Авторы:Искакова Сауле Абжатовна — врач-стоматолог, ГКП на ПХВ «Городская поликлиника города Талдыкорган»
Омашбекова Гульбаршин Акановна — врач-стоматолог (детский, взрослый), ТОО «Детская стоматологическая поликлиника города Алматы»
Сейлханова Даметкен Каиржановна — врач-стоматолог-терапевт детский, ТОО «Детская стоматологическая поликлиника города Алматы»
Введение
Работа с детьми и пациентами с особыми потребностями требует от стоматолога не только профессиональных знаний, но и высокой степени эмпатии, терпения и умения адаптироваться к индивидуальным особенностям пациента. Особый подход, гибкость в коммуникации, создание психологически безопасной обстановки и применение специальных методов лечения — всё это необходимо для эффективного и этичного оказания стоматологической помощи.
Кто такие пациенты с особыми потребностями?
К данной категории относятся:
Дети с нарушениями развития (аутизм, синдром Дауна, ДЦП, ЗПР и др.)
Пациенты с нарушениями слуха, зрения, речи
Дети с хроническими соматическими заболеваниями
Пациенты с ментальными или когнитивными нарушениями
Дети с выраженной стоматофобией, тревожными расстройствами
Работа с такими пациентами требует междисциплинарного подхода, сотрудничества с родителями, педагогами, логопедами, психологами.
Особенности стоматологического приёма
- Подготовка к визиту
Родителям необходимо заранее рассказать ребёнку о приёме в спокойной, положительной форме
При необходимости — провести адаптационные визиты без лечения
Лучше записывать ребёнка на утренние часы
Кабинет должен быть подготовлен: минимум раздражающих факторов, нейтральная атмосфера
- Установление контакта
Использование простой, понятной, предсказуемой речи
Визуальные подсказки, карточки, жесты
Минимум физического контакта без разрешения
Детям с РАС важно объяснять каждое действие, избегать резких звуков и яркого света
- Поведенческие подходы
Игра как способ установить контакт
Сенсорные элементы: тяжёлые одеяла, антистресс-игрушки
Присутствие родителя рядом — как источник безопасности
Поощрение: похвала, наклейки, жетоны
Методики лечения
Упрощённые, короткие визиты
Использование щадящих, минимально инвазивных методов
При необходимости — седация или лечение под наркозом
Применение вспомогательных ортопедических средств для фиксации
Упрощённый набор инструментов — без лишнего шума и вибраций
Коммуникация с родителями и сопровождающими
Родители — ключевые партнёры в процессе лечения
Обсуждается план работы, поведенческие особенности ребёнка
Врач и родители вместе разрабатывают тактику адаптации
По завершении визита — рекомендации по домашнему уходу, с учётом особенностей ребёнка
Этические принципы и границы
Уважение и принятие пациента — независимо от его состояния и способностей
Все действия согласовываются с родителями или законными представителями
Лечение не должно причинять сильный стресс, особенно при отсутствии коммуникации
При необходимости — направление к узким специалистам: стоматологу-анестезиологу, психологу, нейропсихологу
Заключение
Работа с детьми и пациентами с особыми потребностями — это больше, чем медицинская процедура. Это доверие, которое нужно заслужить, забота, которую нужно проявить, и путь, который врач и семья проходят вместе.
Каждый приём — это возможность не только вылечить зуб, но и показать ребёнку, что стоматолог — это не страшно, а безопасно и доброжелательно. Именно такой подход закладывает основу доверия к врачам на всю жизнь.
Терпение, внимание к деталям, открытость и искреннее желание помочь — вот что делает стоматолога действительно эффективным специалистом в этой деликатной области.
Искреннее уважение к уникальности каждого пациента — главная составляющая качественного стоматологического лечения.