Правила выстраивания отношений с соблюдением этики и деонтологии.

Сестринское дело

Авторы: Суракбаева Евгенья Нурашевна, медицинская сестра по массажу,

Овчинникова Марина Владимировна, диетическая медицинская сестра,

Жаумбаева Сайляукан Казырбековна, старшая медицинская сестра

КГУ «Областной специализированный дом ребенка г.Талдыкорган» ГУ «Управления здравоохранения области Жетісу»


Нормы сестринской деонтологии в медпрактике распространяются на всех без исключения участников лечебно-диагностической деятельности. Взаимодействие с каждой стороной имеет свои нюансы.
Отношения «медсестра – пациент». Этика и деонтология обязывают медсестер строго соблюдать следующие правила при построении взаимоотношений с пациентами:

  • приветливое отношение, но без фамильярности и панибратства. Обращение к пациенту на «Вы», называя его имя и отчество. Речь медсестры не должна быть сухой, следует избегать чересчур официального тона. Нужно проявлять сдержанность даже в случаях, когда пациент нарушает допустимые нормы общения;
  • чтобы не спровоцировать ятрогению, категорически запрещено при пациенте обсуждать диагноз/лечение его самого и людей, с которыми контактирует пациент. Нельзя ставить под сомнение профессионализм других медработников;
  • перед сложной, болезненной манипуляцией медсестра доступно разъясняет пациенту необходимость назначенной процедуры и этапы ее проведения. Так у пациента снижается уровень стресса.
    Уверенный и решительный тон медсестры внушает доверие. Общаться с пациентом нужно с учетом окружающей среды: его образования, места работы, условий жизни и так далее. Все пациенты жаждут понимания, сострадания и заботы. Но при этом их нерациональные требования следует отклонять в строгой форме.
    Отношения «медсестра – родственники пациента». Беседа медицинской сестры с близкими больного происходит с учетом следующих регламентов:
  • даже если родственники говорят слишком эмоционально, медсестра обязана общаться сдержанно. Необходимо научиться тактично обходить моменты, которые могут спровоцировать конфликт;
  • медик вправе обсуждать темы только в рамках своей компетенции. Медсестра не имеет права ставить предварительный диагноз по симптомам болезни. Она не может предлагать варианты лечения, за исключением типичных ситуаций (головная боль и тому подобное). Все вопросы о состоянии здоровья, диагностике, лечении и прогнозе заболевания медицинская сестра советует задать лечащему врачу;
  • людям, ухаживающим за больным, медсестра обязана подробно разъяснить простыми словами и показать, как правильно выполнять те или иные манипуляции по уходу за пациентом.
    В случае, когда медсестра крайне занята и не может уделить много внимания близким пациента, для соблюдения медицинской этики и деонтологии необходимо кратко ответить на вопрос, тактично объяснить причину занятости и, при необходимости, назначить время для подробной беседы.
    Отношения «медсестра – врач». Эффективность медицинской деятельности напрямую зависит от взаимоотношений медсестры и врача. Поэтому важно настроиться на конструктивное общение, соблюдать регламенты по этике и деонтологии. Для медсестер действуют правила субординации:
  • согласно должностной инструкции, назначения и указания доктора исполняются четко и в срок, следуя установленным алгоритмам проведения различных манипуляций;
  • не допускать неуважительного отношения даже к молодым, неопытным врачам;
  • незамедлительно уведомить доктора о резком изменении самочувствия пациента и других непредусмотренных ситуациях;
  • при сомнениях по поводу исполнения лечебных назначений деликатно обсудить волнующие моменты с доктором без пациента. Неприемлемы уничижительные заявления и неуместная резкость.
    Отношения «медсестра – медсестра». В повседневной работе медсестры должны проявлять взаимоуважение и признавать равное положение в коллективе. Этика и деонтология не отменяют конкуренции, но она не должна перерастать в конфликт. Правила общения медсестер между собой: вежливое, уважительное отношение; медики с большим стажем делятся накопленным профессиональным опытом с новичками; замечания по работе учтиво доводятся без пациентов; в сложных случаях и ситуациях крайней занятости коллеги оказывают посильную помощь.
    Отношения «медсестра – младший медперсонал». В рамках исполнения трудовых обязанностей медсестры контролируют действия младшего персонала. При этом следует избегать превышения своих полномочий, фамильярного и уничижительного отношения. Советы по работе следует раздавать без посторонних, в корректной форме. Отношения строятся на взаимном уважении и соблюдении должностных инструкций.
    Этика и деонтология: решение проблем.
    Соблюдение медиками этических норм поведения позволяет сохранить спокойную, рабочую атмосферу в коллективе. Задача внедрения принципов этики и деонтологии возлагается на руководящий состав ЛПУ. Для поддержания Этического кодекса используются следующие мероприятия:
  • семинары с участием психологов, научат предотвращать и правильно решать конфликты;
  • коллективные тренинги для развития коммуникативных навыков, необходимых для слаженной работы медперсонала;
  • периодические проверки на знание этики и деонтологии выявляют пробелы в знаниях и помогают наметить тему будущих лекций;
  • инструктаж медсестер по правилам общения с пациентами, их близкими;
  • тестирование сотрудников на профессиональное выгорание и хроническую усталость.
    Медсестрам, соблюдающим этику и деонтологию, доверяют пациенты. У них складываются продуктивные отношения с коллегами. Спокойная рабочая обстановка снижает уровень стресса у пациентов и риск профессионального выгорания у медиков. Без этического воспитания сотрудников медучреждение не сможет соответствовать высоким требованиям к качеству медицинских услуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *