Авторы:
Тохтарбаева Багдаткул Зейналхановна — Средняя школа имени Титова- медицинская сестра.
Назарбаева Шолпан Омирсериковна- ГКП на ПХВ Ескельдинская ЦРБ- медицинская сестра общей практики.
Бекмуханбетова Шолпан Турлыбековна- ГКП на ПХВ Ескельдинская ЦРБ- медицинская сестра общей практики.
В структуре эндокринных заболеваний СД занимает до 70% и входит в природу болезней, являющихся наиболее частой причиной инвалидизации. На сегодняшний день СД на третьем месте после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Для многих развитых стран мира недуг вышел за рамки медико-социальных проблем. Несмотря на значительные успехи в медицине, рост заболевания СД ежегодно составляет около 3%, значительно увеличиваясь среди детей и подростков. Учитывая что этиология данного заболевания до конца не раскрыта, а сам недуг пока неизлечим, организация сестринского ухода требует от медицинского персонала не только высокого уровня профессиональной подготовки, психоэмоциональной устойчивости, но и творческого личностно-ориентировочного подхода не только к каждому больному ребенку, но и к его родителям, которых нужно научить жить в гармонии с этим заболеванием, ориентируя их на иной образ жизни.
Сестринский уход, как основа практического здравоохранения
Сестринский уход комплекс лечебно-диагностических, профилактических, гигиенических, санитарно-эпидемиологических мероприятий, направленных на облегчение страданий и предупреждение осложнений. Сестринский уход — составляющее системного подхода по оказанию помощи ориентированной на нарушенные потребности пациента.
Его целью является поддержание и восстановление независимости пациента и удовлетворение его основных потребностей ребенка. Все это требует от медперсонала не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с ребенком как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры и ее контакт с больным ребенком делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром.
Часто дети находятся без родителей, сестра должна быть ребенку в этот трудный период как мать и способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
Медицинская сестра каждодневно обеспечивает:
· режим дня с адекватной физической нагрузкой
· режим лечебного питания
· осуществляет проведение заместительной инсулинотерапии;
· прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);
· транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.
Принимая ребенка, общаясь с его родителями медсестра должна качественно собрать анамнез, провести субъективные и объективные обследования.
Субъективный метод — это физиологические, психологические, социальные данные о пациенте; релевантные данные об окружающей среде. Источником информации является сам пациент, его объективное обследование, изучение данных медицинской документации, беседа с врачом, родственниками пациента.
Объективный метод — это физическое обследование пациента, включающее оценку и описание различных параметров (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие отека).
В обследование также входит измерение роста пациента, определение массы его тела, измерение температуры, подсчет и оценка числа дыхательных движений, пульса, измерение и оценка артериального давления.
Конечным результатом является документирование полученной информации создание сестринской истории болезни, которая является юридическим протоколом — документом самостоятельной профессиональной деятельности медсестры.
Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные.
Существующие проблемы — это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время.
Потенциальные — те, которые еще не существуют, но могут возникнуть, если их не предупредить.
Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить возникшим проблемам.
Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные и вторичные. Первичным приоритетом обладают проблемы, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на здоровье больного.
Анализируя полученные результаты, сестра определяет сестринский диагноз. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский — основывается на описании реакций пациента на проблемы, связанные со здоровьем. Ассоциация медицинских сестер, например, в качестве основных проблем, связанных со здоровьем выделяет следующие: ограниченность самообслуживания, нарушение нормальной жизнедеятельности организма, психологические и коммуникативные нарушения, проблемы, связанные с жизненными циклами. В качестве сестринских диагнозов используются такие, например, словосочетания, как «дефицит гигиенических навыков и санитарных условий», «снижение индивидуальной способности к преодолению стрессовых ситуаций», «беспокойство» и т.п. Медсестра составляет план ухода, который должен включать оперативные и тактические цели, направленные на достижение определенных результатов долгосрочного или краткосрочного характера. Определяя цели, необходимо учитывать действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего и кого).
Определив цели и задачи по уходу, сестра составляет письменное руководство по уходу, в котором должны быть подробно перечислены специальные действия медсестры по уходу, записываемые в сестринскую историю болезни. На основании составленного плана, медсестра осуществляет уход, включая меры, которые необходимы для обследования, лечения, реабилитации и профилактики осложнений пациентов, страдающих сахарным диабетом.
На сегодняшний день хорошо разработаны категории сестринского вмешательства, при которых выбор категории определяется нуждами пациента.
Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача.
Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность сестры с врачом, а также с другими специалистами. При всех типах взаимодействия ответственность сестры исключительно велика.
Характеристика сахарного диабета
Сахарный диабет — заболевание, которое характеризуется нарушением углеводного, белкового, жирового обмена из-за абсолютного или относительного недостатка инсулина.
Инсулин это гормон (биологически активное вещество)поджелудочной железы, который контролирует концентрацию глюкозы (сахара) в крови.
В организме человека пища расщепляется в кишечнике до различных веществ, включая глюкозу, необходимых организму для работы. Из кишечника глюкоза всасывается в кровь и разносится по всему организму. Высокий уровень сахара в крови после еды стимулирует выделение инсулина поджелудочной железой. Инсулин способствует попаданию глюкозы из крови в клетки нашего организма, а, значит, снижает концентрацию глюкозы в крови. Без инсулина некоторые клетки нашего организма совершенно не способны усваивать глюкозу из крови. В клетках организма человека глюкоза запасается или сразу переходит в энергию, которая используется для нужд организма. Уровень глюкозы в крови варьирует в течение дня и в зависимости от приема пищи. После приема пищи уровень глюкозы повышается и постепенно нормализуется в течение 2 часов после еды под действием инсулина. Как правило, при нормализации значения глюкозы секреция (выделение) инсулина поджелудочной железой уменьшается.
Если организм не производит достаточное количество инсулина, клетки организма теряют способность усваивать глюкозу, которая накапливается в крови. Увеличение концентрации сахара в крови ведет к появлению симптомов диабета и его осложнениям. Чаще всего инвалидность при сахарном диабете происходит из-за наличия каких-либо функциональных ограничений или серьезных осложнений, которые мешают полному функционированию органов. Сахарный диабет занимает первое место среди всех эндокринных заболеваний у детей. Сахарный диабет у детей протекает относительно остро и без соответствующего лечения, как правило, приобретает тяжелое, прогрессирующее течение. Такое развитие диабета у детей обусловлено интенсивным ростом организма ребенка и соответственно усиленным обменом веществ.
Этиология заболевания до конца не ясна, но существует предположение, что риск заболевания возрастает если:
- Масса ребенка при рождении превышала 4,5 кг
- Болеет мама ребенка сахарным диабетом
- Оба родителя ребенка больны сахарным диабетом
- Ребенок болеет часто вирусными заболеваниями
- Имеются другие нарушения обмена веществ (гипотериоз, ожирение)
- Снижение иммунитета
Среди вирусных инфекций, разрушающих, клетки поджелудочной железы можно выделить: краснуху, вирусный паротит (свинка), ветряную оспу, вирусный гепатит. Вирусные инфекции обладают высоким сродством к клеткам поджелудочной железы и часто осложняются диабетом. Необходимо подчеркнуть, что вирусная инфекция проявляет свое действие у лиц с наследственной предрасположенностью к сахарному диабету. Особенно часто вирусная инфекция вызывает диабет у детей и подростков.
Как правило, сахарный диабет в несколько раз чаще встречается у родственников больных сахарным диабетом. Если сахарным диабетом больны оба родителя, риск заболеть диабетом для их детей в течение всей жизни равен 100%, если болен один из родителей — 50%. Относительно развития сахарного диабета 1 типа следует упомянуть об одном важном факте, а именно: даже при наличии наследственной предрасположенности, сахарный диабет может и не развиться.
Вероятность того, что родитель с сахарным диабетом 1-го типа передаст ребенку дефектный ген очень мала (4%). Известны случаи, когда из двоих близнецов заболевал сахарным диабетом только один, а другой оставался здоровым. Даже при наличии факторов, предрасполагающих к развитию сахарного диабета 1 типа, заболевание может никогда не возникнуть, если человек не переболеет определенной вирусной инфекцией.
Такие аутоиммунные болезни (нападение иммунной системы организма на собственные ткани организма) как гломерулонефрит, аутоиммунный тиреоидит, гепатит, волчанка также могут осложняться сахарным диабетом. В данном случае диабет развивается из-за разрушения клеток поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин, клетками иммунной систем. Переедание (повышенный аппетит), ведущее к ожирению является одним из основных факторов развития диабета 2 типа., который так же встречается у детей. Если среди лиц с нормальной массой тела частота возникновения сахарного диабета составляет 7,8%, то при избытке массы тела на 20% частота диабета составляет 25%, а при избытке массы тела на 50% частота равна 60%.
Уменьшив массу тела на 10% с помощью диеты и физических упражнений, возможно, значительно снизить риск развития диабета.
