Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Тема: Общество/Қоғам

ДОСТОЙНЫЕ СЫНЫ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ


5 июля 2019, 04:54 | 2 550 просмотров



ДОСТОЙНЫЕ СЫНЫ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ

 

Мужество и стойкость потребны людям

не только против оружия врагов, но и равным образом против всяких ударов.

Плутарх

История пишется людьми, что заносят на скрижали памятные события, прославленные имена героев, в соответствии собственных представлений о значимости фактов, личности исторических деятелей, дают оценку произошедшему, говорят о прошлом и настоящем в рамках устоявшихся понятий, в угоду текущему моменту.

В казахской национальной традиции всегда было в почете бережное отношение и сохранению в памяти, в устной литературе - легенд и преданий, героического эпоса, имен защитников земли предков.

1

Многочисленные легенды и древние сказания о подвигах казахских батыров хранит Жаркентская долина, когда в ХVII –XVIII вв. они отстаивали свободу и независимость в смертельных схватках с джунгарами (ойратами).

История края семи рек богата именами исторических личностей и лучших сынов Великой степи: Кожбанбет би, Малдыбай би, Шенти би; Болек батыр, Сатай, Шормак, Елтинди, Богай, Шойнак, Аралбай батыры. Их громкая слава, рассказы убеленных сединами аксакалов о мужестве, бесстрашии и стойкости гремели не только по всему Жетысу, но и за его пределами.

В жизненной канве Аралбая батыра множество эпизодов, примеров и доказательств героических подвигов этой яркой и незаурядной личности, подробностями которой занимались и занимаются многие общественные деятели, историки и писатели прошлого и настоящего. И на то есть причины.

Если откроем Казахскую национальную энциклопедию выпуска 2004 года, то в томе 1, на стр. 413, про нашего героя сказано: «Аралбай батыр родился в 1712 году в долине реки Шу. Посол, участник казахско-калмыкских сражений. Он был соратником таких батыров, как Каракерей Кабанбай, Богембай, Наурызбай, Отеген, Райымбек, Ханкельды. Он был послом хана старшего жуза Жолбарыса к Абулхаир хану с просьбой о принятии подданства России. Аралбай батыр был в составе посланников во главе с султаном Ералы, которые приезжали в Петербург в 1733-1734 гг. на приём к императрице России Анне Иоанновне. В 1740 году в долине рек Талас и Жетысу проявил героизм и отвагу в борьбе с калмыками. В одном из боев в долине реки Шу был убит».

Теперь сделаем несколько необходимых уточнений: во-первых, Аралбай батыр являлся младшим потомком Кебенека (Умбета) из племени Суан, рода Мырзагельды; во-вторых, рожден в долине реки Шу, близ Жаркента; а в третьих, смерть Аралбай батыра наступила в одном из сражений 1752 года в окрестностях Таласа.

Все знающий или почти все знающий Интернет, так объясняет значение редкого имя Аралбай. Оно имеет казахско-тюркское происхождение. Его составляющая комбинация: Арал + Бай = «правитель островов», в значении – «тот кто рожден на берегу Аральского моря»; бай – уважаемый, зажиточный, богатый человек.

Знаменитый акын Кенен Азербаев (1884-1976) в своих произведениях не раз воспевал подвиги Аралбая батыра.

Наш современник писатель Жолдасбай Турлыбаев (род. 1932 г.) создал исторический роман «Райымбек батыр» (Алматы, «Жазуши», 1992), в котором образ Аралбая батыра - один из главных. На страницах романа перед читателем разворачивается панорама событий при освобождении казахской территории, захваченной джунгарами, героических подвигов патриотов и воинов в лице батыров, кровопролитные битвы с чужеземцами-завоевателями. В романе даётся описание поездки Аралбай батыра в северную столицу Российского государства и его возвращение на родину. Автор рассказывает о последней битве в долине реки Шу, когда герой, преодолевая речной поток, был тяжело ранен, как он принял смерть и где был похоронен своими верными товарищами.  

Писатель и поэт Токбай Исабеков (1932-2003) в 1995 году поделился с читателями Талдыкорганской областной газеты «Жеруйык» уникальными заметками о Аралбай батыре.

Ему, нашему прославленному земляку, посвящена целая поэма журналиста и поэта Шаяхмета Алжанбаева.

Зримый образ отважного сына Жаркентской долины – Аралбай батыра запечатлен на портрете художника и земляка Хамита Абдуалиевича Файзуллина (род. 1955 г.).

Теперь обратимся еще к ряду других источников, в которых так или иначе фигурирует мужественный батыр – Аралбай.

В 2005 году в издательстве «Елорда» вышел в свет обширный сборник, приуроченный к 300-летию Райымбека батыра. Интересно, что в книге нашлось место сведениям о сподвижнике главного героя – Аралбай батыре. Так Мокен Болысулы в эпосе «Райымбек батыр» сообщает, что…

«Калмыцкий хан Корын, подозвав своего доверенного человека Серке, дает поручение отправиться к казахам. Серке взял с собой трех сопровождающих и двинулся к казахам, которые в то время расположились у реки Или. Когда до Райымбек батыра дошел слух, что прибыли послы, он незамедлительно позвал к себе Бакай и Аралбай батыров и двинулся навстречу послам. (См. стр.33).

На стр. 43 этого издания указано, что Райымбек батыр разделил казахское войско на три части и отдал приказ Аралбай батыру присматривать и быть ответственным за сохранность трофеев, которые добыты у калмыков – скот, имущество и прочее. «Мы должны лишить их скота и имущества. По нашим сведениям, сейчас калмыки не обладают былой мощью, мы должны очистить от них наши земли».

Далее на стр.49 говорится: «Тогда Бакай батыр говорит: «Если мы поднимемся вверх по руслу реки Сумбе, мы достигнем стойбища калмыков на перевале Кумбел. Услышав это, Райымбек промолвил: «Тогда мы с воинами Аралбай батыра поднимемся на Кумбел, проедем через Шалкоде. Остальные воины пусть ждут нас на Колтузе Бурадысына. Когда мы вернемся, то встретимся на Колтузе».

Согласно этих источников, мы понимаем, что это было время завершающего этапа казахско-калмыкского противостояния, растянувшегося на целый век. По названию местности, где расположилось воинство Райымбек батыра, делаем вывод, что оно занимало юго-восточную часть Казахстана, а конкретно, правый берег реки Или.

В исследованиях Кабылбека Саурынбаева «Военный путь Райымбека батыра» приведено много сведений про Аралбай батыра. Одно из них начинается так: «Старший жуз был измучен…С одной стороны, хивинский хан требовал налог и хотел присоединить его к себе. В это время ханом старшего жуза был Жолбарыс хан. На защиту родины поднялись батыры Старшего жуза – Жалайир Орак батыр, Шапырашты Карасай батыр, Алжан от Албанов, Сарымбет батыр».

В годы правления в Старшем жузе хана Жолбарыса были следующие батыры – Ханкельды батыр, Болек, Сатай, Капай, Койайдар, Ырыскельды и Аралбай батыры. Все они были известны во всех трех жузах.

В 1734 - 1735 гг. Жолбарыс хан и его батыры Ханкельды, Капай, Болек, Ырыскельды, Аралбай и Толе би подписали прошение в Петербург на имя императрице Анны Иоанновне о принятии в состав Русского государства.

Для вручения прошения императрице Анне Иоанновне в северную столицу верхами отправились Аралбай и Ырыскельды батыры. Путь не близкий и опасный.

Послы из далекой Казахии были приняты в Зимнем дворце, и, учитывая добровольное желание присоединиться к России, императрица издала соответствующий указ о принятии Старшего жуза в состав России, а хану Старшего жуза Жолбарысу передала ценный подарок. Анна Иоанновна высочайшим словом пообещала очистить земли казахов Старшего жуза от врагов-захватчиков.

Русский ученый, историк, географ и этнограф Алексей Ираклиевич Левшин (1797-1879) засвидетельствовал записью: «Аралбай – батыр Старшего жуза. В 1733 году был в составе посланных биев и батыров в Петербург наравне с Кодаром, Толе, Сатай, Хенкельды, Болек. Они доставили послание правителей Старшего жуза, и пообещали, что «будут честно служить России и развивать торговлю с Ташкентом, Самаркандом, Бухарой, Хивой и Туркестаном».

Русская императрица Анна Иоанновна 10 июня 1734 года в грамоте послания биям и батырам Старшего жуза сообщила, что не противиться добровольному присоединению. В том же году Аралбай и другие члены посольства вернулись с грамотой подписанной рукой императрицы на родину.

Попытки войти в состав России предпринимались в Старшем жузе еще во времена Абулхаира влиятельными старейшинами Аралбаем, Оразгельды, Кодаром, Толе, Сатаем во главе с ханом Старшего жуза Жолбарысом. Царское правительство уже изготовило грамоту о присоединении Старшего жуза к Российской империи. Однако грамота 1739 года не была отправлена Жолбарысу и старшинам в связи с захватом Старшего жуза Джунгарским ханством.

Процитируем текст писателя Ильяса Есенберлина (1915-1983) по его историческому роману «Жанталас»:

« - Присоединение к России – это не только строительство города. Это большая политика, - высказал свое мнение Абулхаир, - недавно были у меня старейшины Аралбай и Оразкельды: «Проси императрицу, чтобы она приняла Старший жуз в состав России». Между реками Жайык и Ор построить город просил я, Абулхаир. Этот город нужен не только мне, а всем нам… Чем казахам жить разрозненно под глупыми правителями, лучше объединиться и жить под руководством одного, но умного. Кто может возразить этому?».

В 1740 году в местечке под названием Талас Жетысуского края произошло сражение казахского войска, которое возглавлял Аралбай батыр, с войском калмыков. Сеча вышла знатная, мало кому из калмыков удалось выбраться из неё живым. Предводитель казахских сарбазов и на этот раз отличился особой храбростью и мужеством.

Храбрый воин и талантливый полководец Аралбай батыр своей жизнью и деятельностью воплощал лучшие черты казахского народа, любовь к земле, ненависть к захватчикам, стойкость и отвагу, а также благородство помыслов. Он прославился еще и тем, что слыл виртуозным исполнителем на домбре, знатоком народных песен. До наших дней сохранился его бессмертный кюй «Аралбай».

В начале 50-х годов XVIII в. политическое положение в средней Азии круто переменилось. В Джунгарском ханстве разразилась самая настоящая война за джунгарский престол. Старший сын почившего могущественного правителя Галдан-Цэрэна, Лама-Доржи убил брата, избранного хунтайджи Цеван-Доржи, а затем добился собственного избрания на трон. Оппозиционные тайчи и нояны, возглавляемые знатными князьями Дабачи (Даваци) (? - 1759) и Амурсаной (1722-1757), выступили против Лама-Доржи. Осенью 1751 года оппозиционеры потерпели разгромное поражение, и вождям пришлось спасаться бегством, укрывшись под защиту Абылай хана.

Вскоре из Джунгарского ханства прибыло посольство с требованием к Абылай хану связать Дабачи и Амурсану и отправить их на родину.

Мудрый хан Абылай вынудил послов ожидать своего решения, а сам собрал всеказахский курултай. Совет биев и батыров трех жузов единодушно решил, что нельзя отдавать на растерзание Дабачи и Амурсану, хотя тем самым приходит конец мирному договору и начинается очередная казахского-джунгарская война.

При встречи с ойратским посольством, Абылай хан заявил: «Дабачи и Амурсана пришли к нам сами, по традиции наших предков гостя, просящего защиту и покровительство, не выдают врагу».

Хунтайджи Лама-Доржи посчитал, что нахождение у казахов своих соперников – прямая угроза его власти, а потому в сентябре 1752 года направил в Казахскую Орду двадцатитысячное войско во главе с полководцами Саин-Белек и Батур-Убачи.

Первыми джунгарский удар приняли на себя роды керей и найман, понесшие очень большие потери. Но в начале октября подоспевшая многочисленная армия Абылай хана, сформированная в Баян-Ауле, ввязалась в жуткую сечу, в ходе которой джунгары были разгромлены. Правда, эта победа еще не гарантировал мира, ведь новые походы джунгар возобновились с прежним упорством. И тогда прозорливый казахский правитель одним махом разрубил завязавшийся узел противоречий и проблем.

У находившихся в Казахской Орде джунгарских нойонов и военачальников Дабачи и Амурсаны имелось сто пятьдесят верных нукеров. Абылай присовокупил им в помощь еще пятьсот отборных аламанов.

Несмотря на наступившую зиму повелитель джунгар отправил всю свою армию на захват Казахской Орды. В этот момент и Дабачи с Амурсаной срочно выступили по известным только им окольным дорогам, тайком, в ходе рейда, они проникли в Джунгарию и, внезапно 12 января 1753 года атаковали почти беззащитную ханскую ставку. Изрубив охрану, схватили самого хунтайджи Лама-Доржи и, не утруждая себя долгими раздумьями, снесли ему голову.

Только вот этого Аралбай батыр уже не мог знать. В пору предзимья 1752 года в очередной схватке с ойратами в окрестностях Таласа он погиб от удара копья свирепого джунгарина.

В память о батыре Аралбае его именем названы улицы в городе Туркестан и в селе Кишишыган. На карте далекого Башкорстана в Кугарчинском районе с давних пор обозначена деревня с названием Аралбай.

2

А теперь расскажем еще об одном батыре по имени Аралбай.

Аргын Алтай Аралбай батыр Алибекулы (приблизительно 1685–1778 гг.) происходит из рода Алтай. Он являлся другом Баргана батыра из рода Карпык, Наймантай батыра из рода Таракты. Аралбай батыр был женат на младшей сестре Богембай батыра из рода Канжыгалы - Айбике (в последующем её прозвали Кожек). После смерти Аралбай батыр был похоронен согласно легенде в святом городе Туркестан. Но так ли это?

Наш современник Олжас Ибраев издал книгу, посвятив её шежире (генеалогическая родословная казахов) Аралбай батыру Алибекулы. По словам автора, особенностью его книги является то, что впервые шежире одного рода написано на русском языке. Это обусловлено многими факторами, а в том числе, чтобы «славные дела и подвиги моего могучего мудрого предка Аралбая батыра стали доступны для всех русскоязычных читателей».

Перескажем избранные страницы познавательного труда уважаемого Олжаса Ибраева, чтобы полнее раскрыть образ героя прошлой эпохи, известного под звучным именем Аралбай батыр.

…Это был сложный для всего казахского народа период, когда шла кровопролитная война с джунгарскими завоевателями. Появившийся на свет в 1685 году казахский мальчик получил тюркское мужское имя - Аралбай.

Как сотни и тысячи казахских подростков он рано сел на коня. И с первой встречи с врагами начал утверждать себя как бесстрашный и непобедимый воин. Он был в числе тех, кто начинали победоносные битвы по очищению Родины от всех врагов, желавших завладеть просторами степного края.

По дошедшим до нас источникам, можно предположить, что всенародное признание пришло к Аралбай батыру в 1727-1742 годах. Это было началом великих победоносных сражений против джунгар (ойратов).

Вместе со своими соратниками Аралбай батыр закладывал фундамент новой государственности при Абылай хане.

Аралбай Алибекулы начал свой воинский путь батыром, служа у Тауке хана. Однажды хан поручил Канжыгалы Богембаю: «Собирай джигитов, мы выступаем против джунгар». Богембай срочно передает уже известным в степи молодым батырам Алтай Аралбаю и Токе Баргане, чтобы они: «собрали воинов и немедленно прибыли к нему». Те, отложив дела, поспешили исполнять приказ Богембая. Во время объезда аулов решили навестить почтенного Таракты Наймантай батыра поприветствовать и попросить у него бата (благословение). К тому времени было известно, что все взрослые сыновья Таракты Наймантай батыра пали в сражениях с джунгарами.

Наступила пора поздней холодной осени. Аул Наймантай батыра расположился в густых прибрежных камышах Балхаша. Поприветствовав батыра, гости поведали с какой целью они объезжают аулы. Наймантай батыр сказал:

- Вы сами знаете, что все мои старшие сыновья сложили головы в битве с неприятелями. А моё состояние вы сами видите. Пусть мой оставшийся тринадцатилетний сын вместе с вами выступит в поход на врага.

- Да что Вы говорите уважаемый батыр ага, - воскликнули посланцы, - мы же не на той собираемся, а на войну. Какая польза нам от тринадцатилетнего мальчишки? Мы приехали к Вам получить бата. Этого нам достаточно.

- Если сомневаетесь, то не берите, но если он рожден от меня, он не будет Вам обузой.

- Батыр ата, в тринадцать лет можно быть хозяином очага, но его кости еще не окрепли для сражений, там нужны другие силы. А почему Вы так уверены в своем младшем сыне? – поинтересовался Аралбай.

