Учёные нашли способ выявлять болезнь Альцгеймера задолго до появления симптомов

22 января 2019, 02:28 | 1 554 просмотра

Предвестники старческого слабоумия при наличии мутации в генах можно будет выявить по капле крови.

Молекулярные биологи из США определили молекулы, присутствие которых в крови говорит о том, что в ближайшие несколько лет у человека разовьётся болезнь Альцгеймера, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на журнал Nature Medicine.

"Наш тест настолько чувствителен, что мы зафиксировали различия в образцах крови, взятых за 16 лет до появления первых симптомов болезни. Похоже, что эти биомаркеры – как раз то, что нужно для выявления самых ранних стадий её развития", – рассказывает Стефания Шульц.

Ранние исследования выявили, что болезнь Альцгеймера вызывается накоплением внутри нейронов патогенного вещества – белка бета-амилоида. Нарушения в переработке молекул этого белка приводят к появлению бляшек, уничтожающих нервные клетки. А недавно учёные выяснили, что болезнь Альцгеймера может быть заразной, потому что бляшки бета-амилоида, скорее всего, являются важной частью врожденной иммунной системы. Бороться с этим можно, но лечение будет эффективно, если начать приём лекарств на самых ранних стадиях развития болезни Альцгеймера. Если бляшки бета-амилоида уже скопились в нейронах, то препараты не способны остановить её развитие и замедлить дегенерацию нервной ткани.

До этого времени выявить раннее начало болезни было практически невозможно, для этого требовалось брать жидкость из спинного мозга. Американские молекулярные биологи, одна из которых Стефания Шульц, нашли решение проблемы. Учёные обратили внимание, что при гибели нейронов не только в спинномозговой жидкости, но и в крови появляются молекулы белка NFL. Исследование проводили с помощью 400 добровольцев с опасной мутацией в генах, вызывающей болезнь.

Учёные забрали образцы крови, спинномозговой жидкости у добровольцев и их родственников, не имеющих подобных опечаток в генах, и сравнили доли NFL в их организме. Выяснилось, что концентрация этого белка менялась в них одинаково, что позволяет использовать простые клинические тесты крови для поиска ранних следов болезни Альцгеймера.

Первые явные признаки развития болезни, как отмечают исследователи, можно заметить примерно за семь, а в некоторых случаях за 16 лет до начала проблем с памятью и остротой ума.

Учёные также надеются, что аналогичным образом можно будет находить предпосылки развития болезни Хантигтона, других форм деменции и рассеянного склероза.

informburo.kz