Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Демократические приоритеты основного закона


26 августа 2010, 17:31 | 1 846 просмотров


История конституционного развития нашей страны включает в себя пять официальных конституций, первые три из которых были приняты в советский период (1924 г., 1937 г., 1978 г.) и две последующие – в годы Независимости (1993 г., 1995 г.). Однако идеи отечественного конституционализма своими истоками уходят в глубь веков и коренятся в обычном праве казахов.

Важную роль в их формировании сыграли такие документы XV–XVIII веков, как «Светлое уложение Касым-хана», «Древнее уложение Есим-хана» и «Семь установлений Тауке-хана». В них были закреплены ценности правового строя, самоуправления, свободы и справедливого суда, утвердившиеся в казахском кочевом обществе на просторах Великой степи.

К примеру, в одном из установлений Тауке-хана говорилось: «Для того чтобы жить в спокойствии, управлять государством, нужно избрать хана. Хан должен считаться со своими подданными, а подданные – беспрекословно исполнять ханские законы» («Древний мир права казахов» в 10 томах, Алматы, 2005 г., т . 4, стр. 434). Заметным явлением в развитии конституционных идей стал проект конституции, подготовленный партией Алаш в начале XX века.

Обретение суверенитета, преодоление тоталитаризма и переход Казахстана к демократическому обществу обусловили необходимость разработки и принятия новой Конституции. Ее рождение происходило в сложных условиях, когда Верховный Совет XII созыва в 1993 году не поддержал идеи об импичменте, двухпалатном парламенте, характере государственности, статусе языков, платном образовании и здравоохранении, судебной реформе.

Вот почему уже через два года встал вопрос о необходимости принятия новой Конституции. На заседании Ассамблеи народа Казахстана Президент Республики Нурсултан Назарбаев изложил приоритеты будущего Основного закона. Проект был опубликован для всенародного обсуждения, во время которого поступило около 30 тыс. предложений и замечаний. Принятие Конституции на референдуме придало ей высокую степень легитимности, свойство гораздо более ценное, чем легализация, т. е. принятие Парламентом.

Заслуга Президента состоит не только в конструировании демократических приоритетов Конституции, но и в том, что он проявил в то трудное время необходимую государственно-властную волю, выведя тем самым казахстанское общество из трясины митинговой демократии, неразберихи, неопределенности и возможных социальных конфликтов. Искусство и мудрость конституционных преобразований Н. Назарбаева состоят в умении выявить действительные по­требности общества, упорядочить социальные процессы, гармонизировать интересы различных сил, обеспечить их равновесие, общественное согласие и политическую стабильность. Первый Президент страны, Лидер нации является основателем нового независимого Казахстана, основные параметры которого воплощены в Конституции.

Конституция утверждает республику в качестве независимого демократического государства с президентской формой правления, воплотив в жизнь вековые чаяния и усилия казахского народа по обретению своей самостоятельной государственности. По форме устройства Казахстан – унитарное государство, суверенитет которого распространяется на всю его территорию. Республика обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории.

К числу важнейших приоритетов относятся и демократические принципы конституционного строя Казахстана: экономическая свобода, идеологическое и политическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом. Вместе с тем запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение территориальной целостности республики, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. В этом особенно проявляется охранительная функция Основного закона, направленная на обеспечение законности, стабильности и порядка.

Исключительно важна для Казахстана конституционная постановка вопроса о ценности человека, его прав и свобод. Она обусловлена стремлением защитить человека и является органичной для Казахстана, где в ходе так называемой «добровольной коллективизации» были загублены миллионы жизней коренного населения, расстреляны и репрессированы десятки тысяч людей разных национальностей, территория республики была усеяна тюрьмами ГУЛага.

В условиях современного мира, который становится взаимозависимым, происходит сближение и взаимодействие конституционных принципов и тех правовых институтов, которые отражают гуманистические устремления человечества. Исходя из этого, Конституция Казахстана в полной мере воплотила в своем содержании положения Всеобщей декларации и международных пактов о правах человека, принятых ООН. Международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно.

Нормы Конституции Казахстана о статусе личности глубоко демократичны и не уступают конституционным нормам цивилизованных стран. Задачи по их реализации лежат в плоскости наполнения текущих законов о правах и свободах человека конституционным содержанием, повышения эффективности деятельности госорганов по охране прав граждан (Конституционного совета, уполномоченного по правам человека, министерств, акима­тов всех уровней, правоохранительных и судебных учреждений).

Конституция Казахстана по-новому интерпретирует доктрину Шарля-Луи Монтескье о разделении властей. Преодолевая старый ортодоксальный подход, Основной закон придает этой концепции не безусловный, а ориентирующий характер. Между ветвями власти не может быть китайской Чан Чей (в переводе – «Великой стены»). Выполняя единые функции государства, его органы «втягиваются» во взаимодействие, дополняя друг друга. Логика здравого смысла свидетельствует, что нет и не может быть монопольных ветвей власти, жесткого их разделения, иначе теряется значение сдержек и противовесов. Власть едина, есть лишь разделение функций и полномочий по ее осуществлению.

По Конституции Казахстана Президент выведен за пределы трех ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование и ответственность перед народом, является Главой государства, гарантом незыблемости Конституции, прав и свобод граждан (ст. 40).

Контроль над соблюдением Конституции возложен на Конституционный совет республики, состоящий из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного совета являются по праву экс-президенты республики. Председатель и два члена этого органа назначаются Президентом, Сенат и Мажилис также назначают по два члена совета. Учреждение Конституционного совета вместо Конституционного суда отличает Конституцию Казахстана от конституций многих стран мира.

Высокую оценку нашей Конституции мы находим в ряде зарубежных изданий. Так, в изданной недавно книге «Россия и зарубежный опыт» отмечено, что «Конституция Казахстана на данный период развития конституционного права – это наиболее полное, синтезированное решение проблемы единства и разделения властей в законодательном тексте» (г. Москва, издательство «Зерцало», стр. 269).

Наблюдается заимствование Россией конституционного опыта Казахстана. Так, в Российской Федерации с 2000 года ведется процесс укрепления вертикали власти, то есть делается то, что в Казахстане конституционно решено еще в 1995 году. Казахстан раньше России внедрил выборы депутатов Парламента по пропорциональной системе, осуществил продление срока полномочий Президента, провел пенсионную и жилищно-коммунальную реформы.

Конституция РК включает в себя три блока вопросов: принципы конституционного строя, статус личности и система государственных органов. Являясь правовой моделью, своеобразным юридическим паспортом общества, она в спрессованном виде, лаконичных формулировках отражает то главное, чем характеризуется Казахстан как независимое государство.

На наш взгляд, в мире не существует идеальной модели конституции, пригодной для всех стран и народов на все времена, конституции-иконы. Хороша и эффективна та конституция, которая отвечает интересам и потребностям той или иной страны на данном историческом этапе, обеспечивает ее поступательное развитие на пути демократии. Действующая Конституция отвечает этим интересам и целям, на ее основе проводятся результативные преобразования в политической, экономической и социальной сферах, обеспечиваются общественное согласие и политическая стабильность в стране.

Автор:
Николай АКУЕВ, заведующий кафедрой Академии государственного управления при Президенте РК, заслуженный деятель Казахстана, www.kazpravda.kz