов Олжабай батыра.

Писатель-исследователь МаксатАлпысбес издал книгу о жизни и деятельности Олжабай батыра. В 2005 году в Карагандинском государственном университете имени Е.Букетова прошла международная научно-теоретическая конференция «Имена героев в памяти потомков», посвященная Олжабай батыру.

Память о достойных сынах народа – легендарных предках жива и на их героических примерах должна воспитываться современная молодежь.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-историк