Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ПОСМЕРТНОЕ ДОНОРСТВО: АКТ ГУМАНИЗМА ИЛИ КОММЕРЦИЯ?


1 августа 2017, 04:14 | 1 996 просмотров



Решение по «посмертному донорству» казахстанцев могут прописать в удостоверении личности или в водительских правах.

Об этом сообщил министр здравоохранения Елжан Биртанов во время проведения 5-го Международного конгресса «Здоровье для всех», сообщает канал 24.KZ. Согласно «презумпции согласия», которым руководствуются казахстанские медики — если человек не дал при жизни письменный отказ, то по этому закону он может после смерти стать донором. Как заявляет господин Биртанов, закон, разрешающий трупную трансплантацию, был принят в Казахстане в 2009 году и полноценно обсуждался с общественностью. Да, именно в таком порядке: сначала закон был принят, а потом его стали «полноценно» обсуждать. Вот и сейчас, принимая решение по «посмертному донорству», никто не спрашивает мнение народа. Какое количество граждан знает о существовании вышеуказанного закона? Многие ли носят с собой документ, запрещающий изъятие своих органов в случае смерти?

Думается мне, что таковых, если они имеются, очень и очень мало. Значительное число казахстанцев справедливо опасается, что данная информация может быть использована против них в недобросовестных целях. Ведь теоретически можно допустить ситуацию, когда врачи, зная о согласии стать донором, не будут в критический момент пытаться спасти жизнь человека. Может, именно поэтому даже те люди, которые в общем-то положительно относятся к трансплантации, высказывают некоторые сомнения, когда речь заходит о согласии стать посмертным донором.

Ссылки наших высокопоставленных чиновников на наработки Запада кажутся мне лично не совсем корректными, так как степени доверия к отечественной и заграничной медицине у первой значительно ниже, хотя бы из-за факторов практически повсеместной коррупции в наших клиниках. Не будут ли случаи с донорством «оправдываться» так называемой «экономической целесообразностью», когда органы станут обычным товаром?

В последнее время обществу не перестают внушать, что «посмертное донорство» — процесс, осуществляемый с телом после наступившей смерти, а конкретно — после констатации смерти мозга. В этом принципиальное отличие от прежних представлениях о смерти. Прежде человека объявляли мертвым, если у него не было дыхания, сердцебиения, отсутствовали рефлексы, зрачок не реагировал на свет, присутствовало трупное окоченение и трупные пятна. Получается, что сейчас для «зачисления в покойники» достаточно быть без сознания, хотя и дышать при этом. При навязывании обществу «посмертного донорства» такая констатация смерти очень удобна: человек фактически жив и его органы пригодны для пересадки. Выходит, что врачи не будут учитывать обратимый и необратимый характеры комы? Стоит ли тратить время, усилия и средства на то, что напротив может принести немалую прибыль? Хочется верить, что наше общество постепенно придет к цивилизованному пониманию «трупного донорства», но для начала, мне кажется, отечественная медицина должна заслужить беспрекословное доверие граждан, чтобы исключить вышеозвученные сомения. А пока….

…Можно сколько угодно говорить красивые и высокопарные слова относительно спасения жизней благодаря «посмертному донорству». Если все это «подвести под философию», то можно заплакать от умиления. А это гораздо лучше, чем рыдать как родственники недавно «разобранного на органы» парня из Актобе. Трудно представить себе состояние матери и родных людей молодого человека, когда они узнали о совершенном деянии врачей. И думаю, их меньше всего утешил тот факт, что все сделано врачами на законном основании. Но если жертвенность подается как акт гуманизма, то почему в этой гуманности отказали людям, которые узнали сначала о смерти родного человека, а следом — об изъятии у него двух почек?

Автор:
7sunews.kz