Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Тема: ЗДОРОВЬЕ

Лекарство от квоты


19 марта 2019, 03:10 | 1 122 просмотра



Минздрав предупреждает: лечение за границей опасно для нашей медицины

Министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ категорически не хочет отправлять всех пациентов с онкологическими заболеваниями в зарубежные клиники за счет бюджета. Практически все необходимые условия для лечения этой болезни есть в Казахстане. Однако у депутатов другое мнение на этот счет. Обсуждение вопросов, как не заболеть и где излечиться, вчера на правительственном часе в мажилисе, посвященном улучшению качества оказания медпомощи при онкологических заболеваниях, получилось бурным.

Елжан БИРТАНОВ

На новейшие разработки, закуп самого передового оборудования и препаратов, обучение онкологов за рубежом государство ежегодно выделяет внушительные суммы. Так, на оказание медуслуг онкобольным из республиканского бюджета ежегодно выделяется порядка 40 млрд тенге. На расширение перечня услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи предусмотрено дополнительное ежегодное финансирование в размере 8 млрд тенге. А сейчас планируется закупить оборудование на сумму 3,2 млрд тенге.

Однако количество больных в стране, у которых обнаружены злокачественные новообразования, за последние 20 лет неуклонно росло. По словам главы Минздрава, в январе 2019 года на диспансерном наблюдении состояли 181 344 пациента с онкологией. Среди умерших от рака превалируют мужчины - 53,8 процента. Около 60 процентов заболевших - это лица трудоспособного возраста от 18 до 63 лет. Наиболее распространенные виды онкологии - рак молочной железы, легкого, желудка, шейки матки и толстой кишки. При этом чаще всего умирают люди с пораженными онкологией легкими, желудком и молочными железами. Тем не менее, как подчеркнул главный доктор страны, рак не приговор!

- Сегодняшний уровень знаний факторов риска позволяет утверждать, что от одной трети до половины случаев онкологических заболеваний можно предотвратить. Удельный вес живущих пять и более лет больных по итогам 2018 года составил 51 процент. В Казахстане есть современные методы диагностики и лечения рака, - утверждает Елжан Биртанов.

Говоря о путях улучшения медпомощи, министр отметил, что уже в этом году казахстанцам будет доступно бесплатное молекулярно-генетическое тестирование на рак, которое позволит онкологам назначать индивидуальную терапию в зависимости от особенностей опухоли. Такая процедура будет проводиться в научно-исследовательском центре в Алматы и в онкологических центрах Астаны и Караганды. На эти цели будет дополнительно выделено 309 млн тенге. А в целом для улучшения ранней диагностики в этом году выделено дополнительное финансирование: 1,6 млрд тенге на проведение почти 100 тысяч исследований методом компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Наряду с этим в 2019-2022 годах Минздрав планирует открыть шесть центров позиторно-эмиссионной томографии (ПЭТ) в Астане, Актобе, Шымкенте, Караганде, Талдыкоргане и Семее (на сегодня в стране всего четыре таких центра).

Подняли депутаты такой злободневный вопрос, как лечение тяжелобольных за рубежом. По данным парламентариев, пациенты зачастую стремятся лечиться у иностранных докторов, потому что недовольны уровнем профессионализма казахстанских онкологов и условиями содержания в стационарах.

- Все больше людей используют соцсети для сбора средств. Такие посты невозможно читать без слез, а тем более остаться в стороне! Не хотите ли пересмотреть подходы по направлению наших граждан на лечение за рубеж? Если вы сможете жизнь спасти, почему бы не отправить? Министерство или вы сами персонально проводите мониторинг соцсетей? - обратился к министру депутат Мурат ТЕМИРЖАНОВ.

Как сообщил Елжан Биртанов, процедура выделения квот на зарубежное лечение законодательно регламентирована и в министерстве не видят необходимости пересматривать ее.

- Я категорически против того, чтобы мы всех желающих отправляли за счет бюджета за границу, иначе мы тогда просто не дадим шанса развиваться отечественному здравоохранению! Это неразумно, и нигде так не делается, - заявил министр.

По словам Биртанова, он мониторит в социальных сетях посты о сборе средств на лечение онкобольных казахстанцев за рубежом.

- Мы подключаем местные исполнительные органы и стараемся разобраться и помочь. Не скажу, что всегда, но зачастую это люди, которые далеки от семьи и близких (больного. - Л. Т.), просто на этом пытаются поймать популярность. Но во всех случаях, когда пациент подпадает под категорию, когда мы обязаны отправить на лечение за рубеж, мы сами выходим на таких пациентов, сами им предлагаем, организуем такую процедуру. Мы будем отправлять за рубеж только тех пациентов, лечение которых невозможно в Казахстане, а не тех, кто желает лечиться за рубежом! - жестко обозначил позицию Минздрава его глава.

