Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Бизнес учится самоконтролю


26 февраля 2018, 10:44 | 1 123 просмотра



Какие бонусы получат предприниматели и госорганы.

Столичные таксопарки объединились в саморегулируемую организацию (СРО) «Астана Такси», чтобы самостоятельно решать проблемы отрасли. На очереди — автобусные парки Алматы.

Спустя два года после принятия Закона «О саморегулировании» предприниматели Казахстана стали объединяться в СРО — саморегулируемые организации, которым власть делегирует часть контрольных функций. Подобные примеры наблюдаются в службе такси и сфере обслуживания лифтов. Детали процесса для «Капитал.kz» раскрыл Ильяс Касенбаев, заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Алматы.

 

Власть и бизнес делят власть

Коррупционные скандалы и судебные процессы против вчера еще влиятельных личностей оказали отрезвляющее влияние на чиновников разного уровня. «Чиновники сегодня очень боятся даже подозрений в коррупции, поэтому в отношениях с бизнесом стараются принимать взвешенные решения, — говорит Ильяс Касенбаев. — Мягкие решения заставляют прокуратуру подозревать вероятность коррупционного сговора. А слишком жесткие решения позволяют бизнесу обвинять чиновников в давлении с целью получения взятки».

Приспосабливаясь под новую реальность, власть не просто дистанцируется от контактов с предпринимателями. Напротив, она передает им часть своих полномочий — в разумном на текущий момент объеме. «Я с госорганами часто встречаюсь. СЭС, ЧС говорят: нам запретили проверять предприятия, а жалобы в их адрес к нам поступают, это ведь остается нашей работой, — отмечает Ильяс Касенбаев. — И тогда мы им говорим: а давайте упраздним государственный контроль, пусть бизнес объединяется в саморегулируемые организации и сам управляет этими рисками. И этот институт мы начали развивать».

 

СРО должна контролировать рынок

Саморегулирование бизнеса — привычная практика для предпринимателей Европы или США. Считается, что первые объединения ремесленников сформировались в V в. до н.э. в Риме. Средневековые европейские гильдии купцов и цеха ремесленников заложили основы современного корпоративного права.

В Соединенных Штатах первые саморегулируемые организации появились XVIII веке. Началом можно считать Нью-Йоркскую фондовую биржу, которая устанавливала систему норм и правил торговли ценными бумагами. 17 мая 1792 года 24 брокера заключили соглашение о фиксированном размере комиссионных и взаимном предоставлении льгот. Адвокатура, рынок СМИ и рекламы, туристические компании и медицина — все в Америке в первую очередь регламентируется внутренними правилами.

Как могут работать саморегулируемые организации в Казахстане? «Термин „СРО“ в нашей стране пока малоизвестен. Саморегулируемая организация должна объединить вокруг себя не менее 90 процентов компаний отрасли, — говорит Ильяс Касенбаев. — Например, как решить проблему обслуживания лифтов? Совсем недавно была упразднена система лицензирования этой деятельности. У КСК есть договоры на обслуживание, но по факту лифты не работают и часто ломаются. Менять правила и ужесточать требования никто не вправе. И вот в этот момент появилась саморегулируемая организация, вокруг которой объединились 95% этого бизнеса. Они сами создали нормативы, которые позволят очистить рынок от некомпетентных людей и устаревших инструментов и стандартов».

 

Функции передаются компаниям

Каков порядок формирования СРО? Для начала любой госорган обязан разместить на своем сайте перечень управленческих функций, с которыми он готов расстаться, передав в управление саморегулируемым организациям. Компании, представляющие заинтересованный сегмент рынка, должны зарегистрировать СРО и сигнализировать о готовности самостоятельно исполнять принятые на себя обязательства.

Что это дает рынку? Самое главное — адекватность сертификационных требований рынку, в котором существуют компании. Очевидно, что чиновники зачастую сильно преувеличивают свою роль в управлении реальностью. Можно, положим, мечтать о бесплатном Wi-Fi и кондиционере в каждом маршрутном автобусе. Но как это отразится на рентабельности перевозчика? Не стоят ли в данный момент перед ним куда более приземленные, но важные с точки зрения выживания бизнеса задачи?

То же самое с рынком такси. Всем хочется ездить как можно дешевле с максимальным комфортом. Реальность же такова, что общественно приемлемые тарифы и высокая степень давления «серых» перевозчиков делают выгодным использование самых недорогих в обслуживании машин. Как сделать уровень услуг более высоким?

Хороший пример взаимодействия в решении этой задачи продемонстрировали акимат Астаны и СРО «Астана Такси». Все участники этого объединения получили право передвигаться по выделенной полосе общественного транспорта. «Это само по себе значительное конкурентное преимущество, — подчеркивает Ильяс Касенбаев. — Но более того: чтобы снизить транспортные издержки на содержание своего автопарка, акимат Астаны передал госзаказ на перевозку своих служащих в таксопарки. За счет этого заказа таксопарки будут развиваться сами и расширять качественно услуги. За нарушения — лишение лицензии. Разве это не стимул? Вы видите разницу: в столице отказались от идеи борьбы с „серыми“ извозчиками, вместо этого создав преимущества для тех, кто работает официально».

 

На очереди — саморегулируемые автопарки

На очереди — формирование саморегулируемой организации подобного типа для автобусных парков Алматы. «Мы говорили об этом в управлении пассажирского транспорта города. Реакция такая: если есть желающие взять на себя ответственность — без проблем, — рассказывает Ильяс Касенбаев. — Городской общественный транспорт генерирует множество проблем. В этом году число перевозчиков сократится с 17 до 15. Пусть они объединяются и сами регулируют свою работу в каких-то аспектах. Например, пересмотрят и оптимизируют городские маршруты, чтобы сделать их более рентабельными и удобными. Важно, что при этом они возьмут на себя часть функций, которые сейчас исполняет государство».

Какие бонусы несет СРО участникам процесса? Государство избавляется от ненужных контрольных функций и экономит бюджет для более важных дел. Компании могут сконцентрировать усилия не на исполнении многочисленных чиновничьих циркуляров, а на создании благоприятных условий для клиентов. Ну и клиенты получают качественное обслуживание за свои деньги. «Бизнес сам должен быть заинтересован в сохранении уровня качества. Не штрафы и наказания должны сдерживать, а угроза потери места на рынке, — говорит Ильяс Касенбаев. — Мы за честный и ответственный бизнес, готовый и способный отвечать самостоятельно за ошибки. Ведь благодаря тому, что много субъектов экономики будет собрано в одну юридическую структуру, решения и действия каждого будут прозрачны, а ответственность и спрос — жесткими».