Индивидуальный подход в стоматологии: как улучшить коммуникацию с пациентом разных возрастов

Стоматология

Авторы:Искакова Сауле Абжатовна — врач-стоматолог, ГКП на ПХВ «Городская поликлиника города Талдыкорган»
Омашбекова Гульбаршин Акановна — врач-стоматолог (детский, взрослый), ТОО «Детская стоматологическая поликлиника города Алматы»
Сейлханова Даметкен Каиржановна — врач-стоматолог-терапевт детский, ТОО «Детская стоматологическая поликлиника города Алматы»

Введение
Современная стоматология невозможна без индивидуального подхода к каждому пациенту. Это касается не только выбора метода лечения, но и построения эффективной, доброжелательной и понятной коммуникации, адаптированной к возрасту, психоэмоциональному состоянию и уровню информированности пациента.

Успешное взаимодействие врача и пациента начинается с правильного диалога. Способ подачи информации, форма общения, темп и даже интонация — всё должно соответствовать ожиданиям, опыту и потребностям конкретного человека, будь то ребёнок, подросток, взрослый или пожилой пациент.

Почему индивидуальный подход важен?
Повышает доверие пациента к врачу

Снижает уровень тревожности и страха

Повышает приверженность к лечению и профилактике

Снижает риск недопонимания и конфликтов

Формирует позитивный опыт, особенно у пациентов с негативной историей стоматологического лечения

Коммуникация с детьми
Особенности:
У детей нет сформированной логики «болит — надо лечить»

Они реагируют на атмосферу, лицо врача, интонации, поведение родителей

Не всегда могут выразить свои чувства словами

Тактика врача:
Использование методики «Tell–Show–Do» (расскажи – покажи – сделай)

Игровая форма общения

Использование мягких, образных выражений вместо медицинских терминов

Постепенное привыкание: на первом приёме — знакомство, на втором — простая процедура

Поощрение: наклейки, похвала, «диплом храбрости»

Работа с родителями: не запугивать, не спешить, не вмешиваться в работу врача

Коммуникация с подростками
Особенности:
Повышенная чувствительность к контролю

Склонность к сопротивлению и самостоятельным решениям

Эмоциональная нестабильность

Стремление к внешней привлекательности и социальной оценке

Тактика врача:
Обращение напрямую к подростку, а не только к родителям

Объяснение важности лечения на уровне, понятном и значимом для него

Подчёркивание пользы лечения для внешности и уверенности

Уважительное отношение, открытый диалог без давления

Приватность, возможность поговорить без родителей (по согласованию)

Коммуникация со взрослыми пациентами
Особенности:
Разный уровень осведомлённости

Часто имеют страх из-за прошлого опыта

Требуют подробной информации и возможности выбора

Могут сочетать заботу о себе с заботой о детях или родителях

Тактика врача:
Уточнение ожиданий и предпочтений

Чёткое и понятное объяснение диагноза и плана лечения

Презентация вариантов с учётом времени, бюджета, эстетических и функциональных запросов

Поддержка, особенно при тревожности или страхе

Обращение по имени, создание профессиональной и дружелюбной атмосферы

Коммуникация с пожилыми пациентами
Особенности:
Могут иметь хронические заболевания, сниженное зрение, слух

Снижение когнитивных функций, трудности с адаптацией

Эмоциональная чувствительность, боязнь боли и непонимания

Тактика врача:
Медленный, чёткий темп речи

Повторение ключевой информации

Поддержка родственников, но с сохранением уважения к самому пациенту

Учитывание сопутствующих заболеваний при выборе методик

Обратная связь: «Правильно ли вы поняли?», «Есть ли вопросы?»

Поддержка чувства самостоятельности и достоинства

Общие принципы эффективной коммуникации
Уважительное отношение — независимо от возраста, социального статуса и состояния зубов.

Позитивный настрой — избегание осуждения, обвинений или давления.

Простота объяснений — перевод медицинских терминов на понятный язык.

Обратная связь — убедиться, что пациент понял, согласен, имеет возможность задать вопросы.

Гибкость — умение адаптироваться к реакции пациента, его настроению и уровню доверия.

Заключение
Эффективная коммуникация — это основа индивидуального подхода в стоматологии. Понимание особенностей пациентов разного возраста и умение выстраивать с ними продуктивный диалог не только облегчает процесс лечения, но и способствует формированию долгосрочного доверия между врачом и пациентом.

Врач-стоматолог становится не только специалистом, но и партнёром по здоровью — с учётом возраста, характера, потребностей и жизненных обстоятельств каждого пациента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *