Особенности работы с детьми и пациентами с особыми потребностями в стоматологической практике

Стоматология

Авторы:Искакова Сауле Абжатовна — врач-стоматолог, ГКП на ПХВ «Городская поликлиника города Талдыкорган»
Омашбекова Гульбаршин Акановна — врач-стоматолог (детский, взрослый), ТОО «Детская стоматологическая поликлиника города Алматы»
Сейлханова Даметкен Каиржановна — врач-стоматолог-терапевт детский, ТОО «Детская стоматологическая поликлиника города Алматы»


Введение

Работа с детьми и пациентами с особыми потребностями требует от стоматолога не только профессиональных знаний, но и высокой степени эмпатии, терпения и умения адаптироваться к индивидуальным особенностям пациента. Особый подход, гибкость в коммуникации, создание психологически безопасной обстановки и применение специальных методов лечения — всё это необходимо для эффективного и этичного оказания стоматологической помощи.


Кто такие пациенты с особыми потребностями?

К данной категории относятся:

Дети с нарушениями развития (аутизм, синдром Дауна, ДЦП, ЗПР и др.)

Пациенты с нарушениями слуха, зрения, речи

Дети с хроническими соматическими заболеваниями

Пациенты с ментальными или когнитивными нарушениями

Дети с выраженной стоматофобией, тревожными расстройствами

Работа с такими пациентами требует междисциплинарного подхода, сотрудничества с родителями, педагогами, логопедами, психологами.


Особенности стоматологического приёма

  1. Подготовка к визиту

Родителям необходимо заранее рассказать ребёнку о приёме в спокойной, положительной форме

При необходимости — провести адаптационные визиты без лечения

Лучше записывать ребёнка на утренние часы

Кабинет должен быть подготовлен: минимум раздражающих факторов, нейтральная атмосфера

  1. Установление контакта

Использование простой, понятной, предсказуемой речи

Визуальные подсказки, карточки, жесты

Минимум физического контакта без разрешения

Детям с РАС важно объяснять каждое действие, избегать резких звуков и яркого света

  1. Поведенческие подходы

Игра как способ установить контакт

Сенсорные элементы: тяжёлые одеяла, антистресс-игрушки

Присутствие родителя рядом — как источник безопасности

Поощрение: похвала, наклейки, жетоны


Методики лечения

Упрощённые, короткие визиты

Использование щадящих, минимально инвазивных методов

При необходимости — седация или лечение под наркозом

Применение вспомогательных ортопедических средств для фиксации

Упрощённый набор инструментов — без лишнего шума и вибраций


Коммуникация с родителями и сопровождающими

Родители — ключевые партнёры в процессе лечения

Обсуждается план работы, поведенческие особенности ребёнка

Врач и родители вместе разрабатывают тактику адаптации

По завершении визита — рекомендации по домашнему уходу, с учётом особенностей ребёнка


Этические принципы и границы

Уважение и принятие пациента — независимо от его состояния и способностей

Все действия согласовываются с родителями или законными представителями

Лечение не должно причинять сильный стресс, особенно при отсутствии коммуникации

При необходимости — направление к узким специалистам: стоматологу-анестезиологу, психологу, нейропсихологу


Заключение

Работа с детьми и пациентами с особыми потребностями — это больше, чем медицинская процедура. Это доверие, которое нужно заслужить, забота, которую нужно проявить, и путь, который врач и семья проходят вместе.

Каждый приём — это возможность не только вылечить зуб, но и показать ребёнку, что стоматолог — это не страшно, а безопасно и доброжелательно. Именно такой подход закладывает основу доверия к врачам на всю жизнь.

Терпение, внимание к деталям, открытость и искреннее желание помочь — вот что делает стоматолога действительно эффективным специалистом в этой деликатной области.

Искреннее уважение к уникальности каждого пациента — главная составляющая качественного стоматологического лечения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *