СИНДРОМ АСПЕРГЕРА: УНИКАЛЬНОСТЬ НА ГРАНИ СПЕКТРА

Психиатрия

Автор: Аушинов Дидар Ерболатович, детский психиатр,
ГКП на ПХВ «Областной Центр Психического Здоровья»

Синдром Аспергера — это форма расстройства аутистического спектра (РАС), при которой интеллектуальные способности сохраняются, а иногда и значительно превышают средний уровень, но при этом наблюдаются выраженные трудности в социальной коммуникации, взаимодействии и адаптации.

Несмотря на то, что в классификации DSM-5 синдром Аспергера более не выделяется как отдельный диагноз, в клинической практике и научной литературе этот термин продолжает использоваться для описания определённого поведенческого и когнитивного профиля.

Историческая справка
Синдром был впервые описан австрийским педиатром Хансом Аспергером в 1944 году. Он наблюдал у мальчиков сохранный интеллект, хорошие речевые навыки, но при этом трудности в социальном взаимодействии, ограниченные интересы и склонность к рутинным действиям. Термин получил международное признание в 1980-х годах, а в 1994 году был включён в диагностическую систему DSM-IV.

Клиническая картина
Основные характеристики синдрома Аспергера:

Трудности в социальном взаимодействии:

недостаток интуитивного понимания эмоций других людей;

сложности с установлением контактов, дружбы;

буквальное восприятие речевых оборотов, иронии, сарказма;

трудности с групповым взаимодействием, особенно среди сверстников.

Стереотипное поведение и ограниченные интересы:

узкий круг увлечений с высокой степенью вовлеченности (например, энциклопедические знания в одной области);

приверженность к ритуалам, распорядку, трудности с переменами;

фиксированность на деталях.

Речь и мышление:

развитая, формальная речь (иногда называют «маленькими профессорами»);

необычные интонации, монотонность речи;

высокий уровень логического и аналитического мышления.

Моторика и сенсорная чувствительность:

неловкость движений, трудности с координацией;

повышенная или пониженная чувствительность к звукам, прикосновениям, свету.

Важно отметить, что интеллект у детей с синдромом Аспергера в большинстве случаев в пределах нормы или выше. Однако эмоциональная незрелость и особенности поведения могут мешать успешной социализации.

Диагностика
Постановка диагноза требует междисциплинарного подхода: психиатрического, психологического, логопедического и неврологического обследования. Используются такие инструменты, как:

клиническое интервью с родителями;

шкалы оценки аутистических черт (ADOS-2, AQ, CARS);

нейропсихологические и речевые тесты;

наблюдение за поведением ребенка в естественной и структурированной среде.

Дифференциальная диагностика проводится с высокофункциональным аутизмом, шизоидными чертами, СДВГ, тревожными расстройствами.

Подход к коррекции и обучению
Несмотря на сохранный интеллект, дети с синдромом Аспергера нуждаются в поддержке и коррекционной работе.

Ключевые направления помощи:

Социально-коммуникативная тренировка
Развитие навыков общения, распознавания эмоций, установления контакта, понимания социальных норм и ситуаций.

Когнитивно-поведенческая терапия
Помогает справляться с тревожностью, навязчивыми мыслями, ригидностью мышления.

Психологическая поддержка семьи
Обучение родителей стратегиям взаимодействия, принятие индивидуальности ребенка, снижение конфликтов в семье.

Адаптация образовательной среды
Индивидуальный подход, создание структурированного расписания, эмоционально безопасной среды в классе.

Тренировка сенсорной интеграции и моторики
Физические упражнения, эрготерапия, логоритмика.

Что важно знать родителям и педагогам
Ребенок с синдромом Аспергера может отлично учиться и достигать успехов, если создать подходящую среду.

Он не «замкнутый» или «невоспитанный», он просто иначе воспринимает мир.

Такие дети часто очень чувствительны к оценке и нуждаются в стабильности, поддержке и принятии.

У многих взрослых с синдромом Аспергера сформированы успешные карьеры в сфере науки, техники, искусства, IT.

Заключение
Синдром Аспергера — это не дефект, а особый способ функционирования. Люди с этим синдромом часто обладают глубоким мышлением, честностью, уникальной логикой и преданностью интересам. Их трудности в социальной сфере требуют понимания, терпения и профессиональной поддержки.

Чем раньше начата помощь — тем легче ребёнку раскрыть свои сильные стороны и адаптироваться к требованиям общества. Наша задача — не изменять таких детей, а помогать им расти, развиваться и быть принятыми в своем многообразии.

Использованные источники:
Attwood, T. (2007). The Complete Guide to Asperger’s Syndrome. Jessica Kingsley Publishers.

Klin, A., Volkmar, F. R., & Sparrow, S. S. (2000). Asperger syndrome. Guilford Press.

American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (5th ed.) – DSM-5.

Baron-Cohen, S. (2009). Autism: The empathizing–systemizing (E-S) theory. Annals of the New York Academy of Sciences, 1156(1), 68–80.

Frith, U. (2004). Emanuel Miller lecture: Confusions and controversies about Asperger syndrome. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 45(4), 672–686.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *