Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Досым Сатпаев: К 2049 году Китай выдавит Россию из ЦА


20 апреля 2018, 04:36 | 1 974 просмотра



Политолог проанализировал далеко идущие геополитические и экономические планы КНР.

Инициатива «Экономический пояс Шелкового пути» для Китая является не благотворительным проектом, а частью важной цели. На официальном уровне она была обозначена как задача двух столетий. Первое — сто лет со дня основания компартии Китая. Событие будет отмечаться в 2021 году. К этому времени в стране ожидают, что средний класс станет серьезной прослойкой. Второе столетие — юбилей основания КНР, который состоится в 2049 году. К этой дате Китай готовится заявить о себе как о глобальной экономической сверхдержаве. Об этом на XIV Международной конференции по риск-менеджменту рассказал политолог Досым Сатпаев, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«К этому времени (2049 год — Ред.), я думаю, Пекин будет окончательно доминировать в Центральной Азии, вытолкнув отсюда Россию. По крайней мере, с точки зрения экономического сотрудничества. Россия выглядит непривлекательной для Китая, учитывая санкционные и торговые войны», — пояснил Досым Сатпаев.

В будущем Китай спокойно переварит ЕАЭС, как удав переваривает кролика, заявил он. Для сравнения политолог привел цифры. Уставной капитал Евразийского банка развития, который является важной финансовой структурой в рамках ЕАЭС, составляет около 10 млрд долларов, а уставной капитал Азиатского банка инфраструктурных инвестиций — 100 млрд долларов.

Кроме того, несмотря на заявления о стратегическом партнерстве и дружбе с Москвой, практически все страны ЦА являются сторонницами дистанционного партнерства. А с Туркменистаном и Таджикистаном у России вообще прохладные отношения, продолжил Досым Сатпаев. Китай же как источник кредитов и инвестиций более привлекателен для государств нашего региона.

«До появления инициативы „Экономический пояс Шелкового пути“ сами же китайцы рассматривали ШОС в качестве будущей экономической организации. В Китае говорили, что у нее два колеса: безопасность и экономика. Теперь ШОС поддерживает безопасность, которая необходима для осуществления экономических проектов в рамках инициативы „Шелковый путь“, к которой подключены фактически все страны ЦА. Понятно, что Пекин опасается любой формы дестабилизации в регионе, потому что это может вызвать эффект домино в Сыньцзян-Уйгурском автономном районе, где существуют сепаратистские настроения», — сказал Досым Сатпаев.

Давним направлением китайской экономической политики является нефтегазовое направление, продолжил он. В этом контексте внимания заслуживает Программа развития энергетики Китая до 2020 года. К ее основным пунктам относится: поиск новых месторождений нефти внутри страны и за рубежом, увеличение стратегического запаса нефти в связи с непредсказуемостью мирового нефтяного рынка и обеспечение безопасности транспортировки нефти по суше и по морю за счет поиска альтернативных маршрутов. Из пяти стран ЦА в нефтегазовой сфере активное сотрудничество Китай развивает с Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Но все же стратегическим партнером Китая в нефтегазовой области является Казахстан.

«Наша страна и сама заинтересована в том, чтобы быть крупным поставщиком нефти и газа на китайский рынок. Хотя, если посмотреть на цифры, то пока основными покупателями отечественного углеводородного сырья являются европейские страны. В 2015 году 80% нефти из РК было экспортировано в Италию, Францию, Нидерланды, Швейцарию и Испанию. При этом 70% добываемой нефти ушло через Каспийский трубопроводный консорциум в западном направлении. В рамках КТК уже заявили, что недавняя модернизация позволит увеличить долю поставок казахстанской нефти с 52 млн до 67 млн тонн в год. То есть КТК еще долгое время будет основным маршрутом для отечественной нефти», — заметил Досым Сатпаев.

При этом по оценкам многих экспертов, 25% добываемой нефти в стране приходится на китайские компании. Для России транзит нефти через Казахстан в Китай является важным вопросом. В прошлом году «Роснефть» заявила, что намерена увеличить объем поставляемой в КНДР нефти с 13−18 млн тонн, а в дальнейшем до 30 млн тонн.

Возвращаясь к проекту экономического пояса Шелкового пути, Досым Сатпаев отметил, что он вызывает повышенный оптимизм внутри Китая и за его пределами. Недавно международная аудиторская компания KPMG подготовила доклад о перспективах развития китайской экономики в 2018 году. В нем говорится о том, что участники этого проекта скоро превратятся в самый быстро растущий регион, в который потекут инвестиции. Руководитель госкомитета по развитию и реформам КНР в прошлом году заявил, что более 50 млрд долларов уже направлено на реализацию инфраструктурных проектов в рамках проекта Шелковый Путь.

Понятно, что речь идет в первую очередь о прокладке железных и автомобильных дорог. По данным компании КТЖ, если в 2011 году через Казахстан в сторону Европы проходило около тысячи контейнеров, то в 2020 году количество должно вырасти до 2 млн контейнеров, заключил политолог.