- Я убежден, что в него поселился аруах (дух) нашего великого деда. Вчера моего боевого коня задрал тигр. Я так расстроился от мысли, что уже какая-та полосатая кошка надсмехается надо мной и показывает мне силу. Обида не давала поднять голову и целый день лежал ничего не делал. Увидев мою печаль, мой младший сын выскочил из юрты. На вопрос матери: «Ты куда, сынок?», он ответил: «Я хочу посмотреть на эту полосатую кошку, которая посмела издеваться над моим отцом». Как не уговаривала его мать, он не послушался и пошел в камыши. Тогда, моя жена стала поносить меня, что из-за меня старого, за какого-то коня, теперь может погибнуть самый младший и уже единственный сын, так как входя в камыши он прокричал: «Я сам разорву эту кошку, которая посмела задрать боевого коня моего отца!»

Я, не выдержав, вскочил и схватив лук со стрелами побежал по следам сына. Видно после сытной добычи тигр не стал уходить далеко и спокойно лежал на берегу озера. Сын не знал, что я иду следом за ним, держа лук и стрелу на изготовке.

Увидев идущего к нему человека, тигр начал показывать клыки и стал нервно бить хвостом по земле. Это означало, что он готовится к прыжку. В начале я хотел сразу выстрелить, но решил посмотреть на действия своего младшенького. Не успел я глазом моргнуть, как мой сын оказался на загривке тигра и вонзил ему кинжал между ребер прямо в сердце. Я поблагодарил Всевышнего за то, что наделил моего сына духом бесстрашия, который подавил волю свирепого зверя. Видите, вон сохнет шкура, она содрана с того зверя,- подвел черту под своим коротким рассказом Наймантай батыр.

Таким образом, Байқозы батыр уже в тринадцатилетнем возрасте выступил в поход против джунгар.

Аралбай батыр участник битв в 1728 году при Буланты, в 1730 году он сражался в рядах тех, кто громил джунгар в Аныракайском сражении. После смерти хана Тауке он становится батыром Абулмамбет хана, затем поддержал султана Абылая, который вскоре был провозглашен ханом.

Осенью 1740 года началось нашествие ойратских войск под началом полководца Септена в Сары-Арку. Заранее предупрежденные о готовящемся походе, войска Абылай хана сразу же дали отпор неприятелю. После нескольких тяжелых кровопролитных сражений ойраты навсегда покинули казахские степи. И надо заметить, что в каждом сражении первыми с кличем «Алтай!» - навстречу врагу неслись казахские батыры Аралбай, Кызылкурт, Нияз, Шерубай, Тауасар…

Не лишним будет сказано, что и младший брат Аралбая Телес (Тілес) в этих сражениях тоже проявлял героизм и отвагу. Он родился в 1725 году. Его наставником был Байкозы батыр.

В 1745 году умер ойратский хан Галдан-Цэрэн, а его трон унаследовал старший сын Лама-Дорджи, возобновивший походы на казахов. В одном из сражений 1745 года Телес (Тілес) батыр сложил свою голову.

От Телеса (Тілеса) рожден единственный сын Тайлақ. Он имел многочисленное потомство, по некоторым сведениям семьи потомков пересекли Алатау и остались жить там. К сожалению, сегодня о них никаких сведений нет. После гибели Телеса (Тілеса) его жена по законам степи перешла к Аралбай батыру, от которого родился Барак (Ботақан-Барақ).

Род Ботақан-Барақа небольшой, их всегда было 30-40 семей. Самыми известными в прошлом веке были: известный мастер, ювелир Смайылов Рақыжан и первый начальник милиции Сарысуского района полковник милиции Қуанышов Шакижан.

Сын Аралбай батыра Байтели батыр родился в 1729 и умер в 1799 году. Он был учеником и боевым товарищем Тарақты Байқозы батыра. Однажды в походе неподалеку от реки Сарысу казахи встретились с калмыками. Из калмыцких рядов выскочил огромный непобедимый Айманак и стал звать на поединок - жекпе-жек.

«Я давно ждал встречи с ним», - сказал Байқозы батыр, готовясь к схватке.

- Ага, уступи этот бой мне, - сказал ему Байтели батыр.

То место, где сложил свою голову калмыкский батыр назвали Айманақты, которое вскоре стало называться гора Иманақ.

Напомним, что байбише Айса – была из Старшего жуза племени рода Дулат подрода Сиқым-Жаныс. От Айсы Ана родились Қуттыбай, Жоламан, Тоты.

Затем Аралбай батыр женился на Айбике, родной младшей сестренке Канжыгалы Богембай батыра. От Айбике ана родились Амир и Темир.

Сын Амира Кенже родился в 1778 и умер в 1862 жылы. Байбише прославленного ценителя скаковых коней Кенже Қарабас ана была из рода Қаракесек - Қара. Ее отец, зная таланты будущего зятя в приданое дочери выделил табун племенных скакунов вместе с пятилетним вожаком. От этого табуна рождались только скакуны, которые затем в народе были прозваны «Кенжеторы». Зять Кенесары хана Батырбай торе продал Кенже зимовку Жалгызагаш, что в горах Кызылтау за одного племенного скакуна и одного беркута. Затем он, выдал свою младшую сестру Нуркумис за сына Кенже Байсалбая. Тем самым султан Батырбай и Кенже стали сватами, и тут немаловажную роль, конечно, сыграли интерес к племенным скакунам «Кенжеторы».

Кенже был не только обладателем племенных скакунов, но и знатоком лошадей и тренером. Скакуны, подготовленные Кенже и его младшей сестрой Қақы всегда приходили первыми на самых знаменитых скачках, которые в то время проводились по всей степи.

«Наша Қарабас ана, которая была первой красавицей в степи осталась в памяти народной и как образ степной мудрой женщины. Она родила Кенже четверых сыновей Доса, Байсалбая, Берди, Ардабая. В истории нашего рода она занимает особое место как женщина, которая сплотила и объединила не только потомков Аралбая батыра, но всех, кто родился от Алибека. В первую очередь она наладила отношения с внуками Сармантая, родного брата Аралбая батыра. До этого Сармантай, обидевшись, кочевал отдельно. Когда она умерла было принято единодушное решение построить у ее изголовья мазар. Раньше в этой степи мазары возводились только очень известным людям и только мужчинам. В 1936 году проложили железную дорогу, которая прошла через ее могилу и тогда решили станцию назвать Қарабас. Уже через два года эту станцию знала вся страна, так как она стала одной из точек Карлага, куда свозили всех репрессированных с клеймом «враги народа».

Но вернемся к нашей основной теме.

Признанный в то время теолог, распространитель исламской веры сын Кенже Ардабай молда родился в 1801 и почил в 1874 году. Старший сын Кенже Дос занимался торговлей и водил караваны в Туркестан, Пишпек-Токпақ. Кенже своего младшего сына Ардабая в 9 лет со своим старшим сыном Досом отправил учиться в Туркестан в медресе Қарнақ. Ардабай проучился там шесть лет. По возвращению сразу принялся обучать детей.

У него учились сын Байсалбая Мендибай, сыновья Берди Қали и Ыбырайым, свои дети Нуртаза, Зария, Аубакир, Илияс. Особо хорошо учились Мендибай и Аубакир, которые потом стали известными муллами. Также у Ардабая учился теолог Жакеш қалпе Айқышбайулы, внук волостного Аралбай Отебая.

Получивший образование у Ардабая Мендибай молда, выучил Шаққан Ахмета. А он в свою очередь уже обучал всех детей родов Алтай-Қарпық.

Во время проведения аса Керей Турлыбека  70-ти летний Кенже вывел на байгу своего скакуна Кенжеторы. Ас Керея Тұрлыбека проводился в 1848 году Қызылжаре (Петропавловск) местечке Белқараган. Были приглашены представители семи родов, объявлены призы и награды по всем номинациям. Самым красивым конем был признан иноходец Қарақулақ Алсая Қонақбая, Самым красивым джигитом был признан щеголь Сагал Тарақты. В номинации конской сбруи лучшим был признано золотое мужское седло Кенже Аралбая. Из 560 коней первым финишную ленту с криком «Алтай, Алтай» пересек внук Кенже 13-летний Елбай Досулы. Эта победа коня Кенжеторы по сей день звучит на устах всех поколений.

«Мне об этой скачке рассказывал аксакал, ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный педагог Бақтияр Елшибаев», - записал Олжас Ибраев.

Рожденные от сыновей Айса Ана Нурабай, Ақжигит, Маме, Жидебай, Сары, Бақа батыр, Саргалдақ, Боздақ, Тобет были известными биями.

Снискали славу в степи потомки сыновей от третьей жены Аралбай батыра Таңсулу; которая по одной версий была из рода Жабал Алим-Жаги племени Тама. От Таңсулу родились Байтоқа, Сеңкибай, Бейтели (Женекең), Жабагы (Танаң), Жабық (Бопең). Сегодня эти имена звучат как начало отдельных родов, которые в совокупности называются рождённые от Таңсулу.

Знаменитый Байтоқа би был другом, соратником своего двоюродного брата легендарного Байдалы би. Он тоже входил в число близких советников Абылай хана. Умело разрешал все конфликты, не допускал разногласий между родственниками, все его решения были справедливыми и никогда не вызывали протестов. Байдалы би никогда не вмешивался, когда судебные вопросы решал Байтоқа би. Когда у Байдалы би прорывалось поэтическое красноречие, которое могло увести от сути дела или затянуть решение, этот поток стихов мог остановить только Байтоқа би.

Байтока би был очень чистоплотным человеком. Никогда не прикасался к пище, если видел, что она не отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам. Эти качества передались его внуку Кеттебеку Қосыбайулы. Пил только родниковую воду и только из посуды, которые возил всегда с собой.

В Улытау есть река Аралбай. И у этой реки сохранилась могила пращура Аралбай батыра. Если раньше это было только предположением и просто передавалось из уст в уста одного поколения другому, то затем появились и официальные документальные подтверждения. В одном из напечатанных сборников советского времени под редакцией ученого историка Р. Б. Сулейменова, в переписках Абылай хана с русскими царями и китайскими императорами упоминается имя Аралбай, а в сноске указано, что он казах из Среднего жуза и выполнял дипломатические миссии в Китае. Имя Аралбай часто появляется и в других письмах Абылай хана, но они требуют исследований, чтобы прояснить ситуацию, не имеем ли мы дело с его тезками. Однако стоит здесь привести выдержку из одного официального российского документа, которая не вызывает никакого сомнения у исследователя, что речь идет о нашем героическом предке:

«11 мая 1756 г. в крепость Св. Петра приехал казах из жуза Аблай султана и сообщил, что «в зимнее время он, Аблай султан, с 10 тысяч киргизцов ходил в контайшинскую землю для войны с калмыками...». 4 марта казах Аралбай посетил Шулбинский завод и сказал, что дней пять назад он вернулся из похода в Джунгарию, куда ходил с Амурсаной; «...егда ж до снег сойдет и трава выйдет, то имеют киргиз-кайсаки идти на ту же зенгорскую землю...».

Письмо казахского старшины Тулсары на имя Мятлева (подлинник Мятлев препроводил в Петербург) содержит откровенное признание, что «киргиз-касацкий Аблай-султан в 10 санах кайсаками на калмык ходил». Казахским феодалам было выгодно, чтобы внутренняя борьба в ойратском ханстве не прекращалась. Эта борьба ослабляла ойратских ханов и создавала благоприятные условия для военных экспедиций в Джунгарию. По свидетельству источников, после каждого такого набега на Джунгарию казахские феодалы возвращались с богатой добычей и большим числом пленников.

Уместно упомянуть и об изысканиях и исследованиях горного инженера А. Козырева, которые по заданию Главного управления по землеустройству Российской империи в 1908-1909 годы досконально исследовал и изучил все реки, озера, горы, холмы... Он в своем труде «Гидрологическое описание важной части Акмолинской области» собрал и записал все истории и другие материалы о топонимики Сары-Арки и в особенности святого Улытау. Именно он первым написал, что в долине горы Аргынаты протекает река Аралбай. У начала этой реки находится каменная могила человека по имени Аралбай.

Снова обратимся к книге Олжаса Ибраева:

«Мой отец, Асан Жумадильдин, написавший книгу «Байдалы би», в то время был уверен, что Аралбай батыр, по статусу и традиции должен был быть похоронен в Туркестане в мавзолее Ахмеда Яссауи. Сегодня история нам преподносят так, будто там лежат только торе и қожа. Тем не менее там покоится прах нашего батыра и полководца, государственного деятеля, признанный Российской империей как самый влиятельный в казахской степи Сайдалы Нияз батыр, который был мэром Ташкента. Среди чингизидов и қожа лежит и знаменитый Қаздауысты Қазыбек би из рода Қаракесек. Дело в том, что в то время Туркестан и Ташкент были главными городами Среднего жуза. Аралбай батыр на одно поколение старше. В то время ставка Казахского ханства находилось в Улытау и оно было самым священным местом для всех жузов. Видимо поэтому, наш предок Аралбай батыр был захоронен здесь. А наложение времени создало легенду, что его тело вывезли в Туркестан.

Красно кровавые тяжелые гранитные камни Улытау надежно берегли прах нашего предка и были напоминанием, что они хранят память о герое по имени Аралбай батыр.

Мой отец, ознакомившись с вновь появившимися историческими материалами, уже в своей историко-документально-энциклопедической работе «Жаңаарқа» писал: «Ұлытауда Аралбай деген өзен бар. Аралбай батырдың моласы деген мазар бар. Аралбай батырдың өз кіндігінен туған балаларының бейті, қазіргі Жаңаарқа территориясында жоқ. Аралбай немерелерінің моласы Жаңаарқа жерінде». - «В Улытау есть река Аралбай. Есть мазар имени Аралбай батыра. Ни один сын Аралбая батыра не захоронен на территории современного Жанааркинского района. Могилы внуков Аралбая батыра на земле Жанаарки». После получения подтверждений этих сведений, мой отец сказал, что в мае 2004 года поедем и поклонимся праху, зарежем жертвенного барана и прочтем молитву. Было решено, что нас туда на двух машинах повезет Газым Жарылгапов. В делегацию были включены Камза Сетжанов и Ақселеу Сейдимбеков. Но человек предполагает, а бог располагает. Поездка не состоялась из-за того, что мой отец был призван на небо в марте того года».

И все же идея поездки воплотилась в 2009 году. Ранним июльским утром кортеж из нескольких машин из Астаны двинулся в сторону священных отрогов Улытау. Первая остановка в Жанаарке, где присоединилась еще одна делегация. Теперь о тех, кто начал этот благо угодное дело. Начнем со старших. Делегацию возглавили Қамза Сетжанов, Еламан Шаханов, Газым Жарылгапов, Алдан Смаилов и Аманжол Елтаев.

По прибытию на место, этот звездно-почетная, сверкавшая всеми своими регалиями делегация, которая состояла из государственных деятелей, признанных писателей, ученых была принята в Улытауском районном акимате со всеми надлежащими почестями. На приеме присутствовали все почетные аксакалы из рода Найман данного района, которые благословили миссию приехавших. Здесь необходимо сделать важное уточнение. От имени делегации было передано обращение ко всем живущим здесь жителям, которое в основном были Найманами. В нем говорилось, что если у кого есть вопросы по поводу того, чей прах здесь захоронен, то обязательно высказать свое мнение. На это все аксакалы дружно ответили, что они с давних пор знают, что это могила Аргына Аралбая и речка названа в честь него. Более того, что у них нет такого рода и даже нет такого имени. Они заверили, что с их стороны никаких претензий по этому вопросу не имеется. Все же было принято решение подождать еще один год.

«Затем были совершены все надлежащие обряды. Очень трудно передать о тех чувствах, которые испытали те, кто впервые увидели могилу нашего пращура Аралбай батыра.

Окрыленно-воодушевлённая делегация возвращалась назад обуреваемая вопросами, что делать дальше, констатация факта произошла, но не было единства в определений дальнейших действий. Одно было неоспоримо, что будет праздник-ас в честь такого знаменательного события.

Оставалось неясным как быть с прахом, или же поднять стены мазара и сделать ремонт. Отдельно стоял вопрос о том, что могила находилась более чем 200 километров от города Жезказгана, 550 от Жанаарки, 750 от Караганды и 1000 километров от Астаны. Я не случайно перечисляю эти населенные пункты, потому что именно в них в основном живут Аралбаи. Затем в марте 2010 года в актовом зале Лицея имени Галыма Жарылгапова в Жанаарке собрался наш первый курултай.

Я ехал из Астаны вместе с новоиспеченным доктором филологических наук Аманжолом Альтаевым. Естественно, что всю дорогу мы обменивались мыслями какие мероприятия и действия мы должны совершить для увековечивания памяти Аралбая батыра.

