Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Ато Браун: Цель проекта ВБ - расширенный охват населения более качественными медуслугами


12 июля 2019, 05:08 | 1 029 просмотров



НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - В чем заключается помощь Всемирного банка Министерству здравоохранения РК в деле внедрения системы медстрахования и какие результаты ожидаются от этого сотрудничества, в интервью МИА «Казинформ» рассказал постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане Ато Браун.


- Господин Браун, у Вас большой опыт руководства международными проектами в различных направлениях. Теперь есть опыт управления Проектом «Социальное медицинское страхование» в Казахстане и, насколько нам известно, Вы скоро завершаете свою миссию здесь. Поделитесь, пожалуйста, Вашим видением основной цели данного проекта, которому вы посвятили почти три года своей жизни?

- Проект «Социальное медицинское страхование» финансируется из средств займа Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка) и реализуется Министерством здравоохранения с 2017 года

. Его цель заключается в повышении доступности, качества и экономической эффективности системы здравоохранения, а также снижении финансовых рисков для населения, вызываемых проблемами со здоровьем.

А повышение качества медицинской помощи, как вы знаете, это непрерывный процесс, который требует значительных человеческих и финансовых ресурсов. Казахстан - это страна с доходами выше среднего.

И для таких стран, в большей степени уже взявших под контроль инфекционные заболевания, как правило, основными проблемами здоровья являются хронические неинфекционные заболевания, такие как диабет, гипертония, онкология. Система здравоохранения должна соответственно меняться с учетом тенденций и развития общества.

- Можно более подробно рассказать о направлениях проекта, что они из себя представляют? - Проект состоит из трех основных компонентов. Это поддержка внедрения системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), укрепление системы оказания медицинской помощи, как платформы для внедрения ОСМС, а также управление Проектом, мониторинг и оценка. В рамках первого компонента Проект содействует в разработке, реализации и управлении системы ОСМС путем прогнозирования и совершенствования механизмов сбора доходов, планирования бюджета здравоохранения на основе потребностей населения.

Будет обеспечена помощь в совершенствовании объемов медуслуг, в развитии информационной системы медстрахования и ее интеграции с системами электронного здравоохранения. Кроме этого, будет оказано содействие в совершенствовании механизмов закупок и способов оплаты услуг здравоохранения, лекарственных средств и медицинских технологий, механизмов финансового контроля и технического аудита. Некоторые сомневаются в прозрачности процессов, и поэтому мы работаем над тем, чтобы внедрение медстрахования, разработка механизмов сбора средств и их консолидация осуществлялись с учетом обеспечения социальной справедливости и безопасности. Более того, разрабатываемые в рамках проекта механизмы закупок и оплаты медуслуг ориентированы на постоянное повышение их качества, отсутствие дискриминации кого-либо при получении медпомощи, а также на аспекты безопасности в ходе оказания помощи. На этом же уровне должны быть выработаны рекомендации по альтернативным источникам финансирования, таким как специальные целевые сборы или средства от налогообложения вредных для здоровья продуктов и товаров. - Например?

- Это могут быть акцизы на табачные и алкогольные изделия, на сладкие газированные напитки, что успешно практикуется во всем мире. С одной стороны, это послужит хорошей возможностью получить дополнительное финансирование для здравоохранения, с другой - решить конкретные задачи по профилактике различных неинфекционных заболеваний, таких как диабет, сердечно-сосудистые заболевания и другие. - Какие задачи решает второй компонент?

- Это большой компонент, который нацелен на укрепление системы оказания медпомощи, в частности услуг общественного здравоохранения, первичной и вторичной профилактики заболеваний, на развитие сети медорганизаций, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Также делается акцент на улучшение оказания медпомощи на основе доказательной медицины, внедрении эффективных инструментов управления качеством медуслуг и безопасности пациентов, на развитии кадровой политики и модернизации медобразования на основе стратегического партнерства с ведущими зарубежными академическими центрами. Вся работа в рамках данного компонента направлена на адаптацию системы оказания медпомощи к дальнейшему функционированию в рамках системы медстрахования и повышение эффективности затрат на здравоохранение посредством влияния на качество предоставляемой помощи. Мероприятия второго компонента разделены на три крупные группы, или, так называемые, подкомпоненты. 

- Могли бы Вы рассказать о них подробнее?

- Первая группа мероприятий ориентирована на развитие эффективной сети организаций здравоохранения. Это охват широкого спектра вопросов, включая, например, разработку комплексной межведомственной стратегии формирования здорового образа жизни, информирования пациента и вовлечения его в укрепление собственного здоровья. В рамках этого подкомпонента создаются центры лучших практик по первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Специалисты ПМСП будут акцентировать свои усилия на профилактике и управлении заболеваниями, содействуя непрерывности оказания помощи в рамках подхода, при котором эта помощь оказывается мультидисциплинарными командами на первичном уровне, то есть участковыми врачами и медицинскими сестрами, психологами и социальными работниками, узкими специалистами по профилю с вовлечением самого пациента.