По словам Елжана Амантаевича, онкобольного могут направить за границу, если ему требуется, к примеру, протонная терапия или гаммотерапия - методы лечения, которые в Казахстане еще не внедрены.

Рассказал министр также о том, когда в Астане будет построен Национальный научный онкологический центр (соответствующее поручение, напомним, давал глава государства). На данный момент Минздрав уже начал заниматься подбором и подготовкой специалистов, которые будут работать в новом онкоцентре, который планируется достроить в декабре 2020 года.

- Мы смотрели опыт открытия таких центров. К примеру, в Нью-Йорке открывается протонный центр. Они за два года начали обу­чение своих кадров в других центрах. Затем они возвращаются в свой центр. По этой технологии и с участием наших партнеров мы будем работать, - поделился планами Биртанов.

И тут же получил вопрос на засыпку от депутата Айзады КУРМАНОВОЙ. Она напомнила, что на строительство центра ядерной медицины в Семее выделены большие суммы, но объект до сих пор не заработал.

- На протяжении 10 лет не решается вопрос открытия центра ядерной медицины в городе Семее, который должен был стать одним из ведущих онкологических центров в стране. В настоящее время объект законсервирован, дорогостоящее лечебное оборудование простаивает в упаковке, устаревает и приходит в негодность. Между тем на строительство данного центра было выделено более 6 млрд тенге, из них на оборудование - 3,8 млрд тенге. Если эта проблема не решается столько лет, может, можно рассмотреть возможность разукомплектования и передачи части оборудования центра в другие медицинские организации страны? - поинтересовалась мажилисвумен.

Ответить взялась заместитель акима Восточно-Казахстанской области Асем НУСУПОВА, сообщившая, что сейчас идут судебные тяжбы между управлением строительства акимата, генподрядчиком и поставщиком. По ее словам, до окончания судебных разбирательств объект по закону считается незавершенным, поэтому передача и разукомплектование оборудования невозможны до полного ввода его в эксплуатацию. На данный момент объект законсервирован и взят под охрану.

- Заказчиком является управление строительства, архитектуры и градостроительства Восточно-Казахстанской области. Акиматом разработана и утверждена “Дорожная карта” по завершению строительства центра. На основании проведенного техобследования объекта межведомственной комиссией в мае 2018 года рекомендовано было провести корректировку ПСД с рассмотрением возможности альтернативных вариантов для ускорения запуска системы жидких радиоактивных отходов в соответствии с требованиями законодательства, - добавила Асем Нусупова.

В связи с этим, продолжила она, акимат области выделил 80 млн тенге на разработку проекта завершения строительства, куда включен альтернативный блок системы сбора и хранения жидких радиоактивных отходов, спецканализаций и обеспечение радиационной безопасности.

- Существующая система жидких радиоактивных отходов не соответствует нормам радиационной безопасности, и до завершения судебных разбирательств эта система будет законсервирована. По результатам корректировки ПСД строительство объекта будет завершено с последующим вводом в эксплуатацию. Вопрос разукомплектования, передачи оборудования в другие медицинские организации должен решаться в соответствии с действующим законодательством РК, - подытожила замакима.

- А может быть, вообще не надо его тогда строить? - вмешалась вице-спикер мажилиса Гульмира ИСИМБАЕВА. - Мы 10 лет ждем! Мы эту тему обсуждали при рассмотрении бюджетов несколько раз! Мы специально в 2016 году проводили собрание фракции, и нас заверили, что объект будет запущен после судебных процедур. Ушли бюджетные деньги, а кто за них понес ответственность?! Иск предусматривает возврат денег теми, кто их потратил? В общем, своим ответом, Асем Бековна, вы нисколько вопросы не сняли!

Между тем депутат Гульнар ИКСАНОВА рассказала о системных проблемах в сфере оказания помощи онкобольным. Так, по ее словам, население по большей части даже не знает, что скрининги являются бесплатными. Тревожным она назвала тот факт, что за последние 10 лет от рака скончались более 160 тысяч наших граждан - это население целого города. Усугубляет ситуацию нехватка обезболивающих препаратов, которых онкобольные вынуждены ждать месяцами. Десятки тысяч пациентов не имеют доступа к процедурам лучевой терапии из-за износа оборудования. В восьми регионах страны все диагностическое оборудование устарело морально и физически, даже в Астане пора списывать 70 процентов маммо­графов. Не меньшая проблема - дефицит кадров. Дело в том, что онкологи не заинтересованы работать в поликлиниках, где их труд оценивается на уровне участкового терапевта.

В общем, мажилисмены своими вопросами основательно “залечили” главного врача страны и пришедших вместе с ним в нижнюю палату парламента чиновников.