Не мы первые, и не мы последние сталкивались с этим вопросом. Так как всего несколько лет назад братья Алсаи проведи грандиозный ас в честь своего пращура Алсая. Поэтому тот праздник был своеобразным ориентиром и точкой отсчета. Но мы были единодушно прийдя к решению, что наши действия должны стать не просто очередным асом, который долго будут помнить количеством юрт, числом забитых лошадей и ценностями призов и подарков. Может это и не совсем понятно, но мы тем, которым далеко за тридцать были настроены очень романтично и давали волю своим фантазиям. Особо мы увлеклись идеей по установке стелы в честь Аралбая батыра и трех его жен Айсы, Айбике и Таңсулу. Мы видели высокую, подпирающее небо гранитную стелу с высеченным на нем контур Аралбая батыра на коне в полном боевом убранстве и всеоружии, перед стелой на трех гранитных подставках серебряные символизирующие наших матерей и имена девяти сыновей Аралбай батыра, от которых все мы произошли. Стела, с фонтаном напротив и высаженными парком из хвойных деревьев должна была быть установлена на площади, естественно на проспекте имени Аралбая батыра.

В тот хмурый мартовский собралось около тридцати-сорока человек. Первым делом было решено создать фонд имени Аралбая батыра и избрать его руководство. В конце концов пришли к решению, что прах остается на месте, а надо провести реставрацию могилы. Просто перечислю то, что было решено в тот знаменательный день.

Создан оргкомитет во главе с Президентом Аманжолом Алтаевым. В 2010 году провести реставрацию и дать там құдай тамақ. Ас и другие мероприятия провести в 2011 году. Были распределены обязанности. Все зависело от финансирования и слаженности действий собравшихся.

После завершения курултая столичные гости во главе с нашим депутатом Алданом Смаиловым были приглашены на трапезу к Карижасу Мақашеву. В доме нас встретила моя хлебосольная женгей Сақы. Первым делом она благословила всех за начало такого очень важного не только для нас, но и для всех жанааркинцев дела. Сақы женгей из рода Алсай, это они несколько лет назад до этого они провели грандиозный и величественный ас в честь своего предка. И уж она знала, как все это непросто.

Хотя собрание закончилось, но за столом снова вспыхнули споры сколько все-таки жен было у Аралбай батыра. Алдан рассказал, что Аралбай батыр в одном из походов разгромил русских казаков и гнал их до самой Тюмени. Там остался на некоторое время и женился на ноғайской девушке и мы, наверно от них и происходим, вон какие мы все рыжие и светлые, и рассказал, что просил своего старшего брата посмотреться в зеркало и увидеть там казахское лицо. Насколько мы поняли, такое предложение Газеке не принял. И в этот раз все дискуссии завершил Газеке. Он сказал, что Асеке-Асан Жұмадильдин, раз написал, что Таңсұлу из рода Тама Киши жуза так и будет, и попросил эту тему больше не поднимать.

Далее стали разворачиваться события, которых никто не ожидал. Это связано со строительством на месте захоронения праха Аралбай батыра. Тут мне хочется сделать большое лирическое отступления, чтобы выразить благодарность моим младшим братьям. Они не просто выполнили намеченное. Они правильно решили вопрос таким образом, что все остались не просто довольными, а пораженными их мудрым подходом к этому вопросу. Смело могу заявить, что они своими действиями навечно вписали свои имена в летопись всего рода Аралбай.

Напомню, что было решено провести реставрацию могилы Аралбай батыра. Это означало, что в Баянауле будет подобран гранит под цвет камней, которыми огорожен прах батыра. По краям будут подняты четыре маленькие колонны, а перед могилой поставят большой гранитный камень с надписью.

То, что они совершили превзошли все ожидания. Их решения сняли все споры по поводу насколько правильно вопрос обновлении могилы по законам шариата. Хочу добавить только то, что по мусульманским законам вообще не должно быть никаких построений и сооружений, тем самым вопрос можно ли обновлять или ремонтировать могилы вообще не должен был стоять. Но оставим эти дискуссии теологам и вернемся к правильному решению моих братьев. Они поступили просто гениально. Не стали прикасаться ни к одному надгробному камню. Ничего не тронули, оставили все как было. Просто на просто вокруг могилы был возведен гранитный комплекс размером в 12 метров в длину и 9 в ширину. Четыре колонны с священными полумесяцами охраняют прах, а на задней стене выложена фигура олицетворяющая боевой шлем батыра с тамгой Аргынов – два круга – коз –глаза. Не могу не сказать и об особенности и уникальности этого родового знака – глаза. Никто не может утверждать, когда появились первые тамги, но одно можно сказать, что оно древнее всех знаков и символов, созданных человеком. Тамга – это знак династийности кочевой цивилизации. Так вот среди всех тамг кочевых племен и казахских родов отличие тамги Аргынов заключается в том, что он просто выпадает из логического ряда. Поясняю, что все тамги имеют названия конкретных предметов, то есть оружие, части убранства, юрты, бытовых предметов. Например: у кыпчаков екі пышақ, қос оқ –две стрелы, у конратов – босаға – дверь, тарақты – расческа и.т.д. А у Арғынов глаза, совсем другая философия. Обмолвлюсь, кажется, когда аргонавты поднимали парус, то на нем был круг...Если все тамги других родов означали оружие, предметы быта, просто геометрические знаки, то нет надобности объяснять, что в этом ряду глаза это уже явление другого порядка. Совсем другая философия. Уверен, что это было провидение свыше. О дальновидных, грамотных и ученых людях говорят «Көзі ашық» - «Он грамотный, он ученый, он познавший, он видит мир». В одном из исследований об Арғынах, было предположение, что знак нашего племени был в начале из четырех кругов. Оно тоже имеет право на жизнь. Откуда появилось выражение: «Төрт көзіміз аман болсын», тогда случаен ли знак автоконцерна «Аудио».

...Комплекс был возведен в течении двух месяцев. Считаю необходимым сказать о тех, кто воздвиг этот замечательный комплекс. Для выбора гранита в Баянаул поехали Алдан Смаилов, Серик Оспанов, Аманжол Альтаев и Ардақ Смаилов. Там их встретил Кажымурат Тоқубаев. Автором эскиза проекта был Серик Оспанов. Там же был выбран камень высотою в 4 метра, весом в 8 тонн, который был затем обработан для нанесения надписи. Его поставили прямо перед комплексом. Все это доставили в Улытау на пяти Камазах, на четырех сам гранит и на одной отдельной машине гранитную стелу. Саму стройку вели под началом Батырхана Оспанова, все работы и заботы по организации и обеспечения стройки транспортом, горючим, питьевой водой взял на себя Саят Шаханов. Особо надо отметить вклад Науруза Тлеубаев и Мажита Сатжанова. Всю организацию по подготовке торжественного открытия и проведения құдай тамақа на себя возложил Газым қажы Жарылгапов.

Торжественное открытие состоялось 25 июля 2010 года. В этот знойные июльский день у подножья святых гор Улытау собрались более двухсот человек, приехавшие из всех регионов Казахстана. Открытие началось с прочтения сур из священного Корана Амангелды Қажы. Затем выступили Лауреаты Государственных премий Республики Казахстан ученые, писатели Қойшыгара Салгарин, Алдан Смаилов, Толен Абдиков, академик Р. Каренов, уважаемый в этом крае Нақан аксакал, заслуженный артист Республики Казахстан Серик Оспанов. Ведущим был президент фонда «Аралбай батыр» Аманжол Альтаев. Затем был дан ас в юрте, где на плечи почетных гостей были накинуты чапаны. Сразу после аса на небо набежали тучи и пролился долгожданный в этом крае дождь. Всеми это было расценили как знак свыше и к добру.

27 сентября 2016 года в Карагандинской области в поселке Атасу прошли торжества и поминальный ас, посвященные 330-летию Аралбай-батыра.

Сначала на сцену поднялся уроженец села Актубек, известный поэт и айтыскер, потомок батыра Аманжол Альтаев, который провел торжественную часть программы. Депутат Мажилиса Парламента Алдан Смаилов, тоже потомок Аралбая, рассказал об этапах жизненного пути и подвигах батыра, презентовал книгу с шежире (родословной). Слова признательности за память о выдающемся полководце выразили его потомкам заместитель акима области Арман Кырыкбаев, первый космонавт Казахстана, Халык Каhарманы Тохтар Аубакиров, президент компании «Тюрк Ойл» Дуйсен Касеинов, певец Бекболат Тлеухан. Исполняющий обязанности акима района Марат Жандаулетов рассказал о перспективах развития региона и пожелал участникам торжества успешного его проведения.

В рамках торжеств, посвященных памяти великого военачальника, состоялся айтыс, на который съехались певцы-импровизаторы Казахстана. А на сопке Акселеу прошли соревнования по казакша-курес и аламан-байга.

В этот же день в селе Атасу Жанааркинского сельского округа Карагандинской области был открыт памятник Аралбай батыру, автором которого является павлодарский скульптор Марат Абылкасимов. Аралбай-батыр родился именно в этих краях. Здесь и сегодня проживает большое число потомков батыра. Кстати, по их инициативе и был воздвигнут памятник. А вот выбор на павлодарского скульптора пал не случайно. Его прежние работы привлекли внимание представителей рода Аралбаев, и они решили заказать памятник своему знаменитому предку именно Марату Абылкасимову.

Прежде чем приступить к работе, скульптор познакомился с биографией казахского воина, который прославился тем, что отважно сражался за свободу Родины в ходе джунгарско-казахской войны, был сподвижников многих известных казахских батыров, воинов и полководцев – Каракерей Кабанбая, Наурызбая, Отегена, Райымбека.  Кстати, в одном из ущелий гор Улытау сохранилась могила Аралбай-батыра, а пять лет назад его многочисленные потомки установили на том месте памятный камень, на котором высечены легко читаемая   дата жизни героя 1685 – 1778.

Надо отметить, что в Атасу с большим уважением относятся к памяти знаменитого предка. Когда село выросло и здесь появилась новая улица, то ей было присвоено имя Аралбай-батыра. Именно здесь и вознеслась на гранитном пьедестале конная скульптура воина, где постамент высотой 3,7 метра, а высота самой статуи от копыт коня до кончика воткнутого в землю копья – больше четырех метров. На знамени Аралбай батыра изображен родовой знак аргынов – тамга, представляющий собой два соприкасающихся кольца. Именно тамга аргынов считается одним из старых и загадочных знаков. Имеется ли скульптурное сходство с образом самого батыра? Ответа на этот вопрос, скорее всего, не существует, поскольку не сохранилось портретов воина. Однако имеется портрет, который был написан уже после его смерти по сохранившимся описаниям. На него и опирался в свое работе павлодарский скульптор.

Открытие памятника превратилось в селе в настоящее событие. На кургане уложена брусчатка, установлено освещение, позднее это место должно превратиться в замечательный уголок отдыха. А еще у Марата Абылкасимова в селе появился ученик, который умеет неплохо рисовать. Он подучился у мастера и сам изготовил дополнение к памятнику - небольшую скульптуру беркута.

Да, еще следует добавить, что в Костанайской области имеется населенный пункт – село и оно носит название Аралбай.

Так пусть же продолжает пульсировать водная артерия – речушка, названная по имени батыра на радость земле-кормилице, на благо поколениям людей, всему живому и сущему, что наполняет этот благодатный край. А память о подвигах легендарных предков, мужественных батыров остается примером для будущих поколений на века. Память великих имен и деяний увековечены на скрижалях казахстанской истории и на устах благодарных казахстанцев.

 

 

 

 

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-историк