Такой подход способствует повышению мотивации и ответственности пациента с хроническим неинфекционным заболеванием к постоянному мониторингу состояния собственного здоровья. Это так называемая Программа управления заболеваниями, которая успешно зарекомендовала себя во всем мире и применяется в странах с развитой системой социального медицинского страхования, так как затрагивает ответственность за охрану здоровья не только со стороны государства, но и самих граждан. - Каким образом в рамках Проекта будут охвачены вопросы качества медицинской помощи?

- В первую очередь планируется оказать содействие в развитие системы оценки медицинских технологий, которая дает научно обоснованные данные о клинической и экономической эффективности, позволяет провести социальную и этическую оценку той или иной медицинской технологии или вмешательства, определить влияние на здоровье. В рамках проекта будет разработана методология приоритетности медицинских услуг согласно стратегии по достижению всеобщего охвата населения страны услугами здравоохранения. То есть оценка медтехнологий напрямую учитывается при формировании перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и пакета обязательного социального медицинского страхования, реализация которых начнется с января 2020 года.

- Что касается человеческих ресурсов, вы говорили о развитии кадровой политики и модернизации медицинского образования... Что конкретно уже сделано в этом направлении?

- По приоритетным для Казахстана направлениям медицинские вузы нашли опытных зарубежных стратегических партнеров, основная задача которых - поднять уровень образования, предоставляемого казахстанскими университетами, сделать их конкурентоспособными в данных направлениях, модернизировать учебную программу в соответствии с европейскими стандартами. В результате квалифицированные казахстанские специалисты и преподаватели с двойными дипломами смогут расширить качество и границы своей профессиональной деятельности. Например, Казахский национальный медицинский университет имени Асфендиярова совместно с Литовским университетом медицинских наук намерен развивать академическую систему здравоохранения и науки, то есть интегрировать медобразование, науку и практику на одной базе, а также усовершенствовать процесс подготовки врачей общей практики и педиатров. Западно-Казахстанский медицинский университет в партнерстве с польским Poznan University of Medical Sciences будет готовить специалистов по лабораторной диагностике в области онкологии и клинической фармакологии. Медицинский университет Караганды сотрудничает со Шведским LUND University по подготовке специалистов общественного здравоохранения. Уже разработана образовательная программа, которая планируется к внедрению с сентября 2019 года. Также они будут готовить специалистов биомедицины по новому формату обучения. Медуниверситет города Семей работает с турецким вузом Baskent University по подготовке специалистов в области травматологии и ортопедии, скорой неотложной медпомощи и радиологии/ядерной медицины.

Медуниверситет Астана будет готовить кадры по анестезиологии, реаниматологии, неврологии и менеджменту здравоохранения по усовершенствованной программе, которая сейчас разрабатывается совместно с Vilnius University. Также реализуется программа по подготовке специалистов сестринского дела расширенной практики. В рамках предшествующего Проекта Всемирного банка в Казахстане была внедрена программа прикладного бакалавриата для подготовки медсестер по опыту финского JAMK University, когда часть функциональных обязанностей врачей общей практики делегируется медсестре, получившей соответствующую профессиональную подготовку. Эта работа продолжена и в текущем Проекте.

Результаты мы увидим после первого выпуска данными университетами специалистов, подготовленных по новому формату обучения.  Также в рамках проекта будет модернизирована система сертификации и лицензирования специалистов здравоохранения. Система оценки будет полностью пересмотрена, начиная от уровня руководителей до специалистов. - Если мы правильно поняли, то в целом в результате реализации проекта можно ожидать улучшение состояния здоровья населения?

- Однозначно. Граждане получат пользу от расширенного охвата более качественными медицинскими услугами. В рамках ОСМС будет обеспечен стандартный пакет услуг здравоохранения, который четко сформулирован на основе оценки клинической и экономической эффективности медицинских технологий, более эффективной системы выбора и рационального использования лекарственных средств. Будет также повышен уровень социальной справедливости и защиты населения от финансовых рисков, вызываемых серьезными заболеваниями. Снизятся наличные платежи населения. За счет того, что Фонд медстрахования будет заниматься стратегически продуманной закупкой услуг и лекарственных препаратов, планируется улучшение соотношения цены и качества медуслуг.

А значит, будет усилена конкуренция среди поставщиков, что, в свою очередь, будет стимулировать повышение эффективности их деятельности. Мы очень надеемся, что в результате население будет все чаще прибегать к мерам раннего предупреждения заболеваний и укрепления здоровья, первичной медико-санитарной и амбулаторной помощи.

Развитие службы общественного здоровья позволит повысить эффективность управления факторами риска, особенно неинфекционными заболеваниями, снизить количество случаев осложнений и, следовательно, оптимизировать ресурсы здравоохранения в долгосрочной перспективе. Предоставление услуг здравоохранения, оптимизированное с приоритетом на первичную медико-санитарную помощь, поможет сократить чрезмерное потребление стационарных услуг.

Увеличится количество подготовленных высококвалифицированных медицинских работников, соответствующих клиническим специальностям.  - Когда мы сможем ощутить первые результаты от внедрения ОСМС? - Нужно понимать, что это трудоемкий процесс, требующий определенных усилий и вклада многих сторон, в том числе и со стороны самого населения. Думаю, когда система медстрахования заработает в полную силу, наберет обороты, мы сможем оценить первые результаты.



Автор:
https://www.inform.kz