Если среди взрослого населения преобладает сахарный диабет 2-го типа, то среди детей преобладает сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый).
Сахарный диабет 1-го типа характеризуется очень низким уровнем инсулина в крови, вследствие чего, ребенок больной сахарным диабетом зависит от лечения инсулином. Общий механизм развития сахарного диабета у детей тот же, что и у взрослых. Но все же имеются определенные особенности. Поджелудочная железа ребенка (орган, вырабатывающий гормон инсулин) очень маленькая. К 10 годам масса поджелудочной железы ребенка удваивается, достигая размеров 12 см и веса чуть более 50 г. Выработка поджелудочной железой инсулина — это одна из ее важнейших функций, которая окончательно формируется к пятому году жизни ребенка. Именно с этого возраста и примерно до 11 лет дети особенно подвержены заболеванию сахарным диабетом. Как уже было, сказано выше, все обменные процессы в организме ребенка протекают намного быстрее, чем у взрослого человека. Углеводный обмен (усвоение сахаров) не является исключением. Соответственно, ребенку в сутки необходимо потреблять 10 г углеводов на 1 кг веса. Поэтому все дети очень любят сладкое — это естественная потребность их организма. На обмен углеводов влияет еще и нервная система ребенка, которая еще не совсем сформирована, поэтому может давать сбои и тоже влиять на уровень сахара в крови. Заметим, что вопреки распространенному убеждению, даже потребление значительных количеств сладкого, в детском возрасте, не приводит к развитию диабета. Как правило, риск развития сахарного диабета выше у недоношенных, слаборазвитых детей, или у подростков в период полового созревания. Также риск развития диабета выше у детей подверженным значительным физическим нагрузкам (например у воспитанников спортивных школ).
Течение сахарного диабета у детей зависит и от возраста ребенка, в котором началось заболевание. Чем младше ребенок, заболевший диабетом, тем тяжелее оно протекает и тем больше угроза различных развития осложнений. Как правило, однажды возникнув, диабет у ребенка уже никогда не проходит. Ребенок больной диабетом будет нуждаться в поддерживающем лечении в течение всей его жизни.
Существует ряд симптомов, по которым можно выявить заболевания поджелудочной железы:
- Жажда
- снижение веса
- чрезмерное выделение мочи (более 2-3 л в сутки)
- тяжелое течение инфекций
- повышенная утомляемость, неспособность концентрировать внимание.
Родители не всегда замечают данные симптомы, что представляет определенную сложность для выявления сахарного диабета у детей. Несмотря на сложность выявления симптомов диабета у ребенка существуют характерные признаки сахарного диабета у детей, облегчающие определение болезни. Так, например, важным симптомом диабета является ночное недержание мочи (энурез). При сахарном диабете у детей выделяется в 2-4 раза больше мочи, чем у здоровых детей. Также, у детей больных сахарным диабетом часто возникают поражения кожи (фурункулез), зуд кожи и т.п.
У грудных детей сахарный диабет сопровождается расстройством пищеварения (диарея, запор, рвота), беспокойством. Ребенок больной диабетом много и жадно сосет грудь или пьет воду. От сладкой мочи белье и пеленки становятся жесткими, хрустящими. Данные симптомы часто наблюдаются при среднем или тяжелом течении сахарного диабета. При легкой форме сахарного диабета у больных детей может не быть почти никаких жалоб или признаков болезни, и диагноз ставят на основании определения уровня сахара в крови и в моче. Диагностика сахарного диабета у детей ничем не отличается от диагностики данного заболевания у взрослых.
Лечение сахарного диабета у ребенка включает: физические упражнения, диету, лечение лекарствами.
Физические упражнения повышают чувствительность тканей организма к инсулину и снижают уровень сахара в крови. В связи с этим дозированные физические нагрузки составляют важную часть лечения детей сахарным диабетом. Следует подчеркнуть, что при диабете полезны только дозированные физические нагрузки, тогда как бесконтрольная физическая нагрузка у больных сахарным диабетом способствует развитию гипогликемических состояний.
Правильная организация физических нагрузок у детей больных диабетом обязательным образом включает употребление дополнительных углеводов до, во время и после физических занятий в соответствии со следующими рекомендациями, а также периодический контроль концентрации глюкозы в крови. Важно измерять глюкозу крови до, во время и после занятий спортом для того, чтобы правильно определить дозу инсулина с короткой или средней продолжительностью действия. Осложнения сахарного диабета происходят из за несвоевременной диагностики или неправильного лечения и могут развиваться в короткие сроки, либо с годами.