Оказание помощи при нарушении глотания и питания у пациентов: роль медицинской сестры

Мақала

Авторы:Жумагулова Алмаш Оразгалиевна — медицинская сестра
Нурмухаметова Жанар Серикхановна — медицинская сестра
Бегалина Лазат Канатовна — медицинская сестра
КГУ «Семейский центр оказания специальных социальных услуг» / 1 УКЗ и СП, Абайская область

Введение
Нарушения глотания (дисфагия) и питания — частая проблема у подопечных учреждений длительного пребывания. Это пациенты пожилого возраста, люди с неврологическими и психическими заболеваниями, после инсультов, черепно-мозговых травм, деменции. При этом правильное питание — основа поддержания жизненных функций, иммунитета, восстановления организма.

В условиях центра социального обслуживания именно медицинская сестра играет ключевую роль в выявлении, контроле и сопровождении пациентов с нарушениями глотания и питания.

Что такое дисфагия и почему она опасна?
Дисфагия — это нарушение процесса прохождения пищи и жидкости изо рта в желудок. Она может быть:

оральной — проблема с жеванием, слюноотделением, продвижением пищи к глотке;

фарингеальной — нарушена работа глотки и надгортанника;

эзофагеальной — затруднение прохождения пищи по пищеводу.

Осложнения при дисфагии:

аспирационная пневмония (вдыхание пищи или жидкости);

удушье, приступы кашля;

обезвоживание;

дефицит массы тела, анемия, авитаминоз;

страх перед едой, изоляция, снижение качества жизни.

Роль медсестры в выявлении нарушений глотания
Медицинская сестра — первая, кто может заметить тревожные признаки:

медленное, неуверенное жевание;

кашель или удушье во время еды;

частые поперхивания;

изменение голоса после глотания (становится «мокрым»);

остатки пищи в полости рта после приёма пищи;

отказ от еды, снижение аппетита;

потеря веса без видимой причины.

Важно: при подозрении на дисфагию медсестра обязана сообщить врачу, фиксировать наблюдения и сопровождать процесс обследования (в том числе при необходимости — участие логопеда, диетолога).

Организация питания пациента с дисфагией: задачи медсестры

  1. Выбор безопасной консистенции пищи
    Пюреобразная, мягкая, однородная пища (без твёрдых или волокнистых включений).

Густые жидкости (при необходимости — загустители).

Исключение сухарей, орехов, хлебной корки, крупных кусочков.

  1. Правильное положение тела
    Кормление в положении сидя или с приподнятым изголовьем на 45–90°.

Голову слегка наклонить вперёд — это предотвращает попадание пищи в дыхательные пути.

После приёма пищи пациент должен оставаться в вертикальном положении не менее 30 минут.

  1. Наблюдение во время и после приёма пищи
    Медсестра должна наблюдать за реакцией: кашель, задыхание, изменение мимики.

При малейших признаках аспирации — немедленно прекратить кормление и вызвать врача.

Фиксация объёма съеденного, жидкости, поведенческой реакции.

  1. Создание спокойной и комфортной атмосферы
    Исключить спешку и отвлекающие факторы.

Обращаться с пациентом уважительно, объяснять действия.

Давать пищу небольшими порциями, использовать ложку подходящего размера.

Дополнительные меры поддержки
Ведение журнала питания пациента.

Совместная работа с диетологом по подбору рациона.

Обработка полости рта до и после еды.

В тяжёлых случаях — обучение кормлению через зонд или гастростому.

Психологические аспекты
Пациенты с нарушением глотания часто испытывают стыд, тревожность, отказ от еды.

Медсестра должна быть особенно деликатна, поддерживать пациента морально.

При необходимости — привлечение психолога или логопеда для адаптации пациента.

Заключение
Питание — это не только физиологическая потребность, но и часть качества жизни, особенно в условиях дома-интерната. Медицинская сестра — это тот человек, который обеспечивает не просто приём пищи, а безопасность, комфорт и уважение к достоинству пациента.

Забота о питании — это забота о жизни. А сестринская внимательность — важнейший шаг в предотвращении осложнений у самых уязвимых пациентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *